Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:50, реферат
Формы альтернативного разрешения споров (АРС) присутствуют в Канаде в течение 200 лет, так как уже первые поселенцы, прибывшие в Канаду из Великобритании и Европы, принесли с собой методы разрешения споров, используемые в этих странах, в основном третейский суд. Однако традиционно основное количество споров рассматривалось государственным судом. По мере роста количества дел, увеличения нагрузки на суды и возрастания судебных издержек сторон начался поиск более совершенных способов разрешения этих споров.
Нормативное регулирование
АРС
КАНАДА.
Формы альтернативного разрешения споров (АРС) присутствуют в Канаде в течение 200 лет, так как уже первые поселенцы, прибывшие в Канаду из Великобритании и Европы, принесли с собой методы разрешения споров, используемые в этих странах, в основном третейский суд. Однако традиционно основное количество споров рассматривалось государственным судом. По мере роста количества дел, увеличения нагрузки на суды и возрастания судебных издержек сторон начался поиск более совершенных способов разрешения этих споров.
В Канаде третейские
судьи и посредники, как правило,
практикуют в конкретной области
спора, например, некоторые принимают
назначение только при спорах в области
трудовых или земельных отношений.
Посредничество и третейский суд признаются
прибегающими к ним сторонами такими методами
урегулирования споров, которые позволяют
сторонам поддерживать деловые отношения
и в будущем. С 1980-х годов начался рост
использования способов альтернативного
разрешения споров.
Законодательство,
устанавливающее уровень необходимого
опыта и знаний для работы третейским
судьей или посредником, в Канаде отсутствует.
Для выполнения такого рода работы может
быть нанят любой человек. При проблеме
выделения критериев для избрания посредником
или судьей проявилась проблема особой
специфики в разных районах страны, наличием
в провинциях и территориях собственного
законодательства. В 1974 году небольшая
группа третейских судей из Торонто провела
встречу, на которой был сформирован Канадский
Институт арбитража (КИА). Его целью была
названа разработка системы определения
компетенции третейских судей и побуждение
вовлеченных в спор сторон более широко
использовать АРС. Затем был открыт Национальный
Институт арбитража, основными задачами
которого назывались: 1) объединение людей
со схожими интересами и задачами; 2) предоставление
всем членам Института равных прав; 3) наличие
плана финансирования деятельности Института;
4) избрание добровольных лидеров на основании
демократического процесса; 5) принятие
устава, разработанного членами института;
6) установление требований вступления
в члены; 7) предоставление членам различных
возможностей и их участие в программах,
отвечающих их нуждам; 8) увеличение численности
членов для более широкой поддержки поставленных
Институтом целей.
К началу 80-х
годов на собраниях Института
присутствовали представители других
регионов, а в 1984 году Институт стал
национальной группой и был избран
его президент. Региональные офисы
Института были открыты по всей Канаде
как отделения Института для предоставления
услуг национальным членам, проживающим
в каждом регионе. В тех провинциях, где
региональные группы уже были сформированы,
им предоставили возможность стать региональными
офисами, которые функционируют в соответствии
с регламентом КИА и поддерживают его
цели.
К 1988 году в Канаде
стал наблюдаться растущий спрос
на посредников, программы обучения
посредничеству и стандарты посредничества.
Институт стал называться Канадский
Институт арбитража и посредничества
(КИАП) и стал вести работу по разработке
новых программ обучения посредничеству.
В настоящее
время КИАП работает в направлении
разработки стандартов и обучения как
третейскому суду, так и посредничеству,
проводит обучение процессу третейского
суда и посредничеству в области
коммерческих споров. После включения
программ посредничества к 1993 году численность
КИАП по всей Канаде выросла до 1800 человек.
Аспект семейных
споров в основном представлен организацией
под названием «Family Mediation Canada», которая
также имеет филиалы в каждом регионе.
В ней состоят добровольными членами 1500
человек, которые распространяют стандарты,
проводят обучение и сертификацию практикующих
посредников, специализирующихся в области
семейных споров.
В качестве целей
Института сформулированы такие, как
продвижение и всестороннее использование
АРС путем повышения уровня образованности
и осведомленности общественности, разработка
учебных материалов и стандартов; предоставление
реестров третейских судей и посредников
лицам, которые хотят воспользоваться
их услугами; разработка программы поощрения
и услуг, предоставляемых членам.
