Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 08:05, контрольная работа
Понятие, признаки, функции и виды органов исполнительной власти в РФ. Административная реформа и проблема типологии органов исполнительной власти.
Понятие,
признаки, функции и виды органов
исполнительной власти в РФ. Административная
реформа и проблема типологии
органов исполнительной власти.
Понятии, признаки и функции органов исполнительной власти.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Исполнительные органы (органы государственного управления, администрации), являясь одним из видов органов государственной власти, обладают вышеуказанными признаками. Они отличаются от других органов (законодательных и судебных) назначением, содержанием своей деятельности и ее характером. Исполнительные органы осуществляют функции общего управления, непосредственное, повседневное оперативное руководство в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах.
Органы исполнительной власти, государственного управления образуются в установленном законодательством порядке — путем избрания или назначения.
Органы исполнительной власти, государственного управления, администрация являются в пределах своих полномочий самостоятельными коллективными образованиями, выполняющими определенным штатом людей (государственных служащих) функции целенаправленного воздействия на управляемые объекты.
В структуру органа, т.е. во внутреннее его построение, входят: руководство (начальник, его заместители, коллегия, если имеется); подразделения (штабы, аппараты), осуществляющие функции общего управления, отраслевые, функциональные, вспомогательные подразделения и службы. Структура может быть принтерной, типовой и индивидуальной. Она отражается в штатном расписании — перечне структурных подразделений и должностей.
Понятие
органа исполнительной власти (органа
государственного управления, администрации)
может быть определено как целостное структурно
оформленное самостоятельное социальное
образование, функционально осуществляющее
исполнительную и распорядительную деятельность
в целях решения задач общества и государства
в социально-политической, социально-культурной,
хозяйственной и межотраслевых сферах
государственной деятельности.
Основная задача органов исполнительной власти - осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Специфику административно-правового статуса любого органа исполнительной власти определяют его функции и задачи, которые он реализует в процессе управления от имени государства в объеме и пределах своей компетенции.
В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.
Функции органов исполнительной власти - исполнять законы и следить за их исполнением, что и отражено в названии этих органов. Законодательные органы творят законы, органы исполнительной власти их исполняют, претворяют в жизнь. Органы исполнительной власти наделены правом принимать решения по своему усмотрению, но в рамках закона, и издавать нормативные правовые акты, а также ненормативные акты - акты применения права (например, приказы или распоряжения о назначении государственных служащих на соответствующие должности). Все они должны основываться на законах и соответственно конкретизировать и развивать их, то есть быть подзаконными. Деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации называется распорядительной.
Органы исполнительной власти обладают общими родовыми признаками:
представляют собой автономные части государственного аппарата;
это организованный коллектив людей;
коллектив имеет юридическое оформление (устав, структура, система);
осуществляют государственные функции от имени и по поручению государства;
выполняя эти функции, действуют еще и от своего имени;
обладают собственной компетенцией, государственно-властными полномочиями;
несут
ответственность перед
их положение, структура и деятельность регламентирована правом;
учреждаются
государством
Виды органов исполнительной власти
В
административно-правовой литературе
применяются следующие критерии
для классификации органов
По основаниям образования все органы исполнительной власти, государственного управления подразделяются на органы:
— образование, которых предусмотрено конституциями (президентуры — президенты и их администрация, правительства);
— создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации и другие ведомства).
По порядку образования. Этот критерий позволяет свести все органы исполнительной власти в две родовые группы:
— избираемые (президенты, главы администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, если они занимают эту должность в результате выборов населением);
—
создаваемые путем
По характеру компетенции. По данному критерию органы исполнительной власти подразделяются на органы:
— общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (президентуры, правительства, администрация краев, областей, городов федерального значения, автономных образований);
— отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления);
— межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др.).
По порядку разрешения подведомственных вопросов. Классификация по данному критерию позволяет выделить две группы органов исполнительной власти:
— коллегиальные органы, обсуждающие и разрешающие подведомственные вопросы, имеющие наиболее важное значение, коллегиально (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов федерации, некоторые государственные комитеты и др.);
— единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа исполнительной власти (министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрация и др.).
Однако в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях и других единоначальных органах образуются коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, а также специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления отраслью, сферой и т.п. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя единоначального органа.
По
территории деятельности. Этот критерий
определяется федеративным устройством
и административно-
— федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Президент России и его Администрация, Правительство России, федеральные министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти);
—
региональные федеральные органы исполнительной
власти, действующие на территории
определенных регионов, т.е. на части
территории России. Деятельность этих
органов может осуществляться в
пределах нескольких республик, краев,
областей и иных территориальных единиц
(в пределах военного округа, железной
дороги и др.). Такие органы являются межтерриториальными
(межрегиональными). Федеральные органы
могут осуществлять свою деятельность
и в пределах одной административно (государственно)-
— органы исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. В масштабе республик действуют президенты, правительства, министерства, комитеты и иные ведомства. В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром). Администрации подчинены управления, отделы, комитеты, департаменты и иные краевые, областные, городские, окружные органы отраслевой и специальной компетенции.
По источнику финансирования. Органы исполнительной власти по данному критерию можно сгруппировать следующим образом:
— бюджетные, не связанные с производственной деятельностью, обращением материальных ценностей и финансируемые за счет федерального бюджета или бюджета субъекта федерации;
—
осуществляющие хозяйственную, коммерческую
и иную деятельность, связанную с производством
материальных ценностей или оказанием
платных услуг и получающих прибыль.
Административная
реформа и проблема
типологии органов
исполнительной власти.
Термин "административная реформа" на слуху уже много лет. Но только в конце 2003 г. и особенно в 2004 - 2005 гг. этим словам придан характер реального, радикального и масштабного государственного дела. «Административная реформа - самая трудная в истории современной России - идет непрерывно и постепенно с 1991 г., с момента прекращения советского общественного и государственного строя и преобразования социалистической плановой экономики в рыночную. Революционный образ действий по преобразованию России предполагал коренную перестройку всего государственного механизма. Отсюда - формирование новой системы законодательной власти и проведение судебной реформы, которая продолжается и по сей день. Настала пора приступить к реорганизации государственного управления и, прежде всего, исполнительной власти»1
Российское государство обязано обеспечить соответствие собственной системы управления современным реалиям и извлечь уроки из мирового опыта административного реформирования. Вот почему Президент РФ поставил реформу государственного управления в ряд основных приоритетов страны на ближайшие годы.
В 2003—2005 гг. административная реформа практически осуществлялась по следующим направлениям:
- оптимизация функций органов исполнительной власти и структуры исполнительной власти;
- реформирование государственной службы;
- совершенствование управленческих процедур;
-
создание административной юстиции.
В марте 2003 г. Президентом РФ были изданы указы, которые сразу в СМИ были названы «указами об административной реформе». В Указе Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» выделен комплекс целей, которыми должна руководствоваться в своей работе Комиссия по административной реформе Правительства РФ, созданная во исполнение этого Указа.
Информация о работе Понятии, признаки и функции органов исполнительной власти