Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:24, реферат
В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли, новые паттерны поведения.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Основные теоретические аспекты семейных отношений ………. 5
§ 1. Понятие брака и брачных отношений………………………………… 5
§ 2. Ресурсы и перспективы брачных отношений………………………… 8
Глава II. Готовность и подготовка студентов к созданию семьи………… 10
§ 1. Подготовка к семейной жизни………………………………………… 9
§ 2. Устойчивость семейных отношений…………………………………… 16
§ 3. Правовые нормы брачно-семейных отношений………………………. 22
Заключение…………………………………………………………………… 24
Список литературы………………
Подготовка к браку должна быть комплексной в своей основе, так как она призвана решить целый ряд очень важных задач. Необходимо повысить ответственность молодежи перед брачной и семейной жизнью, постоянно обращая внимание на социальную престижность отцовства и материнства, ориентируя женщин на брак, семью, детей. Одновременно с этим необходимо повысить психологическую готовность молодежи к браку, дать молодежи, вступающей в брак, емкие, концентрированные знания: по гигиене ухода за ребенком, психологии детского возраста, детской педагогике, психогигиене сексуальной жизни, осветить основные проблемы психологических взаимоотношений между супругами и т.д. Следует усилить и антиалкогольную пропаганду среди молодежи, постоянно обращая внимание на опасность, которая может возникнуть и отразиться на потомстве, если супруги употребляют алкогольные напитки, курят. Естественно, следует постоянно обращать внимание молодых супругов на пагубное влияние на психическое здоровье детей семейных конфликтов и ссор, учитывая, что семейные конфликты часто являются источником неврозов и других нервно-психических расстройств самих супругов. В комплексной программе подготовки молодежи к браку нельзя оставить без внимания и такие вопросы, как наиболее рациональное ведение домашнего хозяйства, эффективное и экономное распределение бюджета семьи. С точки зрения целей и задач демографической политики и полноценного воспитания будущих поколений необходимо ориентировать молодежь на рождение в семье не одного, а двоих-троих детей. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в наши дни наметились значительные «ножницы» между физиологическим и социальным созреванием молодежи. За последние полвека половое созревание вследствие акселерации наступает в среднем на два года раньше (у девочек около 13 лет, а у мальчиков около 15 лет). Одновременно с этим усложнился процесс социализации, т.е. передачи молодежи всего многообразного культурного, воспитательного, производственного и научно-технического опыта. Социальная зрелость, экономическая самостоятельность молодежи в условиях урбанизации и стремительного научно-технического прогресса наступают значительно позже, порою затягиваются до 20—25 лет. Поэтому ценность брака, семьи, детей в системе общекультурных ценностей человека формируется достаточно поздно. Подлинный смысл и значение указанных ценностей открываются человеку тогда, когда он приобретает достаточный жизненный, опыт, начинает задумываться над смыслом своего личного бытия. Кроме того, по-видимому, существуют определенные этапы формирования жизненных ценностей у молодежи: на первом плане стоят вопросы выбора жизненного пути, призвания, профессии, обретения гражданской самостоятельности и т.д.
Подготовка
к браку означает формирование определенного
нравственного комплекса
Итак,
нравственно-психологическая подготовленность
к браку означает восприятие человеком
целого комплекса требований, обязанностей,
социальных стандартов поведения, которыми
регулируется семейная жизнь. Разумеется,
нравственно-психологическая подготовленность
юношей и девушек к браку должна являться
частью общего воспитания человека. Когда
мы говорим о подготовке молодежи к браку,
то, прежде всего, следует определить,
какие бытовые навыки и умения, какие знания
необходимы человеку для того, чтобы он
мог успешно организовать свою жизнь.
§ 2. Устойчивость семейно-брачных отношений
Устойчивость
брачно-семейных отношений зависит
от готовности молодых людей к
семейной жизни, где готовность к
браку понимается как система
социально-психологических
Особое значение готовность к браку приобретает
на современном этапе развития общества,
когда число браков «де-факто» увеличивается
по сравнению с числом заключенных браков.
Здесь наблюдаются особенности социальных
установок и мотивов, которые сформировались
у молодежи относительно недавно под воздействием
изменившихся социальных условий и норм.
Тем не менее, исследование ценностных
ориентаций учащейся молодежи на протяжении
последних четырех лет показывает, что
семья остается основной ценностью для
молодежи. При этом рассматривается как
семья родителей, в которую они входят,
так и их собственная будущая семья. Существенное
место в представлении молодежи о будущей
семье занимают ролевые ожидания, где
наблюдается смещение ролей или отказ
от их распределения. В последнее время
(1997-1998 гг.) характерно выдвижение женщины
на ведущую роль в семье. С другой стороны,
отсутствует реальное представление о
том, в каких сферах муж и жена могут проявить
свое главенство.
При создании идеального образа семьи
и, прежде всего своей собственной, в качестве
основных ценностей называются взаимопонимание,
любовь, гармония в отношениях, успешный
секс и наличие детей. При этом, существует
большой круг социальных и психологических
факторов, которые вызывают сомнение в
возможности успешного создания и функционирования
семьи, например, супружеские конфликты.
Исследование
супружеских конфликтов, как и
самих супружеских
Как
только схлынут первые
Кризисный период можно рассматривать как болезнь семьи, которая не всегда заканчивается разводом.
Не
вдаваясь в анализ причин
У супругов может быть все, но если у них нет постоянного притока положительных эмоций и уверенности в том, что брачный партнер всегда готов поддержать его во всем, оказать ему содействие и помощь в преодолении возникающих затруднений (даже тем, что нисколько не сомневается, что они будут преодолены), у них нет главного – удовлетворенности самим браком, семейными отношениями, самим супругом. А без такой удовлетворенности (если все же брак не распадается) нет активной жизнедеятельности, жизненного тонуса, высокой работоспособности, творческой активности.
Как
известно, брак заключается для
взаимного удовлетворения
1. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего “Я”, нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение.
2. Конфликты,
размолвки, психические
3. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры, имеющие своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях; отсутствие ласки, нежности, заботы, внимания и понимания. Психологическое отчуждение супругов.
4. Конфликты,
ссоры, размолвки на почве
5. Финансовые
разногласия, возникающие на
6. Конфликты,
размолвки на почве
7. Конфликты
на почве потребности во
8. Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных “хобби” и увлечений.
Разумеется,
эта классификация не
Использование
категории “потребность” в
Большая
группа конфликтов возникает
на основе неудовлетворенного
чувства собственного
Если
один из супругов чувствует
себя ущемленным, то это порождает
целый ряд отрицательных
Теория
конфликтности, которая имеет
в своей основе
Итак,
за мотивами разводов стоят
те или иные неудовлетворенные
потребности супругов или по
крайней мере одного из них.
Это положение дает