Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 19:03, курсовая работа
Принцип государственного суверенитета – один из основных принципов современного международного права. В соответствии с ним государства определяют свой путь развития, политическую и экономическую структуру, стратегию внешней политики и взаимоотношений с каждым конкретным государством и с международным сообществом в целом.
В то же время указанный принцип не является признаком отсутствия взаимодействия и взаимозависимости государств, поскольку ни одно государство не может существовать и развиваться в изоляции от всего мирового сообщества.
Введение…..…………………………………………………………….....................3
1. Становление института международной ответственности индивидов….….…4
1.1. Становление института международной ответственности
индивидов ……………………………………...….…...…...………………………..4
1.2. Понятие международно-правовой ответственности.............................10
2. Международное преступление как основание ответственности индивидов...15
2.1. Краткая характеристика элементов, свойственных преступлениям по
международному уголовному праву.......................................................................15
2.2. Виды преступлений по международному уголовному праву………..21
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников и литературы …………………………….33
В большинстве случае терроризм служит политическим целям. Поэтому в Конвенции о терроризме специально оговорено, что для обеспечения выдачи преступника никакое преступление такого рода не будет рассматриваться как политическое. Иными словами, использование террора в политических целях не менее преступно, чем в других случаях.
Террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне в сентябре 2001 г. показали, что сегодня даже могучая держава не в состоянии собственными силами обеспечить безопасность своих граждан. Добиться успеха можно лишь путем широкого сотрудничества государств. Международный терроризм представляет собой одну из глобальных проблем. Успешная борьба с ним возможна при условии формирования глобальной системы безопасности, способной противостоять угрозам и вызовам нашего времени. Это принципиальное положение нашло отражение в актах СНГ, в частности в Программе по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма 2000 г.
Ни правовые, ни организационные международные средства оказались не готовы встретить новую угрозу. Значительная ответственность за это лежит на США, которые отказались принять участие в антитеррористических конвенциях, принятых под эгидой ООН, да и в целом игнорировали деятельность этой Организации в области борьбы с терроризмом. Протрезвление наступило лишь после террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне. Уже через неделю, 19 сентября 2001 г., было принято Заявление глав государств и правительств «восьмерки». В отношении конвенций ООН в нем говорилось: «Реагируя на жестокие события 11 сентября, мы призываем все страны предпринять шаги, чтобы как можно скорее ратифицировать эти документы и незамедлительно начать применять положения данных конвенций, в том числе еще до их ратификации».
Совет Безопасности ООН принял решение о санкциях в отношении движения талибов в связи с поддержкой им международного терроризма. Решение 1373 от 28 сентября 2001 г. обязало государство принять следующие меры: обеспечить запрет финансирования террористических организаций, положить конец деятельности по вербовке террористов и их вооружению, добиться скорейшего присоединения всех государств к международным конвенциям по борьбе с терроризмом и обеспечить их полное осуществление. Учрежден специальный орган для контроля за выполнением решения.
В рамках ООН разрабатывается всеобъемлющая конвенция о борьбе с терроризмом, учитывающая существующие конвенции и соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи.
Согласно последним являются уголовно наказуемыми, преступными любые действия, методы и практика терроризма, где бы и кем бы они ни совершались. Речь идет о преступных действиях, предназначенных для порождения страха у населения в целом, у группы лиц или у конкретных людей в политических целях. Никакие соображения политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного характера не оправдывают такого рода действия.
Современный терроризм обладает существенными особенностями, которые должны учитываться при организации борьбы с этим явлением. Он опирается на широкую социально-политическую базу, основу которой составляет живущее в нищете население стран третьего мира, которое эксплуатируется и угнетается как внешними, так и внутренними силами. При этом последние ответственность за существующее положение возлагают на процветающий Запад. Пропаганда строится на том, что колониальная система воспрепятствовала нормальному развитию стран третьего мира, а теперь они подвергаются неоколониальной эксплуатации.
В результате терроризм питается массовым недовольством третьего мира результатами процесса глобализации по западной модели. Поскольку главной силой в реализации этой модели являются США, постольку против них в первую очередь направлен и терроризм. Характерной чертой международного терроризма является антиамериканизм. Пропагандисты терроризма используют эгоистический характер политики США для изображения этого государства как «империя Сатаны». Поэтому успех борьбы против международного терроризма в значительной мере зависит от изменения положения в странах третьего мира.
