Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:24, курс лекций
1. Понятие, предмет и метод КП. Понятие Корпоративного права.
Корпоративное право – подотрасль гражданского права, нормы которой направлены на регулирование общественных отношений по организации и деятельности предприятий и организаций, выступающих субъектами гражданского права. В РФ корпоративное право часто называют правом хозяйственных товариществ и обществ.
Существует еще одно определение. Корпоративное право – это система общеобязательных для корпорации норм, которые устанавливаются органами управления корпорации и выражают волю ее членов. Нормы корпорации обязательны для исполнения всеми участниками корпорации и охраняются силой корпоративного принуждения.Т.о. существует двоякое толкование корпоративного права. В узком смысле – это система правил, установленных собственником или администрацией коммерческой организации и регулирующая правоотношения внутри данной организации.
В широком смысле – это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ (коммерческих организаций). При более детальном рассмотрении можно сделать вывод о едином смысле трактовок КП, т.к. все правила, установленные организациями не должны противоречить действующему законодательству РФ.
Предмет КП. Предмет КП – это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу создания, деятельности и правового положения хозяйственных субъектов (КО). Говоря о предмете КП необходимо подчеркнуть его специфику, т.к. КП является не самостоятельной отраслью, а лишь подотраслью ГП, т.е. выступает его составной частью.
При этом КП является подотраслью достаточно узкой специальности. Для КП особое значение имеет правовое регулирование субъектного состава гражданских правоотношений, - а именно юридических лиц, в числе которых выделяют коммерческие организации. Регулирование субъективного состава гр. Правоотношений входит так же в сферу других подотраслей ГП (коммерческого, предпринимательского, акционерного, хозяйственного права), однако предмет КП несколько шире и говорить здесь можно о сходстве предмета регулирования КП и других подотраслей.
Метод КП. К числу методов КП следует причислить императивные и диспозитивные методы.
Как локальный акт, корпоративный договор приобретает свое функциональное значение и в отношениях с третьими лицами, поскольку необходимо учитывать не только интересы участников, но и требования делового оборота.
Общегосударственные нормы. Корпоративное право, прежде всего, есть совокупность гражданско-правовых норм. В более широком смысле это совокупность не только норм гражданского законодательства, но и локальных норм, регламентирующих корпоративные отношения. Корпоративным правом может быть обозначено также корпоративное законодательство, которое включает в себя законодательные акты различных отраслей права.
Понимание корпоративного права
как совокупности гражданско-правовых
норм акцентирует внимание на том, что
первое место в иерархии регулирования
корпоративных отношений
Учитывая сказанное, ГК РФ
можно считать главным
4. Понятие корпоративных правоотношений. Корпоративные отношения необходимо, прежде всего, понимать как комплексные - имущественные и связанные с ними неимущественные (организационные) отношения.
Субъекты, вступая в корпоративные
отношения (особые отношения собственности),
выступают как равные, свободные,
неконсолидированные
Кроме того, в корпоративных
отношениях через перераспределение
экономических возможностей субъекты
как участники (по общему правилу) "уравниваются"
в целях рационального
В корпоративных правоотношениях
права и обязанности участников
выступают формами
Вместе с тем обязанности
участников в корпоративных
Корпоративные отношения есть отношения, основанные на автономии воль субъектов-участников.
Корпоративные отношения
как имущественные и связанные
с ними организационные отношения
основываются на равенстве, автономии
воли, имущественной
Итак, место корпоративных отношений в предмете гражданско-правового регулирования обусловливается их экономической сущностью и юридической природой, а также особенностями (степенью) выражения приемов и способов гражданско-правового регулирования этих отношений, а поэтому они могут быть обозначены как предмет самостоятельной подотрасли гражданского права - корпоративного права
Таким образом, корпоративные правоотношения, как и обязательственные правоотношения и правоотношения собственности, есть правоотношения, основанные на реализации действия принципа равенства, в которых это равенство преобразуется в баланс прав и обязанностей участников, формируя их статусы - статусы участников конкретных гражданско-правовых отношений.
5. Виды корпоративных правоотношений. Виды корпоративных правоотношений классифицируют в зависимости от оснований.
Относительные. В относительных правоотношениях субъекты определяются с достаточной четкостью, для того чтобы их индивидуализировать. В относительных правоотношениях налицо несколько субъектов, наделенных правами и обязанностями по отношению друг к другу. Например, в товариществе само товарищество и его участники связаны между собой отношениями участия.
Абсолютные правоотношения предполагают наличие указания лишь на одного субъекта, наделенного определенными правами по отношению к неопределенному кругу лиц. Этот субъект обладает субъективным правом и этому праву противостоит юридическая обязанность неопределенного круга лиц.
Простые правоотношения характеризуются наличием двух субъектов, сложные – включают трех и более субъектов.
