Безъядерные зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание

На протяжении последних десятилетий проблема ядерного разоружения неизменно стоит среди наиболее неотложных и назревших международных проблем. Появление ядерного оружия, мощность которого не сравнится ни с какими другими средствами ведения войны, сегодня несет угрозу уничтожения всего живого на земле. Опасность усугубляется также нарастающей террористической угрозой и возможностью появления новой, имеющей жизненное значение задачи - борьбы с ядерным терроризмом.

Работа состоит из  1 файл

Курсач по МП.docx

— 70.58 Кб (Скачать документ)

Политические цели гарантий по ДНЯО29 заключаются в том, чтобы обеспечить мировому сообществу уверенность в том, что государство-участник Договора соблюдает взятые на себя обязательства по мирному использованию ядерной энергии и недопущению посредством угрозы раннего обнаружения переключения с мирных целей или использования не по назначению ядерного материала или объектов. Техническими целями гарантий МАГАТЭ в связи с ДНЯО является обеспечение способности Агентства своевременно обнаружить переключение государством ядерного материала с мирных целей, а также обеспечение того, чтобы весь ядерный материал, подпадающий под гарантии в конкретном государстве, был бы заявлен МАГАТЭ. Гарантии являются одной из форм международной транспарентности ядерной деятельности и служат углублению доверия, что достигается посредством проверок.

Первоначальная система  гарантий, разработанная МАГАТЭ, была изложена в документе, который дважды дополнялся и который известен как INFCIRC/66/Rev.2. Как было решено при разработке, документ должен был регулировать деятельность отдельных заводов, что могло  составлять лишь одно из звеньев производства материалов, пригодных к использованию  для создания ядерного оружия. В  отличие от него, разработанное соглашение о гарантиях в связи с ДНЯО является подлинно всеобъемлющим и  охватывает весь топливно-ядерный цикл государств, не обладающих ядерным  оружием, в отношении которых  оно действует. Известное как  документ МАГАТЭ INFCIRC/15330, оно является результатом совместных усилий 45 государств, участвовавших в подготовке Соглашения о гарантиях.

На сегодня действует  в общей сложности 199 соглашений о гарантиях МАГАТЭ со 118 государствами, охватывающих 800 объектов. Среди них 102 соглашения о всеобъемлющих гарантиях  в связи с ДНЯО. Таким образом, МАГАТЭ играет важную роль в претворении  в жизнь режима нераспространения  ядерного оружия.

Другие международные  организации как гарантия соблюдения режима нераспространения ядерного оружия.

Помимо МАГАТЭ, в Западной Европе сходные полномочия по контролю в области безопасности получило Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ) в соответствии с главой VII Римского договора от 25 марта 1957 года, вступившего в силу с 1 января 1958 года. МАГАТЭ с ЕВРАТОМ достигли соглашения 5 апреля 1973 года о размежевании полномочий при осуществлении гарантий на территории неядерных стран, входящих в Европейское сообщество. При этом МАГАТЭ получает от ЕВРАТОМ сведения о движении ядерных материалов в этих странах, делает выводы из этой информации и сохраняет право осуществлять собственные наблюдения и подсчеты в сфере ядерной деятельности в ЕС. 28 апреля 1992 года между МАГАТЭ и ЕС был согласован “новый подход” к применению гарантий, который усилил роль ЕВРАТОМа и понизил контроль МАГАТЭ.

С 1 февраля 1958 по 14 октября 1976 года полномочия по контролю в области  безопасности имело Европейское  агентство по ядерной энергии, созданное  в рамках Организации европейского экономического сотрудничества. С 1972 года оно именуется Агентством по ядерной  энергии Организации экономического сотрудничества и развития (АЯЭОЭСР). Полномочия по статье 6 Статуса АЯЭОЭСР  были приостановлены с целью избежать дублирования гарантий МАГАТЭ и ЕВРАТОМа.

ВСМ - международное движение за мир, которое объединяет самые  широкие слои населения земного  шара. ВСМ был создан на II Всемирном  конгрессе сторонников мира в 1950 году.

ВСМ выступает инициатором  и организатором военных массовых мероприятий в защиту мира, против гонки ядерного вооружения, за всеобщее и полное разоружение, предотвращение новой мировой войны, за укрепление дружбы и сотрудничества между народами; направляет и координирует свою деятельность с деятельностью других миролюбивых  международных организаций.

Особенно необходимо подчеркнуть  активную деятельность ВСМ в деле создания “зон мира”, т.е. зон свободных  от ядерного и другого оружия.

