Семья. Этика семейных отношений. Правовое регулирование семейно-брачных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:24, реферат

Описание

В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли, новые паттерны поведения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Основные теоретические аспекты семейных отношений ………. 5
§ 1. Понятие брака и брачных отношений………………………………… 5
§ 2. Ресурсы и перспективы брачных отношений………………………… 8
Глава II. Готовность и подготовка студентов к созданию семьи………… 10
§ 1. Подготовка к семейной жизни………………………………………… 9
§ 2. Устойчивость семейных отношений…………………………………… 16
§ 3. Правовые нормы брачно-семейных отношений………………………. 22
Заключение…………………………………………………………………… 24
Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

Доклад по ОГО.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 
 

Семья. Этика семейных отношений.

Правовое  регулирование семейно-брачных  отношений 
 
 
 
 
 

                                                                  Доклад студентки 842 группы

                                                            исторического факультета 

                                            Лукьяновой. П.С. 

                                                       
 
 
 
 

Самара

2011

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава I. Основные теоретические аспекты семейных отношений ………. 5

§ 1. Понятие  брака и брачных отношений………………………………… 5

§ 2. Ресурсы  и перспективы брачных отношений………………………… 8

Глава II. Готовность и подготовка студентов к созданию семьи………… 10

§ 1. Подготовка к семейной жизни………………………………………… 9

§ 2. Устойчивость семейных отношений…………………………………… 16

§ 3. Правовые нормы брачно-семейных отношений………………………. 22

Заключение…………………………………………………………………… 24

Список  литературы…………………………………………………………… 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В каждом социуме, в соответствии с  их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных  отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли, новые паттерны поведения.

    И конечно, не всегда процесс перестройки  сопровождается только позитивными  изменениями. В процессе развития брачных  отношений будут появляться различные  проблемы, и наверно каждому человеку хочется, чтобы семья прошла все эти проблемы. Но сейчас такое время, когда большинство молодёжи вступают в брак, не обдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный вопрос. Многие считают, что, получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того, что часть из них вступает в брак, не достигнув совершеннолетия, но и делают это без согласия родителей. Прожив некоторое время, у многих из них это приводит к разводу.

      С теоретической точки зрения объективно-дистантное рассмотрение брака не только задает отчужденность в подтексте, но и, извлекая на свет божий «зеркало статистики», кроме более или менее любопытных частных выводов приводит к довольно тривиальным общим выводам типа «крепок брак — крепка держава» и наоборот. А так как о крепости державы сегодня говорить не приходится, то, хотим мы того или нет, подводим студента к выводу о том, что стоило бы переждать социальные бури, прежде чем пускаться в семейное плавание.

      Гипотеза: особенностью готовности к браку  современной молодёжи является: неадекватность ролевых ожиданий будущих супругов, потребительская нереалистичность.

        Поэтому цель данной работы  – определить готовность людей  к брачным отношениям в ранней  взрослости.

Задачи:

    • изучить теоретические аспекты брачных отношений;
    • выявить степень подготовки молодежи к браку;
    • исследовать степень готовности студентов к созданию семьи.

      Жизнь семьи характеризуется материальными  и духовными процессами. Через  семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Основные теоретические аспекты семейных отношений

§ 1. Понятие брака  и брачных отношений

  В  современном мире понятие отношений  используется во многих сферах  жизнедеятельности человека. Отношения  бесконечно разнообразны.

    Под этим термином понимается - субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. Выделяют отношения пространственные, временные, причинно -следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания и прочее.

    Особый  тип отношений составляют отношения  общественные как взаимосвязи между  социальными общностями и их свойствами, возникающими в совместной деятельности. Их классифицируют согласно сферы рассмотрения:

  1. на уровне социальных общностей - отношения классовые, национальные, групповые и семейные;
  2. на уровне занятых некой деятельностью - отношения производственные, учебные;

      3. на уровне взаимосвязей между  людьми в группах – межличностные  отношения

    4. отношения  внутриличностные - например, эмоционально - волевые установки человека по отношению к себе.

