Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:01, курсовая работа
Цель данной работы – показать, что представляет собой судебная власть в Российской Федерации, принципы организации, систему и основные органы правосудия.
В Конституции Российской Федерации в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от законодательной и исполнительной нашла свое выражение в главе 7 “Судебная власть”.
1. Ведение2
2. Понятие, назначение и принципы организации судебной власти в Российской Федерации.3
3. Федеральные суды.
3.1. Конституционный Суд Российской Федерации.6
3.2. Верховный Суд Российской Федерации.
3.3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.14
3.4 Дисциплинарное судебное присутствие.16
4. Суды субъектов Российской Федерации.
4.1 Конституционные (уставные) суды. 17
4.2 Мировые судьи.18
5. Правовой статус судей в Российской Федерации.19
6. Прокуратура Российской Федерации.21
7. Конституционные принципы правосудия в Российской Федерации.22
8. Заключение.25
9. Литература.26
2. Рассматривает обращения Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.
Далее по результатам рассмотрения жалоб и обращений Дисциплинарное судебное присутствие выносит мотивированное решение об удовлетворении или отказе.
4. Суды субъектов Российской Федерации.
4.1 Конституционные (уставные) суды.
Как и ранее было сказано, к судам субъектов Российской Федерации относятся Конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В этой главе мы рассмотрим, что из себя представляют Конституционные (уставные) суды.
Итак, согласно ст. 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации “может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации” [2, гл.3, ст. 27, п. 1].
“Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации” [2, гл.3, ст. 27, п. 2].
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесённые к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом” [2, гл.3, ст. 27, п. 3 и 4 соответственно].
Конституционные (уставные) суды не образуют, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, единой системы, возглавляемой каким-либо судебным органом. Конституционный Суд Российской Федерации не является судебной инстанцией в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. При этом конституционные (уставные) суды входят в судебную систему России, то есть на судей этих судов распространяются все гарантии и требования, предусмотренные Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 “О статусе судей в Российской Федерации”, за исключением порядка назначения на должность и срока полномочий, которые регулируются законами субъектов Российской Федерации.
4.2 Мировые судьи.
Мировой суд во многих государствах является низшим звеном судебной системы или судом первой инстанции. Как правило, назначается Законодательным Собранием субъекта, а так же избирается населением и функционирует в составе одного мирового судьи. В мировом суде подлежат рассмотрению в упрощённом порядке мелкие уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях.
“Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции”.
[2, гл. 3. ст. 28, п. 1]
Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации:
- имеющий высшее юридическое образование;
- не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
- не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
- не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
- не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи;
- достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет (в такой стаж засчитываются не все виды юридической деятельности), а также не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.
Мировые судьи рассматривают дела только в первой инстанции. Им подсудны:
1. Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 3-х лет лишения свободы, за исключение некоторых статей Уголовного Кодекса [7, раздел 2, гл. 5, ст. 31, п.1].
2. Гражданские дела (только относящиеся к подведомственности судов общей юрисдикции, не подведомственные арбитражным судам):
- о выдаче судебного приказа;
- о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
- о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
- иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении и ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, о признании брака недействительным;
- по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
- об определении порядка пользования имуществом.
3. Дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приговор или иное решение по уголовному делу (кроме решений, не подлежащих такому обжалованию) и итоговое решение по гражданскому делу могут быть обжалованы сторонами, заинтересованными лицами и прокурором в районный суд в апелляционном порядке – путём принесения ходатайств, именуемых апелляционными жалобами (для прокурора – апелляционными представлениями).
5. Правовой статус судей в Российской Федерации.
Статус судей в Российской Федерации определяется Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 “О статусе судей в Российской Федерации’, являющемся основополагающим документом, регламентирующим все стороны осуществления судьями своих полномочий, а также гарантии их независимости, социальные и правовые особенности их деятельности.
Помимо Закона “О статусе судей в Российской Федерации” существуют ряд документов, как законов, так и иных нормативных актов, также касающихся специфики осуществления судьями своих профессиональных обязанностей, регламентирующих специфические условия отправления судебной деятельности, например: “Положение о квалификационной аттестации судей” от 13 мая 1993 года, Указ Президента РФ “О назначении судей военных судов” от 13 марта 1995 года и др.
В соответствии с Законом “О статусе судей в Российской Федерации” судьи - носители судебной власти в государстве. Только судам в лице судей, принадлежит вся судебная власть в Российской Федерации. Это налагает огромную ответственность на лиц, на которых законом возложено полномочие по осуществлению правосудия, возможность решать вопросы связанные не только с решением судьбы отдельных членов общества, но и самой жизни.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” “все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом, особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации” [8].
“Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей” [2, гл. 2, ст. 11, п. 2]
Судьи в Российской Федерации наделены некоторыми привилегиями: за счет государства судьям предоставляются социально-бытовые обеспечения, заработная плата судей не может уменьшаться в течение всего срока его пребывания в должности.
Ко всему прочему судья:
- должен быть гражданином Российской Федерации;
- иметь высшее юридическое образование;
- не должен иметь судимость или иного уголовного преследования;
По-моему мнению, иными словами, судья должен быть юридически чист, физически и умственно здоров, соблюдать и чтить законы Российской Федерации.
Согласно Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" судья:
1. Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;
2. Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;
3. верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;
4. арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.
Отбор на должность судьи проводится на конкурсной основе.
Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет.
В статье 15 Федерального Конституционного Закона “О Судебной системе Российской Федерации” от 31 декабря 1996 г. Говорится о несменяемости судей. То есть без своего согласия судья не может быть назначен на другую должность или в другой суд.
Также судья Российской Федерации является неприкосновенным, гарантии такой неприкосновенности ему устанавливаются федеральным законом.
6. Прокуратура Российской Федерации.
Одна из статей главы 7 Конституции Российской Федерации посвящена прокуратуре. Однако прокуратура не входит в число органов осуществляющих судебную власть. Прокуратура и суд независимы друг от друга, представляют собой системы, выполняющие разные функции, хотя прокуратура и оказывает содействие в осуществлению судебной власти.
Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:
- за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
- за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,
- за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
- за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.
Прокуратура Российской Федерации – единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:
1. Генеральная прокуратура Российской Федерации.
2. Прокуратуры субъектов Российской Федерации.
3.Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
4. Военная прокуратура.
5. Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры.
6. Научные и учебные учреждения прокуратуры.
7. Редакции печатных изданий.
7. Конституционные принципы правосудия в Российской Федерации.
Принципы правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Важнейшие правовые положения, характеризующие российский суд и правосудие, отражены в Конституции Российской Федерации, которая закрепляет свойственные правовому государству демократические начала организации и деятельности суда в интересах граждан, общества и государства.
Закрепленные в Конституции Российской Федерации принципы правосудия находят свое отражение и развитие в федеральных законах, регулирующих деятельность суда с учетом специфики сферы судопроизводства и национальных особенностей российской правовой системы, а также общепризнанных норм международного права и международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.
Таким образом, конституционные принципы правосудия - это закрепленные в Конституции Российской Федерации и законах руководящие правовые положения, выражающие сущность и специфические свойства правосудия, с учетом особенностей правовой и судебной системы Российской Федерации.