Шпаргалка по "Гражданскому процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:58, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Гражданский процесс".

Работа состоит из  1 файл

GPP.doc

— 409.00 Кб (Скачать документ)
fy">Гражданская процессуальная ответственность ясно выражается в штрафных мерах воздействия  и в компенсационном взыскании. Эти меры воздействуют на имущественную сферу правонарушителя. Суд, применяя штрафную ответственность, возлагает на правонарушителя дополнительную обязанность в виде уплаты денежных сумм в пользу государства или в пользу стороны. Однако уплата штрафа, как правило, не освобождает правонарушителя от исполнения неисполненной или ненадлежащим образом исполненной гражданской процессуальной обязанности.

К штрафному  виду процессуальной ответственности  относятся и такие меры, как  предупреждение, удаление из зала судебного заседания и принудительный привод. Они воздействуют на психическую сферу правонарушителя.

Судебные  штрафы — денежные суммы, которые  взыскиваются с граждан и должностных  лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданских процессуальных обязанностей. Штраф взыскивается в доход государства по определению суда.

В любом  случае судья должен выяснить причины  неисполнения обязанности. Если после  наложения штрафа выяснится, что  причины неисполнения процессуальной обязанности были уважительными, то лицо, на которое наложен штраф, имеет право в течение десяти дней со дня получения копии определения суда о наложении штрафа обратиться в наложивший штраф суд с заявлением о сложении или об уменьшении штрафа. Заявление рассматривается в судебном заседании в течение десяти дней. Лицо, на которое наложен штраф, извещается о времени и месте судебного заседания, однако его неявка не препятствует рассмотрению заявления.

На определение  суда об отказе сложить судебный штраф  или уменьшить его размер может  быть подана частная жалоба (ст. 106 ГПК).

Компенсационные меры могут применяться к стороне, недобросовестно заявившей неосновательный  иск или спор относительно иска либо систематически противодействовавшей правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела. В этих случаях суд может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени. Размер компенсации определяется судом в разумных пределах и с учетом конкретных доказательств (ст. 99 ГПК). 
 

  1. Понятие мер гражданской  процессуальной защиты, предпосылки и основания применения. Их отличие от гражданской процессуальной ответственности.

Предпосылки и основания применения мер защиты

Заявитель при подаче искового заявления, жалобы или заявления в неисковых  видах судопроизводства обязан соблюдать установленную форму заявления (ст. 131, ч. 1 ст. 247, ч. 5 ст. 251, ст. 267, 270, 277, 282, 291,295,308 ГПК), приложить к заявлению его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц; документы, перечисленные в ст. 132 ГПК. В случае неисполнения данных процессуальных обязанностей суд в соответствии со ст. 136 ГПК выносит определение об оставлении заявления без движения и предлагает заявителю исполнить предусмотренные законом процессуальные обязанности.

Лица, участвующие  в деле, имеют право заявлять ходатайства. При заявлении ходатайства об истребовании доказательств лицо, заявляющее такое ходатайство, должно обозначить это доказательство (письменное, вещественное или вызов свидетеля), указать, какие обстоятельства могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством; если эти обязательные условия не будут исполнены, суд может отказать в удовлетворении ходатайства. Отклоненное ходатайство можно заявить неоднократно, но с обязательным исполнением обязанностей, предписанных законом.

Как видно  из приведенных примеров, реакция  суда на нарушение предписаний ГПК  несколько иная, чем при применении мер ответственности. Поэтому исполнение гражданских процессуальных обязанностей обеспечивается не только возможностью применения к правонарушителю мер процессуальной ответственности, но и другими мерами государственного воздействия. Применяя их, суд никаких новых обязанностей на правонарушителя не возлагает, но побуждает его к выполнению неисполненных или ненадлежащее исполненных процессуальных обязанностей и только.

Эти способы  процессуального воздействия в  теории права и в процессуальной науке относят к мерам защиты.

Меры  гражданской процессуальной защиты есть установленные гражданскими процессуальными  нормами способы воздействия  на правонарушителя, содержащие неблагоприятные последствия с целью понуждения выполнения гражданских процессуальных обязанностей и восстановления нарушенного правопорядка в гражданском судопроизводстве. Они также являются мерами государственного принуждения, но главные цели их применения состоят: в защите нарушенного субъективного процессуального права; устранении правонарушений, препятствующих нормальному развитию судопроизводства; в обеспечении исполнения процессуальных обязанностей и в восстановлении правопорядка в гражданском судопроизводстве, а не в наказании, как при применении мер процессуальной ответственности.

Меры  защиты выражают реакцию на процессуальное противоправное поведение суда и  участвующих в деле лиц. С их помощью  можно прекращать нарушение правопорядка в гражданском судопроизводстве, пресекать и восстанавливать нормальные процессуальные отношения путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не выполненной процессуальной обязанности.

Между мерами процессуальной защиты и мерами процессуальной ответственности имеются общие характерные черты и отличия.

Общие черты заключаются в том, что  и те и другие: а) закреплены в  нормах гражданского процессуального  права; б) представляют собой меру государственного воздействия; в) применяются за нарушения  норм гражданского процессуального права; г) влекут неблагоприятные процессуальные последствия; д) применяются судом; е) излагаются в письменной форме; ж) призваны обеспечивать устранение последствий неправомерного поведения субъектов гражданских процессуальных отношений.