Институт разрабатывает
учебные материалы по руководству
арбитражной практикой, посреднической
практикой, курсов по работе с корреспонденцией
в рамках третейского суда. Был
подготовлен национальный Кодекс профессии,
национальная процедура наказания и национальная
программа аккредитации в зависимости
от уровня опыта и пройденного официального
курса обучения. Регламент коммерческого
третейского разбирательства и коммерческого
посредничества, которые используются
компаниями и правительствами.
Отличительными
чертами канадской системы
В настоящее
время по законодательству большинства
провинций закрепляется существование
третейского суда и гарантирует проведение
региональных слушаний международных
споров. Федеральное правительство включает
пункт о процедурах разрешения споров
во все свои контракты, а правительства
провинций заключают контракты на урегулирование
возникающих споров.
Во многих провинциях
при обращении в суд требуется
представить доказательства попытки
урегулирования спора в досудебном
порядке. Так, в Британской Колумбии
в отношении дел в области
строительных споров вначале требуется
предпринять попытку урегулирования,
и только в случае неудачи дело направляется
в суд (в этом регионе ежегодно рассматривается
6000 строительных споров). Судьи могут выступать
в роли посредников в ходе досудебных
попыток достичь урегулирования.
США.
В Соединенных Штатах Америки для обозначения несудебных форм разрешения споров принят общий термин «альтернативные средства урегулирования споров» (Alternative Dispute Resolution) и официальная аббревиатура — ADR.
Американские юристы в настоящее время насчитывают около двадцати различных процедур урегулирования споров1. Общепринятым является деление АDR. на три основных вида2:
1. Переговоры (negotiation)
— урегулирование спора
2. Посредничество
(mediation) — урегулирование спора с помощью
независимого нейтрального посредника,
который способствует достижению сторонами
соглашения.
3. Арбитраж (arbitration)
— разрешение спора с помощью
независимого нейтрального
Критериями деления
служат участие в урегулировании
разногласий третьего лица или его
полномочия. Элементы этих трех основных
видов комбинируются в
АРС применяются,
в том числе, и внутри судебной
системы США. Здесь используется
термин court-annexed ADR, или буквально
«альтернативные средства, присоединенные
к суду». Применение таких процедур
уменьшает судебные расходы для
сторон и сокращает время прохождения
дела в суде. Применение court-annexed ADR предусмотрено
различными программами, правилами федеральных
судов и судов штатов. К таким процедурам
относятся: 1) «арбитраж, присоединенный
к суду» или «суд, дополненный арбитражем»
(court-annexed arbitration) — предварительное урегулирование
разногласий с помощью арбитра до начала
судебного разбирательства; 2) «упрощенный
суд присяжных» (summary jury trial) — ведение
дела в обычной манере суда присяжных,
но по упрощенным процессуальным правилам.
Вердикт присяжных в этом случае носит
рекомендательный характер; 3) «суд мелких
тяжб» (small claims judge) — относительно неформальная
и быстрая процедура разрешения споров
с небольшой суммой иска
Кроме того, в
США существует такой альтернативный
суд, как «частная судебная система» (private
court system), где разрешение споров обеспечивают
с помощью судей, ушедших в отставку. Частный
судья, или, как его именуют на практике,
«судья напрокат» (rent-a-judge), осуществляет
не только примирительные функции, но
и может вынести обязательное для сторон
решение.
Международными
коммерческими спорами
Стандартная арбитражная
оговорка звучит следующим образом:
«Любое противоречие или требование,
возникающее из или в связи
с данным контрактом, будет решаться
третейским судом в соответствии
с Правилами международного арбитража
Американской ассоциации третейских судов».
Основное внимание
американская ассоциация третейских судов
уделяет третейскому решению
споров, но по просьбе сторон, участвующих
в споре, может организовать привлечение
посредника или проведение согласительной
процедуры. Из 80 000 ежегодно разбираемых
дел около 800 имеют международный коммерческий
характер.