    При рассмотрении типов отношений возникает  вопрос: «К какому типу отношений можно  отнести брачные отношения? К  межличностным или к отношениям на уровне социальных общностей»? Если рассматривать брачные отношения как межличностные, то можно сказать, что это субъективные переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний в ходе совместной деятельности и общении. Это некоторая система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

    Брак  является общественным механизмом, предназначенным  для регулирования и управления теми многочисленными человеческими  отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях:

    1. Регулирование личных половых  отношений. 

    2. Регулирование передачи и получения  наследства, правопреемства и общественного  порядка, что является его более древней и изначальной функцией.

    Создаваемая в браке семья сама укрепляет  институт брака, наряду с нравами, регулирующими  отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные убеждения. Однако, хотя браки могут одобряться или не одобряться свыше, они едва ли заключаются на небесах. Человеческая семья является явно выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а не церковный институт. Конечно, религия должна оказывать ощутимое воздействие на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его своему исключительному управлению и контролю.

    Говоря  об отношениях на уровне социальных общностей, то можно отметить, что семья и семейные отношения рассматриваются как организм, способный существовать и функционировать даже, если его составляющие (члены) находятся на большом расстоянии друг от друга, способный подчиняться закону развития, то есть облик семьи претерпевает со временем изменения: семья может перестроиться, разделиться, дать начало другой.

    Таким образом, делая выводы из вышесказанного, брачные отношения можно выделить в особую группу отношений, которые  могут характеризоваться и первым и вторым типами отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Ресурсы и перспективы  брачных отношений

    На  наш взгляд ресурс - это то, с что  уже имеется в брачных отношениях, то, что позволяет строить их межличностные  взаимоотношения и то, что может  предопределить перспективы развития брачных отношений. То есть это тот набор, который состоит: выработанных стереотипных реакций, приобретенных в системе своей семьи и скорректированные влиянием референтной группы, физическим и психологическим здоровьем, физическим возрастом, временной длительностью брачных отношений, правилами сексуальных отношений, отношением детей к родителям, и многое другое, независимо от того какая это семья, но ресурсами семья обладает во всех случаях. Сами супруги, пожалуй, могут и не осознавать, всех граней своих ресурсов, поэтому задача психотерапевта изучить имеющиеся ресурсы брачных отношений и в соответствии с этим выстроить концепцию перспектив развития брачных отношений.

    В процессе брачных отношений ресурс может изменяться в том или  ином качестве, например либо истощаться, либо пополняться, обновляться. И, как правило, перспективы брачных отношений напрямую связаны с ресурсами, а именно с качеством изменения ресурса.

    Согласно  закону развития, каждая семейная система  должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи - это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Семейная система должна создаться и завершиться. Непосредственными причинами, дающими семье возможность пройти этот жизненный цикл, является некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие как брак, изменение физического возраста и соответственные изменения стадий психического развития. Как любое другое развитие, брачные отношения претерпевает в процессе развития периоды: кризиса и стабилизации отношений.

    Брачные ресурсы и перспективы развития рассматриваются многими теоретическими направлениями, но все соглашаются  с тем, что брачные ресурсы  претерпевают изменения в процессе прохождения жизненного цикла семьи  и стратегия построения перспектив развития брачных отношений будут четко определены, если можно будет определить имеющиеся ресурсы, их качество на определенных этапах развития семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Готовность и подготовка студентов к созданию семьи

§ 1. Подготовка к семейной жизни

 Как  известно (к сожалению или к  счастью), осуществляющаяся в   старших классах подготовка к  семейной жизни является последним  по времени этапом формирования  юношей и девушек как мужей  и жен, непосредственно предшествующим  их соответствующему поведению.  Далеко позади осталось серьезно предопределяющее их взрослую жизнь прямое усвоение родительского опыта в общении со взрослыми членами семьи и неизбежных для дошкольного  возраста ролевых играх; незаметно прошел период расширения этого опыта во внутри- и внешкольном общении, и вот уже на повестку дня настоятельно встала проблема передачи юности всего необходимого для обретения счастья в их семейной жизни. И естественно, возникает вопрос: а что же должно входить в “список” этого необходимого? По мнению специалистов в этот “список” входит повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью; увеличение социальной престижности отцовства и материнства; повышение психологической готовности юношей и девушек к браку; предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни,  основным проблемам взаимоотношений между супругами; наконец,  освещение вопросов наиболее рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи.  Безусловно, что все эти задачи действительно должны быть решены в целях достижения готовности молодежи к семейной жизни.

