Безъядерные зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание

На протяжении последних десятилетий проблема ядерного разоружения неизменно стоит среди наиболее неотложных и назревших международных проблем. Появление ядерного оружия, мощность которого не сравнится ни с какими другими средствами ведения войны, сегодня несет угрозу уничтожения всего живого на земле. Опасность усугубляется также нарастающей террористической угрозой и возможностью появления новой, имеющей жизненное значение задачи - борьбы с ядерным терроризмом.

Работа состоит из  1 файл

Курсач по МП.docx

— 70.58 Кб (Скачать документ)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На протяжении последних  десятилетий проблема ядерного разоружения  неизменно стоит среди наиболее неотложных и назревших международных  проблем. Появление ядерного оружия, мощность которого не сравнится ни с какими другими средствами ведения  войны, сегодня несет угрозу уничтожения  всего живого на земле. Опасность  усугубляется также нарастающей  террористической угрозой и возможностью появления новой, имеющей жизненное  значение задачи - борьбы с ядерным  терроризмом.

Необходимо отметить, что  данная проблема никогда не была и  не будет независима от политических условий, существующих в данный момент истории, более того, можно смело  утверждать, что никакие другие процессы так не связаны с общей политической обстановкой, как разоружение. Являясь  же наряду с обеспечением безопасности ключевой проблемой мировой политики, разоружение представляет собой  область международных отношений, где политические и юридические  вопросы переплетаются.

После Второй мировой войны  и создания ядерного оружия разоружение  приобрело огромный, можно сказать  символический, смысл. В период «холодной  войны» оно рассматривалось как  основной способ предотвращения новой  мировой войны и, соответственно, ядерной катастрофы. Ведущие мировые  ученые еще в 1955 году в Манифесте  Рассела-Эйнштейна говорили о возможности  использования государствами ядерного оружия в случае возникновения вооруженного конфликта глобального характера1.

В этих условиях возросло значение усилий государств, ядерных и неядерных, принадлежащим к военным союзам и стоящим вне их, для того, чтобы добиваться определенных сдвигов в деле обеспечения международной безопасности и ограничения процесса расползания ядерного оружия. В этой связи одним из первых практических предложений, направленных на избежание распространения ядерного оружия по земному шару и обеспечение региональной безопасности стало создание зон, свободных от ядерного оружия в различных регионах мира.

Процесс создания безъядерных  зон рассматривается как часть  всеобщего стремления к уменьшению зависимости государств от ядерного оружия и устранению угрозы ядерной  войны. Региональные инициативы вдохновляются  перспективами создания системы  всеобщей безопасности и имеют не только военное, но и важное политическое значение. В последние годы их количество растет, развивается нормативная  база, а уже существующий практический опыт позволяет ускорить процесс  создания зон, свободных от ядерного оружия, а также усовершенствовать  его. Примером тому выступает недавно  образованная зона, свободная от ядерного оружия в Центральной Азии.

Все эти преобразования диктуют  необходимость изучения проблемы создания и дальнейшего функционирования зон, свободных от ядерного оружия, что представляет собой не только научный, но и практический интерес, поскольку позволяет выявить  некоторые тенденции развития современных  международных отношений. Это в  свою очередь поможет разработать  наиболее эффективные правовые механизмы  решения основной проблемы современности - разоружения2.

Актуальность работы состоит в том, что ядерное оружие по-прежнему одно из самых опасных видов вооружений в мире. И не смотря на то, что его разработка и использование стоит под жестким международным контролем, возможность появления такого оружия в политически нестабильном регионе или государства по-прежнему сохраняется.

Объектом исследования являются международные отношения государств и международных организаций  по созданию и функционированию режима зон, свободных от ядерного оружия.

Предметом исследования выступает правовой статус безъядерных зон с момента их возникновения по сегодняшний день, включая характеристику как уже существующих договоров, так и новых проектов.

Целью исследования является комплексный анализ правовой концепции безъядерных зон, раскрытие их правового режима, прогнозирование дальнейшего развития данного международно-правового института.

Для реализации указанной  цели ставятся следующие задачи:

 1. Исследование процесса возникновения концепции безъядерных зон в различных регионах мира;

2. Обоснование правовой природы института безъядерных зон в международно-правовой и политической сферах;

3. Характеристика правового статуса безъядерных зон на основе анализа действующих международных соглашений;

4. Раскрытие неразрывной связи между Договором о нераспространении ядерного оружия как правовой основы всей системы нераспространения и соглашениями о безъядерных зонах;

5. Определение международно-правовых аспектов контроля, обеспечивающего выполнение государствами принятых на себя обязательств по соглашениям о безъядерных зонах.

