Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:56, дипломная работа
Цель работы основана на анализе международного и российского законодательства, международной судебной практики, научных изысканий на этот счет специалистов в области международного, а также российского ювенального права, изучить вопросы правового регулирования и защиты прав ребенка.
В соответствии с указанной целью в настоящей работе поставлены следующие задачи:
- изучить историю развития международного законодательства в области защиты прав ребенка и определить основные международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка;
- рассмотреть основные международно-правовые механизмы защиты прав детей на примере деятельности международных организаций в области защиты прав детей и ювенальной юстиции в международно-правовой защите прав детей;
Введение...................................................................................................................
3
1. Формирование системы международно-правовой защиты прав ребенка………………..………………………………………………………….
7
1.1.
История возникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка …………………………………………………….
7
1.2.
Международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка……………………………………………………………………
12
2. Международно-правовые механизмы защиты прав детей……………..
20
2.1.
Деятельность международных организаций в области защиты прав детей……………………………………………………………………….
20
2.2.
Ювенальная юстиция в международно-правовой защите прав детей..
26
3. Процесс стандартизации прав ребенка в международном и российском праве………………………………………………………………..
32
3.1.
Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка……………………………………………………………………
32
3.2.
Процесс закрепления в российском законодательстве международных стандартов о правах ребенка…………………………
41
Заключение..............................................................................................................
62
Список литературы...............................................................................................
Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.37
Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.38
Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.39
Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.40
Для конкретного восприятия текста Конвенции, который насыщен юридическими и другими специальными терминами, можно воспользоваться Методическими рекомендациями Министерства образования РФ, которые дают краткую и схематичную структуру этого уникального и исторического документа.
Они рекомендуют следующую последовательность рассмотрения содержания Конвенции.
Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.
Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо до достижения 18 лет); утверждают один из основных принципов Конвенций – приоритетность интересов детей перед интересами общества.
Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; ответственность и обязанности родителей.
Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии.
Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.
Статьи 20-26 определяют перечень
прав детей особо депривилегированны
Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального.
Статьи 32-36 – определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.
Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления.
Статьи 41-45 относятся ко II части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию.
Статьи 46-54 относятся ко III части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН.41
Важным документом является «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях», которая была принята резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года. В ней говорится:
«Генеральная Ассамблея, ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ссылаясь также на Декларацию прав ребенка, которую она провозгласила в своей резолюции 1386 (XIV) от 20 ноября 1959 года, вновь подтверждая принцип 6 этой Декларации, который предусматривает, что ребенок должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности, будучи озабочена большим числом детей, оставленных родителями или ставших сиротами в результате насилия, внутренних беспорядков, вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, экономических кризисов или социальных проблем, учитывая, что во всех процедурах передачи детей на воспитание или их усыновления первостепенное значение имеет наилучшее обеспечение интересов ребенка, признавая, что в основных правовых системах мира существуют различные общественно полезные альтернативные институты, такие, как кафала в мусульманском праве, которые предусматривают замену семенное заботы о тех детях, о которых не могут заботиться их собственные родители, признавая далее, что лишь в тех случаях, когда во внутреннем праве государства признан и регулируется какой-либо конкретный институт, будут применяться положения настоящей Декларации, касающиеся данного института, и что эти положения никоим образом не будут затрагивать существующие альтернативные институты в других правовых системах, сознавая необходимость провозглашения универсальных принципов, которые следует принимать во внимание в тех случаях, когда установлены процедуры, касающиеся передачи ребенка на воспитание или его усыновления на национальном или международном уровнях, учитывая, однако, что изложенные ниже принципы не налагают на государства обязательства по созданию таких правовых институтов, как передача на воспитание или усыновление» и провозгласила основные принципы, касающиеся:
• общего благополучия семьи и ребенка;
• передачи детей на воспитание;
• усыновления.
Частным документом, касающимся определенных аспектов проблем несовершеннолетних, является также Резолюция 45/112 «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних», принятая 14 декабря 1990 года. Это так называемые «Эр-Риядские руководящие принципы»:
1. Предупреждение преступности
среди несовершеннолетних являе
2. Для того чтобы
предупреждение преступности
3. Для целей
толкования настоящих
4. При осуществлении настоящих Руководящих принципов в соответствии с национальными правовыми системами в центре внимания любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства.