Председателем
в процессе обычно является один третейский
судья, хотя могут участвовать и
трое судей. В соответствии со Статьей
2(3) Правил международного арбитража сторона
может «начать процесс третейского суда,
сделав «заявление об иске», и в соответствии
со Статьей 3(1) противная сторона должна
не позднее 30 дней представить «заявление
ответчика». Третейский суд может выбирать
способ, в соответствии с которым он будет
вести рассмотрение спора (Статья 16). Могут
применяться промежуточные меры (судебный
запрет), обеспечение оплаты издержек.
Законы или правила суд применяет по своему
усмотрению (Статья 28) и имеет право требовать
начисления пени до вынесения решения
и после вынесения решения.
Ассоциацией также
разработаны: 1) процедура посредничества
при разборе жалоб; 2) схема мини-судебного
разрешения споров, по которой руководители
предприятий — сторон в юридическом
споре — встречаются в присутствии
нейтрального консультанта и, выслушав
мнения обеих сторон, пытаются сформулировать
добровольное соглашение. Процедура состоит
из 16 пунктов, изменяемых по желанию сторон.
Поскольку в
США урегулирование процедур альтернативного
разрешения и урегулирования спора относится
к компетенции штатов, существует более
2500 нормативных актов штатов, в которых
так или иначе решаются эти вопросы. Федеральными
правилами гражданского процесса предусмотрено,
что примирительная процедура может проводиться
как судьями, так и иными лицами, назначаемыми
судьей для проведения этих процедур.
К лицам, которые могут быть назначены
судом для проведения примирительной
процедуры, относятся, в частности, судебные
помощники, лица, избранные сторонами
для проведения примирительной процедуры.
В 1998 г. был принят
Закон об альтернативном разрешении
споров (Alternative Dispute Resolution Act), согласно
которому окружные суды США обязывались
предлагать сторонам спора как минимум
один из существующих способов альтернативного
разрешения и урегулирования споров, причем
рекомендовались такие, как посредничество,
независимая экспертиза и арбитраж. В
2001 г. был разработан и рекомендован для
принятия в штатах Единообразный Акт о
посредничестве (медиации) (Uniform Mediation
Act), в котором нашло свое отражение последовательное
разграничение деятельности посредника
и арбитра - лиц, чья деятельность зачастую
отождествляется, что выливается в признание
за посредником (примирителем, медиатором)
права принятия окончательного решения,
обязательного для сторон. Данный Закон
призван окончательно разделить функции
посредника, являющегося экспертом и дипломатом,
и функции арбитра (судьи).
Согласно Единообразному
акту посредник - это лицо, открыто
объявляющее себя в качестве посредника
(что является важным, поскольку не предусмотрено
государственного лицензирования деятельности
посредника). Посредничество определено
как процесс, в ходе которого посредник
обеспечивает коммуникацию и переговоры
между сторонами с целью способствования
достижению добровольного соглашения
в отношении спора. Такое определение
прямо противопоставляет посредничество
арбитражу (посредник не имеет права на
вынесение обязательного для сторон решения
по спору), а также соглашению о фактах
дела и правовому консультированию. Однако
данным Законом допускается привлечение
в ходе примирительных процедур адвокатов
и иных лиц (специалистов, переводчиков
и проч.).
Единообразный
акт о посредничестве в значительной
степени посвящен определению пределов
конфиденциальности раскрытой сторонами
в ходе процедуры примирения информации.
В частности, в нем предусмотрено, что
заявления и документы, раскрытые стороной
в ходе процедуры примирения, могут использоваться
в судебном разбирательстве без согласия
этой стороны, только если: они в любом
случае были бы раскрыты в ходе судебного
разбирательства; содержат угрозу совершения
преступления или необходимы для его предотвращения
или раскрытия; подлежат публичному раскрытию
в соответствии с законом; содержатся
в письменном соглашении сторон; сделаны
с целью обосновать или опровергнуть обвинение
посредника или другой стороны в недобросовестности
в ходе примирительной процедуры; нераскрытие
информации, по мнению юрисдикционного
органа, повлечет значительно более негативные
последствия, чем ограничение конфиденциальности
(если разбирательство связано с уголовным
преступлением либо его предметом является
требование из договора сторон, достигнутого
в ходе примирительных процедур, а в каждом
из этих случаев доказательство не может
быть получено иным образом).