Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:01, курсовая работа
Цель работы – показать степень правовой защищенности граждан РФ за пределами территории РФ.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить нормативно – правовые акты РФ по данной теме.
2. Подобрать и познакомиться с правовой литературой соответствующей теме курсовой работы.
3. На основе анализа социально-экономических, политических процессов в современном обществе определить проблемы правовой защищенности граждан РФ и соотечественников за рубежом.
Введение 3
Глава 1. Правовой статус граждан РФ 6
Глава 2. Правовой статус российских граждан за пределами РФ 16
2.1 Трудовая деятельность за рубежом 16
2.2. Брак с иностранцем 18
Глава 3. Проблема реализации прав (организации и консульства) 23
Заключение 27
Список нормативно-правовых актов и литературы 29
С распадом СССР (1991г) возникают новые проблемы. Границы между союзными республиками проводились зачастую произвольно, что по настоящее время вызывает очень серьёзные межнациональные конфликты. Русскоязычное население в бывших республиках Советского Союза, в таких странах Прибалтики, как Латвия и Эстония, до сих пор имеют статус «неграждан». Усложнена процедура получения гражданства Эстонии и Латвии, следовательно, возникают ограничения в возможности реализации прав в политической сфере, социально-экономической (приобретения прав собственности, сохранение этнокультурной специфики).
Изменение в 1990-х гг. внешнеполитического курса России, переход к рыночной экономике, конкуренции и предпринимательству привело к структурным изменениям экономики, проблема занятости коснулась и населения нашей страны. Интеграционные процессы в мире, России, выход нашего государства на новый уровень международных отношений, привели к оттоку граждан Российской Федерации за пределы России с целью трудоустройства, улучшения материальных условий жизни, получения образования, вступления в брак (смена места жительства), получения медицинских услуг, туристических поездок.
Миграционные процессы в мире, в том числе Российской Федерации, нельзя избежать, их следует надлежащим путём урегулировать, ввиду того, что существующее законодательство не в полной мере отвечает складывающимся в обществе отношениям.
За рубежом помимо граждан Российской Федерации оказались лица, к которым в законодательстве России стали применять понятие «соотечественники». «В соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», соотечественниками за пределами территории Российской Федерации признаются лица, родившиеся в государстве, проживающие, либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой линии»[4]. Данный факт свидетельствует, что Российская Федерация подтвердила, что соотечественники за рубежом вправе полагаться на её поддержку в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности, сохраняя родной язык, традиции и обычаи соотечественников, особенности их культурного наследия и религии.
Целями государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников стали оказание государственной поддержки и помощи в реализации и обеспечении соотечественниками прав и свобод человека и гражданина, в том числе права свободно выражать, сохранять и развивать духовный и интеллектуальный потенциал.
Все вышеуказанные обстоятельства регулируются законами, так как с точки зрения государства и общества комплекс прав и обязанностей, а также мера юридической свободы личности, право предусматривает гарантии их осуществления, способы защиты со стороны государства, формы ответственности за нарушения прав и свобод физических лиц, в том числе, и в первую очередь, государственных органов, обязанных защищать законные интересы человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации (ст.61). Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации (ст.5) и Федеральный закон «О порядке выезда Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ст.4) указывают, что граждане РФ, находясь за пределами Российской Федерации, пользуются ее покровительством и защитой. Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны обеспечивать меры по защите граждан РФ и сказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством и международными договорами Российской Федерации.
Находящихся в настоящее время за границей российских граждан, которым Российская Федерация оказывает защиту и покровительство в лице консульских учреждений РФ, условно можно разделить на следующие категории:
-граждане РФ, проживающие в том или ином иностранном государстве;
-граждане РФ, находящиеся в долгосрочной командировке (по линии различных ведомств, организаций, фирм и т.п.);
-граждане РФ, находящиеся в краткосрочной командировке или с деловыми целями;
-граждане РФ, совершающие поездку частного характера;
-граждане РФ, совершающие туристическую поездку;
-граждане РФ, выехавшие временно за границу на работу, учёбу, лечения.
Если по отношению к первым двум категориям деятельность консульских учреждений РФ мало в чем изменилась, то значительно возросшее в последние годы количество выезжающих за границу граждан РФ на относительно короткий срок поставило консульские загранучреждения перед необходимостью поиска новых нетрадиционных подходов к решению задачи по защите их прав и интересов.
Российские граждане, с момента пересечения границы того или иного государства, становятся иностранцами, на которых распространяется юрисдикция этого государства, т.е. действие его уголовных, гражданских, административных законов и правил, а также национальных обычаев.
В этой связи представляется целесообразным рассмотреть основы установления правового режима иностранцев в той или иной стране в научно-теоретическом плане.
Определение объема прав, свобод и обязанностей иностранцев - дело внутренней компетенции каждого государства. Однако данное утверждение не стоит понимать таким образом, что в этой области права государства неограниченны. Государства, определяя правовое положение иностранцев у себя в стране, должны соблюдать основные принципы современного международного права, а также нормы международных договоров, участниками которых они являются.
В каждом государстве иностранцы должны пользоваться таким объемом прав и свобод, который позволит им нормально жить, работать, отдыхать, независимо от срока пребывания.
