Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 19:03, курсовая работа
Принцип государственного суверенитета – один из основных принципов современного международного права. В соответствии с ним государства определяют свой путь развития, политическую и экономическую структуру, стратегию внешней политики и взаимоотношений с каждым конкретным государством и с международным сообществом в целом.
В то же время указанный принцип не является признаком отсутствия взаимодействия и взаимозависимости государств, поскольку ни одно государство не может существовать и развиваться в изоляции от всего мирового сообщества.
Введение…..…………………………………………………………….....................3
1. Становление института международной ответственности индивидов….….…4
1.1. Становление института международной ответственности
индивидов ……………………………………...….…...…...………………………..4
1.2. Понятие международно-правовой ответственности.............................10
2. Международное преступление как основание ответственности индивидов...15
2.1. Краткая характеристика элементов, свойственных преступлениям по
международному уголовному праву.......................................................................15
2.2. Виды преступлений по международному уголовному праву………..21
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников и литературы …………………………….33
Концепция национальной безопасности РФ указывает на преступность как на одну из основных угроз национальной безопасности. Угроза криминализации общественных отношений приобретает особую остроту. Основную опасность представляют организованная преступность, коррупция и терроризм. В качестве одного из средств борьбы с преступностью указывается «расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере».
Организованная преступность сумела использовать в своих интересах не только экономическую, но также и политико;правовую систему современного общества. Она постоянно совершенствует свои формы и методы, ставит себе на службу новейшие достижения науки и техники, а также высококвалифицированные кадры. Характерной чертой организованной преступности является широкое использование международных связей[3].
В докладе Генерального секретаря ООН К. Аннана о реформе ООН говорится: «Доступ нелегальных групп к высоким информационным технологиям и оружию, а также к различным институтам, при помощи которых функционирует глобальная рыночная экономика, значительно увеличили потенциал могущества и влияния этих групп, создавая угрозу праву и порядку, а также законным экономическим и политическим институтам».
Борьба с организованной преступностью требует все более активного сотрудничества государств. Этой проблеме растущее внимание уделяет ООН. В 1994 г. впервые в истории в Неаполе была созвана конференция на высшем уровне, которая приняла Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности.
Значительная роль МУП в рамках сотрудничества в борьбе с организованной преступностью ставит перед отраслью исключительно сложные задачи. Этим предопределяется интенсивность развития и рост значения этого права[4].
1.2. Понятие международно-правовой ответственности
Международно-правовая ответственность – один из старейших институтов международного права, сложившихся на базе обычно-правовых норм. Но тот институт – классического международного права – отличен от института, оформившегося в современном мире.
Международно-правовая ответственность представляет собой юридические последствия, которые могут наступить для субъекта международного права в результате его действий или бездействий, если при этом нарушены применимые к данному правоотношению международно-правовые нормы.
Одновременно это и одно из юридических средств обеспечения соблюдения этих норм и возмещения нанесенного ущерба. Являясь важнейшим и наиболее эффективным правовым средством обеспечения норм международного права, международно-правовая ответственность получает выражение в обязанности ее субъекта полностью или частично устранить допущенное нарушение: ликвидировать причиненный вред, понести иные неблагоприятные последствия. Практически все правовые системы мира признают международно-правовую ответственность государств, нарушающих нормы международного права и свои обязательства по международным договорам.
Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Содержание правоотношения международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения[5].
Как заявила в 1928 году Постоянная палата международного правосудия (предшественница Международного Суда ООН), принципом международного права и, более того, общей правовой концепцией является признание того, что любое нарушение взятого на себя обязательства влечет за собой обязанность возместить ущерб. Иначе говоря, это является непременным следствием несоблюдения договоров, в связи с чем нет необходимости оговаривать это в самом договоре.
Из данного положения вытекает следующее: 1) обязанность нести ответственность за международные правонарушения есть общепризнанная норма обычного международного права; 2) в международном праве нет деления ответственности на договорную и деликтную. Независимо от того, закреплено это в договоре или нет, любое его нарушение влечет за собой право требовать возмещения, с одной стороны, и обязанность отвечать за свои действия - с другой.
Международное правонарушение – деяние (действие или бездействие) субъекта международного права, нарушающее международные договоры или обычные нормы и наносящее другому субъекту, группе субъектов или всему международному сообществу материальны либо нематериальный ущерб.
Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.
Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С другой – если в поведении субъекта нет признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности также исключается.
Юридические основания. Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.
Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решение международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающих юридически обязательные правила поведения для данного государств (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).
Фактические основания. Фактические основания есть то, за что наступает ответственность. В силу этого необходимо четко установить элементы международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности.
Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально регламентирована в международно-правовых актах, в других – ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности[6].
Итак, международно-правовая ответственность возникает при необходимых юридических и фактических основаниях – конкретного правового обязательства и наличия правонарушения в действиях субъекта.
Юрист-международник П.М. Курис полагает, что институт международно-правовой ответственности обусловлен тем, что он является необходимым юридическим средством обеспечения международного права, более того – важнейшим элементом его сущности, одним из его устоев, поскольку право вообще немыслимо без ответственности за нарушение его норм. По этому поводу можно привести еще мнением А. Фердросса, который считает, что отрицание принципа ответственности «привело бы к гибели международного права, так как с отказом от ответственности государств за совершенный неправомерный акт отпали бы также обязательства государств соблюдать нормы международного права».
