Нормативное регулирование АРС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:50, реферат

Описание

Формы альтернативного разрешения споров (АРС) присутствуют в Канаде в течение 200 лет, так как уже первые поселенцы, прибывшие в Канаду из Великобритании и Европы, принесли с собой методы разрешения споров, используемые в этих странах, в основном третейский суд. Однако традиционно основное количество споров рассматривалось государственным судом. По мере роста количества дел, увеличения нагрузки на суды и возрастания судебных издержек сторон начался поиск более совершенных способов разрешения этих споров.

Работа состоит из  1 файл

сравнение медиация.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

Нормативное регулирование  АРС 

 КАНАДА.

Формы альтернативного  разрешения споров (АРС) присутствуют в Канаде в течение 200 лет, так  как уже первые поселенцы, прибывшие  в Канаду из Великобритании и Европы, принесли с собой методы разрешения споров, используемые в этих странах, в основном третейский суд. Однако традиционно основное количество споров рассматривалось государственным судом. По мере роста количества дел, увеличения нагрузки на суды и возрастания судебных издержек сторон начался поиск более совершенных способов разрешения этих споров.

В Канаде третейские судьи и посредники, как правило, практикуют в конкретной области  спора, например, некоторые принимают  назначение только при спорах в области  трудовых или земельных отношений. Посредничество и третейский суд признаются прибегающими к ним сторонами такими методами урегулирования споров, которые позволяют сторонам поддерживать деловые отношения и в будущем. С 1980-х годов начался рост использования способов альтернативного разрешения споров. 

 Законодательство, устанавливающее уровень необходимого опыта и знаний для работы третейским судьей или посредником, в Канаде отсутствует. Для выполнения такого рода работы может быть нанят любой человек. При проблеме выделения критериев для избрания посредником или судьей проявилась проблема особой специфики в разных районах страны, наличием в провинциях и территориях собственного законодательства. В 1974 году небольшая группа третейских судей из Торонто провела встречу, на которой был сформирован Канадский Институт арбитража (КИА). Его целью была названа разработка системы определения компетенции третейских судей и побуждение вовлеченных в спор сторон более широко использовать АРС. Затем был открыт Национальный Институт арбитража, основными задачами которого назывались: 1) объединение людей со схожими интересами и задачами; 2) предоставление всем членам Института равных прав; 3) наличие плана финансирования деятельности Института; 4) избрание добровольных лидеров на основании демократического процесса; 5) принятие устава, разработанного членами института; 6) установление требований вступления в члены; 7) предоставление членам различных возможностей и их участие в программах, отвечающих их нуждам; 8) увеличение численности членов для более широкой поддержки поставленных Институтом целей. 

К началу 80-х  годов на собраниях Института  присутствовали представители других регионов, а в 1984 году Институт стал национальной группой и был избран его президент. Региональные офисы  Института были открыты по всей Канаде как отделения Института для предоставления услуг национальным членам, проживающим в каждом регионе. В тех провинциях, где региональные группы уже были сформированы, им предоставили возможность стать региональными офисами, которые функционируют в соответствии с регламентом КИА и поддерживают его цели. 

К 1988 году в Канаде стал наблюдаться растущий спрос  на посредников, программы обучения посредничеству и стандарты посредничества. Институт стал называться Канадский  Институт арбитража и посредничества (КИАП) и стал вести работу по разработке новых программ обучения посредничеству. 

В настоящее  время КИАП работает в направлении  разработки стандартов и обучения как  третейскому суду, так и посредничеству, проводит обучение процессу третейского  суда и посредничеству в области коммерческих споров. После включения программ посредничества к 1993 году численность КИАП по всей Канаде выросла до 1800 человек. 

Аспект семейных споров в основном представлен организацией под названием «Family Mediation Canada», которая  также имеет филиалы в каждом регионе. В ней состоят добровольными членами 1500 человек, которые распространяют стандарты, проводят обучение и сертификацию практикующих посредников, специализирующихся в области семейных споров. 

В качестве целей  Института сформулированы такие, как продвижение и всестороннее использование АРС путем повышения уровня образованности и осведомленности общественности, разработка учебных материалов и стандартов; предоставление реестров третейских судей и посредников лицам, которые хотят воспользоваться их услугами; разработка программы поощрения и услуг, предоставляемых членам. 