Международный терроризм активно использует возможности глобальной системы. Руководящим ядром является сетевая радикальная исламская структура негосударственного характера, которая опирается на ту или иную степень поддержки со стороны многих мусульманских государств и религиозных организаций. Следует также учитывать, что немалое число немусульманских государств в своих политических целях создают благоприятные условия для деятельности мусульманских террористических организаций.
Из этого следует, что борьба с терроризмом должна осуществляться по двум направлениям:
1) против негосударственной сетевой структуры с использованием в основном уголовно-правовых средств;
2) против содействующих терроризму государств с использованием международно-правовых средств.
Таким образом, в принципе борьба с международным терроризмом должна вестись уголовно; правовыми методами в соответствии с международными конвенциями. Ответственность несут физические лица. В том случае если террористические действия поддерживаются государством, то оно несет за это международно-правовую ответственность и к нему применимы контрмеры, а в случае необходимости и санкции по решению Совета Безопасности ООН. В упомянутой выше Резолюции 1373 Совет признал право государства на самооборону в случае террористической атаки соответствующего масштаба. Ныне предстоит разработка достаточно четких норм, регулирующих осуществление этого права.
Поведение вооруженных формирований, утвердившихся на части территории государства и неподконтрольных ему, не рассматривается как деяние этого государства, и оно не несет за их действия ответственности. В случае совершения этими формированиями террористического акта против иностранного государства последнее вправе применить вооруженную силу в порядке самообороны, поставив в известность Совет Безопасности[14].
Характерной чертой международного терроризма является наличие солидной финансовой базы, создаваемой за счет как легального, так и нелегального бизнеса и с использованием международной финансовой системы. Важную роль в этом играют и крупные банки западных стран, а также оффшоры. Отмывание «грязных денег» дает от 30% дохода. Отсюда задача — свести к минимуму финансовые ресурсы террористических организаций, в том числе и путем установления уголовной ответственности всех участников этой деятельности как на международном, так и на национальном уровне.
Первостепенное значение имеет порядок наказания террористов. Привлечение того же Бен Ладена и его сообщников к ответственности перед Международным уголовным судом имело бы совершенно иной эффект, чем просто акт возмездия. Но США выбрали именно последний вариант, учредив специальные военные трибуналы. Между тем международный судебный процесс позволил бы авторитетно продемонстрировать преступность терроризма, его несовместимость с основами любой человеческой морали, включая догматы ислама.
Оптимальным вариантом было бы привлечение террористов к ответственности перед Международным уголовным судом. В ходе разработки Статута Суда Россия предлагала распространить его юрисдикцию на террористические акты, представляющие угрозу миру. Однако предложение не было принято. Альтернативным выходом могло бы быть учреждение решением Совета Безопасности ООН международного уголовного трибунала по терроризму с обязательным представительством юристов мусульманских стран. В дальнейшем целесообразно разработать поправки к Статуту Международного уголовного суда. Международный терроризм должен быть признан преступлением против человечности и охвачен юрисдикцией Международного уголовного суда.
Борьба с международным терроризмом ставит все новые проблемы. На первый план выдвигается проблема предотвращения возможности использования средств массового поражения. Совершенно новая проблема — кибертерроризм, который способен причинить колоссальный ущерб экономике и здоровью населения промышленно развитых стран.
В заключение следует подчеркнуть принципиальное положение, содержащееся в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН: «Международное сотрудничество, а также действия государств в борьбе с терроризмом должны осуществляться в соответствии с принципами Устава, международным правом и соответствующими международными конвенциями». Иными словами, правомерность – необходимое условие успешной борьбы с терроризмом. Международное право должно препятствовать использованию борьбы с терроризмом для иных политических целей, а также предотвращать излишние жертвы и разрушения[15].
Заключение
Глобализация мира, закономерным проявлением которой выступает глобализация преступности и иных форм девиантности, с неизбежностью ставит вопрос о глобализации механизмов социального и в первую очередь уголовно-правового контроля над ними. Первым препятствием на пути глобализации уголовного права выступает проблема «примирения» государственного суверенитета с актуальными потребностями в наличии единых подходов к оценке общественно опасных деяний и связанной с этим глобальной уголовно-правовой юрисдикцией; упрощенно проблема соотношения международного и национального уголовного права и юрисдикции.