При регулировании правового режима иностранцев государства обязаны учитывать также наличие специальных принципов, действующих в данной области.
1. На иностранцев, находящихся на территории того или иного государства, распространяется юрисдикция этого государства.
Государство устанавливает правила пребывания иностранцев на своей территории и требует от последних выполнения этих прав. Его юрисдикция не распространяется только на ограниченный круг лиц, обладающих иммунитетами и привилегиями. Это - дипломатические и консульские представители государств, члены их семей, находящиеся с визитом в другой стране должностные лица, официальные представители государств, международных организаций и др.
2. Вместе с тем, права иностранцев могут быть защищены государством, гражданами которого они являются, когда нарушены их законные права и интересы в стране пребывания.
Эта защита может осуществляться дипломатическими и консульскими учреждениями, что предусмотрено Венской конвенцией о дипломатических сношениях (1961г.) и Венской конвенцией о консульских сношениях (1963г.), а также двухсторонними договорами.
Следует отметить, что действие этого специального принципа ограничено другими принципами современного международного права, в том числе принципом невмешательства во внутренние дела государства, то есть защита граждан за границей, может производиться только в соответствии с законами государства пребывания. Данное правило обычно четко оговаривается в двусторонних консульских конвенциях и внутригосударственных законах.
3. Права иностранцев защищает государство их местопребывания. Как известно, каждое государство устанавливает иностранцам, находящимся на его территории, определенный объем прав и обязанностей. В установлении этого объема оно действует по своему собственному усмотрению. Однако государство обязано предоставить иностранцам защиту их прав, личности и имущества. Указанную защиту иностранцам государство предоставляет на равных основаниях со своими собственными гражданами в соответствии с международными стандартами.
Нельзя рассматривать в качестве дискриминации предоставление государством иностранцам меньшего объема права и свобод, чем собственным гражданам. Обычно все государства не разрешаются иностранцам пользоваться избирательным правом, ибо право избирать и быть избранным - исключительное право граждан. Встречаю, и иные изъятия, касающиеся, например, передвижения по территории страны, занятие определённых должностей и т.д. Установление подобного рода изъятий не запрещено международным правом и свидетельствует о том, что иностранцы имеют несколько иной правовой статус (т.е. круг прав и обязанностей), чем граждане того или иного государства.
Таковы основные принципы установления правового режима российских граждан за границей, имеющие общий характер. Однако следует еще раз отметить, что в каждом государстве их правовой статус неодинаков и имеет свою специфику в соответствии с законодательством (нормативными актами) о правовом положении иностранных граждан.
Таким образом, находясь за границей, российские граждане обязаны подчиниться законам государства, на территории которого они находятся. Вместе с тем, не прерывается их правовая связь с нашей страной - они должны учитывать действие и российских законов. Получается, что граждане Российской Федерации за границей находятся как бы в «двойном подчинении».
В сфере регулирования правового положения граждан РФ за границей действуют следующие законодательные акты России:
Конституция Российской Федерации (ст.61), закрепляющая принципы защиты и покровительства российских граждан за границей;
Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. (ст.5), обязывающий дипломатические представительства и консульские учреждения защищать права и интересы граждан РФ;
Закон РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1966г. (ст.4,5 направлены на обеспечение защиты и безопасности граждан РФ).
Как известно, Россия является в настоящее время участником более 10 тысяч международных договоров, конвенций, пактов и т.д. Она участвует в большинстве принятых ООН международно-правовых документов и многих других многосторонних актах, которые могут явиться основой для действий консулов по защите прав и интересов граждан РФ. Среди них можно назвать:
Венскую конвенцию о дипломатических отношениях (1961г.);
Венскую конвенцию о консульских сношениях (1963г.);
Всеобщую декларацию прав человека (1948г.);
Международные Пакты о правах человека (1966г.);
Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся
гражданами страны, в которой они проживают (1985г.);
Среди двухсторонних договоров важную роль в защите российских граждан за границей играют консульские конвенции и договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, действующие между Россией и другими государствами. Предоставление в договорном порядке на основе взаимности определенного режима ставит своей целью предотвращение какой бы то ни было дискриминации российских граждан, изменения их правового положения в одностороннем порядке.
Мировая практика показывает, что государства в своем национальном законодательстве и международных договорах предусматривают в том или ином сочетании различные правовые режимы пребывания иностранцев в стране. В международной практике России ведущие значение имеют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.
Когда говорят о национальном режиме, то соотносят правовой статус иностранцев со статусом граждан страны пребывания. Он означает, что иностранцы практически приравниваются в правах к гражданам данного государства. Этот режим устанавливается национальным законодательством, предусматривается в международных договорах, соглашениях.
Когда говорят о режиме наибольшего благоприятствования, то соотносят правовой статус юридических и физических лиц договаривающихся государств с правовым статусом на их территории таких же лиц третьего государства. Он означает, что юридическим и физическим лицам одного договаривающегося государства предоставляется на территории другого такой правовой режим, которым пользуются или будут пользоваться в дальнейшем на их территории юридические и физические лица любого третьего государства, т.е. такого государства, которому предоставлены в этом наиболее благоприятные условия. Положения о данном режиме определяются в международных договорах и соглашениях.
Информация о работе Правовой статус россиян за пределами территории РФ