Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:37, курсовая работа
Целью данной работы является исследование правового статуса дипломатического представительства.
Важность темы и поставленная цель предопределила решение следующих задач:
изучение и анализ понятие и источников дипломатического права;
исследование и изучение понятия, функций и видов дипломатического представительства, его состава, дипломатического корпуса;
исследование и анализ порядка назначения и отзыва дипломатического представителя;
исследование и анализ иммунитетов и привилегий дипломатического представительства и его сотрудников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Дипломатическое право: понятие и источники. Кодификация норм дипломатического права………………………………………………………...5
Понятие, функции, виды и состав дипломатического представительства. Дипломатический корпус…………………………………………………….12
Порядок назначения и отзыва дипломатического представителя…………16
Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников…………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……………..28
Список используемых источников и литературы………..…..30
Приложение…………………………………………………………...…………...32
В 60 - 70-х годах XX в. дипломатическое и консульское право получило новое развитие: в этой области были заключены детально разработанные письменные универсальные международно-правовые акты: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.; Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.; Конвенция о специальных миссиях 1969 г.; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.; Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., которые являются в настоящее время основными международно-правовыми источниками права внешних сношений государств. Кроме того, источником правового регулирования международных отношений в этой области является большое количество двусторонних межгосударственных соглашений, особенно по консульским вопросам, в рамках которых конкретизируются и дополняются некоторые положения указанных Конвенций.
В 1976 г. Комиссия начала работу по реализации второй части задачи, причем значительно тяжелее и более сложного, т.е. по кодификации принципов и норм, составляющих правовой статус, привилегии и иммунитеты международных организаций (как универсальных, так и региональных), их служащих, экспертов и других лиц, участвующих в деятельности этих организаций, но при этом они не являются представителями конкретных государств.
После некоторого перерыва был принят очень важный правовой акт, который значительно укрепил безопасность персонала ООН и других лиц, участвующих в многочисленных миротворческих, гуманитарных и других операциях под эгидой ООН. 9 декабря 1994 Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о безопасности персонала ООН и персонала содействие.
Другими словами, дипломатическое и консульское право, существовавшее ранее как система обычных норм, превратилось в настоящее время преимущественно в систему писаных конвенционных предписаний. Однако международный обычай по-прежнему сохраняет большое значение в его рамках (например, в области дипломатического протокола).
В то же время сегодня этой отраслью международного права регулируется не только деятельность посольств или консульств, но и определяется правовое положение их должностных лиц, как это было в прошлом. К сфере его ответственности относятся также вопросы определения правового положения специальных миссий и делегаций на международных встречах и конференциях, статуса постоянных представительств государств при международных организациях, статуса международных должностных лиц и некоторые другие.
Указанные причины обусловили необходимость переименования отрасли дипломатического и консульского права в право внешних сношений государств, направленное на регулирование всех разновидностей официальных связей и отношений между государствами и другими субъектами международного права, устанавливаемых и поддерживаемых их органами внешних сношений.
Иногда под правом внешних сношений понимают также совокупность норм внутреннего права, регулирующих осуществление внешних сношений государства. В Российской Федерации, например, к их числу можно отнести отдельные положения Конституции РФ, Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»13, других федеральных законов, а также такие нормативные правовые акты, утвержденные указами Президента России и другими документами, как Положение о Министерстве иностранных дел РФ от 11 июля 2004 г.14, Положение о Посольстве РФ от 28 октября 1996 г.15, Положение о Консульском учреждении РФ от 5 ноября 1998 г., Положение о Чрезвычайном и Полномочном После РФ в иностранном государстве от 7 сентября 1999 г., Положение о Торговом представительстве РФ в иностранном государстве от 27 июня 2005 г., Положение о представительстве Министерства иностранных дел РФ на территории Российской Федерации от 11 марта 2002 г.
представительства. Дипломатический корпус
Дипломатическое представительство - возглавляемое дипломатическим агентом государственное учреждение, действующее от имени аккредитующего государства в государстве пребывания для осуществления дипломатических сношений между ними. В настоящее время основным международным нормативно-правовым актом, регулирующим виды и функции дипломатических представительств, процедуры назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Конвенция о специальных миссиях 1969 г. и Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г. также регулирует деятельность дипломатических представительств.
Существуют два вида представительств - посольства и миссии. Особых различий между посольствами и миссиями нет, хотя в современных международных отношениях зарубежные дипломатические представительства государств в подавляющем большинстве случаев создаются в форме посольств. Считается, что посольства - представительства первого, высшего класса, а миссии - представительства второго класса.
Как это определено в ст. 3 Венской конвенции 1961 г.16, дипломатические представительства выполняют следующие основные функции: представительство аккредитующего государства в государстве пребывания; защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; ведение переговоров с правительством государства пребывания; выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства; поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.