Их различия можно провести по следующим признакам: 1) меры процессуальной защиты направлены в первую очередь, на обеспечение  нормального развития судопроизводства, а не наказание, как меры процессуальной ответственности; 2) меры процессуальной защиты применяются в тех случаях, когда необходимо, прежде всего, пресечь правонарушение, восстановить нарушенное судопроизводство; 3) применение мер процессуальной защиты не влечет для правонарушителя дополнительных имущественных или неимущественных обременении.

К мерам  гражданской процессуальной защиты относятся: отказ в принятии искового заявления (ст. 134 ГПК); возвращение искового заявления (ст. 135 ГПК); возвращение апелляционной  или кассационной жалобы, представления (ч. 1 ст. 324, ч. 1 ст. 342 ГПК); оставление искового заявления без движения (ст. 136 ГПК); оставление апелляционной и кассационной жалобы, представления без движения (ст. 144, 341 ГПК); отказ в удовлетворении заявленных ходатайств в случае не­выполнения требований закона о содержании ходатайств (ст. 166 ГПК); изменение или отмена судебных актов суда первой инстанции (ст 328, 334, 361, 374 ГПК), изменение или отмена судебных актов судом надзорной инстанции (ст 390) и др

Предпосылками применения мер процессуальной защиты служат а) наличие в санкции гражданской процессуальной нормы правовых последствий, наступающих за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданских процессуальных обязанностей, б) наличие право- и дееспособных субъектов, нарушающих предписания гражданских процессуальных норм, и субъектов, управомоченных применять меры защиты

Основанием  для применения мер процессуальной защиты является факт невыполнения гражданских  процессуальных обязанностей и нарушения  субъективных прав В фактический  состав правонарушения при применении мер защиты не входит субъективная сторона правонарушения Закон не указывает вину правонарушителя в качестве основания для применения мер процессуальной защиты Такое правонарушение без вины в теории права называют объективно противоправным поведением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие, значение и виды подведомственности гражданских дел.

Подведомственность  — относимость нуждающихся в  государственно-властном разрешении споров о праве и разрешении иных юридических дел к ведению компетентного юрисдикционного органа (государственного, общественного или смешанного органа), наделенного государством правом рассмотрения и разрешения индивидуальных, конкретных дел и урегулированию общественных правоотношений. Подведомственность — это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами. Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Так, в соответствии со ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативно-правовым актам (ст. 391 ТК РФ); споры по пенсионным вопросам вначале рассматриваются вышестоящими органами социальной защиты населения, а затем судом (ст. 129 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РФ»). В зависимости от того, вносит ли закон разрешение известной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных их видов, подведомственность может быть подразделена на единичную (исключительную) и множественную. Условной считается подведомственность, при которой дело подлежит рассмотрению в суде только при наступлении определенного, предусмотренного законом условия. Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих Прав. Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Использование названных выше видов подведомственности позволяет государству активно и вместе с тем гибко воздействовать на правоприменительный процесс, используя особенности и преимущества различных форм разрешения юридических дел (судебной, общественной, третейской и др.), разумно регулировать нагрузку юрисдикционных органов, учитывая и интересы спорящих сторон. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общие и специальные  правила судебной подведомственности. Правовые последствия  нарушения этих правил.

Общие правила определения подведомственности. Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается нормативными актами, в которых закрепляются общие правила и отдельные исключения из них. С помощью этих правил разрешается в каждом случае вопрос о том, какой орган управомочен разрешить дело, т. е. разграничивается подведомственность дел суду, с одной стороны, и иным органам (арбитражным судам, административным органам, третейским судам и т. д.) — с другой. В качестве критериев отнесения отдельных категорий дел к ведению определенных органов, как правило, рассматриваются характер спорного правоотношения, а также состав его участников. Анализ законодательства позволяет сформулировать пять общих правил подведомственности дел. 1. Дела о конституционности правоприменительных актов (т. е. о соответствии их Конституции РФ), а также споры между Федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между Высшими органами государственной власти субъектов РФ подведомственны Конституционному Суду РФ (ч. 3 ст. 125 Конституции РФ). 2. Дела, возникающие из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений, если в них хотя бы одной из сторон является гражданин, за изъятиями, установленными законом, подведомственны судам общей юрисдикции. 3. Юридические дела, возникающие из гражданских правоотношений в процессе предпринимательской деятельности (экономические споры) между организациями, гражданами-предпринимателями, находящимися на территории Российской Федерации, независимо от ведомственной принадлежности и подчиненности сторон и от суммы требований подведомственны арбитражным судам (ст. 28 АПК). 4. Дела по спорам между государственными органами, а также между ними и различными государственными, кооперативными и общественными организациями, возникающие из административных, финансовых, государственно-правовых, земельных отношений, разрешаются вышестоящими в порядке подчиненности органами управления, если не отнесены законом к ведению иных органов. Данное правило вытекает из анализа ст. 22 ГПК, ст. 27, 29 АПК, ст. 84 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» и других нормативных актов. 5. Общественные организации и их органы, а также третейские суды вправе разрешать лишь те споры о праве, которые соответствующими нормативными актами прямо отнесены к их ведению и лишь при соблюдении условий, указанных в этих актах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданскому процессу"