Правовой статус россиян за пределами территории РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:01, курсовая работа

Описание

Цель работы – показать степень правовой защищенности граждан РФ за пределами территории РФ.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить нормативно – правовые акты РФ по данной теме.
2. Подобрать и познакомиться с правовой литературой соответствующей теме курсовой работы.
3. На основе анализа социально-экономических, политических процессов в современном обществе определить проблемы правовой защищенности граждан РФ и соотечественников за рубежом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовой статус граждан РФ 6
Глава 2. Правовой статус российских граждан за пределами РФ 16
2.1 Трудовая деятельность за рубежом 16
2.2. Брак с иностранцем 18
Глава 3. Проблема реализации прав (организации и консульства) 23
Заключение 27
Список нормативно-правовых актов и литературы 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

Защита основных прав и свобод человека и гражданина применительно к гражданам России, проживающим или находящихся за рубежом, является неотъемлемой частью внешнеполитической деятельности Российской Федерации.

В настоящее время за рубежом действует свыше 200 консульских загранучреждений (в том числе консульские отделы посольств и самостоятельные консульства) Российской Федерации, практическая деятельность которых, как она определена  Консульским уставом 1976 г и Положением о консульских  учреждениях Российской Федерации от 1998 года, направлена на защиту прав и интересов Российской Федерации, её граждан и юридических лиц.

Консульские учреждения осуществляют свою деятельность на основе Конституции  Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений президента РФ, Положения о Министерстве иностранных дел РФ, Положения о посольстве РФ, Положения о Консульском учреждении РФ, а также Венской конвенцией о консульских сношениях и иных международных договоров Российской Федерации, других применимых норм международного права и с обязательным учётом законодательства государства пребывания.

Консульские должностные лица РФ, как по заявлениям граждан России, так и по своей инициативе, принимают необходимые меры, направленные на их нормальное безопасное пребывание и защиту их законных интересов и прав в пределах консульского округа.

В рамках своей компетенции консульские  должностные лица должны предоставлять российским гражданам, информацию и разъяснения относительно их пребывания в иностранном государстве и оказывать им помощь и содействие, и в частности:

1) информировать  о законах,  правилах и обычаях страны пребывания, особенностях правового положения иностранцев в  стране и необходимые рекомендации;

2) в случае ареста или задержания принимать все меры по выяснению обстоятельств ареста или задержания граждан РФ и защите нарушенных прав;

3) оказывать содействие гражданам Российской Федерации, проживающим или временно находящимся за рубежом, в реализации избирательных прав и прав на участие в референдуме;

4) оказывать помощь по страховым случаям граждан РФ, находящимся за рубежом и так далее[9].

Существуют также дипломатические учреждения.      Дипломатическое представительство - это орган аккредитирующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними. Учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному соглашению, выраженному в форме совместного коммюнике.

Выделяют следующие виды дипломатических представительств:
1)посольства - представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом. К ним приравниваются представительства Ватикана - нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества;
2)миссии - представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками[10].

Проблема российских соотечественников за рубежом возникла в период гражданской войны и массовой эмиграции россиян. В результате сложных, порой трагических событий в истории России миллионы наших соотечественников были вынуждены покинуть родную землю и обрести вторую родину во многих странах мира.

              Новая Россия открыла возможность соотечественникам  - жертвам исторических потрясений и репрессий  и их потомкам при желании восстановить российское гражданство и вернуться на историческую родину.

              При этом политика России по отношению к соотечественникам  за рубежом ориентирована на содействие их добровольной интеграции в политическую, социальную и экономическую жизнь новых независимых государств, адаптации к местной культуре при сохранении собственной культурной самобытности, направлена на предотвращение массового исхода российских соотечественников из этих государств.

              При этом Российская Федерация исходит из того, что россияне вправе оставаться в тех государствах, где они родились или проживают в течение всего многих лет, что эти страны несут ответственность за обеспечение всего комплекса гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав этих лиц.

              Впервые вопрос о поддержке соотечественников за рубежом  был поднят в 1994 году в послании Президента РФ Федеральному Собранию «Об укреплении Российского государства». В соответствии с его положениями Президентом РФ был издан Указ от 11 августа 1994 года «Об основных отношениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом».

              Цели государственной политики в отношении соотечественников заключается в оказании государственной поддержки и помощи соотечественникам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права,  международными договорами Российской Федерации, российским законодательством, а также с учётом законодательства иностранных государств в области реализации и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Предполагается, что российские соотечественники и их объединения имеют право:

а)  свободно выражать, сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать и развивать духовный и интеллектуальный  потенциал;

б) устанавливать и свободно поддерживать всесторонние связи с Российской Федерацией;

в) участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях.

