Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:56, дипломная работа
Цель работы основана на анализе международного и российского законодательства, международной судебной практики, научных изысканий на этот счет специалистов в области международного, а также российского ювенального права, изучить вопросы правового регулирования и защиты прав ребенка.
В соответствии с указанной целью в настоящей работе поставлены следующие задачи:
- изучить историю развития международного законодательства в области защиты прав ребенка и определить основные международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка;
- рассмотреть основные международно-правовые механизмы защиты прав детей на примере деятельности международных организаций в области защиты прав детей и ювенальной юстиции в международно-правовой защите прав детей;
Введение...................................................................................................................
3
1. Формирование системы международно-правовой защиты прав ребенка………………..………………………………………………………….
7
1.1.
История возникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка …………………………………………………….
7
1.2.
Международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка……………………………………………………………………
12
2. Международно-правовые механизмы защиты прав детей……………..
20
2.1.
Деятельность международных организаций в области защиты прав детей……………………………………………………………………….
20
2.2.
Ювенальная юстиция в международно-правовой защите прав детей..
26
3. Процесс стандартизации прав ребенка в международном и российском праве………………………………………………………………..
32
3.1.
Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка……………………………………………………………………
32
3.2.
Процесс закрепления в российском законодательстве международных стандартов о правах ребенка…………………………
41
Заключение..............................................................................................................
62
Список литературы...............................................................................................
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»
Юридический факультет
Кафедра конституционного и международного права
Допущена к защите
Зав. кафедрой
Кандидат юридических наук, доцент
звание, степень
____________________А.Б. Мезяев_
подпись
«_____»_________________20____
на тему: «Международно-правовая
защита прав ребенка»
название ВКР
Работу выполнил
Студент гр. Ю/083Б __________________ ___
Подпись
Научный руководитель
К.ю.н., ассистент __________________
Подпись
Консультант
ученое
звание, степень __________________ __
Подпись
Казань, 2012 г.
Содержание
Введение...................... |
3 | |||
1. Формирование системы международно-правовой
защиты прав ребенка………………..……………………………………… |
7 | |||
1.1. |
История возникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка ……………………………………………………. |
7 | ||
1.2. |
Международно-правовые источники,
регулирующие защиту прав ребенка…………………………………………………………… |
12 | ||
2. Международно-правовые механизмы защиты прав детей…………….. |
20 | |||
2.1. |
Деятельность международных
организаций в области защиты
прав детей………………………………………………………………… |
20 | ||
2.2. |
Ювенальная юстиция в международно-правовой защите прав детей.. |
26 | ||
3. Процесс стандартизации прав
ребенка в международном и российском
праве………………………………………………………………. |
32 | |||
3.1. |
Формирование
декларативных и конвенционных
норм о правах ребенка…………………………………………………………… |
32 | ||
3.2. |
Процесс закрепления в российском законодательстве международных стандартов о правах ребенка………………………… |
41 | ||
Заключение.................... |
62 | |||
Список литературы............. |
66 |
Введение
Актуальность темы дипломной
работы. В современном мире проблема
прав и свобод человека и гражданина
занимает одно из ведущих мест в
международных отношениях. Во многих
международных договорах
Вопросы прав ребенка являются ключевой
категорией, определяющей положение детей
во всем мире. До недавнего времени проблема
защиты прав детей не рассматривалась
на международно-правовом уровне, а соответствующие
вопросы решались в семье, на местном и
национальном уровнях. Защита прав ребенка
в значительной степени обусловлена тем,
насколько общество осведомлена о правах
детей и о механизмах их реализации и защиты.
Период с 2001 по 2010 гг. объявлен Организацией Объединённых Наций международным десятилетием культуры, ненасилия и мира в интересах детей планеты, и информирование и просвещение широких слоев населения о правах детей повышает уровень осведомлённости общества, способствует формированию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека. Вопросы прав ребенка являются ключевой категорией, определяющей положение детей во всем мире. До недавнего времени проблема защиты прав детей не рассматривалась на международно-правовом уровне, соответствующие вопросы решались на уровне семьи, местном и национальном уровнях. Защита прав ребёнка в значительной степени обуславливается тем, насколько общество осведомлено о правах детей и о механизмах их реализации и защиты.
Сегодня вопрос о правах ребенка становится все более актуальным. В настоящее время положение детей осложнилось: незаконная торговля, контрабандный провоз, похищение, экономическая и сексуальная эксплуатация, а также проблемы в области биоэтики и злоупотребление, эксплуатация и коммерческое использование здоровья детей стали повседневной реальностью во всех регионах мира. Во всем мире миллионы детей заняты трудом, который препятствует их развитию и образованию и, а также лишает их средств к существованию в будущем. Многие из них вовлечены в наихудшие формы детского труда, которые причиняют необратимый физический или психологический вред либо даже угрожают их жизни. Такая ситуация представляет собой нетерпимое нарушение прав каждого ребенка.
Во все времена дети представляли собой великий смысл существования человечества, его будущее. Поэтому человечество обязано давать ребенку все лучшее, что оно имеет. Так записано в Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году. В 1989 году ею же была принята Конвенция «О правах ребенка», которую Россия ратифицировала и взяла на себя обязательство выполнять. В свою очередь, Российская Федерация на основании вышеупомянутых международных норм и в обеспечение закрепленных в ней положений, признав детство важным этапом в жизни человека и исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, издала целый ряд законов и других нормативных актов, которые закрепляют права детей и их интересы. Основные права ребенка, которые, согласно Конвенции, государства-участники обязались выполнять, это право на охрану здоровья детей, право на воспитание и образование, права детей в семье, в том числе имущественные и жилищные права: устройство и защита детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, защита детей от всех видов эксплуатации, гарантии всех прав личности при привлечении детей к ответственности за правонарушение. Но в действительности в России о Конвенции, о законах Российской Федерации, республиканских и областных законах и других нормативных актах мало кто знает, и прежде всего — дети.