5. Следует признать необходимость и важность осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних, а также необходимость и важность систематического изучения и выработки мер. При этом следует избегать криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим. Такая политика и меры должны предусматривать:
• обеспечение
возможностей, в частности возможностей
в области получения
• специальные теории предупреждения преступности среди молодежи и подходы к этому вопросу, основанные на использовании законов, процессов, учреждений, средств и системы услуг, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничение условий, ведущих к этому;
• вмешательство официальных органов, которое должно осуществляться, в первую очередь, с учетом общих интересов несовершеннолетнего и на основе беспристрастного и справедливого подхода;
• обеспечение благополучия, развития, прав и интересов всех молодых людей;
• учет того, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется,
• осознание того, что, по преобладающему мнению экспертов, определение молодого человека как "нарушителя", "правонарушителя" или "начинающего правонарушителя" во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей.
6. Для предупреждения
преступности среди
Комитет по правам ребенка — договорной орган, учрежденный в соответствии с положениями самой Конвенции (статья 43) для того, чтобы контролировать соблюдение государствами их обязательств по данному договору. Комитет, состоящий из 10 независимых экспертов, выбираемых государствами-участниками (т. е. теми, которые ратифицировали Конвенцию), ежегодно проводит трехмесячные сессии, в основном в Женеве. В связи с рабочей нагрузкой Комитета в настоящее время государства-участники рассматривают вопрос о принятии поправки к Конвенции, предусматривающей увеличение членского состава с 10 до 18. Комитет рассматривает доклады, которые обязаны представлять государства, вместе с другой информацией из надежных источников. Эта контрольная функция Комитета осуществляется без конфронтации в обстановке конструктивного диалога и международной солидарности. Такой подход соответствует двум реалиям: во-первых, контрольная функция Комитета имеет ограниченное непосредственное воздействие, поскольку в его функции не входит применение санкций; во-вторых, многие страны не располагают достаточными возможностями, чтобы полностью соблюдать положения Конвенции без технической и финансовой помощи. Эта нацеленность на конструктивный диалог поощрила многие страны ратифицировать Конвенцию и в максимальной степени способствовала увеличению ее потенциального воздействия.
В официальном процессе
контроля участвуют и неправительственны
Комитет, действительно, в значительной мере полагается на неправительственные организации, и особенно на национальные организации и "национальные коалиции", создающиеся во все большем числе стран. Все они не только предоставляют информацию, дополняющую доклады государств, и распространяют выводы и рекомендации, которые готовит Комитет после рассмотрения этих докладов, но и способствуют воплощению их в жизнь.
Таким образом, можно сделать вывод, что международное сообщество впервые в мировой истории разработало документы (Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка), в которых отражены общечеловеческие ценности, основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами.
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, 10 социальных и правовых принципов.
Декларация прав ребенка оказала в свое время значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира. В ходе подготовки к Международному году ребенка, который отмечался в 1979 году проявилась потребность в придании правам детей силы норм договорного права. В 1989 году была принята Конвенция прав ребенка. Конвенция имеет равное значение для народов во всех регионах мира. Государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. И поскольку Конвенция содержит различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств – это дает основание утверждать, что Конвенция носит универсальных характер. Конвенция о правах ребенка есть составная часть единой системы международных документов о правах человека.
Другим важным документом в области защиты детей является «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передачи детей на воспитание и их усыновлением на национальном и международном уровне» от 3 декабря 1986 г.
Частным документом, касающимся определенных аспектов проблем несовершеннолетних являются так называемые «Эр-Риядские руководящие принципы» от 14.12.1990 г.
Комитет по правам ребенка – договорной орган, учрежденный в соответствии с Конвенцией о правах детей (ст. 43), для того, чтобы контролировать соблюдение государствами их обязательств по данному договору.
Конвенция не дает конкретных показателей и это трудно сделать, так как существуют различные условия, возможности и традиции в разных странах. Конвенция определяет общие стандарты, нравственные и правовые нормы, которые способствуют политике в защиту детства. Каждая страна, с учетом этих мировых стандартов и своих возможностей, совершенствует национальное законодательство, осуществляет практическую деятельность в интересах детей в соответствии с конкретными требованиями Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Плана действий по осуществлению этой декларации.43
Информация о работе Международно-правовая защита прав ребенка