Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:57, курсовая работа
На протяжении последних десятилетий проблема ядерного разоружения неизменно стоит среди наиболее неотложных и назревших международных проблем. Появление ядерного оружия, мощность которого не сравнится ни с какими другими средствами ведения войны, сегодня несет угрозу уничтожения всего живого на земле. Опасность усугубляется также нарастающей террористической угрозой и возможностью появления новой, имеющей жизненное значение задачи - борьбы с ядерным терроризмом.
Политические цели гарантий по ДНЯО29 заключаются в том, чтобы обеспечить мировому сообществу уверенность в том, что государство-участник Договора соблюдает взятые на себя обязательства по мирному использованию ядерной энергии и недопущению посредством угрозы раннего обнаружения переключения с мирных целей или использования не по назначению ядерного материала или объектов. Техническими целями гарантий МАГАТЭ в связи с ДНЯО является обеспечение способности Агентства своевременно обнаружить переключение государством ядерного материала с мирных целей, а также обеспечение того, чтобы весь ядерный материал, подпадающий под гарантии в конкретном государстве, был бы заявлен МАГАТЭ. Гарантии являются одной из форм международной транспарентности ядерной деятельности и служат углублению доверия, что достигается посредством проверок.
Первоначальная система гарантий, разработанная МАГАТЭ, была изложена в документе, который дважды дополнялся и который известен как INFCIRC/66/Rev.2. Как было решено при разработке, документ должен был регулировать деятельность отдельных заводов, что могло составлять лишь одно из звеньев производства материалов, пригодных к использованию для создания ядерного оружия. В отличие от него, разработанное соглашение о гарантиях в связи с ДНЯО является подлинно всеобъемлющим и охватывает весь топливно-ядерный цикл государств, не обладающих ядерным оружием, в отношении которых оно действует. Известное как документ МАГАТЭ INFCIRC/15330, оно является результатом совместных усилий 45 государств, участвовавших в подготовке Соглашения о гарантиях.
На сегодня действует в общей сложности 199 соглашений о гарантиях МАГАТЭ со 118 государствами, охватывающих 800 объектов. Среди них 102 соглашения о всеобъемлющих гарантиях в связи с ДНЯО. Таким образом, МАГАТЭ играет важную роль в претворении в жизнь режима нераспространения ядерного оружия.
Другие международные организации как гарантия соблюдения режима нераспространения ядерного оружия.
Помимо МАГАТЭ, в Западной Европе сходные полномочия по контролю в области безопасности получило Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ) в соответствии с главой VII Римского договора от 25 марта 1957 года, вступившего в силу с 1 января 1958 года. МАГАТЭ с ЕВРАТОМ достигли соглашения 5 апреля 1973 года о размежевании полномочий при осуществлении гарантий на территории неядерных стран, входящих в Европейское сообщество. При этом МАГАТЭ получает от ЕВРАТОМ сведения о движении ядерных материалов в этих странах, делает выводы из этой информации и сохраняет право осуществлять собственные наблюдения и подсчеты в сфере ядерной деятельности в ЕС. 28 апреля 1992 года между МАГАТЭ и ЕС был согласован “новый подход” к применению гарантий, который усилил роль ЕВРАТОМа и понизил контроль МАГАТЭ.
С 1 февраля 1958 по 14 октября 1976
года полномочия по контролю в области
безопасности имело Европейское
агентство по ядерной энергии, созданное
в рамках Организации европейского
экономического сотрудничества. С 1972 года
оно именуется Агентством по ядерной
энергии Организации
ВСМ - международное движение за мир, которое объединяет самые широкие слои населения земного шара. ВСМ был создан на II Всемирном конгрессе сторонников мира в 1950 году.
ВСМ выступает инициатором
и организатором военных
Особенно необходимо подчеркнуть активную деятельность ВСМ в деле создания “зон мира”, т.е. зон свободных от ядерного и другого оружия.