Институт разрабатывает  учебные материалы по руководству  арбитражной практикой, посреднической практикой, курсов по работе с корреспонденцией в рамках третейского суда. Был  подготовлен национальный Кодекс профессии, национальная процедура наказания и национальная программа аккредитации в зависимости от уровня опыта и пройденного официального курса обучения. Регламент коммерческого третейского разбирательства и коммерческого посредничества, которые используются компаниями и правительствами. 

Отличительными  чертами канадской системы являются: 1) отсутствие взимания административной платы со сторон, которым требуются  услуги третейских судей или посредников, и платы за предоставление списков третейских судей и посредников; 2) назначение посредника или третейского судьи сторонами и отсутствие необходимости подтверждения Института в отношении назначенного ими лица. 

В настоящее  время по законодательству большинства  провинций закрепляется существование третейского суда и гарантирует проведение региональных слушаний международных споров. Федеральное правительство включает пункт о процедурах разрешения споров во все свои контракты, а правительства провинций заключают контракты на урегулирование возникающих споров. 

Во многих провинциях при обращении в суд требуется  представить доказательства попытки  урегулирования спора в досудебном порядке. Так, в Британской Колумбии в отношении дел в области  строительных споров вначале требуется  предпринять попытку урегулирования, и только в случае неудачи дело направляется в суд (в этом регионе ежегодно рассматривается 6000 строительных споров). Судьи могут выступать в роли посредников в ходе досудебных попыток достичь урегулирования. 

 

США.

В Соединенных Штатах Америки для обозначения несудебных форм разрешения споров принят общий термин «альтернативные средства урегулирования споров» (Alternative Dispute Resolution) и официальная аббревиатура — ADR.

Американские  юристы в настоящее время насчитывают  около двадцати различных процедур урегулирования споров1. Общепринятым является деление АDR. на три основных вида2:

1. Переговоры (negotiation) — урегулирование спора непосредственно  сторонами без участия иных  лиц. 

2. Посредничество (mediation) — урегулирование спора с помощью независимого нейтрального посредника, который способствует достижению сторонами соглашения. 

3. Арбитраж (arbitration) — разрешение спора с помощью  независимого нейтрального лица  — арбитра, который выносит  обязательное для сторон решение.

Критериями деления  служат участие в урегулировании разногласий третьего лица или его  полномочия. Элементы этих трех основных видов комбинируются в многообразные  варианты. Например, переговоры почти  всегда являются частью любой другой процедуры. Распространена форма «посредничество-арбитраж» (med-arb), означающая урегулирование спора с помощью посредника-арбитра, который в случае недостижения сторонами соглашения уполномочен разрешить спор в порядке арбитража. В коммерческих спорах применяется «мини-разбирательство» (mini-trial).

 

АРС применяются, в том числе, и внутри судебной системы США. Здесь используется термин court-annexed ADR, или буквально  «альтернативные средства, присоединенные к суду». Применение таких процедур уменьшает судебные расходы для  сторон и сокращает время прохождения дела в суде. Применение court-annexed ADR предусмотрено различными программами, правилами федеральных судов и судов штатов. К таким процедурам относятся: 1) «арбитраж, присоединенный к суду» или «суд, дополненный арбитражем» (court-annexed arbitration) — предварительное урегулирование разногласий с помощью арбитра до начала судебного разбирательства; 2) «упрощенный суд присяжных» (summary jury trial) — ведение дела в обычной манере суда присяжных, но по упрощенным процессуальным правилам. Вердикт присяжных в этом случае носит рекомендательный характер; 3) «суд мелких тяжб» (small claims judge) — относительно неформальная и быстрая процедура разрешения споров с небольшой суммой иска 

Кроме того, в  США существует такой альтернативный суд, как «частная судебная система» (private court system), где разрешение споров обеспечивают с помощью судей, ушедших в отставку. Частный судья, или, как его именуют на практике, «судья напрокат» (rent-a-judge), осуществляет не только примирительные функции, но и может вынести обязательное для сторон решение. 

Международными  коммерческими спорами занимается Американская Ассоциация третейских судов, работающая на основании Правил международного арбитража 1991 года, принятыми на основе Правил ЮНСИТРАЛ, с изменениями от 1 апреля 1997 года. Это общественная некоммерческая организация, имеющая штаб-квартиру в городе Нью-Йорке и большое число отделений в крупных городах по всей территории Соединенных Штатов. Слушания могут проводиться в удобном для сторон месте и не только в тех городах, где есть отделения. 

Стандартная арбитражная  оговорка звучит следующим образом: «Любое противоречие или требование, возникающее из или в связи  с данным контрактом, будет решаться третейским судом в соответствии с Правилами международного арбитража Американской ассоциации третейских судов». 

