Международная охрана авторских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:39, реферат

Описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение международной охраны авторских прав как важнейшего элемента охраны прав общества.

Содержание

Введение
Глава 1. “Развитие системы международной охраны авторских прав”
1.1 Развитие института авторского права
1.2 Международно-правовые акты в сфере охраны авторских прав.
1.3 “Всемирная конвенция об авторском праве”
Глава 2. “Основные институты и понятия международного авторского права”
2.1 “Круг произведений пользующихся конвенционной охраной”
2.2 “Субъекты авторского права”
2.3 “Права обладателей авторских прав”
Глава 3. “Участие РФ в международной охране авторских прав”
3.1 Краткая история развития охраны авторских прав в России
3.2 Международное участие РФ в области защиты авторских прав
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач мой.docx

— 82.20 Кб (Скачать документ)

                      Зарегистрировано «___»______20___г.

                      Подпись____________________ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное  АВТОНОМНОЕ образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ  «БелГУ»)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра «мировой экономики» 
 

Международная охрана авторских  прав

Курсовая  работа

по  дисциплине «Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности»

студентки очной формы обучения  5-го курса группы 100710

Степаненко  Ксении Вячеславовны 
 

                                            Научный руководитель:

                  ст. преподаватель Курилова О.Н. 
                   

                                           БЕЛГОРОД   2011

Введение

Глава 1. “Развитие  системы международной охраны авторских  прав”

1.1 Развитие института  авторского права

1.2 Международно-правовые акты в сфере охраны авторских прав.

1.3 “Всемирная  конвенция об авторском праве”

Глава 2. “Основные  институты и понятия международного авторского права”

2.1 “Круг произведений  пользующихся конвенционной охраной”

2.2 “Субъекты  авторского права”

2.3 “Права обладателей  авторских прав”

Глава 3. “Участие РФ в международной охране авторских  прав”

3.1 Краткая история  развития охраны авторских прав  в России

3.2 Международное  участие РФ в области защиты  авторских прав

Заключение

Список литературы 

 

      Введение 

     В последнее время в отечественной  и зарубежной прессе всё чаще и  чаще стали появляться статьи о нарушении  прав интеллектуальной собственности, как правило, речь идёт о “пиратском”  аудио и видео рынке. Если верить исследованию, подготовленному находящейся  в Лондоне Международной федерацией производителей граммофонной продукции, то Россия сейчас является мировым  лидером по незаконным продажам музыкальных  записей. По данным исследований этой организации, в 1995 году в России было продано 222 млн. штук таких записей  на сумму более 363 млн. долларов. Всего  в мире в прошлом году размер несанкционированного сбыта музыкальных записей достиг 2,1 млрд. Долларов, причём каждая пятая  запись была незаконной. Авторы исследования учитывали продажи аудио кассет, компакт дисков и долгоиграющих  пластинок в 68 различных странах  мира. Второе место в мире по незаконным поставкам компакт дисков занимает КНР, на которую приходится более 40 процентов сбыта таких записей, а по данным 2006г. Россия занимает 2 место  после Китая, по количеству произведённой  контробандитской продукции. Кроме  того, в России огромные темпы набирает незаконный оборот безлицензионных  копий программных продуктов  предназначенных для вычислительной техники. Ни для кого не секрет что  сегодня во многих городах России за совершенно смехотворные деньги (от 13 тыс. до 25 тыс. рублей) можно приобрести “пиратские” копии программных  продуктов фирм “Microsoft”, ”Symantec”  и многих других известных во всём мире фирм, хотя например: во Франции  один пакет программ “Microsoft Office 7.0 ”стоит около 300 долларов США. Если подсчитать, то можно понять что реальный владелец авторских прав теряет миллиарды (!) долларов из-за деятельности Российских, Китайских и Болгарских производителей - «Пиратов»

     Если  бы такая ситуация произошла в  какой-нибудь европейской стране, то таких “горе - производителей” давно  ждала бы скамья подсудимых и огромнейшие  штрафы, зато у нас до недавнего  времени не существовало даже статьи в уголовном законе, которая предусматривала  бы наказание за подобный вид противоправной деятельности.

     Специфика подобного рода нарушений состоит  в том, что они выходят за рамки  внутригосударственного гражданского (частного) права и при рассмотрении этих вопросов судам придётся опираться  не столько на внутригосударственное  гражданское право, сколько на нормы  международного права.

