Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:37, курсовая работа
Целью данной работы является исследование правового статуса дипломатического представительства.
Важность темы и поставленная цель предопределила решение следующих задач:
изучение и анализ понятие и источников дипломатического права;
исследование и изучение понятия, функций и видов дипломатического представительства, его состава, дипломатического корпуса;
исследование и анализ порядка назначения и отзыва дипломатического представителя;
исследование и анализ иммунитетов и привилегий дипломатического представительства и его сотрудников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Дипломатическое право: понятие и источники. Кодификация норм дипломатического права………………………………………………………...5
Понятие, функции, виды и состав дипломатического представительства. Дипломатический корпус…………………………………………………….12
Порядок назначения и отзыва дипломатического представителя…………16
Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников…………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……………..28
Список используемых источников и литературы………..…..30
Приложение…………………………………………………………...…………...32
После получения агремана глава аккредитующего государства принимает решение о назначении главы дипломатического представительства, которое обычно публикуется в печати.
Перед отбытием к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота, подписанная главой посылающего государства и скрепленная визой главы внешнеполитического ведомства, адресованная главе принимающего государства. В верительной грамоте содержится просьба «верить» ее обладателю как лицу, которое представляет свое государство в государстве пребывания.
В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. глава дипломатического представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве. Однако практика должна применяться единообразно: либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания.
Прекращение функций дипломатического представительства наступает в случаях:
Самым распространенным
случаем прекращения функций
главы дипломатического представительства является его отзыв по инициативе руководства
своего государства. В этом случае
главе государства пребывания направляется отзывная грамота, которую
вручает ему либо сам отъезжающий дипломатический пр
Если речь идет
о замене главы дипломатического
представительства, то агреман обычно
запрашивается через
Факт запроса агремана разглашать не принято. Это обусловлено тем обстоятельством, что гласность при отказе в выдаче агремана, как и сам отказ, может повлечь за собой осложнение, а то и резкое обострение отношений между государствами. Государство, получившее отказ, может в течение длительного времени после этого вообще не назначать своего представителя, автоматически понижая тем самым уровень своего дипломатического представительства в стране пребывания. Поэтому на запрос агремана не принято давать официальный отрицательный ответ. Сама задержка с ответом расценивается как свидетельство нежелания государства принимать соответствующую кандидатуру, и она, как правило, снимается.
После получения агремана назначаемому дипломатическому представителю выдается верительная грамота за подписью главы государства и министра иностранных дел назначающей (аккредитующей) страны. В верительной грамоте подтверждается, что данное лицо назначено в качестве дипломатического представителя и излагается просьба верить всему тому, что он будет говорить от имени своего правительства. Верительная грамота - чрезвычайно важный юридический документ: при ее наличии лицо может выполнять все дипломатические функции, предусмотренные международным правом, никаких дополнительных полномочий не требуется. Верительную грамоту дипломатический представитель вручает лицу, при котором он аккредитуется, в торжественной обстановке на личной аудиенции.
Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания, в зависимости от существующей в нем практики, либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представлении заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.
Одно лицо может быть дипломатическим представителем аккредитующего государства одновременно в двух или более государствах, если со стороны последних не последуют возражения против этого.
Иммунитет – это совокупность привилегий и иммунитетов субъекта международного права, осуществляющего внешние сношения, и как следствие этого - совокупность особых личных прав и преимуществ, облегчающих работу зарубежных представителей19.
А также, иммунитет - это
изъятие из-под
Сюда включается: право на неприкосновенность служебных помещений, право на беспрепятственную связь со своим правительством, представительствами и консульствами, личную неприкосновенность представителей государств, изъятие от юрисдикции, неприкосновенность жилища.
Сюда же входят и «привилегии вежливости», т. е. право на прием с определенными почестями, на пользование флагом на своих зданиях и экипажах, на выставление герба или щита с эмблемой своей страны на дверях здания, где представитель выполняет свои служебные функции.
Под термином «дипломатический иммунитет» следует понимать совокупность привилегий и иммунитетов в прямом смысле этих слов.
Дипломатический иммунитет распространяется, прежде всего, на совокупность привилегий и иммунитетов субъекта международного права, глав государств, глав и членов правительств, членов парламентов, дипломатических агентов государств или нации в период становления в стране пребывания, глав и членов постоянных представительств при международных организациях, международных должностных лиц, глав и членов делегаций на встрече и конференции.20
Следует различать привилегии и иммунитет. Под привилегиями следует понимать особые правовые преимущества некоторых иностранцев как представителей государств. Наиболее существенным их них является – право на усиленную защиту от посягательств и оскорблений; право пользоваться в определенных случаях знаками и эмблемами; право на специальные средства связи с заграницей; право на почетные встречи21.