 

 

                           

 

 

 

 

 

Заключение

              Нахождение граждан Российской Федерации за пределами государства может объясняться рядом причин: выезд на лечение, долгосрочная командировка, поездка частного характера, выезд с целью трудовой, учебной деятельности, проживающие в том или ином иностранном государстве.

              Российские граждане с момента пересечения границы  становятся иностранцами, на которых  распространяется юрисдикция этого государства, т.е. действие его условных, гражданских, административных законов и правил, а также   национальных обычаев.

              Определение объёма прав, свобод и обязанностей иностранцев – дело внутренней компетенции каждого государства, с учётом основных       принципов современного международного права, а также нормы международных договоров, участниками которых они являются.

              Находясь за границей, российские граждане обязаны подчиняться законам государства, на территории которого они находятся. Вместе с тем, не прерывается их правовая  связь с нашей страной -  они должны учитывать действия и российских законов. Таким образом, граждане Российской Федерации за границей находятся в «двойном гражданстве»

              Осуществляя  трудовую деятельность за границей, российские граждане подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на предприятиях и организациях, где они фактически работают (состоят в трудовых отношениях с направившей их организацией).  Граждане  Российской  Федерации  осуществляют  трудовую   деятельность  за  границей  на  основании  заключённого  с  иностранным работодателем  договора  (контракта).  Их  условия   труда  будут  определятся  законодательством  страны  пребывания.  Сам  факт  российского  гражданства  не  влечет  за  собой применение  норм  российского  законодательства.

 

В случае заключения брака для проживающих за границей членов семьи, особенно при разном гражданстве, вопрос о том, по законам какого государства определяются их права и обязанности, имеет большое значение. К  правам  и  обязанностям  супругов  применяется  законодательство государства,  на  территории  которого  супруги  имеют  совместное  место  жительства,  таким  образом,  даже  к  отношениям  супругов - иностранных  граждан,  если  они   проживают  совместно  в  России,  подлежит  применению  российское  законодательство. 

         Защита основных прав и свобод человека и гражданина применительно к гражданам России, проживающим или находящихся за рубежом, является неотъемлемой частью внешнеполитической деятельности Российской Федерации. В рамках своей компетенции консульские  должностные лица должны предоставлять российским гражданам, информацию и разъяснения относительно их пребывания в иностранном государстве и оказывать им помощь и содействие.                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы:

I. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.-М., 2009

2. Федеральный закон от 31.05.2002 г. (ред. от  04.12.2007) «О гражданстве Российской Федерации»// Законы Российской Федерации.-2008

3. Федеральный закон  от 05.03.1999 г. (ред. от 18.07.2006) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»// Законы российской Федерации.-2008

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 08.12.1995 г. (ред. от 21.07.2007)

II. Исследования:

5. Васильева Л.Н. Проблема сохранения самобытности русскоязычными соотечественниками за рубежом// Российское право.-2005.-№5.-С.52-59

6. Миронов О.О., Лебедев А.И. международная деятельность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации//Международное и публичное право.-2002.-№3.-С14-19

7. Пустовалова Н.В. Защита основных прав и свобод Российских граждан – главная задача консульских учреждений//Закон и право.-2001.-№4.-С36-39

8. Марышева Н.И., Хлестова И.О. Правовое положение российских граждан за границей.-М.-1994

9. Смирнова Е.С. Европейское гражданство – идея и практическая реализация//Российское право.-2000.-№1.-С.76-82

10. http://www.consultant.ru

 



[1] Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (гл. 1 ст.4 п.4)

[2] http://www.consultant.ru

[3] Федеральный  закон  «О  гражданстве  Российской  Федерации»  (гл.1, ст.5)

[4] Васильева Л.Н. Проблема сохранения самобытности русскоязычными соотечественниками за рубежом// Российское право – 2005 №5, с.52-59

[5] Марышева Н.И., Хлестова И.О.. Правовое положение российских граждан за границей, М., Юрист, 1994, с. 53-56

[6] Семейный кодекс Российской Федерации (ст12)

[7]  Марышева Н.И., Хлестова И.О.. Правовое положение российских граждан за границей, М., Юрист, 1994, с. 57-60

 

[8] Федеральный Закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (п.4.ст.7)

[9] Пустовалова Н.В. Защита основных права и свобод Российских граждан – главная задача консульских учреждений// закон и право, 2001 №4, с. 36-39

[10] http://www.consultant.ru


Информация о работе Правовой статус россиян за пределами территории РФ