Корпоротивное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:24, курс лекций

Описание

1. Понятие, предмет и метод КП. Понятие Корпоративного права.
Корпоративное право – подотрасль гражданского права, нормы которой направлены на регулирование общественных отношений по организации и деятельности предприятий и организаций, выступающих субъектами гражданского права. В РФ корпоративное право часто называют правом хозяйственных товариществ и обществ.
Существует еще одно определение. Корпоративное право – это система общеобязательных для корпорации норм, которые устанавливаются органами управления корпорации и выражают волю ее членов. Нормы корпорации обязательны для исполнения всеми участниками корпорации и охраняются силой корпоративного принуждения.Т.о. существует двоякое толкование корпоративного права. В узком смысле – это система правил, установленных собственником или администрацией коммерческой организации и регулирующая правоотношения внутри данной организации.
В широком смысле – это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ (коммерческих организаций). При более детальном рассмотрении можно сделать вывод о едином смысле трактовок КП, т.к. все правила, установленные организациями не должны противоречить действующему законодательству РФ.
Предмет КП. Предмет КП – это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу создания, деятельности и правового положения хозяйственных субъектов (КО). Говоря о предмете КП необходимо подчеркнуть его специфику, т.к. КП является не самостоятельной отраслью, а лишь подотраслью ГП, т.е. выступает его составной частью.
При этом КП является подотраслью достаточно узкой специальности. Для КП особое значение имеет правовое регулирование субъектного состава гражданских правоотношений, - а именно юридических лиц, в числе которых выделяют коммерческие организации. Регулирование субъективного состава гр. Правоотношений входит так же в сферу других подотраслей ГП (коммерческого, предпринимательского, акционерного, хозяйственного права), однако предмет КП несколько шире и говорить здесь можно о сходстве предмета регулирования КП и других подотраслей.
Метод КП. К числу методов КП следует причислить императивные и диспозитивные методы.

Работа состоит из  1 файл

корпаротив прав.docx

— 241.15 Кб (Скачать документ)

Наряду с обычаями делового оборота источником корпоративного права, по мнению Т.В. Кашаниной, являются корпоративные деловые обыкновения, под которыми понимается устоявшаяся практика, заведенный порядок дел. Действительно, в процессе деятельности внутри корпорации складывается определенный порядок ведения дел, определенные привычки и традиции, которые не закреплены в каких-либо внутренних документах корпорации, но которым следуют все участники корпорации.

Становление и  состояние российского корпоративного законодательства. История становления  российского корпоративного законодательства Российскому дореволюционному законодательству было известно акционерное товарищество, которое, как отмечал Г.Ф. Шершеневич, представляет собой "высшее выражение капиталистического элемента", что означает сокращение в акционерном обществе личного участия и уменьшение объема ответственности. Акционерное товарищество рассматривалось как договорное соединение лиц для совместного производства торгового промысла с ограниченной определенным вкладом ответственностью каждого участника.

ГК РФ 1922 г. определял акционерное  общество (паевое товарищество) как  уставное товарищество с правами  юридического лица, создаваемое в  разрешительном порядке, уставный капитал  которого разделен на определенное число  равных акций. Каждый участник акционерного общества отвечает только в пределах стоимости принадлежащих ему  акций*.

История современного акционерного законодательства начинается с 1990 г., когда  постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. N 590 были утверждены Положение  об акционерных обществах и обществах  с ограниченной ответственностью и  Положение о ценных бумагах.

Положение об акционерных  обществах и обществах с ограниченной ответственностью определяло акционерное  общество как общество, имеющее уставный фонд, разделенный на определенное число акций равной номинальной  стоимости, и несущее ответственность  по обязательствам только своим имуществом. Акционеры несут убытки лишь в  пределах стоимости принадлежащих  им акций. По положению акционерное  общество могло выпускать именные  акции, владельцами которых могли  быть только граждане, и акции на предъявителя. Акции отчуждались  свободно, без согласия акционерного общества, если иное не было предусмотрено  уставом.

Создание акционерного общества включало в себя: заявление учредителей  о намерении создать акционерное  общество, осуществление подписки на акции, проведение учредительной конференции  и государственную регистрацию  акционерного общества. Учредительным  документом акционерного общества являлся  только устав.

Союзное Положение об акционерных  обществах, утвержденное постановлением Совмина СССР от 19 июня 1990 г. N 590, действовало  на территории РФ довольно короткий промежуток времени, так как постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 было утверждено Положение  об акционерных обществах, действовавшее  вплоть до 1996 г.) (далее - Положение N 601). Следует с сожалением признать, что Положение N 601 по качеству уступало союзному акту и содержало, кроме того, довольно грубые ошибки и неточности. Прежде всего Положение N 601 ввело деление акционерного общества на открытое и закрытое, которое сохраняется и по сей день, хотя и не является оправданным. Акции открытого акционерного общества переходят от одного лица к другому без согласия других акционеров, а акции закрытого акционерного общества - только с согласия большинства акционеров, если иное не оговорено в уставе (п. 7 Положения N 601).