Основное внимание американская ассоциация третейских судов  уделяет третейскому решению  споров, но по просьбе сторон, участвующих  в споре, может организовать привлечение  посредника или проведение согласительной процедуры. Из 80 000 ежегодно разбираемых дел около 800 имеют международный коммерческий характер. 

Председателем в процессе обычно является один третейский судья, хотя могут участвовать и  трое судей. В соответствии со Статьей 2(3) Правил международного арбитража сторона может «начать процесс третейского суда, сделав «заявление об иске», и в соответствии со Статьей 3(1) противная сторона должна не позднее 30 дней представить «заявление ответчика». Третейский суд может выбирать способ, в соответствии с которым он будет вести рассмотрение спора (Статья 16). Могут применяться промежуточные меры (судебный запрет), обеспечение оплаты издержек. Законы или правила суд применяет по своему усмотрению (Статья 28) и имеет право требовать начисления пени до вынесения решения и после вынесения решения. 

Ассоциацией также  разработаны: 1) процедура посредничества при разборе жалоб; 2) схема мини-судебного  разрешения споров, по которой руководители предприятий — сторон в юридическом  споре — встречаются в присутствии нейтрального консультанта и, выслушав мнения обеих сторон, пытаются сформулировать добровольное соглашение. Процедура состоит из 16 пунктов, изменяемых по желанию сторон.  

Поскольку в  США урегулирование процедур альтернативного  разрешения и урегулирования спора относится к компетенции штатов, существует более 2500 нормативных актов штатов, в которых так или иначе решаются эти вопросы. Федеральными правилами гражданского процесса предусмотрено, что примирительная процедура может проводиться как судьями, так и иными лицами, назначаемыми судьей для проведения этих процедур. К лицам, которые могут быть назначены судом для проведения примирительной процедуры, относятся, в частности, судебные помощники, лица, избранные сторонами для проведения примирительной процедуры. 

В 1998 г. был принят Закон об альтернативном разрешении споров (Alternative Dispute Resolution Act), согласно которому окружные суды США обязывались  предлагать сторонам спора как минимум  один из существующих способов альтернативного разрешения и урегулирования споров, причем рекомендовались такие, как посредничество, независимая экспертиза и арбитраж. В 2001 г. был разработан и рекомендован для принятия в штатах Единообразный Акт о посредничестве (медиации)  (Uniform Mediation Act), в котором нашло свое отражение последовательное разграничение деятельности посредника и арбитра - лиц, чья деятельность зачастую отождествляется, что выливается в признание за посредником (примирителем, медиатором) права принятия окончательного решения, обязательного для сторон. Данный Закон призван окончательно разделить функции посредника, являющегося экспертом и дипломатом, и функции арбитра (судьи). 

Согласно Единообразному акту посредник - это лицо, открыто  объявляющее себя в качестве посредника (что является важным, поскольку не предусмотрено государственного лицензирования деятельности посредника). Посредничество определено как процесс, в ходе которого посредник обеспечивает коммуникацию и переговоры между сторонами с целью способствования достижению добровольного соглашения в отношении спора. Такое определение прямо противопоставляет посредничество арбитражу (посредник не имеет права на вынесение обязательного для сторон решения по спору), а также соглашению о фактах дела и правовому консультированию. Однако данным Законом допускается привлечение в ходе примирительных процедур адвокатов и иных лиц (специалистов, переводчиков и проч.). 

Единообразный акт о посредничестве в значительной степени посвящен определению пределов конфиденциальности раскрытой сторонами в ходе процедуры примирения информации. В частности, в нем предусмотрено, что заявления и документы, раскрытые стороной в ходе процедуры примирения, могут использоваться в судебном разбирательстве без согласия этой стороны, только если: они в любом случае были бы раскрыты в ходе судебного разбирательства; содержат угрозу совершения преступления или необходимы для его предотвращения или раскрытия; подлежат публичному раскрытию в соответствии с законом; содержатся в письменном соглашении сторон; сделаны с целью обосновать или опровергнуть обвинение посредника или другой стороны в недобросовестности в ходе примирительной процедуры; нераскрытие информации, по мнению юрисдикционного органа, повлечет значительно более негативные последствия, чем ограничение конфиденциальности (если разбирательство связано с уголовным преступлением либо его предметом является требование из договора сторон, достигнутого в ходе примирительных процедур, а в каждом из этих случаев доказательство не может быть получено иным образом). 

Информация о работе Нормативное регулирование АРС