Конституция США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:02, дипломная работа

Описание

Соединенные Штаты Америки стали той страной, которая дала миру Конституцию, вобравшую в себя лучшие по тем временам достижения правовой и общественной мысли. Конституция США 1787 г. служит прекрасным источником познания политической и социально-экономической истории этого государства. Они принимались в переломный момент, когда старые формы регулирования метрополией общественных отношений в колониях и между ними вошли в противоречие с бурным ростом и развитием этих колоний.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА США
1.1 Борьба за независимость. Первый Континентальный конгресс
1.2 Второй Континентальный конгресс. Декларация независимости.
1.3 Конвент 1787 года. Споры и предложения о статьях Конституции. Принятие Конституции
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ США
2.1 Соотношение принципов разделение властей и система сдержек и противовесов
2.2 Влияния реализации принципа федерализма на конституционные основы США
2.3 Особенности реализации принципа судебного конституционного надзора
ГЛАВА 3 КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО США: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ, ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА ПОСЛЕДУЮЩИЕ КОНСТИТУЦИИ МИРА
3.1 Исторические этапы развития Конституционных основ США
3.2 Проблемы совершенствования действующего конституционного законодательства США Влияние на конституционное законодательство стран мира
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ Черетун Екатерины.doc

— 350.00 Кб (Скачать документ)

     Одной из проблем, которую пришлось решать творцам Конституции, было официальное титулование президента США, так как было предложено несколько вариантов. Изначально рассматривалось следующая формула «Его Высочество Президент Соединенных Штатов Америки и Защитник Свобод» (термин «высочество» требовался для того, чтобы президент мог на равных беседовать с монархами). После долгих дискуссий появилась ныне существующая формулировка «Президент Соединенных Штатов», которая оказалась наиболее приемлемой.

     Конституция была принята 17 сентября 1787 года. Однако основной закон вступил в силу в 1788 году, когда его ратифицировали 9 из 13–ти штатов. Род–Айленд стал последним штатом, который ратифицировал Конституцию (в 1790 году) [49, с. 443–444].

     Важно подчеркнуть, что Конституция США  оказалась не просто сводом оригинальных идей, а практическим документом, ставшим результатом объективной потребности в объединении штатов, проявившейся в ходе их борьбы за независимость. и юридически оформила победу бывших колоний над британской Короной и образование нового суверенного государства — Соединенных Штатов Америки. Становление конституционализма в США – это достаточно долгий и непростой процесс. Демократическая конституция принятая давно в США способствует не только правовому порядку в стране, но и идеологическому утверждению верховенства закона в умах граждан. Не вызывает сомнений, что Конституция должна быть наиболее уважаемым, твердым, справедливым и устойчивым правовым актом. И в этом смысле возраст ее не столь важен – гораздо важнее отношение к ней населения и мировой общественности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2

     ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ  США

     2.1 Соотношение принципов разделение властей и система сдержек и противовесов.

 
 

     Влиятельная фигура в ранней Америке, Д. Адамс, говорил, что целью конституционного правительства является создание правительства законов, а не правительства людей. Это значит, что он хотел быть управляемым установленными и беспристрастными правилами, а не предрассудками или пристрастиями, которые свойственны человеку. Для Д. Адамса великой идеей к наделению широкими полномочиями правительства и, в то же время, подчинению его букве закона, стал принцип разделения правительственных полномочий. Эта концепция разделения властей, исторически ассоциируемая со школой французского философа Монтескье, предотвратила злоупотребление властью путем отказа от концентрации власти в одной ветви или одном институте правительства. Амбиции одной ветви будут всегда сдерживаться амбициями других. Таким образом, независимая судебная система как один из примеров считалась ключом к предотвращению использования системы уголовного права для подавления политических оппонентов[18, с. 180].

     В соответствии с принципом разделении властей каждая из трех ветвей правительства (исполнительной, законодательной и  судебной) функционирует относительно независимо от других. Вместе с тем «встроенная» в этот принцип система сдержек и противовесов наделяет каждую ветвь способностью контролировать действия других. Например, Конгресс может осуществлять контроль действий Президента через бюджет, принятие которого является главным приоритетом законодательного органа. С другой стороны, Президент может использовать право вето законов, принимаемых Конгрессом. Этот принцип разделения властей с учетом системы сдержек и противовесов вошел в историю как Мэдисоновская модель правительства.

     Относительная независимость властей связана  и с различным способом их формирования: Конгресс  - прямым голосованием избирателей ( правда, на различные сроки для  обеих палат); Президент – через  избираемую прямым голосованием коллегию выборщиков; Верховный Суд – пожизненным назначением судей Президентом с согласия Сената [54, с. 207].

