Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:37, курсовая работа
Целью данной работы является исследование правового статуса дипломатического представительства.
Важность темы и поставленная цель предопределила решение следующих задач:
изучение и анализ понятие и источников дипломатического права;
исследование и изучение понятия, функций и видов дипломатического представительства, его состава, дипломатического корпуса;
исследование и анализ порядка назначения и отзыва дипломатического представителя;
исследование и анализ иммунитетов и привилегий дипломатического представительства и его сотрудников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Дипломатическое право: понятие и источники. Кодификация норм дипломатического права………………………………………………………...5
Понятие, функции, виды и состав дипломатического представительства. Дипломатический корпус…………………………………………………….12
Порядок назначения и отзыва дипломатического представителя…………16
Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников…………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……………..28
Список используемых источников и литературы………..…..30
Приложение…………………………………………………………...…………...32
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Юридический факультет
Кафедра конституционного, административного и финансового права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Тема №3: Дипломатическое право
Выполнил:
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список используемых источников и литературы………..…..30
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Большое значение для эффективного функционирования государства играет его внешняя политика, которая представляет собой совокупность методов и средств осуществления внешних функций государства, его общий курс в международных делах.
В качестве одной из форм ее реализации выступает дипломатическая деятельность. Дипломатическая деятельность – это официальная деятельность государственных органов по осуществлению целей и задач внешней политики, а также по защите прав государства и его граждан за границей.
Государства осуществляют свою дипломатическую деятельность в различных правовых формах: осуществление отношений с иностранными государствами; представительство в международных организациях; заключение международных договоров; участие в работе международных конференций и ряде других форм, предусмотренных международным правом.
Дипломатическое право,
как отрасль международного права,
как раз и регулирует эту деятельность.
Нормы данного права
Актуальность выбранной темы подтверждается современной практикой государств. В последнее время при официальных визитах глав государств, все чаще поднимается тема об установления дипломатических отношений и установлении постоянных дипломатических представительств России с тем или иным иностранным государством. Кроме того, деятельность дипломатических должностных лиц и нормальное выполнение ими возложенных на них обязанностей в конечном итоге способствует развитию делового, взаимовыгодного сотрудничества между государствами.
Объектом исследования является государственные органы внешних сношений.
Предмет - нормы, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений.
Целью данной работы является исследование правового статуса дипломатического представительства.
Важность темы и поставленная цель предопределила решение следующих задач:
Анализ изученных источников и литературы. В ходе написания работы были использованы труды таких авторов, И.П. Блищенко1, Д. Вуд2, Э. Де Ваттель3, Р.А. Каламкарян4. В целом, можно отметить высокую степень проработанности данной темы.
Методической и методологической базой при написании данного исследования послужили Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14.12.1973 г., Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., нормативные документы, информационные системы («Консультант плюс», «Гарант») и глобальная сеть Internet.
норм дипломатического права
Дипломатическое право - отрасль международного права, представляющая собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений5.
Система дипломатического права соответствует основным формам дипломатии: двусторонней дипломатии, осуществляемой через дипломатические представительства или через так называемые специальные миссии; многосторонней дипломатии, осуществляемой делегациями на международных конференциях и сессиях органов международных организаций, а также постоянными представительствами государств при международных организациях.
Термин «источник права», согласно общей теории права - это форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы6 (например, конституция, закон, указ, постановление или распоряжение компетентного органа государства и т.п.).
Соответственно источники международного права - это формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных отношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.
Далее начинается специфика международного права, существенно отличающегося в этом плане от внутригосударственного.
Во-первых, нормы международного
права устанавливаются его
Во-вторых, субъективному праву предусмотренных нормами международного права субъектов всегда противостоят субъективные обязательства других субъектов международного права.
В связи с этим об источниках международного права вполне закономерно говорить либо как об источниках субъективных прав, либо как об источниках субъективных обязательств субъектов международных правоотношений. В большинстве случаев предпочтительнее вести речь о субъективных обязательствах, поскольку обязанный субъект не может их не соблюдать, не навлекая на себя неблагоприятные юридические последствия в виде международно-правовых санкций. Субъективным же правом управомоченный субъект может распоряжаться по своему усмотрению, за исключением случая наличия императивной нормы.
Прежде всего, одним из основных таких источников является международный договор, понимаемый как письменное соглашение между субъектами международного права, регулируемое соответствующими нормами общего международного права. Совокупность и система (подсистема) таких норм составляет отдельную относительно самостоятельную структуру международного права (его отрасль), именуемую правом международных договоров7.
