Методика судебно-бухгалтерской экспертизы налоговых преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является криминологическая и уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений, а также система мер их предупреждения и раскрытия.
Учитывая сказанное, в задачи представленной работы входит:
- рассмотреть криминалистическую характеристику налоговых преступлений;
- раскрыть сущность и механизмы реализации уклонения от налогов.
- провести судебно-бухгалтерскую экспертизу, на предмет выявления уклонения от уплаты налогов

Содержание

Введение………………………………………………………………………….5
Глава 1 Понятие налогового преступления и его юридическое значение
1.1 Понятие, признаки и элементы состава налогового правонарушения…6-9
1.2 Разграничение налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы……………………………………………………………..…….……9-12
Глава 2 Методика судебно-бухгалтерской экспертизы налоговых преступлений
2.1 Носители информации и их использование в судебно-бухгалтерской экспертизе……………………………………………………………..……..13-14
2.2 Методические приемы экспертного исследования. Способы исследования отдельного учетного документа………………………………….…..……..14-20
Глава 3 СБЭ и другие формы финансового контроля на предприятии ООО «Бурни»
3.1 Проведение СБЭ на предприятии ООО «Бурни»……..………….……21-24
3.2 Заключение эксперта……………………………………….…….….…..24-28
Заключение………………………………………………………………..……29
Список литературы……………………………………….………..…….……30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 56.36 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….5

Глава 1 Понятие  налогового преступления и его юридическое  значение

1.1 Понятие, признаки и  элементы состава налогового  правонарушения…6-9

1.2 Разграничение налоговых  правонарушений, налоговых преступлений  и административных правонарушений, направленных против налоговой  системы……………………………………………………………..…….……9-12

Глава 2 Методика судебно-бухгалтерской экспертизы налоговых преступлений

2.1 Носители информации  и их использование в судебно-бухгалтерской  экспертизе……………………………………………………………..……..13-14

2.2 Методические приемы экспертного исследования. Способы исследования отдельного учетного документа………………………………….…..……..14-20

Глава 3 СБЭ и другие формы финансового контроля  на предприятии ООО «Бурни»

3.1 Проведение СБЭ на предприятии ООО «Бурни»……..………….……21-24

3.2 Заключение эксперта……………………………………….…….….…..24-28

Заключение………………………………………………………………..……29

Список литературы……………………………………….………..…….……30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема способов раскрытия  налоговых преступлений изучалась  многими авторами. Но некоторые вопросы  ещё недостаточно изучены. В частности, в работах по данной теме скудно освещена методика расследования налоговых  преступлений. Особенно мало внимания уделяется тактике проведения отдельных следственных действий, хотя данный вопрос требует пристального внимания. Раскрытие сущности механизмов реализации уклонения от налогов помогло бы как опытным следователям, так и молодым специалистам ориентироваться в многообразии и в итоге увеличить число раскрываемых преступлений. Таким образом, данное исследование представляется значимым и актуальным.

Актуальность данной работы продиктована несовершенством налоговой  системы, ведущей к увеличению налоговых  преступлений. Это, в свою очередь, требует  разработки единой, теоретически обоснованной, методики расследования налоговых преступлений.

Объектом исследования данной курсовой работы является ООО «Бурни»

Предметом является характеристика личности, места, времени и условий  совершения налогового преступления.

Целью курсовой работы является криминологическая и уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений, а также система мер их предупреждения и раскрытия.

Учитывая сказанное, в  задачи представленной работы входит:

- рассмотреть криминалистическую  характеристику налоговых преступлений;

-       раскрыть  сущность и механизмы реализации  уклонения от налогов.

-   провести судебно-бухгалтерскую  экспертизу, на предмет выявления  уклонения от уплаты налогов

 

 

 

Глава 1. Налоговое правонарушение и его юридическое значение

 

1.1 Понятие, признаки  и элементы состава налогового  правонарушения

Налоговое правонарушение - это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие и бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в соответствии с НК РФ.

По своему характеру и  направленности все налоговые правонарушения условно могут быть подразделены на четыре обособленные группы:

  1. Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи с налоговым учетом (ст. 116-117 НК РФ)
  2. Нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. 119-120 НК РФ)
  3. Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ)
  4. Нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности налоговых администраций (ст. 125-129.1 НК РФ)

«В зависимости от объекта можно выделить два основных вида налоговых правонарушений:

а) правонарушения, посягающие на налоговые отношения, связанные  с непосредственным осуществлением налоговых изъятий и непосредственно  влекущие финансовые потери государства;

б) правонарушения, посягающие на отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка управления в сфере налогообложения.»1

Глава 16 НК РФ устанавливает  меры ответственности только в отношении  обязанных участников налоговых  отношений, то есть в отношении тех, которые так или иначе, но в  конечном итоге несут обязанности перед бюджетной системой государства. Это налогоплательщики, налоговые агенты, а также иные обязанные лица. Никаких специальных мер ответственности в отношении представителей государства НК РФ не установлено. Поэтому представляется, что анализ видов налоговых правонарушений следует осуществлять именно в тех рамках гл. 16 НК РФ, которые и определил законодатель.

Предметом правового регулирования законодательством о налогах и сборах является шесть видов самостоятельных налоговых отношений:

- отношения по установлению  налогов и сборов;

- отношения по введению  налогов и сборов;

- отношения по взиманию  налогов и сборов;

-отношения, возникающие  в процессе осуществления налогового  контроля;

- отношения, возникающие  в процессе обжалования актов  налоговых органов, действий (бездействия)  их должностных лиц;

- отношения, возникающие  в процессе привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Особое место в системе  мер государственно-правового принуждения  в налоговой сфере занимают меры налогового взыскания (меры ответственности  в налоговой сфере), которые и  является предметом настоящего исследования.