  Начнем  с осознания социальной сущности  семьи, т.е. того, что, будучи  по сути своей общественным явлением, она сполна подчиняется  законам общественной жизни. Это хорошо выражено в определении К. Маркса, по которому “никто не принуждается к заключению  брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам  брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он также мало творит и изобретает брак, как пловец - природу и законы воды и тяжести. Брак поэтому не может подчиняться произволу вступивших в брак, а наоборот, произвол вступившего должен подчиняться сущности брака”. Дело в том, что исходным моментом готовности человека  к браку и семье является деятельное понимание им общественной  значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы. К сожалению, понимание этого не всегда свойственно современным юношам и девушкам, отчего сплошь и рядом переход от неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений любви и предбрачного ухаживания к  формализованным, достаточно регламентированным и, главное,  обязательным отношениям супругов как брачно-семейных партнеров  оказывается для них сопряженным со значительными, прежде всего чисто психологическими, трудностями - мучительным осознанием  новизны и сложности ситуации, болезненной перестройкой своего и чужого поведения, а также неприятным ощущением предопределенности и заданности.  Как исходное в этой связи, нужно помнить, что семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной  ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсах. И понимать, что историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к изменяющимся общественным отношениям (хотя и является при этом одним из  наиболее устойчивых общественных институтов); что о системе  взаимоотношений упоминается постольку, поскольку в семье их довольно много; что малой группой семью можно назвать в связи с тем, что она вполне попадает под определение этого исходного для любого общества элемента социума, отличаясь, правда, характером объединения (очень личным). Социальная необходимость в семье действительно есть, ибо, исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой. И именно потому ни в одном обществе семья не была “личным делом”, ибо любое общество вправе ожидать от семьи выполнения определенных функций, и, прежде всего двух важнейших, тесно взаимосвязанных: воспитательной и репродуктивной.  Остановимся на функции воспитательной. Сущность ее достаточно ясна, ибо  именно через семью наши дети входят в общество. В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее своим детям и тем самым будущему. В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом и т. п.; основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества. Почему  именно в семье? Да потому, что за всю свою историю человечество так и не создало - и, наверное, никогда не создаст - лучшего института воспитания. Специальные исследования психологов и педагогов убедительно доказали: ни  одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и  матерью. Дети, выросшие в этих учреждениях (как, впрочем, и те, хотя и меньше, кто в ранние годы лишился отца или матери и воспитывался в неполной семье), обычно отстают в чем-то от своих сверстников, растущих в полноценной семье, и они значительно труднее находят свое место в жизни. А раз так, нужно постоянно помнить, что мы воспитываем не только ребенка, но гражданина и человека. Теперь обратимся ко второй из важнейших функций семьи - репродуктивной. Главное здесь - воспроизводство в детях численности родителей. Естественно, что только в семье это воспроизводство может осуществляться полноценно. В масштабе общества для простого (даже расширенного) воспроизводства населения (т.е. чтобы нас не стало меньше) необходимо, чтобы на каждые двое лиц противоположного пола приходилось не меньше двух детей. С учетом же того, что далеко не все женщины и мужчины вступают в брак и обзаводятся семьей, весьма желательно, чтобы большинство семей у нас были трехдетными. Однако, к сожалению, пока лишь некоторые семьи выполняют эту “общественную нагрузку”.

Информация о работе Семья. Этика семейных отношений. Правовое регулирование семейно-брачных отношений