     Все выше сказанное свидетельствует о том, что изучение международной охраны авторских прав обрело в настоящее время особую актуальность.

     Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение международной охраны авторских прав как важнейшего элемента охраны прав общества. 

 

      Глава I “Развитие системы международной  охраны авторских прав» 

     1.1 Развитие института авторского  права 

     Международная система охраны авторского права  представляет собой сложный механизм, в основе которого лежит, прежде всего, Бернская конвенция “Об охране литературных и художественных произведений”  в её многочисленных редакциях.

     До  середины прошлого столетия понятия  “Авторское право” не существовало как  такового, право собственности могло, распространятся лишь на конкретные овеществлённые произведения искусства (картины, скульптуры и т.п.), начиная  с середины 19 века, авторское право  становится самостоятельной формой собственности. Создание университетов, публичных библиотек, развитие книжной  торговли, изучение иностранных языков, возможность свободного передвижения внутри Европы, расширение циркуляции книг - всё это создало новые  условия для издательского дела, превратившегося в выгодное место  помещения капитала, а произведения интеллектуального труда стали  отвечать всем признакам товара.

     Совершенствуются  способы передачи информации (изобретение  радио, телефона), растет интерес к  культуре других народов. Появляются новые  «плоды» интеллектуальной деятельности человека. А также появляются способы  незаконного использования этих плодов. Поэтому появление такого понятия как «авторское право» на наш взгляд стало своего рода признанием за отдельно взятой личностью его  права на использование «плодов» его интеллектуальной деятельности. 
 

     1.2 Международные конвенции об авторском  праве 

     Бернская  конвенция” Об охране литературных и  художественных произведений” 1886 года.

     Кропотливая работа по созданию правового инструмента  по охране авторского права была начата в Брюсселе в 1858 году на состоявшемся там конгрессе авторов произведений литературы и искусства. Затем последовали  конгрессы в Антверпене (1861 и 1877 гг.) и Париже (1878 г.), с 1883года работа была продолжена в Берне, где в 1886 году после трёх дипломатических конференций было выработано международное соглашение, получившее название Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Это соглашение было подписано десятью государствами: Бельгией, Великобританией, Испанией, Италией, Либерией, Гаити, Тунисом, Францией и Швейцарией. В сентябре 1887 года делегаты этих стран (за исключением Либерии) обменялись ратификационными грамотами, и в соответствии со статьёй 20 конвенция вошла в силу спустя три месяца, т.е. 5 декабря 1887 года.

     Бернская  конвенция 1886 года содержит наравне  с так называемыми основными, то есть материально- правовыми, и административные правила. Все её основные положения  подлежали обязательному включению  в национальные законодательства стран-участниц в тех случаях, когда национальные законодательства обеспечивали менее  благоприятный режим для обладателей  авторских прав. В этом проявилось стремление создателей конвенции к  унификации основных положений авторского права. [2.2; c. 104] 

     Одним из наиболее существенных правил, выработанных в Берне в 1886 году, было предоставление владельце авторского права возможность  не выполнять формальности в странах, где ищется защита, при условии, что он выполнил таковые у себя в стране. (ст.2-3).

     На  конференции 1886 года было объявлено  о создании Бернского союза из стран-участниц и избрано международное  бюро этого союза. Также были предусмотрены  правила присоединения новых  государств к конвенции, порядок  её изменения и т.п. Одновременно были приняты дополнительная статья и окончательный протокол. Дополнительная статья сохранила в силе все двусторонние договоры, которые устанавливали  более высокий уровень охраны авторских прав. В протоколе же содержались пояснения некоторых  положений конвенции.

     Бернская  конвенция послужила основополагающим началом для развития такого понятия  как авторское право.

     Парижская конференция 1896 года.

     15 апреля 1896 года в Париже состоялась  первая конференция по изменению  конвенции 1886 года. К тому времени  к конвенции присоединились четыре  страны: Люксембург (1888), Монако (1889), Черногория (1893) и Норвегия (1896).На конференции  присутствовали кроме государственных  членов, а также наблюдатели от 14 стран: Аргентины, Болгарии, Боливии,  Бразилии, Дании, Гватемалы, Греции, Колумбии, Мексики, Перу, Португалии, Румынии, США и Швеции.