Следующим основным источником является международный обычай, который в ст. 38 Статуса Международного Суда ООН определен как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы»8. В этом определении речь идет, во-первых, о практике государств, во-вторых, об их практике определенного поведения в однотипных ситуациях и, в-третьих, о признании международным сообществом государств такого многократно повторяющегося поведения юридически обязательным, т.е. о молчаливом соглашении государств, сообщающем указанному поведению качество международно-правовой нормы. Речь идет о международном обычае как о норме общего международного права.
От международного обычая следует отличать международное обыкновение, т.е. правило поведения государств, которому они следуют в своих взаимоотношениях, не признавая его юридически обязательным.
В последнее время с учетом международной практики государств утверждается понятие неформального международного договора, под которым понимается письменное соглашение между государствами, текст которого выработан государствами в процессе их переговоров, но которому эти государства не придали юридической силы международного договора, будучи, тем не менее, убеждены в необходимости соблюдения его положений и требуя соблюдения таковых в процессе своих взаимоотношений.
Важным источником международного права являются также односторонние юридические акты государств, в частности акт обязательств, акт признания и акт протеста. Первые два акта, как правило, действуют в сочетании.
Акт обязательства - это одностороннее заявление государства в лице его компетентного органа, что оно берет на себя обязательство об определенном, в соответствии с изложенными в заявлении условиями, поведении в межгосударственных отношениях, ранее не предусмотренное действующими международно-правовыми предписаниями или вносящее в таковые некоторые уточнения, адресованное всем другим государствам или некоторым из них и так или иначе доведенное до их сведения (в частности, в письменной форме)9. Признание акта обязательства государствами-адресатами порождает для них корреспондирующие этому обязательству субъективные права в соответствии с изложенными в акте обязательства условиями.
Акт признания - это акт (действие или бездействие) государства, посредством которого оно в соответствии с действующим международным правом признает правомерной юридически значимую ситуацию, созданную действиями другого государства, поскольку о наличии такой ситуации ему известно или должно быть известно10. Последняя часть предложенного определения (со слова «поскольку») выражает обязанность государства, как создавшего юридически значимую ситуацию, так и признающего ее правомерной, действовать добросовестно. Морально-политический принцип добросовестности играет в указанном правоотношении важную роль.
Особенностью признания является то, что оно может быть явно выраженным посредством акта компетентного органа, обращенного к другому государству (например, с предложением к вновь возникшему государству установить с ним дипломатические отношения), или же вытекать из его молчаливого поведения, свидетельствующего, что оно продолжает выполнять свои международные обязательства в соответствии с действующими международными договорами или обычноправовыми нормами общего международного права. Незаявление государством протеста против созданной другим государством юридически значимой ситуации в разумный срок обычно рассматривается как ее молчаливое признание, кроме случаев юридической ничтожности признания, когда речь идет о действиях государства, нарушающих императивные нормы международного права.
Противоположный признанию акт протеста — это заявление государства об отказе признать правомерной юридически значимую ситуацию, созданную поведением другого государства, т.е. квалификация ее в соответствии с действующими международно-правовыми предписаниями в качестве противоправной. Протест должен быть явно выражен и так или иначе доведен до сведения государства, которому он адресован, а возможно, и до сведения других заинтересованных государств.
Источниками международных обязательств государств являются, далее, акты-предписания государствам - членам международных организаций или органов, имеющие для таких государств обязательный характер в силу учредительных актов этих организаций или органов или приобретшие такой характер в силу четко установившейся практики данной организации или органа.
Наконец, источником международного
права применительно к
Говоря об источниках дипломатического права, следует обратить внимание и на их кодификацию. Так, В 1815 г. в Вене был принят Протокол о классах дипломатических представителей (Венский регламент). Это был первый документ дипломатического права общего характера. В 1818 г. он был дополнен Аахенским протоколом, который ввел новый класс дипломатических представителей - министра-резидента (наряду с установленными в 1815 г. классами послов, посланников и поверенных в делах)11.
Следует также отметить, что частичная официальная кодификация дипломатического права была предпринята в региональном масштабе и в Латинской Америке (20 февраля 1928г. была принята Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках).
После Второй мировой войны под эгидой Организации Объединенных Наций и других универсальных международных организаций была проведена существенная работа по кодификации международных обычных норм, сопровождающаяся их прогрессивным развитием. В результате были заключены многие универсальные конвенции в сфере дипломатического и консульского права, правопреемства государств, права международных договоров, морского права и некоторые другие, т. е. конвенции, кодифицирующие обычные нормы общего международного права.
В функцию Генеральной Ассамблеи, согласно ст. 13 Устава ООН12, входит содействие прогрессивному развитию и кодификации международного права. Эту функцию Генеральная Ассамблея осуществляет, в частности, с помощью Комиссии международного права, являющейся вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи.