Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 08:38, реферат

Описание

Предметом настоящей работы является рассмотрение вопросов судопроизводства в судах общей юрисдикции по делам, возникающим из публичных правоотношений. Учитывая, что с 1 сентября 2002 г. введен в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК), будет полезно одновременно провести сравнительный анализ некоторых аналогичных норм двух Кодексов.

Работа состоит из  1 файл

реферат_ОПРГ.docx

— 33.32 Кб (Скачать документ)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Иркутский государственный университет путей сообщения 

Кафедра: «Правоведение» 
 

Р Е Ф Е Р А  Т

по дисциплине «Основы правового регулирования  гражданских и трудовых правоотношений» 

на тему «Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений» 
 
 
 

            Выполнил: студент 2-го курса очной формы  обучения факультета управления процессами перевозок, группы Т-07-1 П.О. Сапёров 
             

            Проверил: ст. преподаватель Л.Ю. Соболевская  
             
             
             
             

Иркутск 2009

Введение.

     Предметом настоящей работы является рассмотрение вопросов судопроизводства в судах  общей юрисдикции по делам, возникающим  из публичных правоотношений. Учитывая, что с 1 сентября 2002 г. введен в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК), будет полезно одновременно провести сравнительный анализ некоторых  аналогичных норм двух Кодексов. Правила судопроизводства по упомянутым делам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах должны в принципиальных положениях совпадать. Различия могут быть оправданы в тех случаях, когда это обусловлено спецификой соответствующей судебной системы, субъектным составом участников дел, характером рассматриваемых дел и т.д.

1. Категории  дел, отнесенных к делам, возникающим  из публичных правоотношений, и  рассматриваемых судами общей  юрисдикции, определены в ст. 245 ГПК.  Согласно указанной статье к  таким делам относятся дела: об  оспаривании нормативных правовых  актов; об оспаривании решений  и действий (бездействия) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, должностных  лиц, государственных и муниципальных  служащих; о защите избирательных  прав или права на участие  в референдуме граждан РФ (в  данной работе не рассматриваются); иные дела, возникающие из публичных  правоотношений и отнесенные  федеральным законом к ведению  суда.[2]

В ст. 245 ГПК не определено, о каких нормативных  правовых актах идет речь. Этот вопрос уточнен в ст. 251 ГПК - имеются в  виду принятые и опубликованные в  установленном порядке нормативные  правовые акты органов государственной  власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, нарушающие права  и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими правовыми  актами.

Постановлением  Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием  и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума) разъяснено, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Под органами государственной власти следует  понимать соответствующие государственные  органы РФ и ее субъектов, уполномоченные законом издавать нормативные правовые акты в соответствии со своей компетенцией. Под должностными лицами следует  понимать должностных лиц указанных  органов, а также органов местного самоуправления. [1,3]

К иным делам, возникающим из публичных  правоотношений, могут быть отнесены, в частности, дела об административных правонарушениях, об оспаривании ненормативных  правовых актов. Перечень дел, указанных  в ст. 245 ГПК, не отличается от аналогичных, предусмотренных в ст. 231 ГПК РСФСР. Вместе с тем в новом ГПК  произошли определенные изменения, носящие скорее редакционный характер.

Перечисленные в ст. 245 ГПК категории дел в  целом совпадают с перечнем дел, обозначенных в разделе III АПК как  дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Вместе с тем следует отметить, что в АПК этот перечень является конкретным и исчерпывающим, тогда  как в ГПК он является открытым. В связи с этим в ГПК кроме  порядка рассмотрения дел отдельных  категорий содержится более подробный  общий порядок рассмотрения таких  дел.

Необходимо  также отметить различия по некоторым  частным вопросам. В ст. 245 и в  других нормах подраздела III ГПК отсутствует  упоминание и порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных  правовых актов, хотя некоторые из них упомянуты в ст. 27 ГПК. Следовательно, данные дела должны рассматриваться по общим правилам, установленным в гл. 23 ГПК.

Важной  в юридическом и в практическом планах является возможность оспаривания  решений и действий (бездействия) государственных и муниципальных  служащих, предусмотренная в ст. 245 ГПК. Согласно гл. 24 АПК оспариванию  подлежат решения и действия (бездействие) только должностных лиц. [2,4]

Между тем известно, что конкретные решения  и действия по многим вопросам, затрагивающим  права и интересы физических и  юридических лиц, принимаются и  совершаются именно упомянутыми  служащими. Однако согласно АПК их решения  и действия не могут быть оспорены в арбитражном суде.

