Киотский протокол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:01, реферат

Описание

Глобальное потепление с вероятностью 90% вызвано антропогенным фактором. Полностью остановить потепление невозможно – тем более, что оно совпало с природным циклом потепления, которое тоже происходит сейчас. Но предельно минимизировать процесс – вещь вполне реальная, и в мире много делается для этого. Большинство промышленных стран подписали Киотский протокол - соглашения о сокращении выбросов.

Содержание

Введение 3
1 История возникновения Киотского протокола
1.1 Возникновение проблемы 4
1.2 Создание МГЭИК – первый шаг мирового сообщества 5
1.3 Рамочная Конвенция ООН по изменениям климата 6
1.4 Первые выводы реализации РКИК 7
2 Киотский протокол. Суть и цели
2.1 Суть Киотского протокола 9
2.2 Подготовка Киотского протокола: переговорный процесс 10
2.3 Позиции стран по отношению к Киотскому протоколу 12
3 Участие России в Киотском протоколе
3.1 Противники ратификации Киотского протокола 16
3.2 Сторонники ратификации Киотского протокола 17
3.3 Ратификация Россией Киотского протокола 18
3.4 Значение Киотского протокола для России 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Китский протокол.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

Аналогичные примеры имеются и в российской экономике. Так, на Новотроицком металлургическом заводе  «Уральская сталь» по сравнению  с 1990 г. Объем производства вырос  на 20% при снижении потребления топлива  на 30%. То есть, уменьшение выбросов не является помехой росту производства.

 

3.3 Ратификация Россией Киотского протокола

4 ноября 2004 года, Президент  Российской Федерации В. В.  Путин подписал закон «О ратификации  Киотского протокола к Рамочной  конвенции Организации Объединенных  Наций об изменении климата». Закон был принят Государственной Думой РФ 22 октября и одобрен Советом Федерации 27 октября.

Ратификация Киотского  протокола именно Россией стала чрезвычайно важна после выхода из него в 2002 году США – крупнейшей из стран-участниц соглашения, чем было поставлено под сомнение само существование протокола. А также означало автоматическое выполнение второго условия Протокола, необходимого для вступления его в силу, ведь на долю РФ приходится 17,4% выбросов ПГ. К моменту ратификации документа Россией он был ратифицирован 124 государствами, чья совокупная доля в общем объеме выбросов углекислого газа в атмосферу составляла 44.2%.

Можно отметить еще одно важное преимущество для России –  после выхода из протокола США  значение России резко возросло, у нас появился дополнительный рычаг давления на страны Европы. России нельзя упускать возможность оказаться в ситуации, когда она может чем-то надавить на страны Евросоюза.

 

3.4 Значение Киотского протокола для России

Наиболее известным  механизмом Киотского протокола является торговля квотами. У России здесь главное преимущество, так как квоты на выброс зафиксированы на уровне 1990г., а производство, энергопотребление, а следовательно эмиссия парниковых газов в России с тех пор существенно сократились. За счет продажи квот страна сможет получить заметные материальные выгоды.

На сегодняшний день Россия занимает 3 место в мире по уровню выбросов, но первое - по их сокращению. Большинство как отечественных, так и зарубежных экспертов говорят, что обязательства России по протоколу Киото уже выполнены из-за резкого снижения производственной активности. На 1998 год наши выбросы составляли лишь 70% от уровня 1990 года, и по прогнозам Минэкономразвития, не поднимутся выше уровня 96% к контрольному 2012 году. В 2008 - 2012 гг. Россия накопит квоту не менее 1,25 млрд.т + 1,8 - 2,54 млрд.т за период 2000 - 2008 гг. Согласно предположениям российских и зарубежных аналитиков цена за тонну будет колебаться в пределах от 10 до 50 долларов. Международный спрос на квоты только в 2008-2012 гг. приблизительно оценивается в 10 - 15 млрд.тонн. Крупными покупателями должны стать Япония, Канада, а, возможно, и страны ЕС. По расчетам Минэкономразвития к 2008 году Россия может довести объем сделок на этом рынке до 15-23 млрд. долларов. В 2003 году британская The Financial Times написала, что Россия, ратифицировав Киотский протокол, может получить прибыли около 10 млрд. долларов.

Что касается российских предприятий, то проблема заключается  в том, что пока они бесконечно далеки от экологических стандартов, которые достигают предприятия ЕС. Большинство предприятий ведущих отраслей России не соответствует ни прежним, ни готовящимся нормативным требованиям по выбросам. Чтобы избежать сверхнормативных платежей, большинству из них необходимо модернизировать собственное производство. С ратификацией Киотского договора российские предприятия получили шанс привлечь инвестиции с помощью, так называемых проектов совместного осуществления. Инвесторами в них выступят правительства или организации тех стран, которые обязаны сокращать эмиссию парниковых газов.

Если правительство  России создаст условия для использования  такого редкого экономического ресурса, как квоты, страна будет вовлечена  в глобальную торговлю эмиссиями  с оборотом в миллиарды долларов. Все это должно дать серьезный толчок для развития экономики.

Но это, возможно, даже не самый главный плюс для России. Акцент нужно делать на использование  инвестиционных проектов. Бюро экономического анализа при Минэкономразвитии  РФ подготовило портфель российских проектов. В него входят предложения по улавливанию попутного газа, переработке отходов, лесовосстановлению, повышению энерго-эффективности производств.