Будущее каждой нации и человечества в целом потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав детей и их правовая защита, безусловно, - составная часть международного права в области прав человека. Вышеуказанные причины и определили выбор темы дипломной работы.
Методологическую и
теоретическую основу дипломной
работы составил комплекс научных методов
познания, в том числе конкретно-
Теоретическую и информационную основу дипломной работы составляют труды известных ученых: Э.М. Аметистова, В.А. Карташкина, Ю.М. Колосова, И.К. Городецкой, Л.В. Корбут, А.В. Кортунова, Э.С. Кривчиковой, А.В. Кукушкиной, И.И. Лукашука, Е.А. Лукашевой, С.В. Полениной, Г.И. Тункина, Т.А. Титовой, С.В. Черниченко, З.К. Шнекендорфа, а также зарубежных ученых: С. Нарангэрэла, Ж. Амарсаны, Е.Верхелена, В. Мунтарбхорна и др.
Предметом исследования является теория международного права в аспекте исследуемой проблематики, а также совокупность международно-правовых и национальных норм и принципов в сфере регулирования защиты прав ребенка.
Объектом исследования является международное право, как явление международно-правовых отношений, касающихся защиты прав детей и нормы международного права.
Цель работы основана на анализе международного и российского законодательства, международной судебной практики, научных изысканий на этот счет специалистов в области международного, а также российского ювенального права, изучить вопросы правового регулирования и защиты прав ребенка.
В соответствии с указанной целью в настоящей работе поставлены следующие задачи:
- изучить историю развития международного законодательства в области защиты прав ребенка и определить основные международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка;
- рассмотреть основные
международно-правовые
- определить и проанализировать
процесс стандартизации прав
ребенка в международном и
российском праве, путем
Структура выпускной аттестационной (квалификационной) работы. Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
1. Формирование системы международно-правовой защиты прав ребенка
1.1. История возникновения международно-правовой базы
в области защиты прав ребенка
Международная защита прав человека является одной из важнейших отраслей современного международного права. Ее становление складывалось не просто. История защиты прав человека уходит далеко в прошлое. Первые нормы, регулирующие правовой статус индивида, присутствовали в национальных законодательствах Древнего Рима и Древней Греции, в Англии в период феодализма (Великая Хартия вольностей 1215 года, акт о лучшем обеспечении свободы поданного и о предупреждении заточений за морями 1679 года, Билль о правах 1689 года), в США ( Декларация независимости 1776 года, Конституция США 787 года, билль о правах 1789 года), во Франции в результате достижений Великой французской революции (Декларация прав человека и гражданина 1789 года). Сама же концепция прав человека и основных свобод как категории появилась в XIII веке в Европе. Она была сформулирована в трудах таких известных мыслителей, как Гуго Гроций, Джон Локк, Эдмонд Бурк, в XIII же веке, получила свое развитие в трудах Томаса Пейна.1
Вопрос о необходимости
В 1924 году по предложению Международного союза спасения детей в Женеве Лигой Наций была принята Декларация прав ребенка. Декларация стала первым международно-правовым документом в области охраны прав и интересов ребенка и впервые сформулировавшая цели и принципы защиты прав ребенка. Но, к сожалению, декларация не смогла сплотить государства для международного сотрудничества в этой области, главным образом из-за отсутствия единых принципов взаимодействия и механизмов реализации норм. Государства обращались к этой декларации лишь фрагментарно по отдельным вопросам в области охраны прав ребенка. Поэтому можно сделать вывод о том, что в то время «международная защита прав ребенка как система международно-правовых норм еще не сформировалась»2.
Как составная часть защиты прав человека система международной защиты прав ребенка сложилась только после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Этот принцип был закреплен в преамбуле Устава этой организации.
10 декабря 1948 года генеральной
Ассамблеей ООН была принята
Всеобщая декларация прав и
свобод человека и гражданина,
в преамбуле к которой
В ходе дальнейшего развития прав человека произошло выделение в данной отрасли права отдельных институтов, одним из которых в современном международном праве является институт международно-правовой защиты прав ребенка. Развитие и становление данного аспекта прав человека в качестве самостоятельного правового института имеет достаточно длинную историю. Ребенок не рассматривался как представитель отдельной социальной категории достаточно долгое время. В правовом смысле ребенок не существовал вовсе , а в отдельных государствах, где в законодательных актах шла речь о ребенке, он воспринимался как собственность своего отца, и отношение к нему было таким же, как к другой собственности. В дальнейшем, уже в XIII веке, в эпоху Просвещения, дети стали рассматриваться как отдельная социальная группа. В начале XX века в ряде западных стран появились законы о защите детей и об обязательном образовании. Ребенок перестал восприниматься как собственность родителей и стал частью государства, а его задачей было готовиться к настоящей, взрослой жизни. Данное восприятие ребенка как категории макросоциальной нашло свое отражение и в уже упомянутой Женевской Декларации 1924 года. Уже Всеобщая декларация прав человека не дифференцирует права в зависимости от возраста человека: « Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (ст.1).3
Информация о работе Международно-правовая защита прав ребенка