Понятие, система и значение принципов гражданского судопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание

Под принципами гражданского процессуального права одни ученые понимали коренные основы гражданского процессуального права. По мнению других, под принципами гражданского процессуального права подразумеваются теоретические положения, которые выражают необходимость определения способов и форм регулирования общественных отношений государством, обусловленных объективными закономерностями общественного развития. Третьи же сводили принципы гражданского процессуального права к основным идеям, положениям, руководящим началам по вопросам осуществления правосудия по гражданским делам, которые закреплены нормами данной отрасли.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по гпп по принципам.docx

— 57.95 Кб (Скачать документ)

2.2. Независимость судей

Независимость суда закреплена, прежде всего, в Конституции РФ. «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»13. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону (ст. 120). Судьи несменяемы (ст. 121). Судьи неприкосновенны (ст.122).

В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные  правовые акты, отменяющие или умаляющие  самостоятельность судов, независимость  судей.

Судьи рассматривают и  разрешают гражданские дела в  условиях, которые исключают постороннее  воздействие на них. Любое вмешательство  в деятельность судей по осуществлению  правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом  ответственность (ч. 2 ст. 8 ГПК).

Применительно к гражданскому процессуальному праву можно  говорить о нескольких аспектах проявления независимости судей. Каждый судья независим при рассмотрении и разрешении дела от мнения иных судей, принимающих участие в разбирательстве дела. Это положение проявляется в том, что решение (при коллегиальном рассмотрении) по делу выносится по большинству голосов, каждый судья, в том числе председательствующий, имеет один голос, при голосовании судья не вправе воздержаться от голосования, но обладает правом высказать особое мнение, которое прилагается к судебному решению, председательствующий при вынесении решения голосует последним.

Судьи независимы от вышестоящих  судебных инстанций. Несмотря на то, что  апелляционная, кассационная, надзорная  инстанции обладают контрольными полномочиями относительно судебных актов, эти полномочия не нарушают принцип независимости  судей14. Например, ГПК, устанавливая обязательность указаний кассационной инстанции, вводит ряд существенных ограничений.

Судьи независимы от государственных  органов, общественных организаций, должностных  лиц и отдельных граждан. Государственная  власть, закрепившая законом независимость  судей, сама обязана соблюдать провозглашенный  ею же принцип.

Помимо провозглашения подобной независимости важно создание реальных гарантий, обеспечивающих подлинность  независимости. Существенная роль отводится  экономическим, политическим, правовым гарантиям. Так, Законом РФ «О статусе  судей в Российской Федерации» введены  существенные гарантии, призванные обеспечить независимость судей. Уголовный  кодекс РФ устанавливает уголовную  ответственность за преступления против правосудия.

Решение суда принимается  в совещательной комнате. Во время  совещания и вынесения решения  в совещательной комнате могут  находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу. Присутствие  иных лиц в совещательной комнате  не допускается15. Судьи не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания. Помимо вынесения решения в совещательной комнате обсуждаются и иные важные процессуальные вопросы, например разрешение заявленного отвода (ст. 16-17 ГПК).

    1. Доступность судебной защиты.

Содержание этого принципа вытекает из ряда конституционных положений: каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ); каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ); никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ). В соответствии с этим положением Конституции РФ ст. 123 ранее действовавшего ГПК, допускающая передачу дела из одного суда, которому оно подсудно, в другой суд при отсутствии указанных в законе оснований, признана Конституционным Судом РФ (16 марта 1998 г.) противоречащей ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции РФ; каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ).

В совокупности указанные  выше положения Конституции РФ свидетельствуют  о наличии такого принципа судопроизводства, как доступность судебной защиты. Об этом же ГПК говорит следующее: «Заинтересованное лицо вправе в  порядке, установленном законодательством  о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или  законных интересов. Отказ от права  на обращение в суд недействителен»16.

Вместе с тем обеспечение  доступности судебной защиты предполагает наличие организационно-правовых гарантий. В частности, речь должна идти как  о достаточном количестве представителей, так и о качестве профессиональной юридической помощи, о создании льгот (в том числе налоговых) для  тех юридических консультаций, фирм, которые оказывают юридическую  помощь бесплатно или по сниженным  ставкам. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Принципы, закрепленные отраслевым законодательством

3.1 Сочетание единоличного  и коллегиального рассмотрения  гражданских дел в судах

Рассматриваемый принцип  обращен к судебному составу, который правомочен рассматривать  гражданские дела по любой инстанции.

В соответствии со ст. 6 ГПК  гражданские дела в суде первой инстанции  рассматриваются судьями этих судов  единолично или коллегиально, если это предусмотрено федеральным  законом. То есть, закон ограничивает случаи коллегиального разбирательства  гражданских дел.

В случае единоличного рассмотрения дела и единоличного совершения процессуальных действий судья действует от имени  суда (мировые судьи).

При апелляционном производстве судья районного суда рассматривает  дела по жалобам на судебные постановления  мировых судей единолично (ч. 3 ст. 7 ГПК).

Гражданские дела в судах  кассационной и надзорной инстанций  суды рассматривают коллегиально.

3.2. Диспозитивность  в гражданском процессе

Диспозитивность является одним  из важных, принципов гражданского процесса. Суть принципа диспозитивности  гражданского процессуального права  составляет свобода субъектов распоряжаться  материальными и процессуальными  правами. В основе диспозитивности  также лежит принцип равенства  граждан перед законом и судом.

Содержание диспозитивности  как принципа гражданского судопроизводства предполагает наличие широких прав и свободы распоряжения ими.