Международная конференция за разоружение и мир - основной деятельностью конференции является координирование деятельности национальных организаций и движений, выступающих в защиту мира и за разоружение, создание безъядерных и демилитаризованных зон, за мирное решение всех международных споров.
Итак, рассматривая деятельность международных организаций, становится ясно, что обеспокоенность в связи с распространением в мире ядерного и иного оружия массового поражения очень велика. В мире создаются все больше и больше организаций, целью которых является сохранение международного мира и безопасности, прекращение гонки вооружений, расширение сотрудничества и взаимопонимания в мире.
Заключение.
В своей исследовательской работе я попытался проанализировать исторические и правовые аспекты нераспространения ядерного оружия, международно-правовые акты и деятельность международных организаций по решению проблем нераспространения, а также некоторые аспекты создания безъядерных зон.
Всем мировым сообществом
с интересом и пониманием была
встречена инициатива Республики Узбекистан
по созданию в Центральной Азии зоны,
свободной от ядерного оружия. В
своих выступлениях на авторитетных
международных форумах
По рассматриваемой проблеме
в городе Ташкенте в сентябре 1997
года прошла конференция на тему «Центральная
Азия - зона, свободная от ядерного оружия»,
где авторитетные ученые и политики
со многих стран изложили свое видение
проблемы. Там же был разработан
комплекс мер по практической реализации
идей создания безъядерной зоны в
Центральноазиатском регионе. Активное
участие в работе научно-практической
конференции принимали участие
и представители стран
Подводя итог настоящей исследовательской работы, я хотел бы вкратце резюмировать основные аспекты, затрагиваемые мною в настоящей работе.
Проблема нераспространения
ядерного оружия является одной из
самых острейших проблем
На сегодняшний день безъядерные зоны созданы или находятся в процессе создания в Латинской Америке, южной части Тихого океана, Юго-Восточной Азии. Кроме того, имеется предложения о создании безъядерной зоны на Корейском полуострове. Наконец, недавно была создана свободная зона от ядерного оружия в Центральной Азии.
Далее в своей исследовательской работе я рассматривал международно-правовые акты и деятельность международных организаций по решению проблем нераспространения ядерного оружия. В 60-70-е года увеличилась опасность расползания военных ядерных технологий. Росло число государств, технически способных создать атомную бомбу. Все это требовало радикального изменения политики ядерных держав, создания действенного режима нераспространения ядерного оружия в мире. После длительных переговоров 1 июля 1968 года был открыт для подписания Договор о нераспространении ядерного оружия, который занимает центральное место в режиме нераспространения. Вслед за вступлением Договора в силу в 1970 году была разработана полномасштабная система гарантий МАГАТЭ, начал работу Комитет ядерных экспортеров - «Комитет Цангера».
В главе 3 рассматриваются международно-правовые аспекты создания безъядерной зоны в Центральной Азии, что является приоритетным направлением в мирной внешней политике Республики Узбекистан и даются конкретные предложения по реализации этой концепции.
Заключение международного договора, на мой взгляд стало бы самым оптимальным способом оформления статуса безъядерной зоны, основная цель которого будет заключаться в запрещении в любой форме присутствия ядерного оружия в Центральной Азии. Объявив Центральноазиатский регион безъядерной зоной был сделан еще один шаг в деле укрепления международной безопасности и режима нераспространения ядерного оружия, сотрудничества и добрососедства.
Таким образом, к настоящему
моменту достигнуты определенные положительные
результаты по укреплению режима нераспространения
ядерного оружия в мире: к Договору
о нераспространении
Вместе с тем достигнутые результаты не могут быть поводом для благодушия и свертывания усилий по укреплению режима нераспространения. На горизонте пока не просматриваются возможности повернуть ядерное распространения вспять на Ближнем Востоке и на Корейском полуострове. Израиль, Индия и Пакистан наотрез отказываются присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия и прекратить наращивание имеющегося в их распоряжении ядерного потенциала. Главный вопрос в том, как предотвратить угрозу их официального объявления себя ядерными государствами. Остается до конца не ясным, как далеко пойдет Северная Корея в деле ликвидации накопленных возможностей в ядерной сфере.
