Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:56, дипломная работа
Цель работы основана на анализе международного и российского законодательства, международной судебной практики, научных изысканий на этот счет специалистов в области международного, а также российского ювенального права, изучить вопросы правового регулирования и защиты прав ребенка.
В соответствии с указанной целью в настоящей работе поставлены следующие задачи:
- изучить историю развития международного законодательства в области защиты прав ребенка и определить основные международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка;
- рассмотреть основные международно-правовые механизмы защиты прав детей на примере деятельности международных организаций в области защиты прав детей и ювенальной юстиции в международно-правовой защите прав детей;
Введение...................................................................................................................
3
1. Формирование системы международно-правовой защиты прав ребенка………………..………………………………………………………….
7
1.1.
История возникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка …………………………………………………….
7
1.2.
Международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка……………………………………………………………………
12
2. Международно-правовые механизмы защиты прав детей……………..
20
2.1.
Деятельность международных организаций в области защиты прав детей……………………………………………………………………….
20
2.2.
Ювенальная юстиция в международно-правовой защите прав детей..
26
3. Процесс стандартизации прав ребенка в международном и российском праве………………………………………………………………..
32
3.1.
Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка……………………………………………………………………
32
3.2.
Процесс закрепления в российском законодательстве международных стандартов о правах ребенка…………………………
41
Заключение..............................................................................................................
62
Список литературы...............................................................................................
Распоряжением Правительство РФ от 28 декабря 2005 года № 2326-р «Об участии Российской Федерации в Детском фонде ООН» Министерству здравоохранения и социального развития предписано обеспечить участие России в ЮНИСЕФ, при этом ежегодный добровольный взнос страны в Детский фонд составил 1 млн. долларов США.
Первостепенное внимание в рамках программы сотрудничества уделяется анализу и документированию положения в нашей стране с обеспечением прав и интересов детей; разработке правовых норм и механизмов их осуществления; определение и распространение эффективных, экономичных методов и технологий защиты интересов семей и детей; развитию сети Уполномоченных по правам детей.
ЮНИСЕФ превратился в важный фактор политической и правовой жизни России, в инструмент внедрения международно-правовых стандартов обеспечения прав детей в таком политически непростом регионе, каким она является.
В заключение следует обратить особое внимание на необходимость при планировании деятельности ЮНИСЕФ применять более гибкий подход к реализации программ и кампаний каждой страной (например, что касается менталитета государства), учитывая их разнородность и развитие, а также поставить вопрос об обмене знаниями и накопленным опытом, лучших практических методах, исследованиях между представительствами, расположенными в разных географических регионах (структурными подразделениями), посредством оперативного глобального размещения информации на официальном сайте учреждения.
Одним из инструментов защиты прав детей является формирование особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные действия – ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.
Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Австралии (1890), затем указанные суды были образованы в Канаде (1894) и в США (1899). Их примеру последовали другие страны, где через короткое время возникли национальные суды для несовершеннолетних.
Ювенальная юстиция (лат. Juvenālis – юношеский; лат. Jūstitia правосудие) – правовая основа западной модели системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними. 26
С 70-х годов XIX века граждане американского города Бостона Кук и Аугустус начали предлагать судьям не применять к несовершеннолетним, способным встать на путь исправления, наказания, а передавать их под присмотр органов попечительского надзора.
В июле 1899 года в США в Чикаго на основании закона штата Иллинойс «О детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними» был учрежден первый детский суд. Принятие Закона и создание ювенального суда было инициировано Люси Флауэр из Чикагского женского клуба, Джулией Латроп из общественной организации «Халл Хауз», обществом патроната «Visitation and Aid society». Для рассмотрения дел о несовершеннолетних было введено новое понятие «виновный», «правонарушитель» (англ. delinquent), отличающееся от понятия «преступник» (англ. criminal), нашел закрепление статус несовершеннолетнего правонарушителя, который стал субъектом ювенальной юстиции.
Позднее идея ювенальной юстиции получила развитие в Великобритании, где в 1908 году была принята серия законов о детях и молодежи. Во Франции первый ювенальный суд был учрежден в 1914 году на основе опыта США.
