Судебная система в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – показать, что представляет собой судебная власть в Российской Федерации, принципы организации, систему и основные органы правосудия.
В Конституции Российской Федерации в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от законодательной и исполнительной нашла свое выражение в главе 7 “Судебная власть”.

Содержание

1. Ведение2
2. Понятие, назначение и принципы организации судебной власти в Российской Федерации.3
3. Федеральные суды.
3.1. Конституционный Суд Российской Федерации.6
3.2. Верховный Суд Российской Федерации.
3.3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.14
3.4 Дисциплинарное судебное присутствие.16
4. Суды субъектов Российской Федерации.
4.1 Конституционные (уставные) суды. 17
4.2 Мировые судьи.18
5. Правовой статус судей в Российской Федерации.19
6. Прокуратура Российской Федерации.21
7. Конституционные принципы правосудия в Российской Федерации.22
8. Заключение.25
9. Литература.26

Работа состоит из  1 файл

Конституционное право. Судебная система в РФ.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

 

Судебные коллегии.

Судебные коллегии (Судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия) Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда. Председатель Верховного Суда Российской Федерации в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебные коллегии Верховного Суда России рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве первой инстанции, в апелляционном порядке (по жалобам и представлениям на приговоры, определения и постановления судов областного (военных судов окружного уровня), в порядке надзора (по жалобам и представлениям на приговоры, определения и постановления нижестоящих судов) и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

“Военная коллегия действует в составе Верховного Суда Российской Федерации и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя и других судей Верховного Суда Российской Федерации” [6, ст. 10, п. 1,2].

Военная коллегия рассматривает в первой инстанции:

- дела об оспаривании ненормативных актов Президента России, нормативных актов Правительства России, Минобороны России, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод, охраняемых законом интересов и обязанностей военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы (в период прохождения таких сборов);

- дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе рассмотреть в установленных законом случаях.

 

Порядок рассмотрения дел.

Верховный Суд рассматривает дела, в следующем составе:

- в первой инстанции гражданские дела рассматривает судья единолично коллегия, состоящая из 3 судей, уголовные дела - коллегия, состоящая из 3 судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, дела об административных правонарушениях - судья единолично;

- дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления судов областного уровня, окружных и флотских военных судов, судебных коллегий Верховного Суда, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из 3 судей;

- дела по надзорным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления судов, вступившие в законную силу, рассматривает в судебных коллегиях - коллегия, состоящая из 3 судей, в Президиуме - полномочный состав такового.

Верховный Суд издает "Бюллетень Верховного суда Российской Федерации", в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.

Состав Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд действует в составе Председателя, его заместителей и членов Верховного Суда - являющихся судьями ВС РФ. Председатель Военной коллегии (согласно ФКЗ "О военных судах Российской Федерации”) одновременно должен являться заместителем Председателя Верховного Суда.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации обладает следующими полномочиями:

- организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; организует работу по осуществлению контроля за выполнением разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации (а также действующих на территории Российской Федерации разъяснений Пленума Верховного Суда РФ) и вносит материалы на рассмотрение Пленума;

- созывает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует на его заседаниях;

- созывает Президиум Верховного Суда Российской Федерации и вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного суда Российской Федерации при рассмотрении любого дела;

- вносит в Пленум Верховного Суда Российской Федерации представления о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации или Пленума Верховного Суда Российской Федерации законодательству Российской Федерации или постановлениям Пленума Верховного Суда РФ;

- распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

- руководит организацией работы Апелляционной коллегии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

- ведёт личный прием и организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

-осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

 

Заместители Председателя Верховного Суда:

- могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

- осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

- ведут личный прием граждан;

- осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда его права и обязанности осуществляет по его поручению один из заместителей.

Председатели Апелляционной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации:

- председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;

- образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

- осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

- представляют Пленуму Верховного Суда Российской Федерации отчёты о деятельности коллегий;

- вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;

- организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии;

- осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, кроме того:

- вносит в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов, флотов и постановления судей этих судов;

- вправе в предусмотренном законом порядке приостанавливать исполнение решения, приговора, определения и постановления военного суда, на которые в соответствии с настоящим Законом он может принести протест;

- организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, а также по осуществлению контроля за выполнением военными судами разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации (и действующими на территории Российской Федерации разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации);

- в случае необходимости решает вопрос о передаче дела из окружного (флотского) военного суда в другой окружной (флотский) военный суд.

Придание Верховному Суду Российской Федерации статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции: дела, подсудные судам "общей юрисдикции". Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных и административных дел, в нем упомянуты и иные дела. Способ определения путем открытого перечня отражает ведущиеся поиски наиболее совершенных форм судебной деятельности.

 

3.3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

 

В России, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время статьями 118-125 и 127 Конституции Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "Об арбитражном суде" (действует с 1 октября 1991 г. и от 7 июля 1993 г.), а также Арбитражном процессуальным

кодексом (принят Верховным Советом Российской Федерации 5 марта 1992 г., действует с 15 апреля 1992 г. с изменениями, внесенными Законом РФ от 7 июля 1993 г.).

Согласно статье 127 Конституции РФ “Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики” [1, гл. 7, ст. 127].

Статья 127 Конституции возложила на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, который должен осуществляться в предусмотренных федеральным законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимо и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда.

Высший Арбитражный Суд должен осуществлять судебный надзор в строгом соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом. Сущность судебного надзора состоит в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации имеет официальный отличительный символ, указывающий на принадлежность к системе арбитражных судов Российской Федерации, геральдический знак - эмблему Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

- Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- Судебной коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

- Судебной коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Приоритетом деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ входят Председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов Российской Федерации.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.

На Высший Арбитражный Суд Российской Федерации закон возлагает организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирование арбитражных судов Российской Федерации.

При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

 

3.4 Дисциплинарное судебное присутствие.

 

“Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - жалоба) и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - обращение)”1.

Дисциплинарное судебное присутствие формируется из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (за исключением председателей судов и их заместителей) в количестве шести членов.

Члены Дисциплинарного судебного присутствия избираются исходя из нормы представительства: по три судьи от Верховного Суда Российской Федерации и от Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Дисциплинарное судебное присутствие осуществляет следующие полномочия:

 

 

1 Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии"

 

 

1. Рассматривает жалобы граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации или решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации за совершение ими дисциплинарных проступков, на указанные решения квалификационных коллегий судей;

Информация о работе Судебная система в Российской Федерации