Юридический анализ единых унифицированных форм в таможенном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в исследовании юридического анализа единых унифицированных форм в таможенном праве.
В связи со всем вышесказанным основными задачами, предопределившими структуру работы, при раскрытии данного вопроса, являются:
- исследовать правовую природу законодательства Таможенного союза,
- изучить историю процесса унификации в законодательстве Таможенного союза,
- определить вопросы унификации таможенного регулирования в рамках Таможенного союза,

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
Глава 1 Правовая природа законодательства Таможенного союза…….. ….…5
1.1 Общая характеристика правовой базы Таможенного союза………...……..5
1.2 История процесса унификации в законодательстве Таможенного союз..15
Глава 2 Унификация таможенного законодательства Таможенного союза…21
2.1 Вопросы унификации таможенного регулирования в рамках Таможенного союза……………..21
2.2 Проблемы унификации в таможенном законодательстве таможенного союза……………………………………………………………….......................26
Заключение……………………………………………………………………....33
Список литературы………………………………………………………….…..35
Приложение………………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Курсовой Соколов.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

Напротив, доходы от экспортных пошлин не будут распределяться между членами Таможенного союза, планируется их зачисление в бюджет того государства, откуда произошли товары, вывозимые за пределы таможенной территории.

При Комиссии Таможенного союза  создана экспертная группа «Косвенные налоги», которая образована для регулирования отношений, связанных с обложением товаров НДС и акцизами. В 2008 году состоялось подписание Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе. В соответствии с данным соглашением взимание косвенных налогов будет производиться по принципу «страны назначения»: экспорт облагается НДС по ставке 0 %, импорт – по ставке, действующей в государстве-импортере.

Важно, что при перемещении товаров  внутри Таможенного союза взимание косвенных налогов по импортируемым товарам планируется производить налоговыми органами. Основным же документом, подтверждающим обоснованность применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов, является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, реквизиты которого будут совпадать с реквизитами грузовой таможенной декларации. Таким образом, участником таких отношений становятся налоговые органы.

В части установления нетарифных ограничений наблюдается их относительная унификация.  Например, порядок выдачи лицензий един для России, Белоруссии и Казахстана. Вступили в законную силу положения о порядке внешней торговли товарами, в отношении которых действуют запреты или ограничения.  Разработан перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Таможенного союза, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Унификация таможенного  законодательства Таможенного союза

2.1 Вопросы унификации таможенного регулирования в рамках Таможенного союза

Единый таможенный тариф  Таможенного союза:

1) включает в себя унифицированные ставки таможенных пошлин на товары, ввозимые на единую таможенную территорию из третьих стран;

2) систематизирован в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Эти ставки систематизированы  в соответствии с товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности. Таким образом, во всех странах применяется  товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза на основе, которой разработаны единые тарифы с унифицированными ставками. Пока не по всем товарам ставки унифицированы, но, безусловно, к 1 июля 2012 года планируется полная унификация, поскольку предполагается уже начало функционирования Единого экономического пространства18.

Основные области нетарифного  регулирования:

- Техническое регулирование

- Лицензирование

- Санитарные меры

- Ветеринарные меры

- Карантин растений

Концепции в соответствии, с которой регулируются меры нетарифного регулирования. С 1 июля 2010 действует альтернативная основа применения мер нетарифного регулирования. Что это значит? Это значит, что применяется как национальный режим регулирования, так и единый режим регулирования. Это означает следующее, что в рамках Таможенного союза, безусловно, меры нетарифного регулирования должны быть едиными, но до сих пор государства-члены Таможенного союза не совсем готовы к тому, чтобы применять единые нормы технического регулирования, технические регламенты.

Для окончательного формирования Единого режима технического регулирования необходимо наличие следующих условий:

1) Вступление в силу  союзных технических регламентов

2) Применение единых  форм сертификата соответствия  и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза19.

В настоящее время  действуют технические регламенты, утвержденные национальными органами, и они будут действовать до вступления в силу союзных технических регламентов. А сейчас окончательно не утвержден еще ни один технический регламент Таможенного союза, многие из них находятся еще в стадии разработки и в стадии публичного обсуждения. Соответственно, единый режим таможенного регулирования предполагает и выдачу единых форм сертификатов в соответствии с декларацией о соответствии. Соглашение существует и уже существуют органы по сертификации, которые аккредитованы и уполномочены выдавать именно единые сертификаты. Но опять же осталось ждать, когда же вступят в силу технические регламенты и уже по мерам нетарифного регулирования не останется никаких дополнительных вопросов.