Таким образом, ответственность в международном праве можно определить как международно-правовой институт, включающий совокупность правовых норм, которые регулируют международные отношения в случае совершения государством или иным субъектом международного права деяний, относящихся к разряду транснациональных и признанных таковыми в международных соглашениях.
Международно-правовая ответственность означает обязанность государства не только ликвидировать вред, причиненный нарушением, но и право потерпевшей стороны на удовлетворение своих нарушенных интересов (восстановление границы, требование публичного извинения и т.д.)[7].
2. Международное преступление как основание ответственности индивидов
2.1. Краткая характеристика элементов, свойственных преступлениям по международному уголовному праву
Рассуждая о субъекте преступлений в международном уголовном праве следует отметить, что в отличие от внутригосударственного уголовного права таковым являются не только физические лица, но и государства, а также, в некоторых случаях, и юридические лица.
Кстати, примерно с 70-х годов по некоторым, в том числе и очень принципиальным началось в начале достаточно робкое, а затем и вполне видимое сближение позиции по проблеме уголовной ответственности юридических лиц. Как известно, классическим принципом системы романо-германского права является принцип личной ответственности лишь вменяемого, достигшего определенного возраста физического лица, совершившего запрещенное уголовным законом преступное деяние. Этот принцип, бесспорно является одним из самых важных завоеваний человечества на его пути к цивилизации, прогрессу и демократии. Тем не менее, в более поздние времена ответственность юридических лиц была восстановлена, например, в уголовном праве США, вначале в сфере хозяйственного уголовного права для борьбы с преступной деятельностью синдикатов и трестов. Разумеется, корпорация, признававшаяся виновной, при этом не лишалась свободы, а приговаривалась к штрафу. Позднее в уголовном законодательстве США была предусмотрена и уголовная ответственность общественных организаций. Идея уголовной ответственности юридических лиц стала достоянием и уголовного права романо-германской системы. Поводом к тому послужили проблемы с экологическими преступлениями. Было очевидно, что уголовно-правовые санкции, применяемые за эти преступления, должны быть такими, чтобы они не только «ударяли», например, по владельцу или руководителю загрязняющего атмосферу предприятия, но и делали экономические невыгодным занятие экологически вредной производственной или иной деятельностью для всех работников соответствующего предприятия. Штрафные санкции, применяемые к юридическим лицам, способны реализовать эту идею, а штрафы, применяемые к физическим лицам, - нет. В 1978 г. Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы рекомендовал законодателям европейских государств встать на путь признания юридических лиц субъектами уголовной ответственности за экологические преступления. Тогда как в международном уголовном праве предусмотрена ответственность государства за совершение международного преступления.
Так, после Второй мировой войны ответственность государств за международные преступления была закреплена уставами международных военных трибуналов, конвенциями о геноциде, апартеиде, целым рядом резолюций ООН. Генеральная Ассамблея в 1981 г. приняла Декларацию, в соответствии с которой «государственные деятели, которые первыми прибегнут к использованию ядерного оружия, совершат тягчайшие преступления против человечества».
В проекте кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятом в 1994 г. на 46 сессии Комиссии Международного права, подчеркнуто, «что судебное преследование какого-либо лица за преступление против мира и безопасности человечества не освобождает государство от ответственности по международному праву за действие или бездействие, вменяемое этому государству» (ст.5).
Следует обратить внимание, пишет В.П.Панов, что речь в этой статье идет не о международной уголовной ответственности государства, а об ответственности государств по международному праву. «Поэтому вряд ли юридически правомерно будет называть государство субъектом международного преступления. Фактически государство является субъектом ответственности за международные преступления. Это верно ещё и потому что за международные преступления государства привлекаются к политической и материальной ответственности, а санкции уголовных законов к ним не применяются»[8].
Несомненно, исполнителями преступлений по международному уголовному праву выступают физические лица. Это исходит и из требований ст. ст.11-13. Проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества где закреплены три важнейших положения:
Первое: то обстоятельство что какое-либо лицо, обвиняемое в совершении преступлений против мира и безопасности человечества, действовало в исполнение приказа своего правительства или начальника, не освобождает это лицо от уголовной ответственности, если в условиях того времени оно могло не выполнить этого приказа (ст. 11 – Приказ правительства или начальника).
Второе: факт совершения указанного выше преступления подчиненным не освобождает его начальника от уголовной ответственности, если они были в курсе дела или располагали информацией, позволяющей им в тех обстоятельствах сделать вывод о том, что этот подчиненный совершил или собирается совершить такое преступление, и если они не приняли все возможные меры, которые они могли принять в целях предупреждения или пересечения этого преступления. (ст. 12 - Ответственность начальника).
Третье: официальный статус лица, совершившего такое преступление, и, в частности, тот факт что оно является главой государства или правительства, не освобождает его от уголовной ответственности (Официальный статус и ответственность).
Информация о работе Международная уголовная ответственность индивидов