В соответствии с поставленной целью и вытекающими задачами работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка библиографических  источников.

Глава 1 “Исторические и правовые аспекты нераспространения ядерного оружия” раскрывает историю, понятие и правовой статус безъядерных зон.

Глава 2 “Муждународно - правовые акты и международные организации по решению проблем нераспространения ядерного оружия ” раскрывает оценку таких международно – правовых актов, конвенций, деятельность международных организаций.

В качестве теоретической  основы исследования особое значение имели работы таких ученых, занимающихся изучением вопросов, связанных с  безъядерными зонами, разработкой их правовой концепции, как Ю.М. Прусаков, Г.Г. Петушко, В.Ф. Давыдов, М.П. Шелепин, И.А. Ахтамзян, В.А. Романов. Исследованиям  проблем разоружения посвящены  труды таких ученых, как О.В. Богданов, С.А. Малинин, М.И. Лазарев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Глава 1.  ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ     

             НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ.

                                                                             

1.1 Исторические предпосылки нераспространения ядерного оружия.

В 40-е годы ХХ века процесс  овладения секретами атома привел человечество к практическому применению ядерных технологий. Пуск первого  ядерного реактора 2 декабря 1942 года и  первое испытание атомной бомбы 16 июля 1945 года в Аламогордо (США) в  равной мере могут рассматриваться  как точка отсчета ядерного века. Грани его противоречий обозначились резко: триумф науки - трагедия Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года; могущество человека, поставившего себе на службу атомную энергию, - бессилие человечества перед угрозой ядерной катастрофы.

Вслед за США ядерным оружием  овладел Советский Союз (первое испытание - 29 августа 1949 года), затем Англия (3 октября 1952 года), Франция (13 февраля 1960 года), КНР (16 октября 1964 года). Обладание  сверхбомбой воспринималось как  признак геостратегической полноценности, закреплявшей статус великих держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН. Однако по сходным причинам к  ядерному оружию стремился и ряд  других стран.

Многие государства (от Швеции до ЮАР и от Бразилии до Японии) в  разные годы осуществляли секретные  ядерные программы в военной  области. Перед мировым сообществом  встал вопрос: как максимально  использовать мирный потенциал атомной  энергии, сведя при этом к минимуму угрозу его военного применения? Чем больше стран получало доступ к ядерному оружию после возникновения ситуации «взаимного сдерживания» США и СССР, тем выше был риск ядерной войны и тем сложнее становилось контролировать его распространение. Оптимальным было бы полное запрещение ядерного оружия с последующим уничтожением его запасов. Такое решение устранило бы угрозу ядерной войны и дискриминацию государств по признаку обладания сверхоружием. Поскольку реалии «холодной войны» блокировали этот путь, ядерные державы избрали более сложный вариант. Суть его - в облегчении доступа к мирным ядерным технологиям всех государств при условии гарантий ненаправления получаемых материалов и оборудования в военную сферу, отказа от бесконтрольного реэкспорта и т.д.

Еще в начале 50-х годов  выяснилось, что государствам - импортерам ядерных материалов и оборудования было легче согласиться на контроль за их невоенным использованием со стороны служащих иностранной державы. Осуществление контрольных функций  в области безопасности, или гарантий, было делегировано Международному агентству  по атомной энергии (МАГАТЭ), Устав  которого вступил в силу 29 июля 1957 года.

В 60-х годах происходила  стремительная эволюция системы  гарантий МАГАТЭ, что во многом объяснялось  быстрым возрастанием в мире интереса к ядерной энергетике, пик которого пришелся на конец 70-х годов. Одновременно увеличилась опасность расползания  военных ядерных технологий. Росло  число «пороговых стран», то есть государств, технически способных создать атомную  бомбу. Угроза распространения была особенно остра в развитых странах, включая те, которые потерпели  поражение во второй мировой войне. Все это требовало радикального изменения политики ядерных держав, создания действенного режима нераспространения  в мире.

После длительных переговоров 1 июля 1968 года был открыт для подписания Договор о нераспространении  ядерного оружия3, который стал символом установившегося режима нераспространения.

