Понятие и сущность законодательного процесса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:34, контрольная работа

Описание

Законодательный процесс (законотворчество) — одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

Содержание

1. Рассмотрение первого вопроса (Вопрос № 8 Понятие и сущность законодательного процесса в России).
2. Рассмотрение второго вопроса (Вопрос № 48 Содержание и сущность обязательственного права).
3. Рассмотрение третьего вопроса (Вопрос № 68 Принципы государственной службы).
4. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

контрольная Правоведение 07.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

     Постепенно  суд стал в первую очередь принимать  во внимание не букву договора, а  его смысл и содержание.

     Все позднейшие виды договоров - реальные и консенсуальные - являлись договорами доброй совести (исключение - договор займа). 
 

Вопрос  № 68 Принципы государственной службы. 

Введение 

     В современном обществе, уже давно, на смену обычным стихийным регуляторам  социальных взаимодействий приходит стабильный регулятор в виде государственных  нормативов, которые направляют события  в нужное для людей русло. Основные социальные процессы в современном обществе регулируются главным образом государством и его государственной (гражданской) службой.

     Законодательство  Российской Федерации о государственной  службе является важным звеном в системе  обеспечения функционирования института государственной службы и всего государства в целом.

     Федеральные законы и государственной службе устанавливают ряд принципов, в  том числе организационных, на которых  зиждется вся система государственной  службы в Российской Федерации. Но с каждым годом происходят изменения в законодательстве России, ведётся полемика вокруг основ функционирования государственной и муниципальной службы, учёными высказываются разные оценки, относительно необходимости дополнения или изменения тех или иных принципов государственной службы.

     Всё это обусловливает актуальность изучения государственной службы и  принципов, на которых она основывается.

     Целью данного исследования является изучение сущности современной системы государственной  службы, государственного управления, а также тех принципов, которые стоят в основе функционирования института государственной службы. 
 
 
 

     Принципы государственной службы 

     Принципы  современной государственной службы закрепляются в различных законодательных  и других нормативных правовых актах: Конституции РФ, федеральных и других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ. Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий. Принципы государственной службы, установленные в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.

     Реализация  принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

     Принципы  государственной службы - это основополагающие нормативно-правовые начала, установления, выражающие объективные закономерности в системе организации и функционирования государственной службы, специфику, основное содержание и тенденции развития данного правового института. И принципы эти именно правовые, т.е. нормативно закреплены и прослеживаются во всех правовых источниках, регулирующих данную сферу. Они обусловливают значимость, законность и социальную ценность государственно-служебных отношений.

     В литературе имеются разные подходы  к классификации принципов государственной  службы. Можно выделить из всего  комплекса принципов те, которые относятся только (или в основном) к службе в целом; те, которые адресуются служащим; и, наконец, принципы, касающиеся граждан, когда они соприкасаются с государственной службой. Д.Н. Бахрах разделяет принципы по трем основным критериям: законность; демократизм; профессионализм7. Существует выделение конституционных и организационно-функциональных принципов государственной службы (по аналогии с системой принципов государственного управления). Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах. С точки зрения организации и функционирования государственной службы ее принципы можно разделить на две группы: принципы организации государственной службы; принципы ее практического функционирования.

     Среди структурно-организационных принципов  государственного управления, связанных  с закономерностями, отношениями  и взаимосвязями построения организационной  структуры государственного управления, выделяются такие принципы, как:

     1) единства системы государственной власти, обеспечивающий целостность, согласованность и действенность государственно-управленческих процессов;

     2) территориально-отраслевой, обусловливающий зависимость организационных структур от территории, отрасли производства и

     обслуживания, сферы общественной жизнедеятельности;

     3) многообразия организационных связей, раскрывающих реальные вертикальные и горизонтальные организационные взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в системе государственного управления;

     4) сочетания коллегиальности и единоначалия, вызванный спецификой организационного строения и порядка деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления;

     5) линейно-функциональный, раскрывающий объем и содержание подчиненности и управленческого взаимодействия в организационной структуре государственного управления.

     Помимо  конституционных принципов государственная  служба имеет еще ряд специальных  принципов, которые по значимости и  роли в системе государственной службы можно назвать организационными. Они регламентируют различные взаимодействия как внутри государственной службы, так и во взаимоотношениях государственной службы с обществом8.

     Принцип единства правовых и организационных  основ государственной службы, предполагающий законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Согласно ему основные требования являются едиными как для федеральной государственной службы, так и для государственной службы субъектов РФ и соответственно для деятельности государственных служащих.

