Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:57, курсовая работа
На протяжении последних десятилетий проблема ядерного разоружения неизменно стоит среди наиболее неотложных и назревших международных проблем. Появление ядерного оружия, мощность которого не сравнится ни с какими другими средствами ведения войны, сегодня несет угрозу уничтожения всего живого на земле. Опасность усугубляется также нарастающей террористической угрозой и возможностью появления новой, имеющей жизненное значение задачи - борьбы с ядерным терроризмом.
Глава 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ.
2.1. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
В 1961 году многосторонние дипломатические усилия привели к принятию Генеральной Ассамблеей ООН «Ирландской резолюции» (инициатива Ирландии), где все государства, в особенности, обладающие в данное время ядерным оружием, призывались сделать все возможное, чтобы обеспечить заключение международного соглашения, содержащего положения, согласно которым ядерные государства взяли на себя обязательства воздерживаться от утраты контроля под ядерным вооружением и от передачи необходимой для его производства информации государствам, не располагающим таким оружием, а также положения, в соответствии с которым государства, не обладающие ядерным оружием, приняли бы на себя обязательства не производить и не получать иным способом контроль над таким вооружением. По этой инициативе в 1968 году был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия20, ставший краеугольным камнем глобального режима нераспространения. За последующую четверть века Договор, вступивший в силу 5 марта 1970 года, получил широкую международную поддержку. В течение одного лишь 1992 года к Договору присоединились Эстония, Латвия, Словения, Узбекистан, Азербайджан, Намибия, Нигер и Мьянма (Бирма), а также ядерные державы - КНР (9 марта) и Франция (3 августа). Число участвующих государств достигло свыше 156, включая все пять держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН. В 1995 году ДНЯО - основа всего режима нераспространения - был продлен бессрочно и стал постоянно действующим.
К сожалению далеко не все государства вошли в этот Договор. Ирак, Корейская Народная Демократическая Республика, Пакистан, Индия, Иран - страны, имеющие достаточный потенциал для создания ядерного оружия до сих пор не подписали этот Договор и в данный момент ведут активные исследования в данной области.
Основная задача Договора сформулирована в статье III/I : “не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства”21. В этом заметно определенное отличие от Устава МАГАТЭ (статья III.A.5), не разрешающего аналогичного переключения на любые военные цели.
Главные статьи Договора о нераспространении (I и II) запрещают ядерным державам “передавать кому бы то ни было” ядерное оружие, а неядерным - “принимать передачи от кого бы то ни было” этого оружия и контроля над ним ни прямо, ни косвенно. Для целей Договора государством, обладающим ядерным оружием, является то, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года (статья IX.3), то есть США, СССР Англия, Франция, КНР.* Формула “кому бы то ни было” исключила возможность передачи контроля над ядерным оружием не только неядерным государствам, но и отдельным лицам, группам, партиям, организациям, прежде всего - многонациональным ядерным силам НАТО, создание которых планировалось в 60-е годы.
Вторая часть статьи I
вызывает вопросы в настоящее
время, поскольку обязывает лишь
ядерные державы “никоим
Статья IV.2 Договора обязывает участников “способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях”22. Этот раздел воспринимался как “пряник”, стимулирующий присоединение к Договору о нераспространении новых участников, особенно из числа развивающихся государств.
Ряд положений Договора (статья V и два абзаца преамбулы) затрагивают проблему ядерных взрывов в мирных целях. Участники Договора обязались обеспечить неядерным государствам при соблюдении соответствующих условий “потенциальные блага от любого мирного применения ядерных взрывов” при максимально низкой стоимости таких благ.
Сердцевиной Договора о нераспространении является соглашение между государствами, обладающими ядерным оружием, и неядерными государствами. Ядерные державы обязуются:
В свою очередь, неядерные государства соглашаются:
Договор о нераспространении занимает центральное место в режиме нераспространения, многие элементы которого сложились в ходе реализации положений этого документа. Вслед за вступлением Договора в силу в 1970 была разработана полномасштабная система гарантий МАГАТЭ (INFCIRC/153)23, начал работу Комитет ядерных экспортеров (“Комитет Цангера”).Договор является главной опорой в стремлении людей всего мира ограничить распространение ядерного оружия. Не существует более значимого символа установившегося режима нераспространения, который бы позволил внедрить в международную и внутригосударственную жизнь столь много норм и правил нераспространения.