Вслед за вступлением Договора в силу в 1970 году была разработана  полномасштабная система гарантий МАГАТЭ (INFCIRC/153), начал работу Комитет ядерных экспортеров («Комитет Цангера»), представивший первые рекомендации к концу 1974 года.

Еще до заключения Договора о нераспространении ядерного оружия, 14 февраля 1967 года был открыт для  подписания Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке4, или Договор Тлателолко.

Другим региональным договором  группы государств для «обеспечения полного отсутствия ядерного оружия»  на их территории является Договор  о безъядерной зоне в южной  части Тихого океана5, или Договор Раротонга, который был открыт для подписания 6 августа 1985 года.

События середины 70-х годов  дали обильную пищу для размышлений  инициаторам создания режима нераспространения. Испытание ядерного взрывного устройства в Индии, готовность ФРГ (ратифицировавшей ДНЯО в 1975) помогать строительству в  Бразилии (не участвовавшей в ДНЯО) целого комплекса предприятий ядерного цикла, включая установку для  обогащения урана, заинтересованность Пакистана в получении из Франции (не участвовавшей в ДНЯО до 1992 года) завода по переработке облученного  ядерного топлива - все это подтолкнуло  основных поставщиков ядерных материалов, оборудования и технологии к дальнейшему  согласованию своих позиций.

Начиная с ноября 1974 года в Лондоне проходили переговоры СССР, США, Англии, Франции, Канады, ФРГ  и Японии (Группа ядерных поставщиков  или «лондонская группа») по выработке  единых правил регулирования ядерного экспорта. 27 января 1976 года участники  переговоров обменялись письмами, в которых были одобрены руководящие принципы ядерных поставок.

К началу 1978 года число участников Группы ядерных поставщиков возросло до 15: добавилась Бельгия, ГДР, Италия, Нидерланды, Польша, Чехословакия, Швейцария  и Швеция. 11 января 1978 года они направили  в МАГАТЭ письма, к которым прилагался текст «Руководящих принципов ядерного экспорта». МАГАТЭ распространило их как  свой официальный документ (INFCIRC/254) в целях информирования всех государств-членов.

События августа-декабря 1991 года, появление на политической карте 15 независимых государств вместо ядерной  державы - Советского Союза - остро поставили  ряд вопросов, связанных с нераспространением ядерного оружия. Государства-участники  Содружества Независимых Государств должны были решить ряд вопросов, вытекавших из международных обязательств СССР и новой ситуации. В Соглашении по стратегическим силам от 30 декабря 1991 года страны СНГ признали необходимость  объединенного командования стратегическими  силами и сохранения единого контроля над ядерным оружием и другими  видами оружия массового уничтожения.

23 мая 1992 года США, Россия, Украина, Беларусь и Казахстан  подписали Лиссабонский протокол  к Договору о СНВ-1 от 31 июля 1991 года6. Согласно протоколу, Украина, Беларусь и Казахстан обязались после введения в действие Договора о СНВ-1 ликвидировать или передать России все стратегические ядерные боеголовки и присоединиться к ДНЯО в качестве неядерных держав.

В ходе минской встречи  в верхах стран СНГ 26 июня 1992 года восемь государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Росси, Таджикистан, Узбекистан и Украина) подписали  два соглашения: об основных принципах  сотрудничества в области мирного  использования атомной энергии7 и о координации работ по вопросам экспортного контроля8.

В первой половине 90-х годов  были достигнуты впечатляющие результаты в предотвращении ядерного распространения. Очаг его, образовавшийся в результате распада СССР, был погашен - Украина, Беларусь и Казахстан, на территории которых дислоцировались советские  ядерные вооружения, стали участниками  ДНЯО. Северная Корея, пытавшаяся выйти  из него, взяла на себя обязательство  перепрофилировать свои ядерные  объекты с тем, чтобы их было невозможно использовать в военных целях. Южная  Африка отказалась от обладания ядерным  оружием и демонтировала созданные  подпольно ядерные устройства. После  поражения в войне в Персидском заливе Ирак был принужден Советом  Безопасности ООН к демонтажу  промышленного потенциала для создания оружия массового уничтожения. В 1995 году ДНЯО - основа всего режима нераспространения - был продлен бессрочно и стал постоянно действующим. В сентябре 1996 года был подготовлен и открыт для подписания текст Договора о  всеобъемлющем запрещении ядерных  испытаний9.

Информация о работе Безъядерные зоны