Борьба с незаконным распространением наркотиков: международно-правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:02, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ правового регулирования отношений субъектов международного права в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, а так же исследование возможности использования международного опыта для совершенствования внутреннего законодательства и национальной стратегии РФ.
Для достижения поставленной целей будут выполнены следующие задачи:
исследование международно-правового механизма регулирования противодействия незаконному обороту наркотиков;
анализ отдельных положений конвенций относительно международного контроля над наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом;

Содержание

Введение 3
Глава 1. История развития правовых норм по осуществлению контроля над наркотическими веществами. 6
Глава 2. Конвенционный механизм регулирования 10
§2.1 Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года; Венская Конвенция о психотропных веществах 1971 года 10
§2.2 Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств 1988 года 17
Глава 4 Модели борьбы с распространением и потреблением 23
наркотиков в зарубежных странах. 23
Заключение 32
Библиографический список 34

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

 «Наркомания - это многолетнее наслаждение смертью»

 Франсуа Мориак

   В словах именитого французского писателя есть зерно истины. Уже в течение нескольких десятилетий злоупотребление наркотиками создает серьезную, постоянную угрозу жизни, здоровью и достоинству миллионов людей. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), первое место среди виновников преждевременной смерти людей занимают не сердечнососудистые заболевания и даже не злокачественные опухоли. Первое место занимают наркотики! Для многих стран наркомания стала уже социальным бедствием. На сегодняшний день свыше 180 млн. человек (4, 2% населения Земного шара старше 15 лет) употребляют наркотики различного вида. Ряды пристрастившихся к наркотикам стремительно пополняются детьми и подростками - наиболее уязвимой частью населения. В России за последние десять лет число потребителей наркотиков, не достигших совершеннолетнего возраста, выросло более чем в 5 раз1.

   Таким образом, наркотики способны разрушить  генофонд наций, подорвать моральные  фундаментальные основы общества и  государства, стать причиной отдельных техногенных аварий, и даже приводить к войнам.

   Данная  проблема приобрела глобальный характер наряду с охраной окружающей среды, а так же синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД). Сегодня наркомания вошла в число вопросов, которые  вызывают наибольшую обеспокоенность мирового сообщества.

   Эта «болезнь» привела к распространению  на всех континентах мощных синдикатов наркоприступности и подпольного  наркобизнеса, который является одним  из проявлений организованной преступности, и несет большую угрозу всему мировому сообществу. Годовой объем прибылей от незаконной торговли наркотиками вышел на второе место в мире после торговли оружием, опередив торговлю нефтью.

   Неутешительная  статистика говорит нам о том, что Россия  является крупнейшим национальным рынком сбыта героина и потребляет пятую часть от всемирного объема производства этого наркотика. Стоит только вдуматься, купленный в Афганистане килограмм героина за 9 тысяч долларов в Москве легко продается за 150 тысяч долларов.  На доходы от подпольного наркобизнеса открываются тысячи магазинов, рынков, ресторанов, кафе, клубов, где «отмываются» преступные деньги. По оценке Интерпола ежегодный мировой оборот наркобизнеса составляет 500-800 миллиардов долларов2.

   По  мнению экспертов из Национального  антикоррупционного комитета, до 30 процентов  этой суммы тратится на подкуп государственных  чиновников.

   Это позволяет наркомафии все активнее вмешиваться в политическую и экономическую жизнь многих стран.

   По  данным ООН продолжает расти политическое влияние картелей наркобизнеса. По мере роста злоупотребления наркотиками  расширяются международные связи  наркобизнеса.

   В эпоху свободного перемещения через  государственные границы, преступность научилась получать выгоду на разности законодательств стран, на стремлении отдельных государства настаивать на приоритете своих законов перед  чужими, и не допускать, чтобы в  происходящее на их территориях вмешивались другие. На мой взгляд, это эгоизм.

   Совершив  преступление в одной стране, преступники  часто скрываются на территории другого  государства. Это влечет за собой  столкновения интересов представителей правоохранительных органов этих стран. Нередко они уходят от ответственности, из-за того, что совершенное ими преступление толкуется в разных государствах по-разному.