2. Подведомственность  и подсудность дел, возникающих  из публичных правоотношений, установлена  в нормах гл. 3 ГПК. Согласно  ч. 3 ст. 22 ГПК суды рассматривают  и разрешают упомянутые в ст. 245 ГПК дела, за исключением дел,  отнесенных федеральным законом  к ведению арбитражных судов.

Таким законом является АПК. Согласно разделу III этого Кодекса арбитражные  суды рассматривают дела об оспаривании  нормативных и ненормативных  правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, затрагивающих  права и законные интересы лиц  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, отнесенные к их подведомственности дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в указанной сфере, жалобы на решения по делам о привлечении  указанных лиц к административной ответственности, принятые административными  органами, дела о взыскании с упомянутых лиц обязательных платежей и санкций.

Все дела, подведомственные судам, кроме дел, отнесенных к подсудности мировых  судей (ст. 23 ГПК), военных судов (ст. 25), верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов  федерального значения, судов автономной области и автономного округа (далее - областной суд) и Верховного Суда РФ, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Согласно  ст. 26 ГПК областному суду в качестве суда первой инстанции подсудны дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной  власти субъектов РФ.

Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 27 ГПК  в качестве суда первой инстанции  рассматривает дела об оспаривании:

ненормативных правовых актов Президента РФ, палат  Федерального Собрания РФ, Правительства  РФ;

нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства  РФ, иных федеральных органов государственной  власти.

Подведомственность  и подсудность судам дел об административных правонарушениях  регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП). [5]

Подведомственность  дел судьям определена ст. 23.1 КоАП в  следующем порядке:

часть 1 этой статьи содержит перечень статей, дела по которым рассматриваются  судьями во всех случаях;

часть 2 - перечень статей, дела по которым  рассматриваются судьями, если орган  или должностное лицо, которым  поступило дело о соответствующем  административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Представляется, что судья вправе отказаться от приема и рассмотрения дела только в том  случае, если статья о соответствующем  правонарушении не содержится в ч. 2 ст. 23.1.

Между судьями различных судов согласно ч. 3 ст. 23.1 подведомственность дел распределена следующим образом:

дела  об административных правонарушениях  по статьям, указанным в частях 1 и 2 этой статьи, совершенных военнослужащими  и гражданами, призванными на военные  сборы, рассматриваются судьями  гарнизонных военных судов;

дела  об указанных правонарушениях, по которым  производство осуществляется в форме  административного расследования, а также дела о правонарушениях, влекущих выдворение за пределы РФ, рассматриваются судьями районных судов; [3]

дела  по особому перечню статей о правонарушениях, совершенных юридическими лицами или  индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных  судов;

в остальных  случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 ст. 23.1, рассматриваются  мировыми судьями.

Таким образом, чтобы определить подведомственность дела соответствующему судье должен быть проведен довольно сложный анализ по схеме:

- проверить  правильность квалификации правонарушения;

-установить юридический статус привлекаемого к ответственности (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, должностное лицо, иной работник, гражданин);

- проверить,  входит ли данная статья в  перечни, предусмотренные частями  1, 2 и 3 ст. 23.1;

- установить, относится ли совершенное правонарушение  к тем, по которым в соответствии  с областью законодательства, предусмотренной  ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, может проводиться  административное расследование;

- вынесено  ли соответствующим должностным  лицам определение (постановление  прокурора) о проведении административного  расследования.

В соответствии со ст. 29.5 дело об административном правонарушении рассматривается по месту его  совершения. По ходатайству лица, в  отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело  об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

3. Лица, обращающиеся в суд по делам,  возникающим из публичных правоотношений, именуются заявителями. Их права  и обязанности определены в  ст. 35 ГПК и являются такими  же, как и у других участников  дел.

Участником  дела согласно ст. 45 ГПК может быть прокурор, если он обратился в суд  с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного  круга лиц или интересов РФ, ее субъектов, муниципальных образований. При этом заявление в интересах  гражданина может быть подано, только если он не может сам обратиться в суд по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам. В отличие от ст. 45 ГПК, в аналогичной ст. 52 АПК предусмотрены  конкретные дела, по которым прокурор вправе обратиться в арбитражный  суд, - об оспаривании нормативных  и ненормативных правовых актов  органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления - причем без указанных  оговорок в отношении граждан - предпринимателей.

Согласно  ст. 46 ГПК с заявлением в суд  в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе  либо в защиту неопределенного круга  лиц могут обратиться органы государственной  власти, органы местного самоуправления, организации или граждане. Но только в случаях, специально предусмотренных  законом. [4]

Аналогичная ст. 53 АПК предусматривает, что в  случаях, предусмотренных федеральным  законом, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы могут обратиться в арбитражный  суд в защиту публичных интересов.

Информация о работе Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений