Борьба с незаконным распространением наркотиков: международно-правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:02, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ правового регулирования отношений субъектов международного права в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, а так же исследование возможности использования международного опыта для совершенствования внутреннего законодательства и национальной стратегии РФ.
Для достижения поставленной целей будут выполнены следующие задачи:
исследование международно-правового механизма регулирования противодействия незаконному обороту наркотиков;
анализ отдельных положений конвенций относительно международного контроля над наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом;

Содержание

Введение 3
Глава 1. История развития правовых норм по осуществлению контроля над наркотическими веществами. 6
Глава 2. Конвенционный механизм регулирования 10
§2.1 Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года; Венская Конвенция о психотропных веществах 1971 года 10
§2.2 Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств 1988 года 17
Глава 4 Модели борьбы с распространением и потреблением 23
наркотиков в зарубежных странах. 23
Заключение 32
Библиографический список 34

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

   Также с учетом своих конституционных положений и основных принципов своей правовой системы могут признаваться уголовно наказуемыми следующие деяния:

  • приобретение, использование собственности, владение ею, если в момент ее получения было известно, что такая собственность получена в результате наркопреступления или в результате участия в таком деянии;
  • владение оборудованием, материалами или веществами, перечень которых установлен в приложениях к Конвенции 1988 г., если известно, что они используются или предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления каких-либо наркотических средств или психотропных веществ;
  • публичное подстрекательство или побуждение любыми другими средствами к совершению наркопреступления или незаконному использованию наркотических средств или психотропных веществ;
  • участие, причастность или вступление в преступный сговор с целью совершения наркопреступления, попытки совершить наркопрестуления, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при их совершении.

   В качестве санкций за данное деяние, учитывающих серьезный характер и негативные последствия данных правонарушений, предусмотрены:

  • лишение свободы, в том числе тюремное заключение;
  • штрафные санкции;
  • конфискация.

   Стороны могут в дополнение к осуждению  или наказанию либо при совершении малозначительных правонарушений в качестве альтернативы применить такие меры, как лечение, перевоспитание, последующее наблюдение за правонарушителем, восстановление трудоспособности или социальную реинтеграцию.

   Одним из главных пунктов Конвенции  является определение обстоятельств, отягчающих наркопреступления. Конвенция  обязала Стороны обеспечивать принятие во внимание национальными судами и  другими имеющими юрисдикцию компетентными органами таких фактических обстоятельств, как:

  • участие в правонарушениях организованной преступной группой, в состав которой входит правонарушитель;
  • участие правонарушителя в других видах международной организованной преступной деятельности;
  • участие правонарушителя в других незаконных видах деятельности, которые содействовали совершению данного правонарушения;
  • применение правонарушителем насилия или оружия и другие обстоятельства, перечисленные в п. 5 ст. 3.

   Одним из наиболее важных положений данной конвенции является установление контроля над веществами, часто используемыми при изготовлении наркотических средств и психотропных веществ.

   К Конвенции приложены таблицы  № 1 и 2, содержащие 22 наименования этих веществ (в частности, Таблица № 1 - лизергиновая кислота, псевдоэфедрин и др.; Таблица № 2 - ангидрид уксусной кислоты, антраниловая кислота и др.), которые в специальной литературе принято называть прекурсорами13.

   Конвенция обязывает концентрировать усилия на выявлении организованных преступных группировок и предписывает государствам принимать все необходимые меры по предупреждению незаконного производства наркотиков. Каждая сторона принимает надлежащие меры для предотвращения незаконного культивирования и осуществляет шаги по уничтожению растений (ст. 14); обеспечивает запрещение использования транспортных средств коммерческих перевозчиков при совершении правонарушений (ст. 15), соблюдение правил маркировки экспортируемых партий наркотических средств и психотропных веществ (ст. 16); сотрудничает с другими сторонами в целях пресечения незаконного оборота на море (ст. 17); взаимодействует с другими участниками Конвенции в вопросах пресечения использования почтовых отправлений для незаконного оборота (ст. 19)14.

   В соответствии с Конвенцией 1988 года государства-участники согласились модернизировать свои национальные законы, чтобы облегчить замораживание и конфискации доходов и собственности, полученных в результате незаконного оборота наркотиков15.

   Наряду  с криминализацией незаконного оборота наркотиков Конвенция 1988 года предусматривает, устранение каких-либо убежишь для торговцев наркотиками, в частности, с помощью ее положений о выдаче крупных торговцев наркотиками, взаимной юридической помощи между государствами в проведении расследований, связанных с наркотиками, и передаче материалов судопроизводства, связанных с наркотиками, для обеспечения уголовного преследования и интересов надлежащего осуществления правосудия. Другим важным новым положением является обязательство сторон ликвидировать или сократить незаконный спрос на наркотические средства и психотропные вещества.

   Конвенция предусматривает ряд новых форм сотрудничества, например применение метода контролируемых поставок, который  стал довольно широко и успешно применяться  в международной практике. Смысл метода заключается в том, что соответствующие органы государства, обнаружив незаконную перевозку наркотиков, не задерживают перевозчика, а вступают в негласный контакт со своими коллегами в стране, куда следует груз. Таким образом, удается выявить не только перевозчика, но и получателей груза, а иногда и более полную цепь преступников, занимающихся наркобизнесом.

   В совокупности с Конвенциями 1961 и 1971 годов, Конвенция 1988 года поддержана международным сообществом и на их базе осуществляется взаимодействие между подавляющим большинством государств планеты.

   По  состоянию на ноябрь 1998 года, участниками  этой Конвенции стали 148 государств, а также Европейский Союз.

   Российская Федерация контролирует оборот наркотических средств и психотропных веществ и устанавливает ответственность за действия в сфере их незаконного оборота в соответствии с международными договорами по этим вопросам16.

   В заключение следует подчеркнуть, что  в борьбе со злоупотреблением наркотиками  и их незаконным оборотом три ныне действующие Международные конвенции  образуют правовую основу системы контроля над наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами. Она разработана и поддержана международным сообществом и на ее базе организуется взаимодействие в этих вопросах подавляющим большинством государств планеты.

   Указанные Конвенции находятся в постоянном развитии. По мере необходимости они дополняются и модернизируются. 
 
 

Глава 4 Модели борьбы с распространением и потреблением

наркотиков  в зарубежных странах. 

   Проблема  наркомании - проблема все большего числа государств, и в каждой стране ее решают по-разному. Мне хотелось бы привести несколько примеров, какими законодательными актами зарубежные страны решают данную проблему.

   В начале, следует отметить, что в некоторых странах введена уголовная ответственность за употребление сильных наркотических средств.

   В Японии, например, за прием сильных наркотических средств грозит лишение свободы до 10 лет, более мягких - до 3 лет; во Франции - до 2 лет либо штрафная санкция; в Таиланде - 1 год и 10 лет; в Австралии - до 6 месяцев или штраф; в Египте - до 1.5 лет лишения свободы; существует ответственность в некоторых штагах США; с 1992 года уголовная  ответственность установлена в Италии. ООН неоднократно указывает, что ослабление или снятие контроля над наркотиками в одной стране окажет отрицательное влияние на другие страны. На мой взгляд, это заявление вполне обоснованно, ведь если не лечить раковую опухоль одной клетки, она в скором времени заполонит весь орган17.

   К слову, Указом Президента РФ об отмене уголовной ответственности за потребление  наркотиков (декабрь 1991 года), была создана та самая раковая клетка, которая впоследствии переросла в целую опухоль, существенно сказавшись на здоровье нации. За время после выхода указа, только в Москве количество больных наркоманиями увеличилось почти в 10 раз18. Следовательно, в стране повысился спрос на наркотические вещества, наркоманы потеряли страх перед законом, как следствие увеличился сбыт незаконных наркотических средств, многие из которых переправлялись к нам из зарубежа. Чтобы увеличить сбыт, появлялись новые ячейки наркобизнеса, вкладывались большие деньги, увеличивалось политическое влияние преступных синдикатов.

   Аналогичная тенденция прогнозируется после  отмены Государственной Думой РФ в декабре 2003г. Принудительного лечения  наркологических больных и выхода в мае 2004г. Постановления Правительства РФ от 06.05.2004г. №231, в соответствии с которым были увеличены дозы хранения наркотиков, не попадающие под уголовную ответственность. Именно после выхода данного Постановления Правительства в 2004 г. Смертность от передозировки наркотиками увеличилась более чем в 3 раза. Не это ли самый явный пример?19

   «Тенденция  легализации в любом варианте противоречит мнению международного сообщества, отраженному в ряде решений Генеральной  Ассамблеи, международных конференций  ООН, резолюций Комиссии ООН по наркотическим средствам, а также действующих международных конвенций ООН»

   Постоянный  представитель 

   СНГ в комиссии ООН 

   по  наркотикам Э.А.Бабаян

   Такая тенденция легализации не просто противоречит мнению международного сообщества и ряду международных актов, но и влечет к жутким последствиям.