   Ни  одна отдельно взятая страна не может  рассчитывать на успех в борьбе с  наркомафией без широкого международного сотрудничества.

   Целью данной работы является анализ правового  регулирования отношений субъектов  международного права в сфере  борьбы с незаконным оборотом наркотиков, а так же исследование возможности  использования международного опыта  для совершенствования внутреннего законодательства и национальной стратегии РФ.

   Для достижения поставленной целей будут  выполнены следующие задачи:

  1. исследование международно-правового механизма регулирования противодействия незаконному обороту наркотиков;
  2. анализ отдельных положений конвенций относительно международного контроля над наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом;
  3. изучение роли международной институционнной  системы в борьбе с указанным международным преступлением;
  4. изучение роли России в международном противодействии незаконному обороту наркотиков.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. История развития правовых норм по осуществлению  контроля над наркотическими веществами. 

«История – наш учитель, так не лучше ли учиться на ошибках прошлого чем создавать себе проблемы в будущем».

   Знакомство человека с наркотиками произошло еще на заре человечества. На протяжении веков на человеческую долю выпадало немало испытаний: войны, революции, голод, правление тиранов. Неудивительно, что люди  испокон веков искали способы, как облегчить свои страдания, либо иным образом спрятаться от пугающей его реальности путем применения различных одурманивающих веществ.

   В древности употребление веществ  такого рода было не большим и объяснялось  в основном медицинскими, религиозными и национальными традициями. Растения, обладающие наркотическим эффектом (мак, кока, конопля, грибы рода Psilocybinum), стали считаться священными и использовались целителями и жрецами в качестве лекарств и средств общения с духами и богами. Употребление этих растений строго контролировалось.

   В древнем Китае, в период Инь (XXI/XVIII-XI вв. до н.э.), настой из конопли употребляли как бодрящий чай. Император Шеен Шунг прописывал своим подданным принимать его в качестве лекарства от подагры, а иногда рассеянности. Индейцы Центральной и Южной Америки использовали листья коки в качестве обезболивающего средства. Римляне и греки использовали опий в качестве снотворного или болеутоляющего средства. В VIII-VI вв. до н.э3.

   В наши дни, в некоторых племенах практикующих религию Вуду (в основном в Карибских странах, особенно в Гаити), негритянские шаманы, призывая различных духов природы, пользуясь не только барабанами, ритуальными плясками и песнопениями, но и не пренебрегая наркотическими веществами. С их помощью этих средств шаманы и колдуны достигали особых трансовых состояний, которые воспринимались как "одержимость" тем или иным духом. 

   Римское общество одно из первых столкнулось с наркоманией как с социальным явлением. Римский ученый, писатель и политический деятель, Плиний старший (24-79 гг. до н. э) писал: «того, кто злоупотребляет опиумом, подстерегает смерть». После принятия христианства Римской империей, церковь официально осудила широкое применение опия4.

   На  рубеже XIX - XX вв. уже нашей эры, потребление  наркотических веществ стало постепенно увеличиваться и приобрело черты целой социальной проблемы в ряде стран. На мой взгляд, это последствия так называемой «перестройки» - бурно развивается наука, рушатся старые взгляды, старое мировоззрение. Начали расти города. На фоне всех этих изменений, люди начали искать убежища от тяжелой действительности в собственных грезах.

   Не  стоит забывать, что именно с XIXв. из районов традиционного потребления (Индокитай, Юго-Восточная Азия) наркотики  стали появляться в Западной Европе, а оттуда и в США.

   Нельзя  не заметить что в странах Юго-Восточной  Азии потребление наркотиков, хоть и было традиционным, но  ограничивалось сильнейшим механизмом - религиозными и социальными общепринятыми и зачастую негласными законами, чего не было в европейских странах и в Америке. На этом фоне стало ясно, что срочно необходимо разработать действенные и эффективные законы, регулирующие данные общественные отношения.

   В 1845 году во Франции был принят закон  о наркотических веществах. Аналогичные  постановления против наркомании были приняты в некоторых штатах США.