Проведенный анализ рассматриваемой
проблемы дает основание утверждать,
что главным пробелом существующих
соглашений о зонах, свободных от
ядерного оружия, является отсутствие
в них положений, запрещающих
транзит через территорию зоны ядерного
оружия, принадлежащего государствам,
не участвующим в договорах. Данный
факт не совместим с задачами создания
безъядерных зон, так как под
предлогом транспортировки
2.2 Международные конвенции в области нераспространения ядерного оружия.
Международная Конвенция о ядерной безопасности24, являющаяся первым правовым документом, непосредственно касающимся вопроса обеспечения безопасности атомных электростанций, была открыта для подписания в Вене 20 сентября 1994 года. На конец 1994 года ее подписали 54 государства. Конвенция вступит в силу после получения депозитарием - им является МАГАТЭ - ратификационных грамот от 22 государств, из которых 17 государств должны иметь, по крайней мере, по одной действующей атомной электростанции. Конвенция касается наземных гражданских атомных электростанций и налагает на государства-участников, в частности, обязательство создать и соблюдать соответствующие законы и правила в области обеспечения безопасности. Равным по значимости является и положение о том, что в отношении своих ядерных объектов государства должны применять основные принципы безопасности и принять на себя обязательства участвовать в регулярных «аналитических» обзорных встречах, а также представлять свои доклады по выполнению принятых на себя обязательств.
Наряду с соглашениями
о гарантиях МАГАТЭ и других региональных
агентств, а также Международной
конвенцией о ядерной безопасности,
существует один очень важный инструмент,
специально созданный для предотвращения
незаконного переключения ядерного
материала. Конвенция о физической
защите ядерного материала накладывает
на государства-участников обязательства
принимать надлежащие меры для обеспечения
того, чтобы во время международной
перевозки ядерный материал был
бы защищен на соответствующем уровне.
Государства-участники также
Положения ДНЯО25 (пункт 2 статьи III) обязывают государства-участников не предоставлять оборудование для подготовки, использования или производства расщепляющегося материала, если страна-получатель не приняла гарантии МАГАТЭ. Тем самым был поднят вопрос о том, на какие технологии должны распространяться ограничения в соответствии с определением в данной статье «оборудования или материалов, специально разработанных или подготовленных к переработке, использованию или производству специальных расщепляющихся материалов». В 1971 году группой государств-участников ДНЯО был создан Комитет Цангера, который сделал попытку придти к согласию по вопросу о единообразном трактовании терминов «оборудование и материалы, специально разработанные или подготовленные к переработке, использованию или производству специальных расщепляющихся материалов»26. Комитет Цангера трактовал статью III (2) как требующую от стран-экспортеров обеспечить, чтобы импортер устанавливал гарантии безопасности на определенные материалы, имеющие отношение к производству ядерной энергии или к исследовательским лабораториям. Комитет осуществляет обмен информацией между своими членами о соответствующих экспортных лицензиях, которые были выданы, и о тех, в выдаче которых было отказано. Комитет информирует МАГАТЭ о своей деятельности.
Группа поставщиков ядерных
материалов («Лондонский клуб»). В 1975
году была предпринята еще одна попытка
для защиты ядерных материалов от
возможного использования не в мирных
целях. Неформальная группа государств-поставщиков
ядерных материалов, заседания которой
проходили с 1975 по 1977 годы в Лондоне
и которая позднее стала
2.3 Роль МАГАТЭ в вопросах нераспространения ядерного оружия.
Еще в начале 50-х годов
выяснилось, что государствам-импортерам
ядерных материалов и оборудования
было легче согласиться на контроль
за их невоенным использованием со
стороны служащих иностранной державы.
Осуществление контрольных
Устав агентства был принят
26 октября 1956 года на международной
конференции в Нью-Йорке и
В соответствии с Уставом целями МАГАТЭ являются: стремиться к достижению более быстрого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира; способствовать мирному использованию ядерной энергии; помочь оградить от переключения гражданских ядерных материалов в область военного применения; содействовать и развивать то, что может дать ядерная энергетика для поддержания мира, здоровья и благосостояния.
Во исполнение своего мандата МАГАТЭ разработало гарантии с тем, чтобы материал не был бы переключен с использования в мирных целях на создание ядерного оружия или ядерных взрывных устройств. Все гарантии МАГАТЭ требуют от соответствующего государства представления в МАГАТЭ для анализа:
проектную документацию, касающуюся его ядерных объектов, как уже имеющихся, так и планируемых;
правильную и полную информацию, касающуюся ядерного материала, подпадающего под гарантии;
специальные доклады при
возникновении необычных
Чрезвычайно важным является
положение о том, что государства,
заключившие всеобъемлющее