Международная конференция  за разоружение и мир - основной деятельностью  конференции является координирование  деятельности национальных организаций  и движений, выступающих в защиту мира и за разоружение, создание безъядерных  и демилитаризованных зон, за мирное решение всех международных споров.

Итак, рассматривая деятельность международных организаций, становится ясно, что обеспокоенность в связи с распространением в мире ядерного и иного оружия массового поражения очень велика. В мире создаются все больше и больше организаций, целью которых является сохранение международного мира и безопасности, прекращение гонки вооружений, расширение сотрудничества и взаимопонимания в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В своей исследовательской работе я попытался проанализировать исторические и правовые аспекты нераспространения ядерного оружия, международно-правовые акты и деятельность международных организаций по решению проблем нераспространения, а также некоторые аспекты создания безъядерных зон.

Всем мировым сообществом  с интересом и пониманием была встречена инициатива Республики Узбекистан по созданию в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. В  своих выступлениях на авторитетных международных форумах Президент  Республики Узбекистан И.А. Каримов  не раз затрагивал проблему обеспечения  безопасности в нашем регионе, четко  и ясно изложив позицию нашего государства, которая направлена на ликвидацию ядерного оружия и других средств массового уничтожения.

По рассматриваемой проблеме в городе Ташкенте в сентябре 1997 года прошла конференция на тему «Центральная Азия - зона, свободная от ядерного оружия», где авторитетные ученые и политики со многих стран изложили свое видение  проблемы. Там же был разработан комплекс мер по практической реализации идей создания безъядерной зоны в  Центральноазиатском регионе. Активное участие в работе научно-практической конференции принимали участие  и представители стран Центральной  Азии.

Подводя итог настоящей исследовательской  работы, я хотел бы вкратце резюмировать основные аспекты, затрагиваемые мною в настоящей работе.

Проблема нераспространения  ядерного оружия является одной из самых острейших проблем современности. Пуск первого ядерного реактора 2 декабря 1942 года и первое испытание атомной  бомбы 16 июля 1945 года положили начало ядерному веку. Глава 1 данной работы посвящена  историческим предпосылкам нераспространения ядерного оружия, понятию нераспространения и рассмотрению правового статуса безъядерных зон, которые играют большую роль в укреплении режима нераспространения и обеспечения глобальной безопасности.

На сегодняшний день безъядерные  зоны созданы или находятся в  процессе создания в Латинской Америке, южной части Тихого океана, Юго-Восточной  Азии. Кроме того, имеется предложения  о создании безъядерной зоны на Корейском полуострове. Наконец, недавно была создана свободная зона от ядерного оружия в Центральной Азии.

Далее в своей исследовательской работе я рассматривал международно-правовые акты и деятельность международных организаций по решению проблем нераспространения ядерного оружия. В 60-70-е года увеличилась опасность расползания военных ядерных технологий. Росло число государств, технически способных создать атомную бомбу. Все это требовало радикального изменения политики ядерных держав, создания действенного режима нераспространения ядерного оружия в мире. После длительных переговоров 1 июля 1968 года был открыт для подписания Договор о нераспространении ядерного оружия, который занимает центральное место в режиме нераспространения. Вслед за вступлением Договора в силу в 1970 году была разработана полномасштабная система гарантий МАГАТЭ, начал работу Комитет ядерных экспортеров - «Комитет Цангера».

В главе 3 рассматриваются  международно-правовые аспекты создания безъядерной зоны в Центральной  Азии, что является приоритетным направлением в мирной внешней политике Республики Узбекистан и даются конкретные предложения  по реализации этой концепции.

Заключение международного договора, на мой взгляд стало бы самым оптимальным способом оформления статуса безъядерной зоны, основная цель которого будет заключаться  в запрещении в любой форме  присутствия ядерного оружия в Центральной  Азии. Объявив Центральноазиатский  регион безъядерной зоной был сделан еще один шаг в деле укрепления международной безопасности и режима нераспространения ядерного оружия, сотрудничества и добрососедства.

Таким образом, к настоящему моменту достигнуты определенные положительные  результаты по укреплению режима нераспространения  ядерного оружия в мире: к Договору о нераспространении присоединились все пять ядерных держав и более 170 неядерных держав мира, в том  числе и Узбекистан в 1992 году. Вслед  за безъядерными зонами в Латинской  Америке и в южной части  Тихого океана появились безъядерные  зоны в Африке и в Юго-Восточной  Азии, в Центральной Азии.

