Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:03, контрольная работа
Исходя из ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее – Закон)1, Регламента Конституционного Суда РФ от 01.03.1995 N 2-1/6 (далее – Регламент)2 и Положения о Секретариате КС, в конституционном судопроизводстве существуют следующие стадии:3
1. Предварительное рассмотрение обращений в Конституционном суде РФ 3
1.1. Стадии конституционного судопроизводства. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда РФ 3
1.2. Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда Российской Федерации 6
1.3. Принятие обращения к рассмотрению 7
1.4. Отказ в принятии обращения к рассмотрению. Отзыв обращения 10
2. Процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном суде РФ 14
2.1. Разбирательство в Конституционном Суде 14
2.2. Участники процесса 18
2.3. Распорядок заседаний 22
Список литературы 26
Поводы и основания к рассмотрению дела, о которых сообщает всем присутствующим в заседании судья-докладчик, определяются в соответствии со статьей 36 Закона, существо поставленного заявителем вопроса - после изучения обращения и приложенных к нему документов. Судья-докладчик сообщает, что предпринято им для рассмотрения дела Конституционным Судом: какие проведены консультации, получены дополнительно документы и т.п.
Если в судебном заседании отсутствует заявитель и его представитель (такое случалось), судья-докладчик излагает также указанную в обращении позицию заявителя. Если назначен не один судья-докладчик, то сообщение делает один из них, другой дополняет его. Вопросы других судей Конституционного Суда могут быть заданы всем судьям-докладчикам.
Заслушав судей-докладчиков, председательствующий от имени Конституционного Суда предлагает порядок исследования вопросов. Обычно это давно установившийся традиционный порядок, начинающийся с выступления стороны-заявителя. Стороны, как правило, не возражают установленному Конституционным Судом порядку исследования вопросов.
Пояснения сторон даются в порядке, установленном в соответствии со статьей 60 Закона. Первым получает слово сторона-заявитель (один из ее представителей). После стороны-заявителя и ее ответов на вопросы выступают представители стороны, принявшей оспоренный акт. Они могут задавать вопросы заявителю, возражать против его позиции, приводить свои аргументы в пользу конституционности оспоренного акта.
Эксперт - не обязательный участник процесса. Необходимость в нем, вызове его в судебное заседание должна определяться высокой степенью неопределенности рассматриваемого вопроса.
Эксперт-юрист может потребоваться, если КС рассматривает вопрос, далекий от специализации судей КС. По некоторым делам сторонние эксперты-юристы КС отнюдь не помешали бы.
Например, по делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», по которому принято Постановление от 14 апреля 2008 года N 7-П25, судья-докладчик Г.А. Гаджиев, позднее в интервью отвечая на вопрос о возможности включения садового участка в границу населенного пункта, ответил, что это «конечно, можно. Если только это не земля сельскохозяйственного назначения. Но обычно садоводам предоставлялись только неудобья, не представляющие сельскохозяйственной ценности. Иногда это были малопродуктивные пастбища. Словом, перевести эти земли в состав населенных пунктов не представляет никакой проблемы»26. Такие слова имеют мало общего с установленным законодательством составом земель сельскохозяйственного назначения, порядком, тем более практикой их перевода в земли населенных пунктов.
Исследование
некоторых фактических
Свидетели редко привлекаются КС к рассмотрению дел. В 1995 - 2008 годах было принято всего 12 постановлений КС (последнее - в 2004 году), в которых указано на заслушивание показаний свидетелей (заслушивание экспертов и специалистов осуществлялось чаще). При этом ни одно из этих постановлений не позволяет понять, какими были показания свидетелей.
Без представления и исследования документов не решается ни одно дело. Представление соответствующих документов является условием принятия обращения к рассмотрению.
С заключительным выступлением может выступить каждая сторона (ее представитель). Первой выступает сторона-заявитель.
КС прекращает производство по делу, если после принятия обращения к рассмотрению в соответствии со статьей 42 Закона будет выявлено хотя бы одно из оснований для отказа в принятии обращения к рассмотрению в соответствии со статьей 43 Закона либо состоится отзыв обращения в соответствии со статьей 44 Закона. После принятия обращения к рассмотрению, но до начала рассмотрения производство по делу может быть прекращено на основании на специально созываемом заседании Конституционного Суда.
После признания исследования вопросов завершенным не производится сбор материалов по данному делу и их представление в Конституционный Суд. Объявив о завершении исследования вопросов, Конституционный Суд не вправе вновь собираться на публичное заседание по данному делу, даже если после этого появились дополнительные материалы. Решение Конституционного Суда должно основываться только на тех материалах, которые он исследовал до окончания слушания дела.
Окончание слушания дела фиксируется в протоколе судебного заседания.
Объявив об окончании слушания дела, Конституционный Суд удаляется на совещание для принятия итогового решения по делу в соответствии со статьей 70 Закона. Необходимо подчеркнуть, что закрытое совещание по принятию итогового решения Конституционного Суда проводится неоднократно. Первый раз судьи удаляются на него сразу после окончания слушания дела. На нем в зависимости от категории дела выясняется принципиальная позиция каждого судьи в пользу конституционности или неконституционности оспоренного положения, варианта толкования Конституции, принадлежности полномочия при споре о компетенции.
После
выяснения позиции судей по окончании
слушания дела они назначают дату и время
следующего совещания, к которому судья-докладчик
должен представить проект решения. Судьи
не связаны своими ранее выраженными в
закрытом совещании позициями по делу
и к следующему совещанию могут изменить
их. После голосования по частям проекта
итогового решения проводится голосование
по проекту в целом с учетом принятых поправок.
Итоговое решение Конституционного Суда
принимается в целом открытым голосованием
путем поименного опроса судей.27
Информация о работе Процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном суде РФ