К настоящему времени в мире сложилось несколько моделей ювенальной юстиции: англо-американская, континентальная и скандинавская. В отдельных государствах ювенальная юстиция является частью ювенальной системы органов и общественных организаций, занимающихся вопросами семьи и правами детей
Система ювенальной юстиции (англ. juvenile justice system) — сеть учреждений и организаций, совместно работающих с несовершеннолетними правонарушителями, деятельность которых осуществляется на основе законоположений и процессуальных норм, регламентирующих обращение с несовершеннолетними. Эти учреждения и организации включают в себя полицию, суды, прокуроров, обвинителей, пенитенциарные учреждения, службу пробации и управление исправительных учреждений для несовершеннолетних.27
В отдельных государствах учреждения ювенального профиля представлены лишь судебными органами, в иных государствах помимо судов — различными организациями, занимающимися вопросами детства и социальной защитой несовершеннолетних.
Центральным элементом системы ювенальной юстиции является ювенальный суд, в пределах своей компетенции рассматривающий уголовные, гражданские и административные дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний. К основным задачам ювенальных судов относятся защита детей и их реабилитация.28
В настоящее время в России ведется работа по созданию новой специализированной судебно-правовой системы защиты прав несовершеннолетних, которая, как предполагается, будет представлена как государственными органами, осуществляющими правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, так и государственными и негосударственными структурами, проводящими контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних.
В России различают ювенальную юстицию в широком и узком смысле слова:
А под системой ювенальной юстиции (ювенальной системой) в России понимается теоретико-правовая конструкция, включающая комплекс механизмов, нацеленных на реализацию и обеспечение на основе установленных законом процедур прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего и реализующихся в рамках деятельности специализированных служб и учреждений ювенального профиля..30
Сам термин «ювенальная юстиция» впервые в Российской Федерации был введен в правовой оборот в сентябре 1995 года «Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей)», утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года № 942, которыми было предусмотрено «создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних», «создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков».
В 1998 г. был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а в 1999 году – Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Оба эти закона содержат указание о том, что они приняты с учетом общепризнанных норм международного права.
К таким общепризнанным нормам относятся «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» (они были приняты в 1985 году в г.Пекине на сессии ООН, поэтому их еще называют «Пекинские правила»). Согласно этому международному акту правосудие в отношении несовершеннолетних – это «ювенальная юстиции».
«Пекинские правила» предусматривают, что «ювенальная юстиция» – это правосудие в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с уголовным законом, то есть ювенальная юстиция – это сфера уголовной юстиции.
Говоря о ювенальной юстиции в России, мы ведем речь о модели ювенальной уголовной юстиции, то есть то, что сегодня в России называют «Ювенальной юстицией» – это правосудие в отношении несовершеннолетних- правонарушителей. Речь идет, прежде всего, о совершенствовании правоприменительной практики в сфере уголовного судопроизводства по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, с учетом рекомендаций «Пекинских правил».
Эти «Правила» регулируют сферу уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних. Цели правосудия в отношении несовершеннолетних – «система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения».
Основная идея «Пекинских правил» – в рамках уголовной ювенальной юстиции надо сделать все таким образом, чтобы несовершеннолетний правонарушитель больше не совершал преступлений, через восстановление его прав (на образование, на поддержку со стороны семьи, возможность трудоустроиться, получить профессию, получить необходимую психологическую, медицинскую помощь и т.д.) обеспечить безопасность общества, вернуть правонарушителя к нормальной жизни в обществе как законопослушного его члена.
В соответствии с положениям российского Уголовного и Уголовно-процессуального законов, законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на сегодняшний день мы ведем речь о внедрении в России ювенальных технологий в уголовное судопроизводство по делам о преступлениях несовершеннолетних.
До настоящего времени иных законопроектов по ювенальной юстиции в Государственную Думу РФ не вносилось, а данный законопроект продолжает быть предметом дискуссий, потому что, прежде всего, нет единого понимания – какие именно гражданские дела надо передавать в сферу ювенального суда31.
Таким образом, ювенальная юстиция представляет собой особую систему правосудия для несовершеннолетних, в рамках которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.
3. Процесс стандартизации прав ребенка в
международном и российском праве
Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.
Декларация (с лат. - провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения.
Конвенция (с лат. – договор, соглашение) соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).32
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка.33
Основной ее тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и достоинства. Она оказывала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира.
В принятой ООН 1948 года Всеобщей Декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Этот тезис прозвучал в Международном пакте экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), во всенародном пакте о гражданских и экономических правах (в частности, в статье 23 и 24), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.
В 1989 году 20 ноября Генеральная
Ассамблея ООН единогласно
Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.
Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.34
Конвенция – документ
особого социально-
Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребенка.36
Информация о работе Международно-правовая защита прав ребенка