Вместе с тем достигнутые  результаты не могут быть поводом  для благодушия и свертывания  усилий по укреплению режима нераспространения. На горизонте пока не просматриваются  возможности повернуть ядерное  распространения вспять на Ближнем  Востоке и на Корейском полуострове. Израиль, Индия и Пакистан наотрез отказываются присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия и прекратить наращивание имеющегося в их распоряжении ядерного потенциала. Главный вопрос в том, как предотвратить угрозу их официального объявления себя ядерными государствами. Остается до конца не ясным, как далеко пойдет Северная Корея в деле ликвидации накопленных возможностей в ядерной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ  ИСТОЧНИКОВ

 

 Международно-правовые  акты 

1. Устав ООН от 26 июня 1945 г. // Действующее международное право: в 3-х томах. / Сост. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Т.1. - М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996. - С.7.33.

2. Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 г. // Действующее международное право: в 3-х томах. / Сост. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Т. 4. - М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996. - С. 664-668

3. Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г. // Международное ядерное право в документах / Сост. Валеев P.M.,

4. Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. - С. 44-50

5. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г.// Международное ядерное право в документах / Сост. Валеев P.M., Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. - С. 55 - 56

6. Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке (Пелиндабский договор) от 23 июня 1996 г. // Международное ядерное право в документах / Сост. Валеев P.M., Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003.- С. 77 - 85

7. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г. // Международное ядерное право в документах Сост. Валеев P.M., Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанск. унта, 2003.-С. 10-44

18. Консультативное заключение Международного Суда ООН относительно законности угрозы ядерным оружием или его применения А/51/150 // Международное ядерное право в документах / Сост. Валеев P.M.,

9. Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003.-С. 111-164

10. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 56/24 A-V от 29 ноября 2001 г. «Запрещение сброса радиоактивных отходов» // Международное ядерное право в документах / Сост. Валеев P.M., Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. -Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003.- С. 164

11. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 56/24 от 29 ноября 2002 г. «Путь к полной ликвидации ядерного оружия» // Международное ядерное право в документах / Сост. Валеев P.M., Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003.- С. 164-167

Учебная и научная  литература.

Книга одного, двух авторов:

1. Валеев P.M. Контроль в современном международном праве. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 318с.

2. Кокошин А.А., Веселов В.А., Лисс А.В. Сдерживание во втором ядерном веке. М.: РАН. Ин-т пробл. Междунар. Безопасности, 2001. - 69с.

3. Комаров П.В. Международный контроль в области нераспространения ядерного оружия: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -М., 2000. 32с.

4. Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Том I. Заключение международных договоров М.: Волтерс Клувер, 2004.

5. Международное ядерное право в документах. / Сост. Валеев P.M., Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2003. -409с.

 6. Парамузова О.Г. Ядерная безопасность в условиях современного международного правопорядка. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. -388с.

7. Хохлышева О.О. Разоружение, безопасность, миротворчество: глобальный масштаб. М.: Н.Н., 2000. - 132с.

8. Ядерное нераспространение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х томах. Том I / Под ред. Орлова В.А., Сокова Н.Н. М.: ПИР-Центр, 2002. - 528с.

9. Змеевский А.В. Упреждающий шаг международного сообщества в борьбе с ядерным терроризмом // Московский журнал международного права. 2006. - № 2(62). - С. 28-24.

10. Калядин А.Н. Совет  Безопасности ООН и обеспечение  соблюдения правил ядерного нераспространения  // Международное право -International Law. 2006. - № 1(25). - С. 70-87.

11. Михайлов С. Пятая зона. Почему США, Великобритания и Франция считают неприемлемым для себя Договор о безъядерной Центральной Азии // ВПК. 2006. - № 35 (151).

Журнальные статьи одного, двух, трех авторов:

1. Булычев Г., Воронцов А., Новиков В. В чем суть выбора в «корейском вопросе»? Пути преодоления кризиса на Корейском полуострове //Ядерное нераспространение. 2003. - № 47. - с. 33-54.

2. Буник И.В. Международно-правовые особенности эксплуатации трубопроводов в Арктике // Московский журнал международного права. -2006.-Спец. вып.-С. 177-184.

3. Джекшенкулов А. О безъядерной зоне в Центральной Азии // Международная жизнь. 1999. - № 6. - С. 92-96.

4. Змеевский А.В. Упреждающий шаг международного сообщества в борьбе с ядерным терроризмом // Московский журнал международного права. 2006. - № 2(62). - С. 28-24.

Информация о работе Безъядерные зоны