1. Понятие и
виды источников
Нормативные акты Прежде всего источниками корпоративного права являются нормативные акты, в которых выражены особенности правового регулирования корпоративных отношений. Совокупность комплексных нормативных актов, т.е. нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих корпоративные отношения, является корпоративным законодательством.
Законодательство строится,
как правило, исходя из практических
интересов и потребностей, поэтому
включает разные по своей отраслевой
природе нормы, чтобы учесть определенные
связи между различными общественными
отношениями (гражданскими, административными
и др.) и комплексно их урегулировать.
Это правило распространяется и
на корпоративное
Корпоративное законодательство объединяет прежде всего нормы частного права. Именно они составляют основу корпоративного законодательства. Вместе с тем в него включены и нормы публичного права, связанные с государственным регулированием корпораций. Законодательное регулирование корпораций должно учитывать интересы не только акционеров, но и иных лиц (наемных работников, партнеров, органов государственной и местной власти, населения), общества и государства в целом. В системе отношений "общество - бизнес" деятельность корпорации способствует увеличению всеобщего богатства и оптимизации производства, служит интересам общества в целом.
Корпоративное законодательство содержит поэтому и нормы публичного права. Например, закон обязывает открытые акционерные общества проводить ежегодный аудит, раскрывать информацию в том объеме и порядке, которые определены нормативными актами о раскрытии информации. Акционерные общества обязаны следовать этим нормам, и в случае их неисполнения будут нести ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством.
Говоря о корпоративном
законодательстве как источнике
корпоративного права, следует обратить
внимание на ту закономерность, которая
характерна вообще для нормативно-правового
режима предпринимательства, а именно:
чем меньше нормативно-правового
регулирования коммерческих отношений,
тем больше возможностей для саморегулирования
этих отношений. Нормативно-правовые формы
должны определять лишь необходимые
требования, предъявляемые к
Следовательно, должен быть определенный баланс между законодательным регулированием и саморегулированием корпорацией. Необходимо иметь в виду две тенденции в регулировании корпоративных отношений. Первая состоит в том, что законодательство устанавливает и должно устанавливать только общие, обязательные правила. Это так называемое "жесткое" регулирование корпоративных отношений, выражающееся в наличии устойчивого законодательства на уровне федеральных законов. Это регулирование является в основном императивным, но не лишено и диспозитивных норм.
Например, изменения в Федеральный закон "Об акционерных обществах", внесенные Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ, были направлены на сокращение "уставотворчества", сокращение числа диспозитивных норм. Если в первоначальной редакции закона 1995 г. во многих статьях было предусмотрено, что "иное может быть предусмотрено уставом", то в редакции Федерального закона "Об акционерных обществах" от 7 августа 2001 г. эта возможность во многих случаях была исключена, было предусмотрено, что действует только норма закона. Если первоначально кумулятивное голосование при выборах членов совета директоров было обязательно только для акционерных обществ с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000, и могло быть предусмотрено уставом в акционерных обществах с числом акционеров - владельцев голосующих акций 1000 и менее, то редакция этого федерального закона от 24 февраля 2004 г. N 5-ФЗ содержит императивное правило, предусматривающее, что выборы членов совета директоров общества осуществляются кумулятивным голосованием (п. 4 ст. 66 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Законодательство создает
основу для правового регулирования
корпоративных отношений, но оно
не может и не должно стремиться
урегулировать в деталях все
вопросы деятельности общества. Поэтому
оно либо вообще не содержит норм, регулирующих
соответствующие отношения (причем
далеко не всегда отсутствие регулирования
является пробелом в законодательстве),
либо устанавливает общее правило,
оставляя за участниками таких отношений
возможность выбора варианта поведения.
Иными словами, должен быть правильный
баланс между государственным
Вторая тенденция в
регулировании корпоративных
Корпоративные нормы Корпорации сами устанавливают обязательные для своих участников правила поведения - корпоративные нормы. В основном они базируются на общих принципах добросовестности, разумности и справедливости, учета интересов всех участников корпорации. Если такая корпоративная норма учитывает интересы всех (или большинства) участников корпорации, то она является выражением их воли. Сформированная в обществе воля - это и есть правовая норма, которая признается общей волей участников корпоративного объединения. Поэтому морально-этические стандарты разумности, справедливости и добросовестности также рассматриваются как составная часть в регулировании корпоративных отношений и приобретают все большее значение в деятельности акционерных обществ. Такие этические нормы, регулирующие корпоративные отношения, изложены в Кодексе корпоративного поведения, рекомендованном акционерным обществам к применению.
Таким образом, этические нормы, используемые в деловом сообществе и основанные на принципах разумности, справедливости и добросовестности, являются составной частью источников корпоративного права и формируют устойчивые стереотипы поведения, общие для всех участников корпоративных отношений.
Нормы международного права Другим источником корпоративного права являются нормы международного права.
Согласно Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Если общепризнанными
принципами и нормами международного
права или международным
Обычаи делового
оборота и корпоративные