Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение и анализ сложившейся системы международного регулирования ВЭД. Задачами, поставленными и решенными в процессе написания курсовой работы, являются: 1) Изучить основные методы и виды государственного регулирования внешней торговли; 2) Ознакомиться с регулированием внешней торговли в Европейском Союзе; 3) Изучить понятие и систему мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь

Содержание

Введение_________________________________________________________3

1. Методы государственного регулирования внешней торговли___________ 5

1.1 Сущность межгосударственного регулирования ВЭД________________ 5

1.2 Тарифные методы регулирования_________________________________7

1.3 Нетарифные методы регулирования_______________________________10

1.4 Деятельность международных организаций во внешнеэкономической деятельности_____________________________________________________15

1.5 Валютно-кредитное регулирование внешней торговли_______________18

2. Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе______________21

3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Республики Беларусь_________________________________________________________25

3.1 Тарифные меры в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности___________________________________________________25

3.2 Нетарифные меры в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности____________________________________28

Заключение______________________________________________________35

Список использованных источников_________________________________

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ!!!!!!!!.docx

— 63.05 Кб (Скачать документ)

     Таможенные  уступки предоставляются в двух основных формах: снижение ставок таможенного тарифа и закрепление действующих ставок с обязательством не повышать их.

     Переговоры  о таможенных уступках проводятся на специально организуемых один раз в  несколько лет тарифных конференциях;

     3) недискриминация стран-участниц во внешней торговле;

     4) либерализация внешней торговли, в том числе отказ стран от количественных ограничений импорта.

     Высшим  органом ВТО являются сессии, а исполнительным - совет представителей. Рабочими органами служат постоянно действующий секретариат, рабочие группы, постоянные комитеты, среди них: Комитет по антидемпинговой практике, Комитет по торговле и развитию. Штаб-квартира ВТО находится в Женеве.

     Основной  формой работы ВТО являются многосторонние торговые переговоры. Они длятся не один год и носят названия "раундов". За всю историю деятельности ВТО  было проведено несколько таких "раундов". Важнейшие из них "Кеннеди-раунд" (1964-1967 гг.) и "Токио-раунд" (1973-1979 гг.).

     Координационным и методическим центром в области  таможенного контроля в международных  торговых операциях является Совет  таможенного сотрудничества, одно из главных направлений деятельности которого - создание единой унифицированной  номенклатуры классификации товаров  в таможенных тарифах, позволившей  сопоставить уровень таможенного  обложения и размеры взаимных уступок, дать единообразное толкование ограничений и льгот в отношении  конкретных товаров мирового рынка. В числе других направлений - разработка и унификация стандартной таможенной документации и информационных систем, правил таможенного контроля и других вопросов, связанных с реализацией  самих методов таможенного регулирования. 

     1.5 Валютно-кредитное  регулирование внешней  торговли

     Современная модель регулирования внешней торговли с помощью валютно-кредитных средств  приобрела сложную структуру, которая  объединяет совокупность элементов  валютного рынка, отношений экспортеров  и импортеров с банками, системы  национального и межгосударственного  валютного регулирования. Все они, сохраняя относительную самостоятельность, находятся во внутреннем противоречивом единстве. В любом государстве  соотношение используемых элементов  и роль каждого из них различаются  в зависимости от состояния внешнеэкономических  связей, уровня конвертируемости национальной валюты, принципов внешних расчетов и кредитования, особенностей национального  механизма государственного регулирования  в целом, а также степени вовлеченности  в международную валютно-финансовую сферу.

     В связи с этим, условия осуществления  экспортно-импортных операций, во многом зависят от совокупности используемых элементов регулирования валютного  рынка и принятого уровня валютного  курса, ссудного процента и условий  предоставления кредита, способов валютной интервенции и т.п. Краткосрочное  и среднесрочное валютное регулирование, преследует общеэкономические цели - стимулирование хозяйственной активности различных субъектов ВЭД, борьбу с инфляцией и другие.

     Из  всей совокупности инструментов валютного  регулирования, важнейшим является валютный курс, выступающий как отношение  национальной денежной единицы к  денежным единицам других стран. Главная  функция валютного курса, заключается  в обеспечении пропорциональности обмена валют, базой которых служит их покупательная сила по отношению  к товарам внутри страны.

     Наиболее  распространенный способ использования  валютного курса для регулирования  внешнеторгового оборота, заключается  в изменении его (пересмотр курса  той или иной валюты) путем девальвации  или ревальвации. К этим методам  страны прибегают в условиях острой конкурентной борьбы на внешних рынках, а также в условиях существенного отклонения уровня инфляции в рамках фиксированных валютных курсов, когда рыночный курс длительное время и в ощутимых размерах отклоняется от валютного паритета.