Подводя итог о значении Киотского протокола для решения  сегодняшних экологических и социально-экономических проблем России, следует выделить три основных положения.

Во-первых, Киотский протокол является дополнительным стимулом для осуществления проектов и мер по повышению энергоэффективности и энергосбережению. И хотя в денежном эквиваленте эффект Киотского протокола невелик, однако он обеспечивает значительную поддержку «пионеров» деятельности по снижению выбросов «парниковых» газов и внедрению новых технологий.

Во-вторых, Киотский протокол – дополнительное средство финансирования мер по устойчивому ведению лесного хозяйства и посадке лесов. В настоящее время поддержка этих мер со стороны государства невелика. Киотский протокол может сыграть значительную роль во внедрении методов устойчивого ведения лесного хозяйства, в распространении принципов устойчивого лесопользования.

И последнее: ратифицировав  Киотский протокол к Рамочной конвенции  ООН об изменении климата, Россия укрепила свой международный авторитет  и стала экологическим лидером. Кроме того, Киотский протокол является неплохим средством снижения риска зарубежных инвестиций, при наличии статуса международного проекта совместного осуществления.

Если Правительство  России сумеет создать действенные  национальные механизмы Киотского  протокола, он станет хорошим каналом  привлечения дополнительных инвестиций для модернизации энергетики, ЖКХ, для перевода котельных с угля на газ и возобновимые источники энергии. При снижении выбросов парниковых газов, например, при переводе электростанций и котельных с угля на газ резко уменьшается загрязнение воздуха, что приводит к снижению заболеваемости легочными заболеваниями, астмой и т.п.

Человек стал больше болеть, появились новые «экологические»  заболевания (например, синдром хронической  усталости). Происходит снижение репродуктивной функции у женщин в мегаполисах, что по данным ВОЗ также является следствием ухудшения экологической ситуации. Все это влияет на демографическую ситуацию, на производительность труда, а, следовательно, на экономику.

 

 

 

 

Заключение

Проанализировав все  вышеизложенное можно выделить следующее:

  • Киотский протокол – «пилотный» этап глобального экологического соглашения по предотвращению катастрофических изменений климата.
  • Договор получил широкое одобрение и был назван важным шагом вперед на пути борьбы с вызовами, которые бросают человечеству глобальные изменения климата. То, что выбросы парниковых газов атмосферу напрямую связаны с глобальным потеплением, пока не доказано, но тому есть масса косвенных подтверждений. Эту связь признает большинство промышленно развитых стран.
  • Участие в Киотском протоколе абсолютно добровольно для каждой страны. Протокол не устанавливает каких-либо ограничений на выбросы ПГ после 2012г. Протокол не предусматривает никаких временных ограничений по принятию обязательств, поскольку он устанавливает бюджеты выбросов только для 2008-2012 гг.
  • В свете этих событий ратификация Протокола Россией была чрезвычайно важна. Ратификация Киотского протокола именно Россией стала чрезвычайно важна после выхода из него США – крупнейшей из стран-участниц соглашения.
  • Киотский протокол – первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. Это так называемая торговля квотами – разрешениями на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать «свободную» часть другой стране. У России здесь есть преимущество. По прогнозам экспертов Россия вполне может стать одним из крупнейших в мире продавцов углеродных  квот. При этом принципиально важно, что парниковые газы не загрязняющие вещества, поэтому торговля разрешениями на их выбросы это не торговля здоровьем собственного населения, как это было бы если бы были квоты на выбросы, скажем, диоксинов.
  • Другая возможность Киотского протокола, это то, что развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран и затем «делить» полученный в 2008-2012 гг. эффект, «передавая» друг другу полученные «единицы снижения выбросов». Такие проекты получили название проектов «совместного осуществления» (российские предприятия получат шанс привлечь инвестиции с помощью так называемых проектов совместного осуществления. Инвесторами в них выступят правительства или организации тех стран, которые обязаны сокращать эмиссию парниковых газов).
  • Если Правительство России сумеет создать действенные национальные механизмы Киотского протокола, он станет хорошим каналом привлечения дополнительных инвестиций для модернизации энергетики, ЖКХ, для перевода котельных с угля на газ и возобновляемые источники энергии.
  • Киотский протокол пожалуй, самый нашумевший и неоднозначный международно-правовой акт в области экологии за последние годы, споры о целесообразности которого продолжаются с момента его подписания и по сей день.
  • Киотский протокол является противоречивым документом и будем надеяться, что он сможет стать одним из первых реальных согласованных шагов Мирового сообщества по переходу к устойчивому развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. А.Голуб, Э.Петсонк, Опасности климатических изменений и выгоды от участия России в Киотском протоколе. Пер. с англ. – М., 2004.
    2. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учеб. пособ.- СПб., 2003.
    3. Рыночные методы управления окружающей средой: Учебное пособие, под ред. проф. А.А.Голуба. – М., 2002.
    4. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С.Булатова. – М.: Экономист, 2004. – 734 с.
    5. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие / С.Ю.Кричевский, М.И.Плотницкий, Г.В.Турбан и др. / под общ. ред. М.И.Плотницкого, Г.В.Турбан – Мн.: ООО «Современная школа», 2006. – 664 с.

Экономика и организация  природопользования / Н.Н.Лукьянчиков, И.М.




Информация о работе Киотский протокол