Как показал практический опыт работы при функционировании Таможенного  союза, к сожалению, существуют некоторые  недоработки.

В доработке нуждаются  следующие документы:

1) ТК ТС;

2) Соглашение от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости  товаров, перемещающихся через  таможенную границу таможенного  союза»

3) Соглашение от 18.06.2010 « По вопросам свободных (специальных,  особых) экономических зон на  таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны»

Интеграционные процессы в рамках Таможенного союза набирают обороты. В июле 2010 года вступил в  силу Таможенный кодекс ТС, а в июле 2011 года отменен контроль на внутренних границах стран Таможенного союза. Таким образом, термин «единая таможенная территория» практически полностью отвечает своему содержанию. Необходимо изучить как идет работа по унификации подходов к осуществлению таможенного контроля, информационному взаимодействию, формированию единых оценок в системе управления рисками.

Прошло больше года с тех пор, как с первого июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. Сегодня можно сказать, что он стал реальным интеграционным объединением. От прежних попыток интеграции ТС отличает то, что он изначально базировался на едином ТК ТС и единых ставках Таможенного тарифа. Конечно, есть определенные исключения, которые и раньше создавали проблемы, но в целом создано единое таможенное законодательство. По большинству вопросов действуют соглашения, уточняющие некоторые положения ТК ТС по отдельным категориям товаров, по особенностям таможенных операций и так далее. Действуют единые ставки ввозных таможенных пошлин. Накоплен опыт взаимодействия между таможенными службами трех стран. Как в рамках подготовки материалов для Комиссии Таможенного союза, так и в рамках решения оперативно-управленческих вопросов.

По инициативе ФТС  проведена активная работа по выработке  соглашения об обмене информацией в  рамках осуществления аналитических и иных контрольных функций20. Соглашение, в частности, подразумевает, что основные сведения по каждой товарной партии будут доступны таможенным службам трех стран, что позволит взаимно оценивать ситуацию на таможенном пространстве в целом. О том, какие намечаются негативные или положительные тенденции, где необходимо вести переговоры, а где, может быть, необходимо совместными усилиями провести дополнительный контроль. Реализация этого соглашения - большой пласт работы, которая предстоит в отсутствии «лобового» контроля на передовом рубеже, то есть на внутренних границах ТС. В этой связи хотелось бы отметить, что очень серьезно прорабатывался вопрос присутствия российских таможенников на внешних границах ТС вместе с коллегами по Таможенному союзу. Это для того, чтобы таможенные службы трех стран имели возможность отслеживать ситуацию в целом по периметру ТС.

Для таможенного контроля важно не только иметь общую нормативную базу в Таможенном союзе, но и одинаковое ее использование во всех трех странах21. Наша задача – обеспечение «равной глубины» таможенного контроля, для того, чтобы у участника ВЭД не было соблазна бегать из России в Казахстан и обратно или в Белоруссию и искать прорехи в нашей обороне. Там, где подходы различаются или ситуация распадается на какие-то местечковые сегменты, появляются такого рода возможности. Поэтому с первых дней создания Таможенного союза ФТС России приложила много усилий для того, чтобы убедить своих коллег в необходимости скоординированных подходов к работе, проводимой в рамках системы управления рисками.

СУР – это основной механизм контроля, избавляющий от избыточных контрольных функций  со стороны таможни. Таможенные органы не могут, да и не должны охватить контролем все сферы торговли, тем более, что затраченные на это средства намного превысят эффект от полученных результатов. Вместе с тем, контроль должен быть эффективным, а наносимые точечные удары целевыми. СУР поддерживает определенный уровень напряжения, достаточный для того, чтобы потенциальные нарушители боялись нарушать законодательство.

В ТС работа по сближению  позиций и поиску подходов к формированию единой системы СУР складывалась непросто. Однако путем взаимных убеждений, поиска компромиссов удалось создать  рабочую группу по вопросам унификации национальных СУР. В нее входят основные подразделения в странах-членах ТС, занимающиеся этим направлением. Рабочая группа готовит методологическую основу для дальнейшего развития СУР, а также конкретные профили рисков, которые будут применяться в ТС. Мы видим ее в качестве одного из элементов Объединенной коллегии Таможенного союза в виде коллегиального органа. Рабочая группа по СУР выработает механизмы, которые позволят на площадке Объединенной коллегии искать, формулировать и исполнять согласованные подходы по всем вопросам, находящимся в компетенции таможенных служб22.