   В связи с контрабандой наркотиков в Европу и Северную Америку встал  вопрос о принятии международных  мер борьбы с наркоманией. Первой акцией в этом направлении явился созыв Шанхайской опиумной комиссии 1909 года с участием представителей 13 государств. Это было начало международного контроля над распространением наркотических веществ. В 1911 - 1912 гг. в Гааге проводилась Международная конференция по опиуму, в которой принимали участие представители 12, в том числе и Россия. На конференции была выработана первая в мире Конвенция о наркотиках. Конвенция предусматривала меры, направленные на свертывание производства, торговли и употребления опиума. Конвенция также предполагала контроль и за медицинским применением наркотиков5.

   После I Мировой войны наркомания стала  серьезной социальной проблемой, а  в некоторых районах потребление  наркотиков приобрело размах бедствия.

   В этот период  было принято два  международных правовых акта:

   1. Женевское соглашение о запрещении производства, внутренней торговли и использования очищенного опиума - от 11.02.1925

   2.Международная конвенция по опиуму, подписанная в Женеве 19.02.1925. СССР присоединился к данной конвенции 29.11.1936 г.

   Несмотря  на это, вопросы уголовно-правового  преследования лиц, виновных в незаконном производстве и распространении наркотических веществ регулировались национальным, внутренним правом каждой отдельно взятой страны. Торговцы наркотиками стали объединяться в международные преступные организации, в связи, с чем и возникла необходимость введения международных уголовно-правовых мер ответственности за преступления, связанные с наркотиками.

   В 1946 году ООН приняла резолюцию, которой  утвердила комиссию по наркотическим  средствам. В 1961 г. этой комиссией был  выработан международный многосторонний договор о наркотических средствах. СССР его подписал 13.12.1964 г.

   Что же касается нашего Отечества: с первых лет существования СССР нашим  государством создавалась система  правовых мер, устанавливающих контроль над наркотическими веществами. Постановлением ЦИК и СНК от 23.05.1928 г. было запрещено свободное обращение кокаина, героина, гашиша. Приказом Наркомздрава СССР от 11.11.1938 г. были установлены Правила приема, хранения, отпуска сильнодействующих лекарственных препаратов в лечебных учреждениях страны.

   Не  стояли на месте и уголовно-правовые меры борьбы с наркоманией. Уголовный  кодекс РСФСР 1926 г. предусматривал несколько  норм, устанавливающих ответственность  за незаконные операции с наркотическими веществами.

   Так, например, ст.104 предусматривала ответственность за изготовление, хранение и сбыт одурманивающих веществ, а также ответственность за содержание притонов, в том числе, в которых производится сбыт, или потребление перечисленных веществ. Уголовному преследованию подвергались также незаконные операции с наркотиками и с сырьем для их производства. Кроме того, уголовную ответственность по “наркотическим вопросам” предусматривали все УК всех союзных республик, принятые в 60-е годы.

   Указом  Президиума ВС СССР “Об усилении борьбы с наркоманией” от 25.04.1974 г. в УК РСФСР были внесены дополнения, конкретизирующие более общие положения и предусматривающие более строгую ответственность “... за незаконное изготовление, хранение, приобретение, перевозку наркотиков...”.

   Новое уголовное законодательство обобщает все наработки в этой сфере, делая  новый конструктивный шаг в борьбе с наркотическими веществами их производителями  и распространителями. 

Глава 2.  Конвенционный механизм регулирования  

§2.1 Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года; Венская Конвенция о психотропных веществах 1971 года 

   В мировой практике возникла целая  система договоров, протоколов, которая из-за своего многообразия, а также сложности исполнения оказалась малоэффективной. А вместе с этим число лиц, злоупотребляющих наркотиками, неуклонно росло, увеличивалась нелегальная торговля и контрабанда наркотиков. Появилась необходимость выработки и принятия универсального международного договора о контроле над наркотическими средствами. С образованием Организации Объединенных Наций одной из основных задач, поставленных перед вновь созданной Комиссией по наркотическим средствам, являлась разработка единой конвенции о наркотиках.

Информация о работе Борьба с незаконным распространением наркотиков: международно-правовое регулирование