Существенное значение имеет включение в Венскую конвенцию пункта об отсутствии препятствий к тому, чтобы дипломатическое представительство осуществляло и консульские функции (п. 2 ст. 3). Потребность в этом ощущается довольно часто.
Внутренняя структура дипломатического представительства, установление соответствующих должностей и т.д. определяются законодательством аккредитующего государства.
Персонал дипломатического представительства состоит из следующих основных категорий сотрудников: дипломатические работники - члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг (советники, секретари, атташе); административно-технический персонал; обслуживающий персонал.
В ст. 1 Венской конвенции 1961 г. упоминаются также частные домашние работники, которые, однако, не признаются ею служащими аккредитующего государства17.
Дипломатические работники представительства, как правило, являются гражданами аккредитующего государства, в то время как в состав административно-технического и обслуживающего персонала могут входить граждане страны пребывания.
Количество сотрудников, работающих в дипломатическом представительстве, определяется по соглашению между сторонами, а в случае его отсутствия - аккредитующим государством. При этом при отсутствии конкретного соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить аккредитующему государству, чтобы численность персонала представительства сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. По этим основаниям в соответствии со ст. 11 Венской конвенции 1961 г. страна пребывания может отказаться принять должностных лиц какой-либо определенной категории.
Члены дипломатического персонала представительства назначаются ведомством иностранных дел аккредитующего государства без предварительного запроса. Исключение здесь составляют военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, кандидатуры которых, как правило, подбирает военный министр из числа кадровых офицеров своих вооруженных сил и согласовывает их с министром иностранных дел своего правительства. Кроме того, государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались на его одобрение. О такой возможности говорит ст. 7 Венской конвенции 1961 г.
Для дипломатического персонала внутренним законодательством каждой страны устанавливаются специальные служебные звания - дипломатические ранги, которые обычно соответствуют занимаемой должности и имеют аналогичные наименования. Как показывает мировая практика, к числу таких званий в подавляющем большинстве государств относятся ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника (в некоторых странах он называется Чрезвычайный Посланник и Полномочный Министр), советника, первого секретаря, второго секретаря, третьего секретаря и атташе. В некоторых странах существует также градация внутри этих рангов.
Что касается классов дипломатов, то, как правило, класс дипломата совпадает с рангом. Но если вопрос о классе дипломата определен международным правом, то вопрос о ранге регулируется внутригосударственным законом, правительством каждого государства.
Возвращаясь дипломатическому
персоналу, следует сказать, что
к административно-техническому
персоналу относятся заведующие канцеляриями,
бухгалтеры, переводчики, делопроизводители,
машинистки и другие сотрудники представительства,
Относительно численности
персонала представительства ак
Для обозначения совокупности глав дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве, в международном праве используется термин «дипломатический корпус». В широком смысле этот термин выражает понятие, включающее также всех дипломатических работников и членов их семей, находящихся в стране пребывания. Дипломатический корпус не является организацией и не имеет прав юридического лица. Его назначение носит в основном представительский и церемониальный характер. Главой дипломатического корпуса является дуайен - руководитель дипломатического представительства, старший по классу и времени пребывания в данной стране. В некоторых католических странах дуайеном всегда является папский нунций. Дуайен выступает от имени всех иностранных дипломатических работников во время проведения официальных государственных мероприятий в стране пребывания.
Министерство иностранных дел публикует список дипломатического
корпуса в этой стране. Для удостоверения
Глава дипломатического представительства - это единственное лицо, которое представляет свое государство в государстве пребывания по всем вопросам. Глава дипломатического представительства является также высшим представителем по сравнению со всеми другими представителями данного государства в стране пребывания.
Венская конвенция 1961 г.
закрепила практику деления глав дипломатических представительств на три класса: послы и папские
нунции; посланники и папские интернунции;
поверенные в делах. Согласно Конвенции
1961 г., между дипломатическими
В настоящее время
поверенные в делах и посланники
назначаются весьма редко. Обычно государства
обмениваются послами, что соответствует
принципу суверенного равенства
государств. Следует отличать постоянного поверенного в делах, который
возглавляет подведомственное ему дипломатическое
представительство в качестве постоянного
руководителя, от временного поверенного
в делах, который исполняет обязанности
главы представительства при отсутствии
постоянного дипломатического
Послы и нунции, а также посланники и интернунции аккредитуются при главах государств, а постоянные поверенные в делах - при министре иностранных дел страны пребывания.
Порядок назначения глав дипломатических представительств регулируется нормами международного
и внутригосударственного права. В каждой
стране существует свой порядок назначения
дипломатических представителей
В соответствии со ст. 4 Венской конвенции 1961 г. государство, которое решило направить нового посла, посланника или поверенного в делах в страну пребывания, должно предварительно получить у нее агреман, который представляет собой согласие компетентных властей соответствующего государства принять конкретное лицо в качестве главы дипломатического представительства. При этом Конвенция оставляет за принимающим государством право отказать в агремане без объяснения причин.18