     Особенно  часто страны прибегают к девальвации, то есть официальному занижению курса  национальной валюты, с целью выравнивания внешнеэкономического баланса путем  увеличения экспорта и сокращения импорта  из-за повышающихся цен на ввозимую продукцию. В этих условиях у экспортеров  появляются большие преимущества при  обмене заработанной валюты на национальную, в росте объема экспортного производства, одновременно, в силу удорожания импорта  товаров, сокращаются объемы второстепенных импортных поставок в страну.

     Зарубежной  практике известны яркие примеры  использования такой формы регулирования  валютного курса. Так, Японии в 60-70 гг. благодаря заниженному курсу  иены и снижению цен на ввозимую продукцию удалось проникнуть и  утвердиться на многих мировых рынках. Правительство Японии в целях  поощрения экспорта и в дальнейшем не раз снижало курс иены к доллару.

     Обратное  влияние на внешнюю торговлю государства  оказывает ассиметричный девальвации  процесс ревальвации, означающий повышение официального курса национальной валюты по отношению к иностранным и сопровождающийся сдерживанием развития экспорта, его удорожанием с одновременным удешевлением импорта. Ревальвация нередко подталкивается действиями других государств, желающих усилить конкурентоспособность своих товаров на рынках стран с активным торгово-платежным балансом. Активное распространение в качестве элемента регулирования, получила валютная интервенция посредством манипуляции государственным банком валютными ресурсами и процентными ставками. Чаще всего она реализуется в виде целевых операций по купле-продаже иностранной валюты центральными банками с целью сохранения курса национальной валюты. Совмещение валютной интервенции на внешних валютных рынках с равными по величине и противоположными по направлению операциями на внутреннем открытом рынке ценных бумаг, предпринимаемое в целях исключения взаимовлияния внутренней денежно-кредитной политики от внешней, получило название "стерилизации".

     Маневрирование  банковскими процентными ставками оказывает влияние на перемещение ликвидных средств из одной страны в другую, а также способствует изменению валютного курса.

     Одним из способов воздействия на обменный валютный курс служат валютные ограничения. Их целью является сокращение внешнего оборотного капитала, оказывающее воздействие на чистый спрос на национальную валюту, внешнеторговых операции по текущим счетам, путем ограничения торговли с рядом стран, количества валюты, допустимой к вывозу за границу во время туристических путешествий и т.д.

     Таким образом, валютный курс является опосредствующим  звеном прямого административного  вмешательства государства во внешнюю  торговлю, которое, по сути, представляет собой систему валютного контроля. В рамках Устава Международного валютного  фонда валютный контроль может иметь  лишь ограниченное значение и не препятствовать проведению текущих операций, конвертируемости национальной валюты для нерезидентов, то есть функционированию валютного  рынка.

     Механизм  валютно-кредитного регулирования  в международной практике помимо рассмотренных элементов, включает также набор правил и норм, которые  регулируют деятельность центральных  эмиссионных банков на внешних валютных рынках. Их цель состоит в облегчении процессов международной торговли в части обеспечения внешнеторговых расчетов, упорядочения кредитования экспортно-импортных операций и  получения максимальной выгоды участниками  внешнеторговых сделок. 

2. Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе

     Особенностью  системы регулирования внешней  торговли продовольствием в ЕС является то, что его принципы тесно увязаны  с единой аграрной политикой, направленной на достижение конкурентоспособности  западноевропейской сельскохозяйственной продукцией на мировом рынке, и то, что меры ограничения импорта  тесно связаны с мерами поощрения  экспорта продовольствия.

     В качестве основных инструментов регулирования  внешней торговли продовольствием  используются компенсационные сборы  и таможенные пошлины, призванные оградить внутренний рынок от экспансии со стороны более дешевых продуктов  из-за рубежа. В то же время продукция, предназначенная для вывоза, подкрепляется  экспортными субсидиями, цель которых  — выровнять положение продукции  ЕС на рынках третьих стран. На внутреннем аграрном рынке ЕС цены постоянно  сохраняются высокими. Органом, устанавливающим  основные параметры системы внешнеторгового  регулирования, является Комиссия Европейского союза (КЕС), действующая на основе системы  регламентов, определяющих методику подсчета, критерии и факторы, учитываемые  при введении в действие указанных  инструментов.

     При импорте сельскохозяйственной продукции  основным регулирующим инструментом является компенсационный сбор. Он устанавливается  для ввоза тех товаров, самообеспеченность по которым достигла 100 %. Применение таможенных пошлин превалируют при  ввозе тех продуктов, импорт которых  не вызывает усиления конкуренции на внутреннем рынке. Таможенные пошлины  постепенно заменяются импортными компенсационными сборами, поскольку последние более  эффективны в условиях меняющейся конъюнктуры  мирового рынка. Их размер не фиксирован, а изменяется в зависимости от внутренних цен ЕС и цен мирового рынка, на основе которых они рассчитываются. Действие компенсационных сборов весьма просто: их уровень увеличивается  при понижении мировых цен, а  при росте снижается. Это создает  эффективный барьер проникновению продукции извне, так как уровень компенсационного сбора может меняться ежегодно.

