Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение и анализ сложившейся системы международного регулирования ВЭД. Задачами, поставленными и решенными в процессе написания курсовой работы, являются: 1) Изучить основные методы и виды государственного регулирования внешней торговли; 2) Ознакомиться с регулированием внешней торговли в Европейском Союзе; 3) Изучить понятие и систему мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь

Содержание

Введение_________________________________________________________3

1. Методы государственного регулирования внешней торговли___________ 5

1.1 Сущность межгосударственного регулирования ВЭД________________ 5

1.2 Тарифные методы регулирования_________________________________7

1.3 Нетарифные методы регулирования_______________________________10

1.4 Деятельность международных организаций во внешнеэкономической деятельности_____________________________________________________15

1.5 Валютно-кредитное регулирование внешней торговли_______________18

2. Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе______________21

3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Республики Беларусь_________________________________________________________25

3.1 Тарифные меры в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности___________________________________________________25

3.2 Нетарифные меры в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности____________________________________28

Заключение______________________________________________________35

Список использованных источников_________________________________

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ!!!!!!!!.docx

— 63.05 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, регулирование внешней  торговли сырьем и продовольствием  в ЕС выполняет важнейшую функцию  поддержки внутренних производителей, их защиты от конкуренции со стороны. Внешнеторговые барьеры создали  значительно лучшие условия для  производимой в ЕС сельскохозяйственной продукции, в известной степени  изолировав сельское хозяйство от колебаний  цен на мировом рынке. Вместе с  тем ЕС продолжает активную экспортную экспансию на мировом рынке, сбывая значительные объемы продовольствия посредством  внешнеторгового регулирования. 
 
 
 
 
 
 

3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Республики Беларусь

     1.1 Тарифные меры  в системе государственного  регулирования внешнеторговой  деятельности

     Законодательство  Республики Беларусь допускает применение двух методов государственного регулирования  внешнеторговой деятельности – таможенно-тарифного  и нетарифного. Использование обоих  этих методов отвечает общемировой  практике.

     Тарифное  регулирование – форма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, применяемая в целях регулирования  импорта и экспорта, с помощью, которой, государство реализует  свое исключительное право на установление таможенного тарифа на товары, перемещаемые через границу Республики Беларусь.

     Таможенный  тариф Республики Беларусь - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в  соответствии с Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (ст. 2 Закона «О таможенном тарифе»).

     Основные  цели таможенного тарифа Республики Беларусь: рационализация товарной структуры ввоза товаров в Республику Беларусь; поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Республики Беларусь; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Республике Беларусь; защита экономики Республики Беларусь от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику.

     В соответствии со ст. 242 Таможенного  кодекса РБ при перемещении через  таможенную границу РБ и в других случаях, установленных ТК РБ, уплачиваются следующие таможенные платежи: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные сборы; другие налоги и сборы, предусмотренные законодательством РБ.

     Ставки  таможенных пошлин являются едиными  и не подлежат изменению в зависимости  от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, видов  сделок и других факторов, за исключением  случаев, предусмотренных законом. Ставки таможенных пошлин устанавливаются  Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено  Президентом Республики Беларусь. В  отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения  с которыми не предусматривают режим  наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых  не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением  случаев предоставления РБ тарифных льгот (тарифных преференций).

     В Республике Беларусь применяются следующие  виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

     В целях защиты экономических интересов  Республики Беларусь к ввозимым товарам  могут временно применяться особые виды пошлин: антидемпинговые, специальные  и компенсационные.

     Антидемпинговые пошлины применяются в случаях  ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в  стране вывоза в момент этого вывоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным  производителям подобных товаров, или  препятствует организации или расширению производства подобных товаров на территории Республики Беларусь.

     Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Республики Беларусь в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы республики, со стороны других государств или иных союзов.

     Компенсационные пошлины применяются при ввозе  на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, при производстве или вывозе которых прямо или  косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным  производителям подобных товаров, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в  Республике Беларусь.

     Применению  особых видов пошлин предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством  Республики Беларусь по инициативе органов  государственного управления Республики Беларусь. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая и их размер должен быть соотносим  с величиной установленного расследованием занижения цен, субсидий и выявленного  ущерба.

     В соответствии со ст.111 Особенной части  Налогового кодекса Республики Беларусь подакцизными товарами считаются: спирт этиловый ректификованный технический; алкогольная продукция: этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов); непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов; пиво; слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта от 2 до 7 процентов; табачные изделия; автомобильные бензины; дизельное и биодизельное топливо; судовое топливо; газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;  масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8702, 8703 и 8704).

     Так же следует отметить, что одним  из основных видов таможенных платежей являются сборы за таможенное оформление. Таможенные сборы взимаются до или  в момент принятия таможенной декларации к оформлению. Отсрочка или рассрочка  уплаты таможенных сборов за таможенное оформление и оказание таможенных услуг  не предоставляется.

