Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:18, реферат
Актуальность темы – Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизм характеризуется:
а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;
б) бескомпромиссностью отрицания, максималистским подходом, интенсивностью;
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1 Понятие, сущность, формы проявления правового нигилизма. .6
1.1. Понятие правового нигилизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2. Формы правового нигилизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. Источники правового нигилизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Глава 2 Пути преодоления правового нигилизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.1. Факторы преодоления правового нигилизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.2. Правовое воспитание общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Одной из предпосылок правового нигилизма также можно выделить политический радикализм. Последний выражается в устойчивом предпочтении решительных действий в политике всем иным шагам, уверенность в наличии простых решений сложных проблем. То же самое можно сказать об экстремизме, ксенофобии, национальной и религиозной розни, нетерпимости.
Профессор В. В. Лазарев к основным причинам распространенности правового нигилизма относит:
1) исторические корни,
являющиеся естественным
2) теорию и практику
понимания диктатуры
3) правовую систему, в
которой господствовали
4) количественную и качественную
корректировку правовой
Все раннее перечисленные источники и являются истоками и важнейшими «первопричинами» генезиса и развития правового недуга в мире. Они сыграли основную роль в формировании такого феномена, как правовой нигилизм.
Глава 2 Пути преодоления правового нигилизма
2.1. Факторы преодоления правового нигилизма
Как уже было показано, современный юридический нигилизм – серьезная, запущенная болезнь. Соответственно и преодоление данного недуга – сложная задача. Интересы укрепления законности и правопорядка в стране требуют неустанного совершенствования правового воспитания, в том числе и других не менее важных факторов преодоления данного недуга.
Факторы преодоления правового нигилизма – это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную идеологическую, организационную работу, осуществление комплекса специально-юридических мер. В концентрированном виде эти меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать качественно обновленную социально-правовую среду и утвердить у людей веру в право.
Преодоление правового нигилизма невозможно без мировоззренческого осмысления права, которое подразумевает исследование правовых ценностей как составляющих мировоззрения. Существенным фактором преодоления правового нигилизма является утверждение глубокой взаимосвязи правовых и нравственных ценностей, их взаимообусловленности и взаимодополняемости.
В формирующемся мировоззрении
правовые и нравственные ценности не
должны рассматриваться как
Важнейшая политическая предпосылка
преодоления правового
1) Определяющий фактор в системе правовых средств преодоления правового нигилизма – юридическая политика правового государства, которая создает у граждан и должностных лиц правовой настрой (тонус). Существует необходимость комплексного подхода к решению исследуемой проблемы, где основное место должна занимать единая, последовательная, достаточно радикальная политика государства, направленная, прежде всего на личность, ее права и законные интересы; предлагаются и исследуются в качестве возможных средств профилактики и преодоления правового нигилизма средства массовой информации (СМИ) и правовое образование.
Принципиальное значение в этой связи имеет, выделенная основоположником античной политической науки Аристотелем, идея господства права и правовой законности, идея права как критерия справедливости, он говорил о необходимости господства справедливых законов в обществе. Однако от осознания идеи до ее воплощения – огромные расстояния. И любые политико-юридические просчеты чреваты осложнениями. Поэтому поспешные или недостаточно обоснованные решения правотворческих органов, создание ведомствами искусственных помех действию закона, нерешительное или неумелое использование правоохранительными учреждениями юридических средств в борьбе с опасными преступными проявлениями способны подтолкнуть отдельные силы в обществе к решению неотложных социальных и острополитических проблем неправовыми средствами. Значит, юридическая политика должна быть последовательной и достаточно радикальной. Только в этом случае она вызовет доверие и поддержку масс.13
2) В плане рассматриваемой
проблемы важно подчеркнуть,
3) Кардинальная реорганизация
системы нормативного и
4) Известно, что рамки
юридической свободы личности
определяются правовыми
5) Большое значение для
преодоления правового
Изучение проблемы показывает, что доверия у граждан к закону можно добиться при условии, если закон:
а) соответствует представлениям о справедливости, принят на основе достигнутого консенсуса и, таким образом, учитывает интересы больших групп людей (значит, осуществление такого закона будет выгодным для адресатов, позволит с помощью предусмотренных в нем правовых средств решать те задачи, для обеспечения которых он принят);
б) не имеет расхождений с передовыми моральными воззрениями и принципами, прогрессивными национальными и историческими традициями, соответствует достигнутому в обществе уровню культуры (значит закон доступен для восприятия и использования в практической деятельности граждан);
в) имеет надлежащее организационное
и материальное обеспечение, отвечает
международно-правовым стандартам (значит,
соизмерение такого закона с международными
пактами не вызывает у адресатов
чувства неудовлетворенности
г) действует стабильно, а при его отмене или изменении не ухудшает фактического и юридического положения добросовестных участников правоотношений.
Соответствие принимаемых законов отмеченным требованиям укрепит у людей веру в то, что не человек существует для закона, а закон для него.
Политика правового
Немецкий правовед Рудольф фон Иеринг писал: «Каждый призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония, где только она осмеливается поднимать свою голову; каждый, пользующийся благодеяниями права, должен, в свой черед, также поддерживать по мере сил могущество и авторитет закона - словом, каждый есть прирожденный борец за право в интересах общества».15
2.2. Правовое воспитание общества
Проблема нигилизма очень глубоко засела в современной жизни и прочно завладела умами людей, так что перед сразу возникает вопрос, существует ли возможность искоренения правового нигилизма? Существует, но для этого потребуется немало усилий. В качестве путей ослабления правового нигилизма можно выделить правовое воспитание.
Правовое воспитание – особая форма деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленная на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентации, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм.
Профессор Матузов выделяет следующие формы правового воспитания:
а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода «юридический всеобуч»);
б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.);
в) юридическую практику, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);
г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).16
В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина правильное понимание о необходимости права в жизни общества, его ценность и общеобязательность; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право.
Как уже было отмечено, существует несколько форм правового воспитания, но одним из наиболее важных является правовое обучение, так как правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое образование – непосредственное получение знаний.
Правовое обучение – это способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает воспитательное воздействие.
Для повышения правовой культуры общества одну из главных ролей играет правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомить населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а значит, и уровень правовой культуры имеет высокую планку. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т. е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.17
В деле воспитания у граждан уважительного и заботливого отношения к людям, честности, требовательности к себе и окружающим, строгой ответственности за соблюдение правил поведения, установленных в правовых нормах, большую помощь также должна оказать правовая пропаганда. Правовая пропаганда – это целенаправленный, управляемый процесс, успешное осуществление которого требует стройной динамичной системы и информационного обеспечения. В ней должны быть четко определены субъекты и объекты управления, их функции, основные и промежуточные цели, соответствующие средства их достижения.
Информация о работе Правовой нигилизм и пути его преодоления