Международный договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:08, контрольная работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, что она предусматривает описание форм и правовых основ международного договора. В соответствии с этой целью выделены следующие основные задачи данной работы:
· анализ форм и юридической значимости международных договоров России;
· исследование основной формы применения международных договоров России.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
I. Международный договор – его формы и юридическая значимость
в правовой системе России.........................................................................6
II. Основная форма реализации и применения международных договоров
России........................................................................................................13
Заключение ....................................................................................................22
Список использованных источников ............................................................23

Работа состоит из  1 файл

Международный договор.docx

— 46.59 Кб (Скачать документ)

      Под структурой договора понимаются составные  части договора. К ним относятся  название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи  сторон.

     Преамбула является важной частью договора, в ней обычно указываются стороны (участники) договора, лица, уполномоченные на заключение договора, полномочия этих лиц. Зачастую в преамбуле излагаются цели и причины, побудившие стороны к заключению договора.

     Основная  часть письменной формы договора делится на статьи, некоторые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.

     В заключительной части  письменной формы договора излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договора, язык, на котором составлен текст договора, и т.д 9.

     Договаривающиеся  стороны сами определяют, на каких  языках составляется текст договора. Двусторонний договор составляется, как правило, на языках обеих договаривающихся сторон, но они могут выбрать какой-либо другой язык или другие языки. Так, Портсмутский мирный договор 1905 года между Россией и Японией был исполнен на английском и французском языках. Иногда помимо двух языков договаривающихся сторон текст договора составляется и на третьем (нейтральном) языке.   
 

 

II. Основная форма  применения международных  договоров России 

    Заключение  международного договора - это сложный  процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. Его юридическая сущность в большинстве случаев состоит в согласовании «воли государств, результатом которого является соглашение, воплощающееся в нормах договора»10.

    Венская конвенция о праве договоров 1969 года определила три стадии заключения договоров (ст. 9-11): принятие текста договора, установление аутентичности текста договора и выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.

    Согласно  ст. 11 Федерального закона «О международных  договорах РФ» решения о проведении переговоров и о подписании международных  договоров России принимаются: в  отношении договоров, заключаемых  от имени Российской Федерации, - Президентом  РФ, а в отношении договоров, заключаемых  от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства  РФ, и договоров, заключаемых от имени  Правительства РФ, - Правительством РФ. Правительством РФ принимаются  решения о проведении переговоров  о заключении международных договоров  РФ межведомственного характера. Решения  о подписании международных договоров  межведомственного характера принимаются  федеральным министром, руководителем  иного федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которых  входят вопросы, регулируемые такими договорами, по согласованию с Министерством  иностранных дел РФ.

    Уполномоченные  стороны и их полномочия в международных  договорах. Согласно Венской конвенции 1969 года (ст. 7) следующие лица в силу их функций и без необходимости предъявления полномочий считаются представляющими свое государство: а) главы государств, главы правительств и министры иностранных дел - в целях совершения всех актов, относящихся к заключению договора; б) главы дипломатических представительств - в целях принятия текста договора между аккредитующим государством и государством, при котором они аккредитованы; в) представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции или в международной организации, или в одном из ее органов, - в целях принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе. Этому соответствуют положения ст. 12 Федерального закона «О международных договорах РФ».

    Полномочия  на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ предоставляются: в отношении договоров, заключаемых  от имени Российской Федерации, - Президентом РФ; в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, а также договоров, заключаемых от имени Правительства РФ, - Правительством РФ; в отношении договоров межведомственного характера - федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти. Министерство иностранных дел РФ выдает специальный документ, подтверждающий право лица вести переговоры и подписывать договор, либо, применительно к межведомственным договорам, это делает руководитель ведомства.

    Принятие  текста договора. Подготовка текста договора осуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы, на международных конференциях и в международных организациях. Текст принимается по согласию всех участвующих в его составлении, а на международной конференции - большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании, если тем же большинством голосов они не установили иное. В международных организациях тексты договоров принимаются в соответствии с правилами таких организаций (статьи 9 Венских конвенций 1969 и 1986гг.). Принятие текста не налагает на участников юридических обязательств.

    Установление  аутентичности текста договора. После того как текст договора согласован и принят, становится необходимым каким-то образом зафиксировать, что данный текст является окончательным и не подлежит изменениям со стороны уполномоченных. Процедура, посредством которой принятый текст договора объявляется окончательным, называется установлением аутентичности текста. Как указывается в ст. 10 Венской конвенции 1969 года, текст договора становится аутентичным и окончательным путем процедуры, о которой условились участвующие в переговорах государства, либо путем подписания ad referundum, парафирования самого текста или же заключительного акта конференции, содержащего этот текст. Подписание ad referundum (условное подписание) означает, что такое подписание нуждается в последующем подтверждении соответствующим государством или соответствующей международной организацией. Парафирование предполагает подписание, как правило, инициалами уполномоченных лиц первой или последней страницы либо каждой страницы текста договора.

    Выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора. Последней стадией заключения международного договора является выражение субъектами международного права согласия на его обязательность. Государство может участвовать через своих представителей в процессе выработки текста договора, в установлении аутентичности текста, подписывать заключительный акт конференции или проголосовать за резолюцию международной организации, которыми принимается текст договора, но оно не будет связано его положениями, пока не выразит свое согласие на обязательность для него договора. Федеральный закон «О международных договорах РФ» в ст. 6 перечисляет шесть наиболее употребляемых способов выражения такого согласия, при реализации которых договор вступает в силу, приобретает юридическую обязательность: подписание; обмен документами, образующими договор; ратификация; утверждение; принятие; присоединение к договору. Как сказано в статье, могут быть и другие способы, о которых условятся стороны. Однако в российской практике до настоящего времени случаев использования таких способов не встречалось.

    Из  перечисленных в Законе способов наиболее распространенным является подписание. При этом следует различать подписание как способ выражения согласия на обязательность договора и подписание под условием последующей ратификации, принятия, утверждения или одобрения. В первом случае подписание договора его участниками влечет за собой его вступление в силу. Во втором случае вступления в силу не происходит; оно наступит только при выполнении условия ратификации, принятия, утверждения или одобрения. В случае, когда подписание влечет за собой вступление договора в силу, в его тексте, как правило, прямо указывается, что он вступает в силу со дня подписания.

    Двусторонние  договоры подписываются обычно представителями  обоих договаривающихся государств в одном месте и одновременно. Это, однако, не является обязательным. Многосторонний договор может подписываться  в одном месте одновременно всеми  государствами, которые участвовали  в переговорах, но может быть открыт для подписания в течение определенного  срока и в нескольких местах, что  чаще встречается, когда подписание не является способом выражения согласия на обязательность договора, а предшествует ратификации, принятию и т.п.

    Обмен документами также является весьма широко используемым способом выражения согласия на обязательность договора. Его основные формы - обмен нотами или письмами. Обмен нотами осуществляется по линии Министерства иностранных дел РФ. Другие ведомства нотную переписку не ведут. Как правило, используется форма вербальной ноты, то есть нота составляется от третьего лица. Вербальная нота не подписывается, на ней ставятся печать Министерства и дата отправления. Возможно и использование личной ноты, составляемой от первого лица. Однако такая нота адресуется уже не министерству или посольству, а конкретному должностному лицу. Она подписывается лицом, от имени которого направляется (обычно министром иностранных дел или его заместителем). На ней ставится дата, но не проставляется печать.

    Обменное  письмо по форме, по существу, совпадает  с личной нотой. Разница лишь в  том, что обмен письмами осуществляется не по линии Министерства иностранных  дел, а другими ведомствами. Обычно обменное письмо составляется от имени  руководителя ведомства или его  заместителя.

    Ратификация международного договора - это окончательное его утверждение высшим органом государства. В практике многих государств ратификация осуществляется главой государства, причем это может быть обусловлено согласием парламента. В России ратификация осуществляется Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона.

    Ратификация не является обязательной стадией заключения договора. Критерии, в соответствии с которыми определяется, подлежит ли данный договор ратификации Федеральным  Собранием, изложены в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О международных договорах  РФ». Ратификации подлежат международные  договоры Российской Федерации: а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации. Равным образом подлежат ратификации международные договоры Российской Федерации, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.

    Порядок внесения международного договора в  Государственную Думу на ратификацию  предусматривает ст. 16 Федерального закона «О международных договорах  РФ». Этот порядок зависит от того, кем было принято решение о  подписании договора. Если решение  о подписании договора было принято  Президентом, то он вносится на ратификацию  Президентом. Если решение о подписании договора было принято Правительством, то он вносится на ратификацию Правительством.

    В п. 4 ст. 16 Федерального закона «О международных  договорах РФ» сформулированы требования, предъявляемые к содержанию предложения о ратификации международного договора. Предложение должно содержать заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия договора законодательству РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации договора.

    Рассмотрение  Государственной Думой предложений  о ратификации международных  договоров осуществляется в соответствии с ее регламентом. Оно включает предварительное  обсуждение в комитетах и комиссиях  Государственной Думы, в том числе  с участием уполномоченных соответственно Президентом и Правительством представителей. Возможны проведение парламентских  слушаний, привлечение экспертов, создание необходимых комиссий. Особая роль в процессе предварительного обсуждения принадлежит комитетам по международным  делам и по делам СНГ.

    Рассмотрение  вопроса о ратификации международного договора и принятие соответствующего решения осуществляются Государственной  Думой на своем заседании в  таком же порядке, как и по другим законопроектам. Принятый Государственной  Думой федеральный закон о  ратификации международного договора в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

    Федеральный закон о ратификации международного договора, принятый Федеральным Собранием, направляется в соответствии с Конституцией Президенту для подписания и обнародования (ст. 17 Федерального закона «О международных договорах РФ»).

    На  основании Федерального закона о  ратификации международного договора Российской Федерации Президентом  РФ подписывается ратификационная  грамота, которая скрепляется его  печатью и подписью министра иностранных  дел РФ.

    Обмен ратификационными грамотами и сдача  грамот о ратификации международных договоров Российской Федерации на хранение депозитариям (государство, международная организация или ее главное исполнительное должностное лицо, которым сдается на хранение подлинник международного договора и которые выполняют в отношении этого договора функции, предусмотренные международным правом) производятся, если не имеется иной договоренности, Министерством иностранных дел РФ либо по его поручению дипломатическим представительством России в иностранном государстве или представительством России при международной организации.

Информация о работе Международный договор