Порядок прекращения гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:13, курсовая работа

Описание

Гражданство — устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
Гражданство является одним из институтов конституционного права и находит своё закрепление в конституции (основном законе) государства и иных нормативно-правовых актах.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Порядок прекращения гражданства.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

2.2  Порядок прекращения гражданства ПМР

     Отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией ПМР и Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики от 23 июля 2002 года "О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики", а также некоторыми подзаконными актами.

     Гражданство Приднестровской Молдавской Республики прекращается по следующим основаниям, которые перечислены в Главе 3 статьи 16 «Основания прекращения гражданства Приднестровской Молдавской Республики» Конституционного Закона "О гражданстве" Приднестровской Молдавской Республики:

     «Гражданство Приднестровской Молдавской Республики прекращается:

     а) вследствие выхода из гражданства;

     б) вследствие отмены решения о приеме в гражданство;

     в) по иным основаниям, предусмотренным  настоящим Конституционным законом».14

     Статья 17 закона «О гражданстве Приднестровской  Молдавской Республики» гласит, гражданство  Приднестровской Молдавской Республики прекращается вследствие выхода из гражданства15

  • по ходатайству гражданина в порядке, установленном Законом;
  • в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Приднестровской Молдавской Республики, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство. Таким правом гражданин может воспользоваться при условии, что приобретает гражданство соответственно гражданству родителя, супруга или ребенка и отсутствуют препятствия, предусмотренные частью третьей статьи 17 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 23 июля 2002 года "О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики". Отклонение ходатайства о выходе из гражданства Приднестровской Молдавской Республики или отказ в регистрации выхода из гражданства Приднестровской Молдавской Республики должны быть мотивированы полномочными органами.

     Выход из гражданства Приднестровской Молдавской Республики не допускается, если гражданин Приднестровской Молдавской Республики, ходатайствующий о выходе из гражданства Приднестровской Молдавской Республики, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении него имеется вступивший в силу обвинительный приговор суда.

     При наличии имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами Приднестровской Молдавской Республики, либо неисполненных обязанностей перед государством выход из гражданства Приднестровской Молдавской Республики не допускается. Так же после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания и если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Приднестровской Молдавской Республики, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда, выход из гражданства становится не возможным.

     В статье 18 «Отмена решения о приеме в гражданство» Конституционного Закона «О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики» перечислены решения об отмене приема в гражданство:

     «1. Решение о приеме в гражданство Приднестровской Молдавской Республики отменяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Приднестровской Молдавской Республики на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности.

     2. Отмена решения о приеме в  гражданство Приднестровской Молдавской  Республики возможна в течение  трех лет после приема».16

 

Заключение

     В заключение данной работы, после подробного исследования Российского и Приднестровского законодательства, регулирующего институт гражданства, хотелось ещё раз остановиться на определении гражданства. В настоящее время под гражданством понимают устойчивую правовую связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

     Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок  принятия этих вопросов. Гражданство  человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются: паспорт гражданина, свидетельство о рождении, иной документ содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния как рождение и смерть своего гражданина.

     Следует отметить, что положения Федерального закона РФ и Конституционного законно ПМР, касающиеся производства по делам о гражданстве, не являются принципиально новыми. В то же время они более четко регламентируют процедуру подачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства, а также порядок принятия по ним решений. При этом впервые данными законами закрепляется норма, согласно которой формы заявлений, перечень указываемых в них сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям прекращения российского и приднестровского гражданства определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации и Приднестровья.

     Эта норма представляется весьма важной, поскольку наличие акта Президента, которым практически в полном объеме должны быть регламентированы все необходимые процедуры, значительно сузит сферу ведомственного нормотворчества по вопросам гражданства Российской Федерации и Приднестровья.

     Так же можно сказать, что с принятием Федерального Закона РФ «О гражданстве» и Конституционного Закона ПМР «О гражданстве ПМР» в 2002г., ужесточились условия прекращения гражданства. Надо сказать, что по оценкам специалистов действовавшее законодательство в области гражданства в Российской Федерации было весьма либеральным.

     Особенность приднестровской государственности состоит в том, что законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции республики и развитием отношений с другими странами. 

     На  данный момент у граждан Приднестровской  Молдавской Республики существует необходимость  приобретать гражданство иных государств. Проблема состоит в том, что наше государство является не признанным, а соответственно и гражданство такого государства не признается, что делает не возможным пересечение границ других государств. 

     Утверждение в ПМР основополагающих традиций правового государства предполагает определенное и точное соблюдение общепризнанных мировых стандартов в области прав человека. Среди прочих немаловажное значение имеет право на гражданство, его приобретение и прекращение. Так положениями статьи 15 Всеобщей декларации прав человека определено: «каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства».  
 
 

 

Список  использованных нормативных  актов и литературы

     Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Приднестровской Молдавской Республики Принята всенародным голосованием от 24 декабря 1995г. Конституционный закон ПМР от 04.07.11 N 94-КЗИД-V //Собрание актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики 2011г. №27
  2. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  3. О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики. Конституционный закон от 23 июля 2002г.// Собрание актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики 2002г. №30 (с изменениями и дополнениями, внесенными конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 8 декабря 2005 года N 694-КЗИД-III (САЗ 05-50), от 4 мая 2007 года N 209-КЗИ-IV (САЗ 07-19))
  4. О гражданстве Российской Федерации. Федеральный закон от 31 мая 2002г. (в ред. от 18 дек. 2006г.) // Собрание законодательства Российской Федерации 2002. №22. Ст. 2031; 2003. № 46. Ст. 4447; 2004. № 45. Ст. 4377; 2006. № 2. Ст. 170; № 31. Ст. 3420.
  5. О гражданстве Российской Федерации Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 (с изм. и доп. от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995г.)
  6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (в ред. от 06.01.2007) // СЗ РФ № 30
  7. Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ. Утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. (в ред. от 7 апреля 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4570; 2006. № 15. Ст. 1584
  8. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. (в ред. от 31 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4571; 2004. № 1. Ст. 16.
  9. Всеобщая декларация прав человека Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

     Научная и учебная литература:

  1. Гулиев В. Е. Российская государственность: состояние и тенденции // Политические проблемы теории государства. - М.: БЕК, 2003. – 39с.
  2. Елисеев К. Правовые аспекты приобретения гражданства Российской Федерации мигрантами // В сб.: Российская миграция. – М.: Манускрипт, 2006. – 87с.
  3. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации  «О гражданстве Российской Федерации». / Под ред. Шкатуллы Р. О. – М.: Юстицинформ, 2004. – 110 с
  4. Конституционное право: Учебник/ Сост.В.Е. Чиркин, - М.: 2006. – 214с.
  5. Кутафин О.Е. Российское гражданство. - М.: Юристъ, 2003.- 98с.
  6. Российское законодательство и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Обзор материалов научно-практической конференции в Институте государства и права РАН).
  7. Смирнова Е.С. Международно-правовые проблемы гражданства стран СНГ и Балтии. Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2001. – 103с.
  8. Страшун Б.А. Учеб. Конституционное (государственное): 4-е изд., обновлен, и доп. - М.: Норма, 2005. - с.92
  9. Турубинер А. Гражданство. Энциклопедия государства и права. Т. I. М., 1929. – 187с.
  10. Чиркин В.Е. //Конституционное право России:// Уч..2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ. 2003. - 447с.
  11. Яковлев П.А. Миграционная политика государств постсоветского пространства. – М.: Олма-пресс, 2005.- 76с.
  12. Яшин Н., Калинин В. Правовое регулирование приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации: современные проблемы. М., 2003. – 67с.

Информация о работе Порядок прекращения гражданства