Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:57, курсовая работа
На протяжении последних десятилетий проблема ядерного разоружения неизменно стоит среди наиболее неотложных и назревших международных проблем. Появление ядерного оружия, мощность которого не сравнится ни с какими другими средствами ведения войны, сегодня несет угрозу уничтожения всего живого на земле. Опасность усугубляется также нарастающей террористической угрозой и возможностью появления новой, имеющей жизненное значение задачи - борьбы с ядерным терроризмом.
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении последних десятилетий проблема ядерного разоружения неизменно стоит среди наиболее неотложных и назревших международных проблем. Появление ядерного оружия, мощность которого не сравнится ни с какими другими средствами ведения войны, сегодня несет угрозу уничтожения всего живого на земле. Опасность усугубляется также нарастающей террористической угрозой и возможностью появления новой, имеющей жизненное значение задачи - борьбы с ядерным терроризмом.
Необходимо отметить, что
данная проблема никогда не была и
не будет независима от политических
условий, существующих в данный момент
истории, более того, можно смело
утверждать, что никакие другие процессы
так не связаны с общей политической
обстановкой, как разоружение. Являясь
же наряду с обеспечением безопасности
ключевой проблемой мировой политики,
разоружение представляет собой
область международных
После Второй мировой войны
и создания ядерного оружия разоружение
приобрело огромный, можно сказать
символический, смысл. В период «холодной
войны» оно рассматривалось как
основной способ предотвращения новой
мировой войны и, соответственно,
ядерной катастрофы. Ведущие мировые
ученые еще в 1955 году в Манифесте
Рассела-Эйнштейна говорили о возможности
использования государствами
В этих условиях возросло значение усилий государств, ядерных и неядерных, принадлежащим к военным союзам и стоящим вне их, для того, чтобы добиваться определенных сдвигов в деле обеспечения международной безопасности и ограничения процесса расползания ядерного оружия. В этой связи одним из первых практических предложений, направленных на избежание распространения ядерного оружия по земному шару и обеспечение региональной безопасности стало создание зон, свободных от ядерного оружия в различных регионах мира.
Процесс создания безъядерных зон рассматривается как часть всеобщего стремления к уменьшению зависимости государств от ядерного оружия и устранению угрозы ядерной войны. Региональные инициативы вдохновляются перспективами создания системы всеобщей безопасности и имеют не только военное, но и важное политическое значение. В последние годы их количество растет, развивается нормативная база, а уже существующий практический опыт позволяет ускорить процесс создания зон, свободных от ядерного оружия, а также усовершенствовать его. Примером тому выступает недавно образованная зона, свободная от ядерного оружия в Центральной Азии.
Все эти преобразования диктуют необходимость изучения проблемы создания и дальнейшего функционирования зон, свободных от ядерного оружия, что представляет собой не только научный, но и практический интерес, поскольку позволяет выявить некоторые тенденции развития современных международных отношений. Это в свою очередь поможет разработать наиболее эффективные правовые механизмы решения основной проблемы современности - разоружения2.
Актуальность работы состоит в том, что ядерное оружие по-прежнему одно из самых опасных видов вооружений в мире. И не смотря на то, что его разработка и использование стоит под жестким международным контролем, возможность появления такого оружия в политически нестабильном регионе или государства по-прежнему сохраняется.
Объектом исследования являются
международные отношения
Предметом исследования выступает правовой статус безъядерных зон с момента их возникновения по сегодняшний день, включая характеристику как уже существующих договоров, так и новых проектов.
Целью исследования является комплексный анализ правовой концепции безъядерных зон, раскрытие их правового режима, прогнозирование дальнейшего развития данного международно-правового института.
Для реализации указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Исследование процесса возникновения концепции безъядерных зон в различных регионах мира;
2. Обоснование правовой природы института безъядерных зон в международно-правовой и политической сферах;
3. Характеристика правового статуса безъядерных зон на основе анализа действующих международных соглашений;
4. Раскрытие неразрывной связи между Договором о нераспространении ядерного оружия как правовой основы всей системы нераспространения и соглашениями о безъядерных зонах;
5. Определение международно-правовых аспектов контроля, обеспечивающего выполнение государствами принятых на себя обязательств по соглашениям о безъядерных зонах.
В соответствии с поставленной целью и вытекающими задачами работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка библиографических источников.
Глава 1 “Исторические и правовые аспекты нераспространения ядерного оружия” раскрывает историю, понятие и правовой статус безъядерных зон.
Глава 2 “Муждународно - правовые акты и международные организации по решению проблем нераспространения ядерного оружия ” раскрывает оценку таких международно – правовых актов, конвенций, деятельность международных организаций.
В качестве теоретической основы исследования особое значение имели работы таких ученых, занимающихся изучением вопросов, связанных с безъядерными зонами, разработкой их правовой концепции, как Ю.М. Прусаков, Г.Г. Петушко, В.Ф. Давыдов, М.П. Шелепин, И.А. Ахтамзян, В.А. Романов. Исследованиям проблем разоружения посвящены труды таких ученых, как О.В. Богданов, С.А. Малинин, М.И. Лазарев.
Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ.
1.1 Исторические предпосылки нераспространения ядерного оружия.
В 40-е годы ХХ века процесс
овладения секретами атома
Вслед за США ядерным оружием
овладел Советский Союз (первое испытание
- 29 августа 1949 года), затем Англия (3
октября 1952 года), Франция (13 февраля 1960
года), КНР (16 октября 1964 года). Обладание
сверхбомбой воспринималось как
признак геостратегической
Многие государства (от Швеции до ЮАР и от Бразилии до Японии) в разные годы осуществляли секретные ядерные программы в военной области. Перед мировым сообществом встал вопрос: как максимально использовать мирный потенциал атомной энергии, сведя при этом к минимуму угрозу его военного применения? Чем больше стран получало доступ к ядерному оружию после возникновения ситуации «взаимного сдерживания» США и СССР, тем выше был риск ядерной войны и тем сложнее становилось контролировать его распространение. Оптимальным было бы полное запрещение ядерного оружия с последующим уничтожением его запасов. Такое решение устранило бы угрозу ядерной войны и дискриминацию государств по признаку обладания сверхоружием. Поскольку реалии «холодной войны» блокировали этот путь, ядерные державы избрали более сложный вариант. Суть его - в облегчении доступа к мирным ядерным технологиям всех государств при условии гарантий ненаправления получаемых материалов и оборудования в военную сферу, отказа от бесконтрольного реэкспорта и т.д.
Еще в начале 50-х годов
выяснилось, что государствам - импортерам
ядерных материалов и оборудования
было легче согласиться на контроль
за их невоенным использованием со
стороны служащих иностранной державы.
Осуществление контрольных
В 60-х годах происходила
стремительная эволюция системы
гарантий МАГАТЭ, что во многом объяснялось
быстрым возрастанием в мире интереса
к ядерной энергетике, пик которого
пришелся на конец 70-х годов. Одновременно
увеличилась опасность
После длительных переговоров 1 июля 1968 года был открыт для подписания Договор о нераспространении ядерного оружия3, который стал символом установившегося режима нераспространения.
Вслед за вступлением Договора
в силу в 1970 году была разработана
полномасштабная система
Еще до заключения Договора о нераспространении ядерного оружия, 14 февраля 1967 года был открыт для подписания Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке4, или Договор Тлателолко.
Другим региональным договором группы государств для «обеспечения полного отсутствия ядерного оружия» на их территории является Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана5, или Договор Раротонга, который был открыт для подписания 6 августа 1985 года.
События середины 70-х годов
дали обильную пищу для размышлений
инициаторам создания режима нераспространения.
Испытание ядерного взрывного устройства
в Индии, готовность ФРГ (ратифицировавшей
ДНЯО в 1975) помогать строительству в
Бразилии (не участвовавшей в ДНЯО)
целого комплекса предприятий ядерного
цикла, включая установку для
обогащения урана, заинтересованность
Пакистана в получении из Франции
(не участвовавшей в ДНЯО до 1992 года)
завода по переработке облученного
ядерного топлива - все это подтолкнуло
основных поставщиков ядерных
Начиная с ноября 1974 года в Лондоне проходили переговоры СССР, США, Англии, Франции, Канады, ФРГ и Японии (Группа ядерных поставщиков или «лондонская группа») по выработке единых правил регулирования ядерного экспорта. 27 января 1976 года участники переговоров обменялись письмами, в которых были одобрены руководящие принципы ядерных поставок.
К началу 1978 года число участников Группы ядерных поставщиков возросло до 15: добавилась Бельгия, ГДР, Италия, Нидерланды, Польша, Чехословакия, Швейцария и Швеция. 11 января 1978 года они направили в МАГАТЭ письма, к которым прилагался текст «Руководящих принципов ядерного экспорта». МАГАТЭ распространило их как свой официальный документ (INFCIRC/254) в целях информирования всех государств-членов.
События августа-декабря 1991
года, появление на политической карте
15 независимых государств вместо ядерной
державы - Советского Союза - остро поставили
ряд вопросов, связанных с нераспространением
ядерного оружия. Государства-участники
Содружества Независимых
23 мая 1992 года США, Россия,
Украина, Беларусь и Казахстан
подписали Лиссабонский
В ходе минской встречи в верхах стран СНГ 26 июня 1992 года восемь государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Росси, Таджикистан, Узбекистан и Украина) подписали два соглашения: об основных принципах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии7 и о координации работ по вопросам экспортного контроля8.
В первой половине 90-х годов
были достигнуты впечатляющие результаты
в предотвращении ядерного распространения.
Очаг его, образовавшийся в результате
распада СССР, был погашен - Украина,
Беларусь и Казахстан, на территории
которых дислоцировались