Под иммунитетами, разумеется, - принцип изъятия глав государств, глав и членов правительств, членов парламента и представителей иностранных государств, имущества иностранных государств и лиц, а также иностранных военных сил и государственных кораблей за границей из принудительного воздействия со стороны суда, финансового аппарата и совета безопасности страны, где такие иностранные лица и имущества находятся, изъятия в частности и из исков, арестов, обысков, эмбарго и ревизий.
Д.Б. Левин писал, что «дипломатический иммунитет - одна из наиболее важных и в теоретическом и в практическом отношении проблем международного права, касающихся регламентации деятельности дипломатии».22 К.К. Сандровский утверждал, что «дипломатический иммунитет - это основной элемент, центральный институт всего дипломатического права».23
Охрана, как дипломатического иммунитета, так и дипломатических привилегий является нормой международного права, обеспечиваемой как добровольным соблюдением, так и принуждением государствами в целях поддержания и развития мирных отношений.
Иммунитеты и привилегии принадлежат дипломатическому представительству как органу государства и сотрудникам представительства. Помещения дипломатического представительства являются неприкосновенными. Власти страны пребывания могут вступать в них только с согласия главы представительства. Одновременно они обязаны принять все надлежащие меры для защиты помещений от вторжения или нанесения ущерба, обеспечить нормальные условия для деятельности представительства.
Как уже было сказано выше, к персоналу дипломатического представительства относятся:
В зависимости от принадлежности к той или другой категории, работники наделяются определенными иммунитетами и привилегиями24:
1) Прежде всего, это личная неприкосновенность. Дипломатический служащий не подлежит аресту или задержанию, в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство. Личная неприкосновенность является самым важным иммунитетом, из которого вытекают все остальные иммунитеты и привилегии, которые и являются надежной гарантией нормального осуществления им дипломатических функций.
Для обеспечения эффективной работы дипломатических служащих необходимо обеспечить их личную безопасность, повысить защиту от посягательств частных лиц, особенно в связи с резким усилением в последние годы терроризма. Впервые этот вопрос рассматривался на XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в соответствии с решением которой в 1973 г. была открыта для подписания Конвенция «О предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой». Конвенция вступила в силу 20 февраля 1977 года.
Особая ответственность за обеспечение реальной защиты дипломатов от посягательств частных лиц ложится, естественно, на государство пребывания. Тем более эта ответственность возрастает, когда власти заранее получают информацию о готовящемся посягательстве или когда угроза такого посягательства становится реальной. В подобных случаях государство пребывания может применять самые жесткие меры обеспечения безопасности, которые в обычных условиях не могут рассматриваться приемлемыми (вооруженная охрана при передвижении по территории государства пребывания, разрешение дипломатам носить оружие, установление постов вооруженной охраны у диппредставительств и др.). Хотя ясно, что для государства пребывания предупреждение посягательств на иностранных дипломатов является одной из первоочередных задач. В случае же свершения преступления, наказание виновных осуществляется в соответствии с нормами национального уголовного законодательства.
В Конвенции 1973 г. содержится перечень преступлений, за
которые должны предусматриваться повышенные
санкции.25 Это убийства, похищения и другие противоправные
действия против личности или свободы
дипломата; насильственные нападения
на жилые помещения и транспортные средства
дипломата; угрозы и попытки такого нападения,
а также соучастие в нем.
Освобождение от уголовной,
гражданской и административной ответственности
перед государством пребывания не означает,
что дипломаты всегда остаются безнаказанными
в случае совершения ими противоправных
действий. Не случайно в международном
праве содержится норма, согласно которой
иммунитет дипломатического агента от
юрисдикции государства пребывания не
освобождает его от юрисдикции аккредитующего
государства. Следовательно, дипломатический
служащий, совершивший правонарушение,
может быть привлечен к ответственности
и в аккредитующем государстве, если об
этом будет достигнута договоренность
с государством пребывания. Однако более
эффективной возможностью обеспечить
реальное наказание провинившемуся служащему
является привлечение его к ответственности
в государстве пребывания в соответствии
со ст. 32 Конвенции 1961 г., которая установила,
что «от иммунитета и юрисдикции дипломатических
агентов и лиц, пользующихся иммунитетом,
аккредитующее государство может отказаться».
Но отказ должен быть определенным и четко
выраженным.
Таким образом, международно-правовая
норма четко определила, что отказываться
от иммунитетов дипломата может только
аккредитующее государство, но не сам
дипломат. Заявленный аккредитующим государством
отказ не может быть взят обратно, а дипломат
обязан подчиниться решению, принятому
аккредитующим государством. Причем согласие
дипломата на отказ от иммунитетов не
требуется.