В конечном итоге, унификация национальных систем управления рисками  позволит обеспечить единообразное  применение таможенными администрациями  стран-членов ТС законодательства с  безусловным соблюдением соответствующих норм и требований, а также обеспечит взаимодействие между их таможенными администрациями при таможенном контроле, чтобы не допустить нарушений в области внешней торговли. Кроме того, это позволит также скоординировать контроль на внешних границах ТС, в том числе осуществлять взаимный мониторинг за таможенными операциями и таможенным контролем на территориях иностранных государств.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Проблемы унификации в таможенном законодательстве таможенного союза

Уже сейчас таможенными  органами трех стран выявлена масса проблем, требующих скорейшего разрешения. Вот несколько примеров.

    Конституционными  нормами России, Белоруссии и  Казахстана установлены различные  государственные языки, с помощью  которых, в частности, производится  и заполнение документов для таможенных целей. В настоящее время не выработан единый подход к использованию какого-то одного языка на территории Таможенного союза.

Неясной остается ситуация со сроками таможенного оформления. В Таможенном кодексе ТС устанавливается  однодневный срок, однако допускается его продление до 10 дней23, что приводит к ухудшению положения субъектов внешнеторговой деятельности по сравнению с ныне действующими нормами. Кроме того, основания продления сроков таможенного оформления отсутствуют, а это значит, что данная норма будет применяться по усмотрению должностных лиц таможенных органов, что недопустимо.

Актами национальных законодательств устанавливаются различные суммы беспошлинного ввоза товаров физическими лицами: в Российской Федерации – 65 тысяч рублей, в Белоруссии – 1 тысяча евро, в Казахстане сумма варьируется в зависимости от вида товара. В случае перемещения таможенного контроля на внешние границы Таможенного союза граждане будут искать лазейки для ввоза товара через ту страну, где действуют более выгодные условия.

    До настоящего  времени не решен вопрос о  ввозе иностранных автомобилей.  Учитывая, что на территории Белоруссии  действуют пониженные ставки  таможенных пошлин, уже сейчас  многие частные субъекты с целью минимизации таможенных издержек планируют их ввоз через эту страну с последующей регистрацией на территории России. По данному вопросу компромисса пока не достигнуто.

    Ухудшает положение  субъектов внешнеторговой деятельности и ст. 99 Таможенного кодекса ТС, разрешающая проводить таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. В настоящее время такой срок ограничивается одним годом. Установленный трехлетний период проведения таможенной проверки представляется излишним.

К сожалению, в ТК ТС не нашло отражения положение, установленное  в законодательных актах большинства  государств. Речь идет об исчислении таможенных пошлин, налогов. По-прежнему плательщикам предлагается исчислять их самостоятельно. А в Таможенном кодексе Евросоюза устанавливаются конкретные сроки, в течение которых должен быть рассчитан и учтен размер таможенных платежей, так как сразу после этого в адрес плательщика направляется извещение, в котором указываются конкретные суммы причитающихся с него платежей. Плательщик же обязан внести таможенные платежи в течение 10 дней с момента получения платежного извещения. По истечении этого времени таможенные органы получают право требовать от плательщика уплаты указанных сумм.

Представляется, что обязанностью по исчислению таможенных платежей должны быть наделены таможенные органы, непосредственно осуществляющие финансовую деятельность. Учитывая, что исчисление будет производиться лицами, наиболее компетентными в вопросах расчета таможенных платежей, недоработки, просчеты в этой части сведутся к минимуму. Представляется, что имплементация такого положения в Таможенный кодекс Таможенного союза позволила бы добиться ряда преимуществ:

– уменьшить издержки субъектов внешнеэкономической  деятельности;

– избежать ошибок при определении объема таможенных платежей;

– своевременно определить таможенную стоимость товаров и  снизить уровень ее корректировок;

– повысить эффективность  контроля за уплатой таможенных платежей.

Кроме того, законодатель исключил из сферы правового регулирования кодекса традиционное для таможенного законодательства понятие «таможенный режим», заменив его на более широкую категорию «таможенная процедура», что можно признать недостаточно обоснованным.

Информация о работе Юридический анализ единых унифицированных форм в таможенном праве