     1.2 Нетарифные меры  в системе государственного  регулирования внешнеторговой  деятельности

     Применение  мер нетарифного регулирования  в условиях самостоятельного осуществления  большим числом компаний внешнеторговых операций позволяет влиять на рост внешнеторгового дефицита, выравнивать  торговый и платежный балансы, более  рационально распоряжаться иностранной  валютой при острой ее нехватке для  закупки за рубежом наиболее необходимых  в стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания внешнего долга Беларуси.

     На  сегодняшний день государством установлены  следующие меры нетарифного регулирования  перемещения товаров через таможенную границу: 1) квотирование; 2) лицензирование; 3) выдача разрешений и установление запретов; 4) сертификация; 5) фитосанитарный и ветеринарный контроль; 6) установление предельных минимальных цен; 7) применение акцизных марок.

     Они устанавливаются исходя из соображений  государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты исторического и археологического достояния народов Беларуси и  зарубежных стран, в том числе  объектов интеллектуальной собственности, защиты интересов белорусских потребителей ввозимых товаров.

     Квотирование  применяется для защиты внутреннего  потребительского рынка и защиты интересов государства при вывозе / ввозе некоторых видов товаров  из / в Республику Беларусь. В настоящее  время квотирование экспорта не применяется, хотя может вводиться Правительством Республики Беларусь в исключительных случаях (для обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь). Квотирование импорта подразумевает использование индивидуальных, тарифных, сезонных, глобальных и других ограничений поставок в страну импортных товаров.

     Лицензирование  заключается в выдаче компетентным органом государственного управления лицензии. Лицензия дает право на ввоз / вывоз товаров, перемещение которых  через таможенную границу Республики Беларусь ограничено. Лицензии выдаются в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1739 «О некоторых вопросах лицензирования в сфере внешней  торговли», а также Соглашением  о правилах лицензирования в сфере  внешней торговли от 09.06.2009г. уполномоченными  на то государственными органами. После  получения лицензии ее необходимо поставить  на контроль в таможенных органах  до начала таможенного оформления лицензируемых  товаров. Это делается с целью  учета количества (объемов) экспорта или импорта указанных в ней  товаров или контроля квот. Не требуется  постановка на контроль в таможне  только специальных лицензий образца  Европейского союза для торговли текстильными изделиями.

     Разрешение  на ввоз и (или) вывоз ограниченных к  перемещению товаров - это документ, выданный компетентным органом государственного управления, который дает право осуществить  ввоз / вывоз ограниченных к перемещению  товаров через таможенную границу  Республики Беларусь либо помещать товар  под таможенный режим, который требует  наличия такого разрешения.

     В Республике Беларусь действует единый режим экспортно-импортных операций с лекарственными средствами на основе соответствующих разрешений, выдаваемых Министерством здравоохранения  Республики Беларусь, зарегистрированным на белорусской территории хозяйствующим  субъектом, независимо от их форм собственности  без права передачи этих лицензий другим лицам. Обязательными условиями  при этом являются наличие у лица лицензии на право заниматься коммерческой деятельностью по реализации лекарственных  препаратов, устава, в котором оговорен данный вид деятельности, а также  подписанного или парафированного  контракта. Разрешение оформляется  на каждый вид товара независимо от его количества по представленному  контракту (исключение - несколько видов  товаров, входящих в единую товарную позицию ТН ВЭД Республики Беларусь).

     Экспорт и импорт наркотических средств, психотропных веществ и ядов регламентируются в соответствии с требованиями действующих  конвенций ООН, в частности Конвенцией Организации Объединенных Наций  от 20.12.1988 «О борьбе против незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ», ратифицированной постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 28.07.1990 № 218-XII «О ратификации  Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических  средств и психотропных веществ».

     Закупка за границей и ввоз в Республику Беларусь радиоэлектронных средств  и высокочастотных устройств  допускаются при наличии соответствующих  разрешений Госсвязьнадзора Республики Беларусь. На перемещение через границу  оружия невоенного назначения и боеприпасов  к нему разрешения выдает Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Химические средства защиты растений подлежат пропуску через таможенную границу только при представлении  в таможенный орган соответствующего разрешения Министерства сельского  хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Внешнеторговый оборот культурных ценностей осуществляется по разрешению Министерства культуры Республики Беларусь. Существует еще ряд товаров, перемещение которых через таможенную границу требует соответствующего разрешения Государственной инспекции по карантину растений, Департамента ветеринарии и других компетентных органов.

     В соответствии с действующим белорусским  законодательством также запрещены  к вывозу из Республики Беларусь: оружие огнестрельное всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинское снаряжение; наркотические, психотропные, радиоактивные, взрывчатые, ядовитые, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества; белорусская и иностранная валюта сверх установленных сумм, иные валютные ценности (ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы, природные драгоценные камни); облигации государственных займов и лотерейные билеты Республики Беларусь, аннулированные ценные бумаги; печатные и аудиовизуальные материалы, а также иная изобразительная продукция, могущая причинить вред интересам государства, а также правам граждан; камнесамоцветное сырье, минералы, горная порода и т.п. (за исключением сувениров, продаваемых в розничной торговой сети); представители флоры и фауны, занесенные в Красную книгу; непроявленные фоточувствительные материалы; произведения искусства и другие предметы, представляющие художественную, историческую, научную или иную культурную ценность.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Республики Беларусь