Предназначение системы  налоговых правонарушений - обеспечить надлежащее исполнение обязанными лицами возложенных на них обязанностей, то есть каждый, предусмотренный законом  вид налогового правонарушения и  соответствующая мера ответственности  за его совершение, должны обеспечивать ту или иную обязанность обязанного лица. В противном случае, может  сложиться ситуация, когда законодательством будет предусмотрена определенная обязанность, а обеспечительные меры ответственности за ее неисполнение будут не предусмотрены, что неизбежно повлечет для существующего правопорядка негативные последствия.

Классификация налоговых  правонарушений производится по различным  критериям: объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне.

«В соответствии с представлениями  теории права объектом правонарушения является то на что оно направлено, т.е. те ценности и блага, которым  нанесен ущерб. В первую очередь  это, конечно же, общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом.»2

Субъектом правонарушения является лицо, совершившее правонарушение и подлежащее наказанию.

«Субъекта налогового правонарушения характеризуют свойства, позволяющие  применить меры ответственности. Эти  свойства различны для физических и  юридических лиц. Так, признак достижения лицом установленного законом возраста свойствен только физическим лицам. Поэтому для четкого установления характеристик субъектов нарушений  налогового законодательства, прежде всего, выделяют группы субъектов: физические лица и юридические лица.»3

Физические лица как субъекты нарушений налогового законодательства подразделяются на две категории.

К первой относятся те, которые  участвуют в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков, налоговых  агентов; ко второй — те, которые участвуют в этих отношениях в качестве должностных лиц.

К ответственности за нарушения  налогового законодательства физические лица, как обладающие статусом должностных лиц, так и не обладающие им, могут быть привлечены только при условии достижения установленного законом возраста и вменяемости.

Можно сделать вывод, что  субъектом ответственности за нарушения  налогового законодательства является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В установленных законом случаях субъект может характеризоваться дополнительными признаками (статус должностного лица и т.п.).

«В зависимости от внешнего выражения противоправного деяния, а именно, в зависимости от наличия  действий или бездействия в объективной  стороне налогового правонарушения, можно выделить:

- налоговые правонарушения, совершаемые в результате действия;

- налоговые правонарушения, совершаемые в результате бездействия;

- налоговые правонарушения, совершаемые в результате совокупности  действий и бездействия.»4

 

1.2 Разграничение  налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы

 

Совершаемые в обществе правонарушения не однородны по своему характеру, однако по степени общественной опасности  и юридическому оформлению теория права  объединяет их в две группы: преступления и проступки.5

В соответствии со ст.199 УК РФ, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления  налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Налоговое правонарушение считается  совершенным в нарушение законодательства о налогах и сборах, если оно  выразилось:

- в неисполнении обязанностей, предусмотренных НК РФ и иными  законодательными актами (например, в невыполнении налогоплательщиком  обязанности уплачивать налоговый  платеж в бюджет, в невыполнении  налоговым агентом обязанности  по удержанию и (или) перечислению  налогов);

- в нарушении установленных  запретов или предписаний (например, в несоблюдении порядка владения, пользования и (или) распоряжению  имуществом, на которое был наложен  арест).

В сфере налоговых правоотношений, в зависимости от степени общественной опасности, все правонарушения можно  подразделить на налоговые преступления (меры ответственности, за которые предусмотрены  нормами уголовного права) и правонарушения, которые не имеют характера налогового преступления.

Среди оснований привлечения  к ответственности за нарушения  законодательства о налогах и  сборах можно выделить:

- налоговые правонарушения;

- нарушения законодательства  о налогах и сборах, содержащие  признаки административных правонарушений (налоговые проступки);

- преступления, связанные  с нарушением законодательства  о налогах и сборах (налоговые  преступления).6

Термин "налоговое правонарушение" может использоваться и пониматься в двух смыслах - в "широком" и "узком".

Налоговое правонарушение в "широком" смысле представляет собой  любое виновное наказуемое противоправное деяние, совершенное в сфере налогообложения, выражающееся в нарушении норм законодательства о налогах и сборах и налогового законодательства в целом, вне зависимости  от того, нормами какой отрасли  законодательства установлена конкретная ответственность за совершение такого противоправного деяния.

Непосредственно налоговые  правонарушения - это только те правонарушения, ответственность за которые установлена  соответствующими статьями гл. 16 НК РФ. Основным отличием налогового правонарушение в его "узком" смысле выступает  фактор правового источника, в котором  юридически закреплен порядок применения предусмотренных за такое противоправное деяние мер государственного воздействия - иначе говоря, "фактор правовой природы ответственности".

«Налоговое правонарушение в "узком" смысле представляет собой  виновно совершенное в сфере  налогообложения противоправное (т.е. в нарушение законодательства о  налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за совершение которого установлена  юридическая ответственность законодательством  о налогах и сборах.»7

В сфере налогообложения  можно выделить три вида налоговых  правонарушений:

  1. налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена НК РФ;
  2. административные правонарушения в сфере налогообложения (налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена КоАП РФ);
  3. уголовные правонарушения (преступления) в сфере налогообложения (налоговые преступления, ответственность за совершение которых установлена УК РФ).

Информация о работе Методика судебно-бухгалтерской экспертизы налоговых преступлений