По Положению N 601 акционеры  отвечают по обязательствам общества в пределах личного вклада в капитал (п. 8), хотя ясно, что речь идет только о возмещении убытков в пределах стоимости акций, принадлежащих  акционерам. Акции объявлялись только именными, и именно с тех пор  в обороте не стало акций на предъявителя.

Наконец, Положение N 601 изменило порядок создания акционерного общества. Вслед за Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", который устанавливал одинаковый набор учредительных документов для всех коммерческих организаций - устав и учредительный договор, Положение N 601 также определяло, что учредительными документами акционерного общества являются заявка, представляющая собой формальный договор между учредителями, устав и протокол учредительного собрания (кроме случая, когда у акционерного общества один учредитель).

В отличие от союзного Положения  об акционерных обществах, утвержденного  постановлением Совмина СССР от 19 июня 1990 г. N 590, по Положению N 601 учредители акционерного общества становились и его первыми  акционерами: все акции размещались  между учредителями и покрывались  подпиской в определенные сроки.

Необходимо отметить, что  почти одновременно с Положением N 601 было принято Положение о выпуске  и обращении ценных бумаг и  фондовых биржах в РСФСР, утвержденное постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78. Положение предусматривало, что все ценные бумаги, в том числе акции акционерных обществ, должны пройти государственную регистрацию в Министерстве экономики и финансов РСФСР. Порядок же регистрации определялся Инструкцией Минфина от 3 марта 1992 г. N 2 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации".

Несмотря на наличие таких  положений, являющихся лишь подзаконными актами при отсутствии каких-либо законодательных  актов, начало 90-х гг. XX в. ознаменовалось колоссальными махинациями и  обманом вкладчиков - акционеров. В  обороте находились акции акционерных  обществ, не прошедшие государственную  регистрацию. Акции выпускались  юридическими лицами, не имеющими вообще права выпускать акции (например, на рынке работало общество с ограниченной ответственностью "Хопер"), новоявленные акционерные общества занимались самокотировкой собственных акций, заранее объявляли дивиденды. В самих акционерных обществах акционеры "входили" и "выходили" из них примерно так же, как и из кооператива. Акции - если они и были - печатались самими акционерными обществами на ксероксах, не передавались наследникам. Наглядным примером грубейшего нарушения законодательства явилась деятельность акционерного общества "МММ", выпускающего "билеты".

Указы Президента РФ, издаваемые на протяжении 90-х гг. XX в. и направленные на обеспечение гарантий прав акционеров, на упорядочение деятельности акционерных  обществ на рынке ценных бумаг, не смогли справиться с лавиной злоупотреблений  и нарушений, имевших место в  деятельности акционерных обществ. Все это не могло не вызвать  негативных социально-экономических  последствий.

Такие многочисленные злоупотребления  легкомыслием публики и доверием акционеров заставили российского  законодателя обставить возникновение  и деятельность акционерных обществ  известными гарантиями и принять  специальные законы, регулирующие правовое положение акционерных обществ  и порядок выпуска и обращения  эмиссионных ценных бумаг, прежде всего  акций. Такие федеральные законы были приняты в конце 90-х гг. прошлого века. С их принятием можно говорить о том, что процесс становления  российского корпоративного законодательства завершился.

Сегодня же корпоративное  законодательство находится в процессе совершенствования и изменения, что обусловлено изменениями  социально-экономических условий  деятельности самих акционерных  обществ, их саморазвитием, усложнением  механизмов их управления и государственного регулирования. 

2. Современное  корпоративное законодательство  Нормативные акты корпоративного законодательства возможно классифицировать по различным основаниям, в том числе и по юридической силе.

Конституция Российской Федерации Основополагающим актом в регулировании корпоративных отношений, безусловно, является Конституция РФ. Она содержит нормы, направленные на регулирование отношений в предпринимательской сфере. Так, в ст. 8 Конституции РФ говорится о том, что в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Такие гарантии являются необходимыми предпосылками для успешного развития предпринимательских объединений, и прежде всего, таких, которые связаны с движением капитала.