     Двухпартийность, установившаяся в США, также влияет на систему сдержек и противовесов. Постоянное соперничество и противоборство партий ведет к их взаимоконтролю на всех уровнях власти, и, с другой стороны, не дает «разброса» и не вызывает недоумения избирателей, которое создает многопартийная система. Партия меньшинства в США контролирует правительственное большинство, обе фракции Конгресса – Президента и исполнительную власть.

     Нередко (например, при президентах Рейгане  и Буше) большинство в Конгрессе  принадлежало оппозиционной президенту партии. В аналогичном положении  оказалась в 1995 г. администрация  президента-демократа Клинтона [34, с. 313].

     Несмотря  на многие проблемы, связанные со сложностью механизма разделения властей (например, затягивание на столетие принятия Закона об избирателях, который расовой дискриминации негров), Мэдисоновская модель оградила США от диктатуры (ее в истории страны просто не было, что нехарактерно для, к примеру, европейских держав) и надежно защитила конституционные основы демократии. Многие американцы верят, что именно этот реализм в отношении человеческой природы и внимание к институционным проверочным механизмам являются одним из главных вкладов основателей в образование системы, которая была эффективной в гарантировании свободы и предотвращения тирании.

     Как уже было сказано, в США за основу построения системы государственной  власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов. В Конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти – Конгрессом, Президентом и Верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между этими органами как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо из названных органов. В известном решении Ричарда Никсона, вынесенном в июле 1974 г., Верховный суд США пояснил: «Конституция не только рассредоточила власть для лучшего обеспечения свободы, но она также предполагает, чтобы на практике рассредоточенная власть была объединена в целое для эффективного управления. Конституция предписывает, чтобы ветви власти были одновременно были отделены друг от друга и взаимозависимы, являлись автономными и взаимодействующими друг с другом» [23, с. 531].

     Принцип разделения властей проведен через все важные положения Конституции. Он выражается, в частности, в раздельном и последовательном изложении правового статуса трех ветвей власти. Созданная система органов первоначально слабо опиралась на основу государственной власти – избирательный корпус. Большинство учрежденных федеральных институтов не избиралось всеобщим и прямым голосованием. Президент получал и получает власть в результате косвенных выборов; в начальный период выборщики президента редко определялись прямыми выборами; гораздо чаще их избирали законодательные собрания штатов. Сенат – верхняя палата Конгресса – до 1913 г. состоял из членов, также избиравшихся законодательными собраниями штатов, а Верховный суд и поныне остается назначаемым органом. Только Палата представителей с 1789 г. формируется путем прямого голосования.

     Фактические отношения между тремя основными  органами власти – Конгрессом, Президентом (кстати, он именуется не Президентом  республики , а Президентом Соединенных  Штатов)  и Верховным судом  постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается неизменным. Юридическим средством воздействия Президента на Конгресс является право вето в отношении законопроектов, принятых последним. Законопроект возвращается Президентом в Конгресс, который может преодолеть вето двумя третями голосов в каждой палате. В арсенале президента имеется также так называемое карманное вето, процедура принятия которого состоит в том, что свое неодобрение Конгресса Президент выражает не письменным запрещением, а тем, что оставляет законопроект неподписанным до перерыва сессии Конгресса, когда такой перерыв наступает до истечения десяти дневного предусмотренного Конституцией срока для подписания акта Президентом. В этом случае Конгресс должен снова принять законопроект на следующей сессии. Президент не обязан излагать мотивы применения «карманного вето». Практика применения вето весьма разнообразна, но только в первое столетие действия Конституции 1787 г. находились у власти президенты, не пользовавшиеся своим правом. Таких президентов было семь: Дж. Адамс, Т. Джефферсон, Дж. К. Адамс, У. Л. Гаррисон, З. Тейлор,М. Филмор и Дж. А. Гарфилд. После Дж. А. Гарфилда ни один Президент США не отказал себе в удовольствии воспользоваться своим конституционным правом, причем некоторые из них этим правом пользовались довольно часто: так, получивший кличку «президент-вето» С. Г. Кливленд за два срока нахождения у власти (1885–1889 и 1893–1897) 346 раз применил отлагательное вето и 238 раз – «карманное». Ф. Д. Рузвельт (1933–1945) – 372 раза отлагательное и 263 раза «карманное», у Г. Трумэна (1945–1953) «показатели» были соответственно 180 и 70, у Д. Д. Эйзенхауэра (1953–1961) – 73 и 108. В целом же использование права вето становится более частным. Вето распространяется на весь законопроект, даже если глава государства не согласен с его отдельными положениями. Другими словами, если он не хочет промульгировать (опубликовать принятый и утвержденный закон в официальном печатном органе) какую-либо часть законопроекта, то должен отвергнуть весь акт. Вето может быть применено к любому законопроекту, кроме вносящего изменения в Конституцию. Для принятия Конгрессом поправок (точнее – предложения поправок) к Конституции требуется две трети голосов в палатах; именно столько необходимо для преодоления вето Президента.

