Правовой нигилизм и пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:18, реферат

Описание

Актуальность темы – Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизм характеризуется:
а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;
б) бескомпромиссностью отрицания, максималистским подходом, интенсивностью;

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1 Понятие, сущность, формы проявления правового нигилизма. .6
1.1. Понятие правового нигилизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2. Формы правового нигилизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. Источники правового нигилизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Глава 2 Пути преодоления правового нигилизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.1. Факторы преодоления правового нигилизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.2. Правовое воспитание общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Работа состоит из  1 файл

Курсач. Прав. нигилизм.docx

— 65.26 Кб (Скачать документ)

Одной из предпосылок правового  нигилизма также можно выделить политический радикализм. Последний выражается в устойчивом предпочтении решительных действий в политике всем иным шагам, уверенность в наличии простых решений сложных проблем. То же самое можно сказать об экстремизме, ксенофобии, национальной и религиозной розни, нетерпимости.

Профессор В. В. Лазарев к  основным причинам распространенности правового нигилизма относит:

1) исторические корни,  являющиеся естественным следствием  самодержавия, многовекового крепостничества,  лишавшего массу людей прав  и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

2) теорию и практику  понимания диктатуры пролетариата  как власти, не связанной и  не ограниченной законами;

3) правовую систему, в  которой господствовали административно-командные  методы, секретные и полусекретные  подзаконные нормативно-правовые  акты, а конституции и немногочисленные  демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

4) количественную и качественную  корректировку правовой системы  прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе судебной. С одной стороны, от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, а с другой – стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. возведения в абсолют роли права и других правовых средств.11

Все раннее перечисленные  источники и являются истоками и  важнейшими «первопричинами» генезиса и развития правового недуга в  мире. Они сыграли основную роль в формировании такого феномена, как  правовой нигилизм.

 

 

Глава 2 Пути преодоления  правового нигилизма

2.1. Факторы преодоления  правового нигилизма

Как уже было показано, современный  юридический нигилизм – серьезная, запущенная болезнь. Соответственно и преодоление данного недуга – сложная задача. Интересы укрепления законности и правопорядка в стране требуют неустанного совершенствования правового воспитания, в том числе и других не менее важных факторов преодоления данного недуга.

Факторы преодоления правового  нигилизма – это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную идеологическую, организационную работу, осуществление комплекса специально-юридических мер. В концентрированном виде эти меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать качественно обновленную социально-правовую среду и утвердить у людей веру в право.

Преодоление правового нигилизма  невозможно без мировоззренческого осмысления права, которое подразумевает  исследование правовых ценностей как  составляющих мировоззрения. Существенным фактором преодоления правового  нигилизма является утверждение  глубокой взаимосвязи правовых и  нравственных ценностей, их взаимообусловленности  и взаимодополняемости.

В формирующемся мировоззрении  правовые и нравственные ценности не должны рассматриваться как противоположные, взаимоисключающие образования. Мировоззренческая  позиция, противопоставляющая право  и мораль несет в себе основания  правового нигилизма; понимание  права исключительно как «внешней»  формы общественной жизни, не основанной на общественных ценностях, находится  в рамках нигилистической тенденции.12

Важнейшая политическая предпосылка  преодоления правового нигилизма  – формирование новой структуры политических ценностей, в частности предпочтение ценностей порядка, способных установить целесообразное функционирование и развитие социальной системы. Такая целесообразность предполагает, в свою очередь, последовательную реализацию основных задач социальной системы, согласованность действий элементов управления делами общества, эффективные гарантии и средства поддержания всех аспектов безопасности в социальной системе.

1) Определяющий фактор  в системе правовых средств преодоления правового нигилизма – юридическая политика правового государства, которая создает у граждан и должностных лиц правовой настрой (тонус). Существует необходимость комплексного подхода к решению исследуемой проблемы, где основное место должна занимать единая, последовательная, достаточно радикальная политика государства, направленная, прежде всего на личность, ее права и законные интересы; предлагаются и исследуются в качестве возможных средств профилактики и преодоления правового нигилизма средства массовой информации (СМИ) и правовое образование.

Принципиальное значение в этой связи имеет, выделенная основоположником античной политической науки Аристотелем, идея господства права и правовой законности, идея права как критерия справедливости, он говорил о необходимости  господства справедливых законов в обществе. Однако от осознания идеи до ее воплощения – огромные расстояния. И любые политико-юридические просчеты чреваты осложнениями. Поэтому поспешные или недостаточно обоснованные решения правотворческих органов, создание ведомствами искусственных помех действию закона, нерешительное или неумелое использование правоохранительными учреждениями юридических средств в борьбе с опасными преступными проявлениями способны подтолкнуть отдельные силы в обществе к решению неотложных социальных и острополитических проблем неправовыми средствами. Значит, юридическая политика должна быть последовательной и достаточно радикальной. Только в этом случае она вызовет доверие и поддержку масс.13

2) В плане рассматриваемой  проблемы важно подчеркнуть, что  стратегия правового развития  должна быть сориентирована на  личность, ее права и законные  интересы должны занять центральное  место в правовой системе. Личностная  направленность юридической политики, несомненно, придаст авторитет правовой  системе, будет способствовать  восприятию ее населением как  социально ценностного института  гражданского общества, а, значит, будет преодолена и правовая  отчужденность граждан, преодолен  или значительно ослаблен правовой  нигилизм.