Гражданский кодекс Российской Федерации Среди источников корпоративного права центральное место занимает Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ). ГК РФ определяет общие вопросы правового положения юридических лиц вообще и коммерческих организаций, в частности, отсылая к специальным законам. При этом необходимо иметь в виду, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ (п. 2 ст. 3). Так, в ст. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах" записано: "В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров". Соответственно гражданско-правовые нормы, содержащиеся в этом законе, должны соответствовать ГК РФ.

Иные федеральные  законы Российской Федерации

Основу корпоративного законодательства составляют федеральные законы. К  числу важнейших специальных  законов, регламентирующих корпоративные  отношения, относятся следующие  законы:

- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных  обществах" (с изменениями и  дополнениями);

- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных  бумаг" (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите  прав и законных интересов  инвесторов на рынке ценных  бумаг" (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных  группах".

Федеральный закон "Об акционерных  обществах" (далее - Закон об АО) был  принят 26 декабря 1995 г. и введен в  действие с 1 января 1996 г. Несмотря на определенные недостатки, закон имел огромнейшее  значение для упорядочения создания, деятельности и управления акционерным  обществом, определения гарантий прав и интересов акционеров.

Закон об АО, следуя положениям ГК РФ, сохранил деление акционерного общества (далее - АО) на два типа: открытое и закрытое, определил признаки закрытого  акционерного общества. Закон детально регламентировал процедуру создания АО путем его учреждения и путем  реорганизации, порядок увеличения уставного капитала АО, а также  структуру управления АО и компетенцию  каждого из органов АО. Наконец, закон  лишь в общих чертах определял  требования по раскрытию информации акционерными обществами перед акционерами  и государственными органами.

После 1996 г. деятельность акционерных  обществ начала с большим трудом упорядочиваться. Основная проблема, выявившаяся  в их деятельности в тот период времени, - это отсутствие государственной  регистрации акций АО, наличие  в обороте акций, вообще не прошедших  государственную регистрацию, отсутствие какой-либо информации о выпуске  и размещении ценных бумаг АО. До 1996 г. порядок выпуска и обращения  ценных бумаг регулировался Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденным постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78. В соответствии с ним Министерством финансов РФ 3 марта 1992 г. была принята Инструкция N 2 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации". Именно она и перечисляла информацию и перечень документов, выключаемых в проспект эмиссии ценных бумаг. К сожалению, акционерные общества не следовали предписаниям данных нормативных актов - то ли по причине их незнания, то ли по причине непонимания природы самого акционерного общества, создаваемого именно для того, чтобы акции выпускать.

Принятый 22 апреля 1996 г. Федеральный  закон "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) регламентировал отношения, возникающие  при эмиссии и обращении эмиссионных  ценных бумаг (акций и облигаций), а также определил особенности  и порядок деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. На уровне закона были определены требования по раскрытию информации и для эмитентов, и для профессиональных участников рынка ценных бумаг. Таким образом, закон заложил нормы, направленные на обеспечение информационной прозрачности акционерных обществ - эмитентов  ценных бумаг. Кроме того, закон предусмотрел систему государственного регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Значительные изменения  в Закон о рынке ценных бумаг  были внесены Федеральным законом  от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ. Сфера действия закона была расширена: он стал регулировать отношения, возникающие не только при  эмиссии и обращении эмиссионных  ценных бумаг независимо от типа эмитента, но и при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных  федеральными законами. Была упорядочена  процедура эмиссии, были уточнены требования к содержанию проспекта ценных бумаг, к раскрытию информации эмитентами и профессиональными участниками  рынка ценных бумаг.

Несмотря на принятие и Закона об АО, и Закона о рынке ценных бумаг, практика свидетельствовала о том, что оставалась масса акционерных обществ, акции которых были выпущены до принятия Закона о рынке ценных бумаг, но не были зарегистрированы и соответственно не были зарегистрированы и отчеты об итогах выпуска этих акций. Тем не менее многие такие акционерные общества принимали решения о новых выпусках акций, в том числе и о выпуске дополнительных акций, не имея документов о регистрации первых выпусков акций. Такая ситуация привела к серьезной правовой проблеме, решение которой заняло не один год.

Данная проблема была разрешена  Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ "О государственной  регистрации выпусков акций, размещенных  до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации". В соответствии с ним выпуски  акций, размещенные до вступления в  силу Закона о рынке ценных бумаг  без государственной регистрации, подлежат государственной регистрации. Для этого эмитенту необходимо было не позднее одного года со дня вступления закона в силу, т.е. не позднее декабря 2004 г., представить документы для  государственной регистрации выпусков акций, ранее незарегистрированных. Те акционерные общества, которые  в указанный срок не представят документы  для государственной регистрации  выпусков акций, "подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную  регистрацию юридических лиц" (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ).

Информация о работе Корпоротивное право