Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:04, курсовая работа
Исходной предпосылкой проводимой сегодня реформы исполнительного производства является привнесение в систему исполнения современных рыночных механизмов цивилистического характера при одновременном сочетании с административными и уголовно-правовыми мерами воздействия. Это позволит создать условия для функционирования полноценной и работающей системы защиты собственника, инвестора в сфере частного права и, что особенно важно, изменить мотивацию деятельности всех участников сферы исполнения, введя её в правовое русло.
Федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве» регулирует порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и значительно укрепляет гарантии защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве. Этот закон принят одновременно с федеральным законом «О судебных приставах».
Введение...................................................................................................... 3
Глава 1.Обращение взыскания на имущество граждан .......................... 6
1.1. Понятие обращения взыскания на имущество должника.............. 6
1.2. Понятие и виды имущества................................................................ 7
1.3. Проверка принадлежности имущества должнику........................... 10
Глава 2. Процессуальный порядок обращение взыскания на имущество, 14 заработную плату и иные виды доходов граждан.
2.1. Арест имущества должника.............................................................. 14
2.2. Особенности обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина........................................................................ 20
2.3. Защита прав взыскателя и должника............................................. 23
Заключение.............................................................................................. 27
Список литературы................................................................................. 30
Федеральным
законом «Об исполнительном производстве»
предусмотрены гарантии защиты прав
сторон, участвующих в исполнительном
производстве. Стороны исполнительного
производства имеют право на обжалование
действий судебного пристава-
В соответствии со ст. 79 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при исполнении исполнительных документов в отношении граждан не может быть обращено взыскание на имущество, указанное в Перечне видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. В настоящее время при обращении взыскания на имущество граждан по исполнительным документам следует руководствоваться ст. 446 ГПК РФ; при обращении взыскания на имущество граждан по приговору суда - Перечнем имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда (Приложение № 1 к УИК РФ); при обращении взыскания на имущество организаций - соответствующими ограничениями, установленными федеральными законами.
Перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, содержится в ст. 446 ГПК РФ.
Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено па еле дующие виды имущества и предметы, принадлежащие гражданину -должнику на праве личной собственности или являющиеся его долей в общей собственности, необходимые для должника и лиц, находящихся на его иждивении:
■ жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением;
земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в предыдущем абзаце, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности;
■ предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
■
имущество, необходимое для
профессиональных занятий
гражданина-должника, за
исключением предметов, стоимость
которых превышает сто
установленных федеральным
■ племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчёлы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также хозяйственные строения и сооружения, корма, необходимые для их содержания;
■ семена, необходимые для очередного посева;
■ продукты питания и деньги на общую сумму не менее трёхкратной установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности -шестикратной установленной величины прожиточного минимума на каждого из указанных лиц;
■ топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течении отопительного сезона своего милого помещения;
■ средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
■ призы, государственные награды, почётные и памятные знаки, которыми награждён гражданин-должник.
В
связи с отсутствием
24
обстановки
и обихода», поскольку данное понятие
является субъективным и индивидуальным
термином. В противовес вопросам, на
которые пока не дан ответ, для
демократизации оценки, следует отметить,
что имущественные иммунитеты, установленные
для граждан ст. 446 ГПК РФ, являются
проекцией всей проводимой судебной
реформы, направленной в том числе
и на более содержательную защиту
такого понятия, как «права человека
и гражданина». Юридические лица-должники
также имеют определённые гарантии
в плане иммунитета определённых
видов имущества от ареста: - согласно
п. 5 ст. 21 Федерального закона «О свободе
совести и о религиозных
Согласно
ст. 37 Федерального закона «О сельскохозяйственной
кооперации» при отсутствии у
сельскохозяйственного
25
должником
в доверительное управление, за исключением
случая несостоятельности (банкротства)
этого лица. При банкротстве учредителя
управления доверительное управление
этим имуществом прекращается и оно
включается в конкурсную массу. Доверительное
управление имуществом может быть учреждено
как физическим, так и юридическим
лицом. В основном к таким мерам
прибегают несостоятельные
Заключение
Практическое применение Федерального Закона «Об исполнительном производстве» реально показало возросшие возможности судебных приставов-исполнителей в деле принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, в части наложения ареста на имущество должника, его изъятие, оценки и реализации. Вместе с тем выявились некоторые недостатки и просчеты Федеральною Закона «Об исполнительном производстве»
Не претендуя на полноту перечисления положений Федерального Закона «Об исполнительном производстве», которые нуждаются на мой взгляд, в дополнениях, изменениях и корректировке, отмечу лишь некоторые из них.
Прежде
всего, было бы правильным и своевременным
полнее провести в законе принцип
отделения исполнительного
исполнению
и возбудить исполнительное производство.
В этой же статье указано, что постановление
о возбуждении исполнительного
производства может быть обжаловано
в соответствующий суд в 10-дневный
срок. Подача жалобы является основанием
для приостановления
В пункте 2 ст. 69 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» указано, что взыскание на имущество должника обращается в том размере и объеме, которые необходимы для исполнения исполнительного документа. То есть уже на первом этапе необходимо каким-то образом оценить имущество. Согласно ст. 70 Федерал ьного Закона «Об исполнител ьном производстве», оценку должен производить судебный пристав-исполнитель.
Однако
в России действует Федеральный
закон от 29 июля 1998 г. Ы135-Ф3 «Об оценочной
деятельности в Российской Федерации»,
в соответствии с которым рыночную
стоимость имущества может
Приглашение же специалиста для оценки любого имущества является практически невозможным. Более того, арест имущества должника не означает, что это имущество будет в обязательном порядке передано на реализацию. Арест сам по себе это запрет распоряжаться указанным в акте описи и ареста имуществом, и указывать денежную стоимость такого имущества, по существу, не обязательно. Значение имеют лишь детальные описания имущества, его состояние и местонахождение, имеющие цель идентифицировать данное имущество.
Нужно
отметить, что Федеральный Закон
«Об исполнительном производстве»
во многом носит рамочный характер
и не содержит механизмов действий
судебного пристава-
28
необходимо,
без ссылок на другие законодательные
акты, достаточно подробно и точно
определить круг прав и обязанностей
сторон исполнительного производства,
порядок и способы защиты прав
сторон исполнительного производства,
порядок принудительного
В данный кодекс следовало бы внести персональную имущественную ответственность руководителя организации-должника за преднамеренное уклонение от исполнения обязательств по исполнительному документу. Данное условие позволило бы ускорить исполнение по принудительному взысканию и защитило бы права кредитора.
Очевидно,
что реформу исполнительного
производства можно будет считать
законченной при выполнении перечисленных
выше основных мероприятий и только
в том случае, если они приведут
положительным результатам, т.е. к
значительному увеличению числа
реально исполненных в
Поскольку
в настоящее время первое по значимости
место занимает уже не сам факт
вынесения решения в пользу истца,
а реальное его исполнение, необходимо
в кратчайшие сроки внести изменения
в законодательство об исполнительном
производстве, устранив наиболее существенные
его противоречия. В частности, необходимо
принять судебные толкования по противоречивым
нормам. В противном случае деятельность
судов всех уровней не будет иметь
ни малейшего смысла, правосудие будет
заканчиваться на стадии вынесения
«бумажного» решения, а сам конституционный
признак РФ как «правового» государства
превратится в фикцию.
Информация о работе Обращение взыскания на имущество граждан