     Вторым важным средством воздействия на Конгресс являются послания Президента – «О положении Союза». Они содержат изложение политических целей главы исполнительной власти; послания рассматриваются как программа законодательной деятельности Конгресса. Из других полномочий Президента в отношении Конгресса можно выделить право главы государства созывать Конгресс на специальные сессии; в настоящее время оно почти не используется из-за большой продолжительности обычных сессий (часто более 300 дней в году) [4, с. 609–610].

     В то же время Конгресс США по праву  считается высшим органом власти страны. Большая часть полномочий, перечисленных в Конституции, передана в ведение Конгресса, тогда как компетенция Президента республики освещена в гораздо меньшей степени. Законодательство – монополия Конгресса. Он принимает законы, обладает, исключительным правом принятия бюджета, установления налогов; палаты Конгресса обладают широкими контрольными полномочиями, могут учреждать специальные следственные комитеты. Кроме того, Сенат утверждает высших должностных лиц страны, назначаемых Президентом, в том числе министров и судей Верховного суда, разрешает Президенту ратифицировать международные договоры. Конгресс может предать суду (Палата представителей) и судить (Сенат) Президента, Вице-президента и других должностных лиц США в порядке импичмента.

     Чтобы управлять страной, Президент должен сотрудничать с Конгрессом, которому в случае разногласий принадлежит  последнее слово. Конгресс по праву  персонифицирует Соединенные Штаты. При принятии Верховным судом решений, в которых Конгресс является стороной, эта сторона определяется термином «Соединенные Штаты». Кроме того (и это очень важно), Президент не обладает правом досрочного роспуска Конгресса. Другими словами, Президент не безоружен (право вето), но и Конгресс весьма могуществен, обладая кардинальными средствами воздействия на исполнительную ветвь власти. Механизм, при котором осуществление власти основано на том, что ее законодательная и исполнительная ветви могут воздействовать друг на друга, заставляя их приспосабливаться друг к другу, искать взаимоприемлемые решения, в зарубежной литературе иногда именуется демократией компромисса [58, с. 155].

     Верховный суд США, помимо указанных в Основном законе полномочий, с 1803 г. присвоил себе такое право конституционного контроля, т.е. право решать вопрос о соответствии Конституции актов Конгресса, Президента и органов власти штатов. Толкуя конституционные нормы, судьи Верховного суда, как и других судов, осуществляющих такой контроль в США, определяют судьбу правовых актов[16, с. 149].

     Разделение  государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную власть выражается в осуществлении различных по содержанию властных функций самостоятельными, независимыми друг от друга структурными подразделениями государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение свободы, законности и предотвращения произвола. Эта цель достигается  разделением властей потому, что в такой ситуации одна власть ограничивается другой властью; различные ветви власти взаимно уравновешивают пределы властных функций соответствующих государственных органов: законодательных, исполнительно-распорядительных и судебных [15, с. 272].

     Несмотря  на определенную трансформацию юридического содержания и практической реализации принципа разделения властей в процессе исторического развития страны, несмотря на его оценку многими политологами как фактора снижения эффективности центрального правительства, этот принцип продолжает оставаться одним из основополагающих начал и в доктрине, и в практике американского конституционализма. Принцип разделения властей проведен через все важные положения Конституции. Он выражается, в частности, в раздельном и последовательном изложении правового статуса трех ветвей власти. Установленные отношения между этими органами, как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов, что является отражением принципа сдержек и противовесов в принципе разделения властей Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо одного из названных органов. 
 

     2.2 Влияния реализации принципа федерализма на конституционные основы США 
 

     Федерализм  – конституционный принцип, предполагающий жесткое разграничение полномочий федеральных властей и властей штатов, что, по сути, также в некоторой степени является проявлением «принципа сдержек и противовесов» на более «низком» уровне. Штат не является суверенным: у него нет внешнеполитических полномочий, ограничена власть штата в финансовой сфере, ни один штат не вправе изменить у себя форму правления, не имеет права добровольного выхода из федерации (сецессия). В полномочия штата входит принятие собственных законов и конституций; регулирование экономики и торговли внутри штата; формирование учреждений государственной власти; охрана общественного порядка; установление принципов судоустройства и судопроизводства; проведение выборов в органы власти штата и местные органы управления [29, с. 654].

Информация о работе Конституция США