3) Кардинальная реорганизация  системы нормативного и индивидуально-юридического  регулирования в обществе, где  главное значение будет иметь  «очищение» правового пространства  от обилия запретных зон, чрезмерной  юридической закрепощенности личности, предоставления ей максимума  юридической свободы для самовыражения.

4) Известно, что рамки  юридической свободы личности  определяются правовыми нормами. «Юридически признанная свобода, – писал К. Маркс, существует в государстве в форме закона». В связи с этим актуальное значение приобретает переход от декларирования к повсеместному воплощению в правотворческую практику общедозволительного принципа правового регулирования поведения граждан и их законных объединений.

5) Большое значение для  преодоления правового нигилизма,  укрепления у граждан доверия  к праву имеет повышение авторитета  закона. Необходимо, как советовал  профессор И.А. Ильин, сделать  все, «чтобы приблизить право  к народу, чтобы укрепить массовое  правосознание, чтобы народ понимал,  знал и ценил свои законы, чтобы  он добровольно соблюдал свои  обязанности и запретности и  лояльно пользовался своими полномочиями. Право должно стать фактором  жизни, мерою реального поведения,  силою народной души».14

Изучение проблемы показывает, что доверия у граждан к  закону можно добиться при условии, если закон:

а) соответствует представлениям о справедливости, принят на основе достигнутого консенсуса и, таким образом, учитывает интересы больших групп  людей (значит, осуществление такого закона будет выгодным для адресатов, позволит с помощью предусмотренных  в нем правовых средств решать те задачи, для обеспечения которых  он принят);

б) не имеет расхождений  с передовыми моральными воззрениями  и принципами, прогрессивными национальными  и историческими традициями, соответствует  достигнутому в обществе уровню культуры (значит закон доступен для восприятия и использования в практической деятельности граждан);

в) имеет надлежащее организационное  и материальное обеспечение, отвечает международно-правовым стандартам (значит, соизмерение такого закона с международными пактами не вызывает у адресатов  чувства неудовлетворенности национальным правом и потому отпадают мотивы, по которым закон может быть отвергнут  массовым сознанием);

г) действует стабильно, а  при его отмене или изменении  не ухудшает фактического и юридического положения добросовестных участников правоотношений.

Соответствие принимаемых  законов отмеченным требованиям  укрепит у людей веру в то, что  не человек существует для закона, а закон для него.

Политика правового государства  в сфере правового регулирования, юридическая практика должна строиться  так, чтобы в обществе, в сознании людей утверждалось отношение к  праву как к ценности, без которой  невозможно добиться социального порядка, основанного на справедливости, утверждения  прав и свобод личности. Необходимо формировать отношение к праву  как к средству гармонизации отношений  в обществе, защиты прав человека, смягчение  возможных конфликтов, как к механизму, устраняющему произвол и насилие. Поэтому  очень важно изменить представления  людей о праве только как о  принудительном средстве.

Немецкий правовед Рудольф  фон Иеринг писал: «Каждый призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония, где только она осмеливается поднимать свою голову; каждый, пользующийся благодеяниями права, должен, в свой черед, также поддерживать по мере сил могущество и авторитет закона - словом, каждый есть прирожденный борец за право в интересах общества».15

 

 

2.2. Правовое воспитание  общества

Проблема нигилизма очень глубоко засела в современной жизни и прочно завладела умами людей, так что перед сразу возникает вопрос, существует ли возможность искоренения правового нигилизма? Существует, но для этого потребуется немало усилий. В качестве путей ослабления правового нигилизма можно выделить правовое воспитание.

Правовое воспитание – особая форма деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленная на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентации, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм.

Профессор Матузов выделяет следующие формы правового воспитания:

а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступления в печати, по радио  и телевидению; ответы на вопросы  слушателей и читателей, т.е. своего рода «юридический всеобуч»);

б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних  специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ  права на различных курсах, сборах и т.д.);

в) юридическую практику, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование  услугами адвоката, правоохранительная деятельность);

г) самообразование (собственное  постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).16

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого  гражданина правильное понимание о  необходимости права в жизни  общества, его ценность и общеобязательность; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право.

Как уже было отмечено, существует несколько форм правового воспитания, но одним из наиболее важных является правовое обучение, так как правовое воспитание неразрывно связано и  реализуется через правовое образование  – непосредственное получение знаний.

Правовое обучение – это способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает воспитательное воздействие.

Для повышения правовой культуры общества одну из главных ролей играет правовое обучение, информирование населения  о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомить населения  с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где  уровень правовой защищенности личности, а значит, и уровень правовой культуры имеет высокую планку. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т. е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.17

В деле воспитания у граждан  уважительного и заботливого  отношения к людям, честности, требовательности к себе и окружающим, строгой ответственности  за соблюдение правил поведения, установленных  в правовых нормах, большую помощь также должна оказать правовая пропаганда. Правовая пропаганда – это целенаправленный, управляемый процесс, успешное осуществление которого требует стройной динамичной системы и информационного обеспечения. В ней должны быть четко определены субъекты и объекты управления, их функции, основные и промежуточные цели, соответствующие средства их достижения.

Информация о работе Правовой нигилизм и пути его преодоления