     Иной  способ расчета устанавливается  для производных от базовых продуктов (муки, крупы, растительного масла  и пр.). Компенсационный сбор по этим продуктам состоит из двух компонентов  — постоянного и переменного. Переменный компонент исчисляется  на основе фактического уровня компенсационного сбора по базовым продуктам. Постоянный компонент определяется уровнем  таможенной пошлины на данный вид  переработанного продукта. Подобный способ таможенного обложения применяется  при внешнеторговом регулировании  рынков свинины и продукции птицеводства.

     Вместе  с тем рынки свинины и продукции  птицеводства регулируются и дополнительным инструментом — шлюзовой ценой, которая  является ориентиром для рынка ЕС. Как только, например, битая птица  ввозится в ЕС по цене ниже шлюзовой, вступает в действие компенсационный  сбор в размере разницы между  уровнем шлюзовой цены и ценой  ввозимого товара.

     Для ввозимых овощей, фруктов, вина, говядины и рыбы вводится режим справочных цен, сходных по назначению с налоговой  ценой. При ввозе говядины используется импортная цена. Ее величина в сумме  с размером пошлины служит для  установления дополнительного компенсационного сбора. Он вводится в действие, когда  сумма импортной цены и пошлины  на ввозимую говядину оказывается ниже ориентировочной цены.

     На  рынке растительных масел предусмотрены  три условия введения компенсационного сбора:  ввоз растительных масел увеличивается настолько, что это угрожает экономическим интересам производителей ЕС; цены на растительные масла при ввозе в ЕС оказываются ниже цен, которые установились бы в том случае, если бы экспортер не пользовался субсидиями и премиями в прямой или косвенной форме; при импорте растительных масел из стран с государственной монополией внешней торговли.

     Вместе  с тем основным инструментом регулирования  рынка растительных масел являются импортные пошлины. Положение ЕС на мировом рынке как крупнейшего  экспортера продовольствия стало возможным  лишь за счет крупномасштабного субсидирования экспорта, покрывающего разницу между  внутренними и мировыми ценами. Размеры  субсидирования столь велики, что  сопоставимы с годовыми бюджетами  некоторых стран ЕС.

     Большая часть расходов на субсидирование экспорта приходится на две товарные группы сельскохозяйственной продукции —  зерновые и молочные продукты. Внутренняя цена определяется на уровне, сложившемся  в ЕС. При определении мировой  цены КЕС учитываются уровень  цен на данную продукцию в третьих  странах; наиболее приемлемые цены сделок между третьими странами; внутренние цены в странах-экспортерах; цены предложения  франко-границы ЕС.

     Важнейшим критерием субсидирования экспорта является увеличение запасов сельскохозяйственной продукции. В случае их резкого увеличения ЕС проводит целенаправленное повышение  субсидий, в случае их снижения —  может полностью прекратить субсидирование экспорта. Экспортные субсидии устанавливаются  периодически, в зависимости от частоты  и степени колебания мировых  цен. В этих условиях руководящие  органы ЕС временно прибегли к использованию  таких рычагов регулирования  внешней торговли, как эмбарго, экспортный налог и импортные субсидии. Эмбарго  применялось в отношении экспорта из ЕС в третьи страны только зерновых, его действие было в ременным и вскоре вместо эмбарго был введен экспортный налог, который стал действовать в отношении тех товаров, мировые цены на которые превышали единые цены ЕС.

     Дополнительным  средством регулирования торговли продовольствием являются импортные  и экспортные лицензии, призванные контролировать ввоз и вывоз сельскохозяйственной продукции в зависимости от положения  на рынках отдельных стран Евросоюза. Лицензирование является непременным условием осуществления внешнеторговых операций. Лицензии выдаются соответствующими государственными организациями стран ЕС на определенный срок, в течение которого должна быть осуществлена торговая операция. В случае предварительной фиксации размеров импортных компенсационных сборов и экспортных субсидий лицензия получает название сертификата. Согласно регламенту КЕС для получения сертификата необходимо внести залог, гарантирующий выполнение внешнеторговых операций в оговоренный срок. В случае невыполнения ввоза или вывоза продукции в определенный срок сумма залога не возвращается. Страны ЕС информируют КЕС о количествах импортируемых или экспортируемых товаров, а КЕС регулирует лицензионный режим в зависимости от конъюнктуры внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции ЕС.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Республики Беларусь