Широкое признание и имплементация норм международного уголовного права в национально-правовые системы большинства стран мира все больше усиливает тенденцию унификации различных уголовно-правовых систем в рамках концепции международного права. Такого рода унификация представляется необходимой в силу нарастающей потребности в тесном сотрудничестве государств в борьбе с терроризмом, наркобизнесом, грубыми нарушениями законов и обычаев войны в период вооруженных конфликтов, систематическими и широкомасштабными нарушениями прав человека, актами геноцида, враждебным национализмом, религиозным экстремизмом, контрабандой оружия и торговлей людьми.
Современное состояние международного уголовного права характеризуется гармонизацией международного и национального права.
Данный процесс обусловлен признанием национально-правовыми системами цивилизованных стран верховенства международного права и их строгой приверженностью своим международно-правовым обязательствам.
Международное уголовное право не возможно рассмотреть в отрыве от других областей международного права. Его развитие во многом зависит от уровня действенности и практической значимости остальных областей международного права. В процессе появления единого глобального правового пространства такая взаимосвязь международного уголовного права с другими отраслями права становится очевидной необходимостью.
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые акты
1. Европейская конвенция о пресечении терроризма (ETS N 90) [рус., англ.] (Заключена в г. Страсбурге 27.01.1977 // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №3. - Ст. 202.
Учебная и специальная литература
2. Иногамова-Хегай Л.В. Международное уголовное право. - СПб., 2003. - 435с.
3. Каюмова А.Р. Международное уголовное право (Становление и современные тенденции развития). - Казань, 1998. - 388с.
4. Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть: учебник. - Изд. 3е, перераб. и доп. — М. : Волтерс Клувер, 2005. - 544с.
5. Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право: учебник. - М., 1999. - 306с.
6. Ляхов Е.Г. Политика терроризма — политика насилия и агрессии. - М., 1987. - 190с.
7. Международное публичное право / под ред. Бекяшева К.А. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – 784с.
8. Международное уголовное право / отв. ред. В.Н. Кудрявцев. – М., 1999. – 460с.
9. Моджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел. - М., 1986. – 290с.
10. Нарбутаев Э., Сафаев Ф. Курс международного уголовного права. – Ташкент, 2006. – 289с.
11. Панов В.П. Международное уголовное право. - Москва, 1997. – 450с.
12. Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. - Нью-Йорк. ООН, 1992. – 577с.
13. Шугуров М.В. Защита прав человека в условиях современного научно-технологического прогресса: практика Европейского суда по правам человека. // Международное публичное и частное право. – 2011. - № 1. – С.6.
[1] Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. - СПб., 1886. Т. II. - С. 379.
[2] Международное публичное право / под ред. Бекяшева К.А. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – С.113.
[3] Шугуров М.В. Защита прав человека в условиях современного научно-технологического прогресса: практика Европейского суда по правам человека. // Международное публичное и частное право. – 2011. - № 1. – С.6.
[4] Нарбутаев Э., Сафаев Ф. Курс международного уголовного права. – Ташкент, 2006. – С.40.
[5] Каюмова А.Р. Международное уголовное право (Становление и современные тенденции развития). - Казань, 1998. – С.88.
[6] Иногамова-Хегай Л.В. Международное уголовное право. - СПб., 2003. - С.189.
[7] Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право: учебник. - М., 1999. – С.67.
[8] Панов В.П. Международное уголовное право. - Москва, 1997. - С 30.
[9] Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк. ООН, 1992. С.34.
[10] Панов В.П. Указ. соч. С 34.
[11] Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть : учебник. — Изд. 3е, перераб. и доп. — М. : Волтерс Клувер, 2005. — С.378.
[12] Международное уголовное право / отв. ред. В.Н. Кудрявцев. – М., 1999. – С.212.
[13] Собрание законодательства РФ. - 2003. - №3. - Ст. 202.
[14] Моджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел. - М., 1986. – С.101.
[15] Ляхов Е.Г. Политика терроризма — политика насилия и агрессии. - М., 1987. – С.54.
Информация о работе Международная уголовная ответственность индивидов