     Этот  принцип обеспечивает независимость  государственной службы от структурных  и иных перестроек в системе органов  власти9.

     Единство  основных требований осуществляется посредством  системного урегулирования и согласования статусов государственных должностей, последовательности взаимосвязей и процедур функционирования всех элементов института государственной службы. Например, в соответствии с группами государственных должностей гражданской службы установлены классные чины, в соответствии с которыми, в свою очередь, к претендентам предъявляются предусмотренные законом квалификационные требования. Кроме того, различные требования к государственным должностям гражданской службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов РФ, а также нормативными актами государственных органов — в отношении гражданских служащих этих органов.

     Принцип единства правовых и организационных  основ государственной службы обеспечивает государственному служащему равные возможности для осуществления должностных обязанностей, способствует укреплению справедливости и хорошего морального климата в государственных органах, а также качественному исполнению служебных функций.

     Принцип взаимосвязи государственной и  муниципальной службы изложен в гл. 1, ст. 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».

     Муниципальная служба — это профессиональная деятельность на постоянной основе по обеспечению исполнения и исполнению полномочий органов местного самоуправления. В Законе о гражданской службе сказано, что взаимосвязь гражданской службы с муниципальной обеспечивается посредством:

     1) единства основных квалификационных  требований для замещения должностей  гражданской службы и должностей  муниципальной службы;

     2) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовки и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих;

     3) учета стажа муниципальной службы  в стаже гражданской службы  и стажа гражданской службы  в стаже муниципальной службы;

     4) соотносимости основных условий оплаты служебной деятельности и социальных гарантий;

     5) соотносимости основных условий  государственного пенсионного обеспечения  граждан, проходивших гражданскую  и муниципальную службу, а также  членов их семей в случае  потери кормильца.

     Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы пока проработан недостаточно. Он не обеспечен необходимыми нормативными правовыми документами  ни с одной стороны (государственного управления), ни с другой (муниципального управления). Руководители районного и регионального уровней государственного управления пытаются что-то здесь сделать, но в основном эти их инициативы пока далеки от требуемых решений. Федеральному Собранию необходимо продолжить работу по разработке данной проблемы.

     Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих. Данный принцип тоже опирается на Конституцию РФ (ч. 3, ст. 15), в которой сказано, что все законы, а следовательно, и законы о государственной службе, подлежат официальному опубликованию10. Неопубликованные законы не применяются. Поэтому граждане вправе знать положение в государственной службе. В средствах массовой информации должна освещаться практика деятельности этой государственной структуры, ее успехи и недостатки, материальное и другое обеспечение и т.д.

     В настоящее время официальной  публикацией нормативных актов  считается первое опубликование  их полного текста в «Российской  газете» или журнале «Собрание законодательства Российской Федерации». При этом федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Именно благодаря гласности может быть установлен общественный контроль за деятельностью государственной службы.

     Следовательно, в законе впервые в нормативной  форме закреплена обязанность государственных  служащих предоставлять населению  соответствующую информацию. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Вместе с тем федеральный закон (ст. 15) закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию. Поэтому государственная служба фактически основывается на сочетании социальной гласности и служебной конфиденциальности. Добиться сочетания этих противоречивых требований нелегко. Все будет зависеть от общего прогресса на пути достижения большей открытости и от того, в какой мере удастся совместить операциональные нужды государственной службы со стремлением граждан к большей осведомленности.

     По  содержанию данный принцип обусловлен, с одной стороны, положением о  необходимости участия граждан  в управлении государством и обществом, с другой — потребностью в постоянном учете мнения граждан при решении государственных задач.

     Практика  показывает, что для обеспечения  гласности в системе государственной  службы необходимо:

     1) создать механизм учета мнения  граждан;

     2) сформировать правовые условия  безопасности граждан в случае  критики ими государственных органов, должностных лиц, управленческих структур;

     3) обеспечить гласность в процессе  осуществления государственными  служащими своих полномочий и  компетенции государственных органов  через средства массовой информации11.

     Принцип гласности с необходимостью выводит на факты коррупции в государственном аппарате, запрещенном законом совмещении некоторыми государственными служащими государственных и предпринимательских должностей, получении завышенных гонораров и т.д. В средствах массовой информации должны освещаться практика их деятельности, успехи и недостатки. Государственная служба не должна под прикрытием заботы о сохранении «государственной тайны» скрывать свои ошибки и недостатки.

Информация о работе Понятие и сущность законодательного процесса в России