Составляющие данного  принципа – это наличие прав и  равенство этих прав для соответствующих  категорий субъектов гражданских  процессуальных правоотношений, а также  возможность осуществления этих прав, наличие выбора в средствах  своей защиты.

Содержание принципа диспозитивности  раскрывается во многих нормах ГПК  РФ. Это и определение предмета, и основание иска, их применение, и увеличение или уменьшение объема требования, и отказ от иска. При  совершении таких действий суд проверяет  их законность, выясняет, не направлены ли они на ущемление чьих-либо прав и законных интересов. Суд не может  удовлетворять требования, не заявленные стороной. В этих действиях проявляется  диспозитивность в материальном праве.

В процессуальном праве диспозитивность  проявляется там, где нет распоряжения материальным правом. Это заявление  об обеспечении иска, подача кассационной жалобы, ходатайство о назначении судебной экспертизы и т.д. Как правило, инициатива в совершении диспозитивных  действий исходит от заинтересованных лиц в гражданском деле. Суд  обязан разъяснить последствия совершения или не совершения таких действий. Ведь гарантией принципа диспозитивности можно рассматривать именно суд, контролирующий соблюдение законодательства при рассмотрении дела18.

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Организационно-функциональные принципы.

4.1 Принцип равенства граждан перед законом и судом

В гражданском судопроизводстве —  проявление конституционного принципа равенства граждан перед законом  независимо от пола, расы,19 национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Российское государство в силу ст. 19 Конституции РФ взяло на себя обязанность гарантировать равенство прав и свобод гражданина. Принцип равенства означает предоставление участникам гражданского процесса равных возможностей по защите своих прав и интересов в сфере осуществления правосудия по гражданским делам. Так, все лица, участвующие в деле, могут заявлять отводы судье, прокурору, секретарю судебного заседания, эксперту, переводчику и специалисту на одинаковых условиях и по одинаковым основаниям, порядок разрешения отводов не зависит от того, кто заявил отвод. Обжалование судебных постановлений также происходит по одинаковым правилам. Статья 398 ГПК устанавливает, что иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями.

4.2 Принцип государственного языка

 В силу ст. 71, 118 Конституции  РФ суды общей юрисдикции являются  федеральными судами, поэтому судопроизводство  в них должно вестись на  государственном языке. 20Судопроизводство по гражданским делам ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации или на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, на территории которой находится соответствующий суд. В военных судах судопроизводство ведется на русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения и показания, 

выступать в суде и заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке  или на любом свободно выбранном  языке общения. Нарушение установленных  законом процессуальных гарантий защиты прав лиц, не владеющих языком судопроизводства, — безусловное основание к  отмене судебного решения.

4.3 Принцип гласности

 В гражданском процессе рассмотрение  и разрешение дел происходит  в открытом заседании суда21. Открытое разбирательство оказывает положительное воздействие на судей, участвующих в деле их представителей с точки зрения публичного контроля за их деятельностью и влияет на соблюдение ими норм гражданского процессуального права. Этот принцип является одной из предпосылок вынесения обоснованных и законных судебных постановлений и последующей оценки со стороны общества работы судов и функционирования системы органов правосудия. Принцип гласности судебного разбирательства тесно взаимосвязан с другими принципами, в частности с принципом устности. Под принципом гласности понимается свободный доступ в зал судебных заседаний всех граждан, желающих послушать процесс, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале судебного заседания с занимаемого места. В зависимости от лиц, которые могут быть ознакомлены с деятельностью суда, различают гласность для сторон и других лиц, участвующих в деле, — гласность в узком смысле слова и гласность для народа, или публичность22

Средства массовой информации не вправе оказывать какое-либо воздействие  на судей, их независимость. Из принципа гласности допускаются исключения. Существуют ограничения гласности  гражданского процесса двух видов:

1) ограничения, предусмотренные  законом и не допускающие усмотрения  судей или других лиц, участвующих  в деле, по вопросу проведения  закрытого судебного заседания; 

2) ограничения, предусмотренные  в законе, допускающие возможность  проведения закрытого судебного  заседания по ходатайству лиц,  участвующих в деле, представителей  либо по инициативе суда (ч. 2 ст. 10 ГПК РФ).

Примером первого вида исключения из принципа гласности являются производства по делам об усыновлении ребенка. В соответствии со  ст. 273 ГПК РФ в целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления дела об усыновлении ребенка подлежат рассмотрению и разрешению в закрытом судебном заседании, включая оглашение решения. Можно привести пример второго вида ограничений гласности, когда исключения из принципа гласности допускаются, однако не имеют безусловного характера и требуют в каждом конкретном деле обсуждения суда и мотивировки проведения закрытого судебного заседания. Например, каждый гражданин России имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров и т.д. Рассмотрение дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне23, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

4.4 Принцип назначаемости судей на должность.

Изначальный организационный принцип гражданского судопроизводства — принцип выборности судей и народных заседателей. 24

В настоящее  время суды формируются иначе  и судьи не избираются, а назначаются  на должность.

Существуют  два способа назначения судей  на должность: одни судьи назначаются  Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, другие — Президентом Российской Федерации.

Независимо  от того, в каком порядке происходит назначение на должность судьи, ни одно лицо не может быть представлено к  назначению без согласия соответствующей  квалификационной коллегии судей.

Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента РФ назначается на должность Председатель Верховного Суда Российской Федерации.

Информация о работе Понятие, система и значение принципов гражданского судопроизводства