Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:26, контрольная работа
Одним из важнейших теоретических направлений исследований, существующих в рамках новой институциональной экономики (или неоинституционализма), является теория прав собственности.
Теория прав собственности – один из наиболее ярких примеров так называемого «экономического империализма», явления, чрезвычайно характерного для эволюции неоклассического анализа в последние десятилетия.
В недрах феодализма
возникли и отношения собственности,
не связанные с прикреплением
производителей к земле. Кроме мелкой
частной собственности
Античная и феодальная собственности имеют общим то, что экономическая власть была дополнена властью над личностью людей.
В связи с
освобождением от личной зависимости,
развитием производительных сил
и товарного производства возникает
капиталистическая
Имеются промежуточные формы собственности, которые предполагают перераспределение прав собственности с целью ограничения экономической власти одних и освобождения от экономической зависимости других. Примером может служить участие работников в управлении, распределении дохода, контроле и др.
В ходе социалистической
революции возникает новая
Современные тенденции мировой экономики свидетельствуют о том, что постиндустриальное развитие общества будет сопровождаться всё большим распределением прав абсолютной частной собственности и всё большим разнообразием комбинаций прав между субъектами экономических отношений, участвующих в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Научно-техническая революция определила усиливающуюся тенденцию к повышению роли государственной собственности. Эта форма существенно отличается от частной собственности тем, что её непосредственным субъектом является государство. Но в основном нынешней рыночной экономике присущи коллективные, корпоративные, смешанные формы собственности. В достаточно типичной капиталистической экономике рыночного типа 10-15% средств производства находятся в индивидуально-частной собственности, 60-70% - в коллективно-корпоративной, акционерной, 15-25% - в государственной.
2.3. Многоукладность современной экономики
При восприятии форм собственности с точки зрения практической экономики как инструмента решения общехозяйственных задач, а не самодовлеющих общественных интересов, вопрос о превосходстве той или иной форм собственности несколько некорректен. Для экономики важно не выделение и развитие отдельной форм собственности, какой бы эффективной она не казалась, а создание и поддержание подвижной в своих рамках системы, включающей целый спектр организаций предпринимательской деятельности, основанной на различных формах собственности. Многообразие современных потребностей в обществе может быть достаточно полноценно и эффективно удовлетворено лишь на основе совокупности форм собственности и возникающей на их основе структуре отношений и мотиваций. Современная экономика – это многоукладная экономика.
Вопрос о месте и роли каждой формы собственности в развитой рыночной экономике находит свое решение в наилучшем сочетании различных форм собственности, отвечающем требованию эффективности экономики.
Проникновение передовых технологий в большинство отраслей экономики привело к формированию более сложных производственных отношений, требующих отказа от административного регулирования.
В то же время разгосударствление экономики не единственная тенденция в современном экономическом мире. Существуют закономерности участия государства в экономике. Опыт развитых стран со смешанной экономикой демонстрирует чередование прямого и косвенного участия государства в отдельной отрасли применительно к различным её стадиям развития, наличие фаз национализации и приватизации, углубления и ослабления государственного вмешательства в экономику, её государственного регулирования.
Как свидетельствует хозяйственный опыт развитых стран, государственная собственность развивается, прежде всего, в тех отраслях и сферах, которые ей оставляет частный капитал, то есть где невозможно получение средней нормы прибыли (нижнего предела доходности капитала). Этим частично объясняется более низкая эффективность государственной формы собственности по сравнению с другими формами в рыночной экономике. Прежде всего, это отрасли, где отдача либо невелика, либо наступает через длительное время – капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь, образование, здравоохранение, охрана окружающей среды.
Поэтому в западной Европе становление таких отраслей, как информатика, космическая связь, атомная энергетика, модернизация и реконструкция железнодорожного, воздушного транспорта, металлургической, добывающей промышленности, осуществлялась в значительной мере за счет бюджетного финансирования.
Границы распределения
государственной формы
Государство призвано заботиться, прежде всего, не о расширении собственного сектора, а о гармоничном развитии производительных сил и о достижении необходимого соответствия, равновесия в структуре форм собственности и хозяйственной деятельности. Во главу угла при этом ставится задача стабилизации экономики, роста социально-экономической эффективности.
Динамичность в сочетании форм собственности проявляется, например, в том, что по мере накопления капитала такой “традиционный” для развития государственной формы собственности признак, как высокая капиталоёмкость (потребность в больших капиталовложениях), престает быть барьером для частного капитала, ориентирующегося на стабильность рынка сбыта.
Наблюдается преобразование
таких традиционно-
В свете указанных
особенностей развития государственной
формы собственности и
Объектами индивидуальной,
частной собственности
Анализируя место и роль негосударственных форм собственности в рыночной экономике, приходится смещать акценты из области рассмотрения форм и отношений собственности в сторону форм организации предпринимательской деятельности. При анализе хозяйственной деятельности фирм удобнее оперировать понятиями не форм собственности, а форм организации предпринимательской деятельности, которые, несомненно, зависят от форм собственности (развитие форм организации предпринимательской деятельности есть отражение истории развития форм собственности, развития рынка), но имеют самостоятельное значение и именуются организационно-правовыми формами.
Возникновение каждой новой формы предпринимательства, их эволюция, соответствует определенной ступени развития производительных сил и требований рынка, то есть непосредственно связано с преобразованием форм и отношений собственности.
Простейшими формами собственности, издавна фигурирующими на рынке, являются индивидуальная форма собственности (ремесленничество) и семейная.
Они характерны ныне для мелкого бизнеса сферы услуг и фермерства.
Из-за развития производительных сил общества потребовалось объединение труда и капитала. С одной стороны, развилась частная собственность на основе коллективного наемного труда, с другой стороны, наблюдалось развитие коллективных общих форм собственности. Последнее направление более характерно для современной цивилизованной экономики.
Несмотря на кажущееся наличие высокого уровня мотивации и заинтересованности в результатах труда в условиях коллективной и кооперативной форм собственности, в чистом виде эти формы не получили большого распространения в развитой рыночной экономике. Дело в том, что эффективность данных форм высока лишь в сфере малого бизнеса, малых предприятий, где достаточно четко прослеживается связь между долей собственности и участием в управлении, в распределении дохода и получении прибыли.
В акционерной
форме собственности и
2.4. Приватизация и разгосударствление
При переоценке
структуры государственного регулирования
экономики и осознании
Разгосударствление представляет собой снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, но без изменения характера собственности (т.е. принадлежности средств производства и результатов труда).
С точки зрения создания эффективного рыночного механизма необходимыми являются некоторые институциональные преобразования – приватизация, демонополизация, проведение разукрупнения государственных предприятий, развертывание малой приватизации в сферах торговли и общепита, подготовка и проведение большой приватизации.
Приватизация
подразумевает смену
Приватизация – это переход государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности.
В основу выбора способов приватизации положен пример предприятия: для мелких предприятий с численностью работающих до 200 человек рекомендована продажа по конкурсу (аукциону). Для более крупных целесообразно преобразование в акционерные общества.
Процесс приватизации, понимаемый как переход того или иного имущества (активов) из государственного в частный сектор, имеет длинную историю, сопоставимую с историей самой собственности. Современная же природа процесса приватизации сопряжена с наличием двух абсолютно разных по своему содержанию типов приватизации.