Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:13, курсовая работа
Гражданство — устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
Гражданство является одним из институтов конституционного права и находит своё закрепление в конституции (основном законе) государства и иных нормативно-правовых актах.
Заявление о выходе из гражданства Российской Федерации ребенка одновременно с родителями, одним из родителей либо единственным родителем оформляется на бланке заявления о выходе родителя из гражданства Российской Федерации.
Выход из российского гражданства лица, проживающего на территории РФ, осуществляется с помощью личного обращения гражданина. При подаче заявления о выходе из гражданства необходимы документы, подтверждающие отсутствие не исполненных перед Россией обязательств (например, для граждан призывного возраста – справка из военкомата об отсутствии повестки о призыве на срочную службу). При заявлении ходатайств о выходе из гражданства ребенка необходимы копии свидетельства о рождении, усыновлении, письменное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет на изменение гражданства и пр. Список документов, необходимых для выхода из гражданства, в каждом случае конкретизирован.
Для граждан РФ, проживающих за пределами территории РФ, выход из гражданства также осуществляется с помощью личного обращения. Только для этих лиц предусматривается упрощенный порядок выхода из гражданства.
Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя. Российское гражданство ребенка может быть прекращено только при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Гражданину РФ может быть отказано в выходе из российского гражданства, если он9:
а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. Данное условие, судя по всему, направлено на сокращение без гражданства, провозглашенное Европейкой конвенцией о гражданстве 1997г., подписанной Россией.
Наличие невыполненных перед Россией обязательств, таких как, к примеру, прохождение военной службы, препятствует выходу лица из гражданства РФ. Закон о гражданстве от 1991г. предусматривал отказ в выходе из гражданства, «если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерации договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет, либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом РФ». Отдельным пунктом закон предусматривал отказ в выходе из гражданства РФ, «если гражданин получил повестку о призыве на срочную или альтернативную службу»10.
б) иные основания:
Заключение полномочного органа об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации составляется по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации или Министерством иностранных дел Российской Федерации. В заключение указываются основания принятия полномочным органом в отношении заявителя решения о приеме в гражданство Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, решение суда, которым установлен факт использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений в целях приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, с изложением установленных судом обстоятельств, а также статья Федерального закона, на основании которой отменяется ранее принятое решение по вопросам гражданства Российской Федерации.
Заключение утверждается (подписывается) руководителем соответствующего полномочного органа или лицом, исполняющим его обязанности, и вместе с решением суда приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение.
Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства Российской Федерации, информируется об этом полномочным органом в месячный срок со дня подписания заключения.
Копии заключения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации и решения суда направляются полномочным органом соответственно в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации для последующего информирования Комиссии и иных заинтересованных органов.
Сведения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации вносятся в соответствующие электронные базы данных.
В случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением.
При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина.
При отмене решения о выходе из гражданства Российской Федерации у лица изымается справка о выходе из гражданства Российской Федерации и выдается паспорт гражданина Российской Федерации.
Согласно ст. 21 ФЗ «О гражданстве» «Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации»:
«При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора».11
Групповое предоставление гражданства (оптация) – это наделение гражданством населения, какой либо территории в упрощенном порядке либо предоставление в упрощенном порядке гражданства переселенцам. Оптация также является одним из оснований прекращения российского гражданства. При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.
Глава 2. Понятие института гражданства ПМР и порядок прекращения гражданства
2.1 Понятие и общие положения по гражданству
Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т. е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.
Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т. е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения - индивидуальные и групповые, распространенные и в Приднестровье, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства. Законодательство об иммиграции и о гражданстве, судебная практика по этим вопросам весьма развиты. Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключаемым между государствами).
В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признается двойное гражданство – такие лица называются бипатридами. Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т. е. своих граждан.
В
Приднестровской Молдавской Республики
основополагающие принципы гражданства
относятся к числу основ
Закон
о гражданстве регулирует широкий
комплекс вопросов, связанных с гражданством,
и прежде всего условия приобретения
и прекращения гражданства
Гражданство Приднестровской Молдавской Республики - неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Приднестровской Молдавской Республики, определяющий принадлежность лица к государству, обусловливающий совокупность прав и обязанностей и их защиту со стороны Приднестровской Молдавской Республики. Настоящий Конституционный закон призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции Приднестровской Молдавской Республики.
Все отношения, связанные с гражданством Приднестровья, регламентируются Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и Конституционным Законом "О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики" от 23 июля 2002 г. «О гражданстве» N 166-КЗ-III (САЗ 02-30), текущая редакция - Конституционный Закон ПМР от 04.05.07 N 209-КЗИ-IV (САЗ 07-19).
В
Конституции Приднестровской