   Злоупотребление наркотическими веществами является одной  из двух главных проблем 81% тех семей, в которых имело место плохое обращение с детьми.

   По  сведениям Национального института  юстиции США, более половины всех преступлений в этой стране совершается лицами, находящимися под влиянием наркотиков. Большая часть этих преступлений возникает вследствие действия наркотиков - а не вследствие того факта, что наркотики незаконны20.

   Проведенное Колумбийским университетом исследование выявило, что дети, употребляющие марихуану, могут начать употреблять кокаин с вероятностью в 85 раз выше, чем те дети, которые никогда марихуаны не употребляли, а взрослые, которые употребляли марихуану, будучи детьми, имеют в 17 раз больше шансов на то, чтобы начать регулярно употреблять кокаин21.

   Министерство  юстиции США установило, что преступники  под воздействием наркотиков совершают  в шесть раз больше убийств, в  четыре раза больше нападений и почти  в полтора раза больше ограблений по сравнению с теми, кто совершает преступления ради того, чтобы достать деньги для покупки наркотиков.

   Эта печальная статистика наталкивает  на мысль что легализация наркотиков, непростительна. Нельзя выпускать столь  опасные вещества в свободную  продажу. Пусть даже легкие и кажущиеся на первый взгляд безобидные наркотики.

   В различных государствах разработаны  свои пути решения наркотической  проблемы.

   Смертная  казнь, или оно  того стоит?

   Китай. Полностью решен вопрос с нелегальными наркотиками. За торговлю ими предусмотрена смертная казнь (расстрел) в публичном месте, при большом стечении народа (стадион, площадь и т. п.). Так же публично сжигается и изъятый наркотик. Также Индия, Вьетнам, Таиланд, Корея, Непал, Шри-Ланка, Мьянма и другие государства22.

   Довольно жесткая мера. Она нарушает все возможные права человека, и в демократическом государстве никак не может быть принята. Зато результаты наводят на мысль, не лучше ли бороться с нелегальными торговцами наркотиков кнутом, а не пряником?  

   К середине столетия в Китае под опиум был занят миллион гектаров, а только официальное число наркоманов составляло 20 миллионов человек. В период с 1951 по 1953 год полностью искоренил в своей стране курение опиума, имевшее трехсотлетнюю традицию, и реабилитировал примерно 20 миллионов активных курильщиков опиума. При этом пришлось отправить в трудовые лагеря сроком до двух лет примерно десять процентов наркоманов, а остальные девяносто процентов прекратили курить опиум сами, без всякого медицинского лечения и психотерапии. Залогом успеха стали массовая народная мобилизация и жесткая политика государства.

   Японская  эпидемия достигла кульминации в 1954 году, когда по расчетам специалистов около двух миллионов из стомиллионного населения Японии употребляли амфетамин  в таблетках, а еще полмиллиона вводили его себе внутривенно. Только тогда началось резкое ужесточение политики – было введено тюремное наказание на срок от 3 до 6 месяцев за хранение наркотиков, на срок от 1 до 3 лет за продажу другим лицам и 5 лет за незаконное производство амфетамина. В 1954 году, т.е. в первый год проведения антинаркотической компании, за преступления, связанные с амфетамином, в Японии было арестовано 55 600 человек, но уже в 1958 году – всего 271 человек23. Таким образом, эпидемия была полностью уничтожена. В общей сложности потребовалось вмешательство в отношении примерно 15 процентов от общего числа инъекционных наркоманов. Остальные прекратили прием наркотиков из страха, когда рестриктивная политика стала реальностью. Кампания основывалась на политическом единодушии и пользовалась широкой народной поддержкой. 

   В Ираке, при Саддаме употребление наркотиков в Ираке каралось смертной казнью. Теперь же по «освобожденному» Багдаду катится огромный вал  наркотиков. Процветает торговля снотворными  и успокоительными средствами, здесь также можно приобрести кокаин и героин. Среди жертв наркомании все больше детей24.

Информация о работе Борьба с незаконным распространением наркотиков: международно-правовое регулирование