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Международно-правовые акты
1. Устав ООН от 26 июня 1945 г. // Действующее международное право: в 3-х томах. / Сост. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Т.1. - М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996. - С.7.33.
2. Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 г. // Действующее международное право: в 3-х томах. / Сост. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Т. 4. - М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996. - С. 664-668
3. Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г. // Международное ядерное право в документах / Сост. Валеев P.M.,
4. Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. - С. 44-50
5. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г.// Международное ядерное право в документах / Сост. Валеев P.M., Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. - С. 55 - 56
6. Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке (Пелиндабский договор) от 23 июня 1996 г. // Международное ядерное право в документах / Сост. Валеев P.M., Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003.- С. 77 - 85
7. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г. // Международное ядерное право в документах Сост. Валеев P.M., Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанск. унта, 2003.-С. 10-44
18. Консультативное заключение Международного Суда ООН относительно законности угрозы ядерным оружием или его применения А/51/150 // Международное ядерное право в документах / Сост. Валеев P.M.,
9. Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003.-С. 111-164
10. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 56/24 A-V от 29 ноября 2001 г. «Запрещение сброса радиоактивных отходов» // Международное ядерное право в документах / Сост. Валеев P.M., Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. -Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003.- С. 164
11. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 56/24 от 29 ноября 2002 г. «Путь к полной ликвидации ядерного оружия» // Международное ядерное право в документах / Сост. Валеев P.M., Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003.- С. 164-167
Учебная и научная литература.
Книга одного, двух авторов:
1. Валеев P.M. Контроль в современном международном праве. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 318с.
2. Кокошин А.А., Веселов В.А., Лисс А.В. Сдерживание во втором ядерном веке. М.: РАН. Ин-т пробл. Междунар. Безопасности, 2001. - 69с.
3. Комаров П.В. Международный контроль в области нераспространения ядерного оружия: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -М., 2000. 32с.
4. Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Том I. Заключение международных договоров М.: Волтерс Клувер, 2004.
5. Международное ядерное право в документах. / Сост. Валеев P.M., Каюмова А.Р., Ситдикова Р.И. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2003. -409с.
6. Парамузова О.Г. Ядерная безопасность в условиях современного международного правопорядка. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. -388с.
7. Хохлышева О.О. Разоружение, безопасность, миротворчество: глобальный масштаб. М.: Н.Н., 2000. - 132с.
8. Ядерное нераспространение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х томах. Том I / Под ред. Орлова В.А., Сокова Н.Н. М.: ПИР-Центр, 2002. - 528с.
9. Змеевский А.В. Упреждающий шаг международного сообщества в борьбе с ядерным терроризмом // Московский журнал международного права. 2006. - № 2(62). - С. 28-24.
10. Калядин А.Н. Совет
Безопасности ООН и
11. Михайлов С. Пятая зона. Почему США, Великобритания и Франция считают неприемлемым для себя Договор о безъядерной Центральной Азии // ВПК. 2006. - № 35 (151).
Журнальные статьи одного, двух, трех авторов:
1. Булычев Г., Воронцов А., Новиков В. В чем суть выбора в «корейском вопросе»? Пути преодоления кризиса на Корейском полуострове //Ядерное нераспространение. 2003. - № 47. - с. 33-54.
2. Буник И.В. Международно-правовые особенности эксплуатации трубопроводов в Арктике // Московский журнал международного права. -2006.-Спец. вып.-С. 177-184.
3. Джекшенкулов А. О безъядерной зоне в Центральной Азии // Международная жизнь. 1999. - № 6. - С. 92-96.
4. Змеевский А.В. Упреждающий шаг международного сообщества в борьбе с ядерным терроризмом // Московский журнал международного права. 2006. - № 2(62). - С. 28-24.