     К числу нововведений 1896 года, прежде всего, следует отнести включение  в конвенцию понятия публикации и определение его как “выпуск  копий”. Таким образом, представление  и исполнение драматических, драматическо-музыкальных  и музыкальных произведений, выставки произведений искусства к публикации не относились. К числу важнейших  изменений следует отнести также  и уточнение к статье 3, в соответствии с которым охрана предоставлялась  произведению, впервые опубликованному  в стране-участнице конвенции, даже в том случае, когда автор являлся гражданином страны, не входящей в Бернский союз.

     Таким образом, территориальный принцип  конвенции оставался неизменным, однако акцент был перенесён с  издателя на автора произведения.

     Берлинская  конференция 1908 года.

     Следующим этапом развития Бернской конвенции  была Берлинская конференция 1908 года. К этому времени к конвенции  присоединились ещё четыре государства: Япония (1899), Швеция (1901), Дания (1903) и  Либерия (1908). Кроме государств- членов на конференцию прислали своих делегатов  ещё 19 стран (в том числе и Россия). Результатом работы конференции  явился почти полный пересмотр всех основных положений предыдущих конференций. Новая редакция содержала 30 статей, и основные её новеллы относились к четырём проблемам:

     1) Текст конвенции 1886 года ставит  охрану авторского права в  зависимость от условий и выполнения  формальностей, предусмотренных  в стране первой публикации. На  Берлинской конференции было  решено отказаться от всех  формальностей, даже в том случае, если в стране первой публикации  они существуют.

     2) Берлинский текст конвенции боле  полно определил и расширил  круг объектов охраны, включив  в него произведение хореографии  и пантомимы, кинематографии, фотографии  и архитектуры. Более того, новый  текст признал права композиторов  на разрешение адаптировать их  произведения для исполнения  аппаратами механического воспроизведения  и публичное исполнение этими  инструментами. Это правило содержало  оговорку, что законодательства  стран участниц могут устанавливать  специальные условия его применения.

     3) Правила, регламентирующие право  перевода были расширены. Берлинская  конференция признала их действительность  на протяжении всего срока  действий авторского права без  всяких ограничений. Правила конвенции  1896 года отменялись, за исключением  тех случаев, когда какая-либо  страна выскажет пожелание сохранить  их.

     4) Конференция 1908 года установила  срок охраны авторского права  в 50 лет, исчисляемых со дня  смерти автора. Однако это правило  не носило обязательный характер, так как допускались различия  в сроках охраны авторских  прав, определяемые законом страны, где ищется защита, с условием, что срок охраны не должен  превышать тот, который установлен  в стране происхождения произведения. [1.5]

     Конвенция определила более чётко понятие  литературного и художественного  произведений и закрепила положение  о том, что они должны охраняться во всех странах-участницах с обязательным отражением этого в национальных законодательствах, если таковое не было сделано раньше. И, наконец, в  конвенции 1908 года были признаны права  автора на воспроизведение, публикацию и представление его работ  в кинематографе.

     Бернский  дополнительный протокол 1914 года.

     К этому времени ещё два новых  государства присоединились к конвенции: Португалия (1911) и Нидерланды (1912).

     Дополнительный  протокол 1914 года текст, которого был  предложен Великобританией, имел своей  целью некоторое ограничение  режима, установленного конвенцией. Здесь  была создана так называемая “Клаузула  о репрессалии”, нашедшая место  в последующих текстах конвенции. Клаузула устанавливала возможность  для стран участников ограничивать охрану прав авторов, не являющихся и  не проживающих на её территории, при  условии, что государства гражданами которых эти авторы выступают, не состоят в Бернском союзе и не предоставляют достаточной охраны авторам стран-участниц конвенции.

     Это положение на практике было применено  лишь однажды, во время второй мировой  войны, когда Великобритания применяла  его в отношении граждан тех  стран, с которыми она находилась в состоянии войны.

     Римская конференция 1928 года.

     За  период с 1914 по 1928 год к конвенции  присоединились следующие государства: Австрия, Болгария, Бразилия, Венгрия, Греция, Ливан, Марокко, Польша, Румыния, Сирия, Чехословакия, Эстония, а также  получившие независимость доминионы  Великобритании: Австралия, Ирландия, Новая Зеландия и Южно-Африканская  Республика.

Информация о работе Международная охрана авторских прав