Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:44, курсовая работа
Цель нашего исследования - охарактеризовать не только теоретические аспекты лизинга, но и его практическое применение, а также проблемы его развития в России. В рамках достижения данной цели будут поставлены следующие задачи:
- изучить юридическую природу договора финансовой аренды (лизинга) по российскому законодательству;
- провести сравнительно-правовой анализ международного финансового лизинга и договора финансовой аренды по российскому законодательству;
- проанализировать перспективы России на мировом рынке финансового лизинга.
Введение 3-4 3
Глава I. Правовые основы финансовой аренды (лизинга) в России 5-19
Понятие, предмет и функции лизинга 5-13
Стороны договора лизинга. Права и обязанности сторон 13-17
Ответственность по договору лизинга 17-19
Глава II. Международно-правовое регулирование отношений
по договору лизинга 20-27
2.1. Особенности международного финансового лизинга 20-25
2.2. Россия на мировом рынке лизинга 25-27
Заключение 28-29
Список использованной литературы 30-32
При оформлении договора международного лизинга необходимо указать, право какой страны применяется для регулирования данной сделки. Если стороны такого соглашения не достигли, то к их правоотношениям применяется право, действующее в стране лизингодателя (п. 3 ст. 1211 ГК РФ).
В договоре следует также определить, какая сторона несет расходы по оплате таможенных пошлин.
Так как при международном лизинге расчеты, как правило, производятся в иностранной валюте, то такие операции регулируются в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Согласно п. 2 ст. 5 этого Закона покупка валюты для расчетов с лизингодателем осуществляется без ограничений.
Международный лизинг с позиции местопребывания сторон делится на экспортный, при котором лизингополучатель - нерезидент РФ, и импортный, при котором продавец и/или лизингодатель - нерезидент РФ.
Рассмотрим налогообложение международного импортного лизинга, так как он встречается чаще, чем экспортный.
При ввозе лизингового имущества на территорию РФ российские лизингополучатели уплачивают на таможне в соответствии с подпунктами 1, 3, 5 п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ1 ввозную таможенную пошлину, НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (подп. 4 п. 1 ст. 146 и подп. 1 п. 1 ст. 151 Налогового кодекса РФ2), а также сбор за таможенное оформление.
Расходы по таможенному оформлению предмета лизинга, понесенные лизингополучателем в соответствии с договором лизинга, могут быть учтены им в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
В п. 1 ст. 257 НК РФ установлено, что первоначальная стоимость имущества, являющегося предметом лизинга, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
Следовательно, уплаченные таможенные сборы и пошлины наряду с выкупной стоимостью будут участвовать в формировании первоначальной стоимости объекта основных средств (предмета лизинга) после перехода права собственности на него от организации-лизингодателя.
Помимо уплаченных таможенных сборов и пошлин лизингополучатель уплачивает на таможне налог на добавленную стоимость (далее НДС).
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, производятся после принятия данных товаров на учет.
Следовательно, суммы НДС, уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации лизингового имущества, принимаются к вычету в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, после принятия этого имущества к учету, в том числе на забалансовый счет (письмо Минфина России от 09.03.2005 N 03-04-08/35)1.
Обязанности
налогового агента по НДС возникают
у российского
Место реализации работ (услуг) определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ по-разному - в зависимости от того, какое имущество является предметом лизинга.
Местом реализации услуги признается территория РФ в следующих случаях:
-
местом осуществления
- предметом лизинга является недвижимое имущество (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания), находящееся на территории РФ.
Так, например, в письме от 23.03.2006 N 03-04-08/662 Минфин России указал, что место реализации услуг по сдаче в аренду автотранспортных средств определяется "по месту нахождения продавца". И если автомобиль предоставляет в лизинг иностранная организация, которая не имеет постоянного представительства в России, то данная услуга не облагается НДС.
Документами, подтверждающими место выполнения услуги, являются контракт и документы, подтверждающие факт оказания услуг.
Лизингодатель предъявляет лизингополучателю к уплате сумму НДС, которая определяется как 18% суммы лизинговых платежей.
Доходы, полученные иностранной организацией от лизинговых операций с имуществом, используемым на территории Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство РФ), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов (подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ).
К таким доходам, в частности, относятся доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках.
Налог
на прибыль организаций
Если лизингодатель является резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключено и действует соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то при налогообложении доходов лизингодателя необходимо учитывать положения такого соглашения.
2.2 Россия на мировом рынке лизинга.
Рост рынка лизинга в России более чем впечатляет. В то время как мировой рынок лизинга с 1996 по 2005 год увеличивался ежегодно в среднем лишь на 3,6%, российский рынок лизинга только за минувшие семь лет (с 2000 по 2007 г.) вырос в 20 раз (с $1,2 до 24 млрд)1.
Даже обычно более успешные конкуренты России в борьбе за привлечение иностранных инвестиций - Китай, Индия и Бразилия - в данном случае заметно уступают российскому лизинговому рынку. Рынки лизинга Китая ($4,25 млрд) и Индии ($440 млн) не обладают серьезными размерами с точки зрения иностранных инвесторов, а их доля в ВВП и суммарных инвестициях этих стран чрезмерно мала (0,19 и 0,06% ВВП соответственно).
Из
стран BRIC Бразилия с объемом рынка
$9,77 млрд и темпом прироста 76% за 2005 год
(последняя доступная
Еще один заметный конкурент России на мировой лизинговой арене - ЮАР с объемом рынка $7,6 млрд и темпом прироста 15,2% в 2005 году. Дополнительную привлекательность российскому лизинговому рынку в глазах иностранных инвесторов обеспечивают благоприятное и в целом качественное законодательство о лизинге (к тому же построенное в соответствии с конвенцией УНИДРУА "О международном финансовом лизинге"), крайне низкий уровень неплатежей лизингополучателей (в среднем не более 1%), отсутствие регулятивной нагрузки на лизинговый бизнес (т.е. тех нормативов, которые предъявляются к банкам), а также инвестиционный уровень суверенного кредитного рейтинга России. Значительный приток капитала в Россию в последние годы (например, в 2006 г. - $40,1 млрд) и ожидание столь же существенного притока в ближайшем будущем также создают благоприятный фон для лизинговых инвестиций.
В структуре российского рынка лизинга львиную долю занимают сегменты автомобильного и железнодорожного транспорта (см.Приложение 1). В сумме на них приходится половина всех лизинговых сделок. Практически все новые лизинговые компании с иностранным капиталом, выходящие на российский рынок, начинают работать именно в секторах лизинга автотранспорта и подвижного состава. Благодаря более низким ставкам привлечения финансирования и совершенным технологиям бизнеса они успешно конкурируют с российскими компаниями в этих сегментах, а вскоре и начнут вытеснять их.
Несколько сегментов рынка имеют особенно большой потенциал роста: лизинг зданий и сооружений, промышленных комплексов, энергетического оборудования, судов1. Возможность развития этих сегментов в настоящее время существенно ограничена необходимостью привлечения долгосрочного финансирования (на срок до 10 и более лет), что обусловлено высокой ценой предметов лизинга и длительностью их окупаемости. Сдерживающими факторами становятся также отсутствие необходимого законодательства и неопределенность государственной стратегии в отношении некоторых из этих отраслей.
Лизинг зданий и сооружений в настоящее время занимает невысокую долю на рынке лизинга - около 1,6%, в то время как доля лизинга недвижимости в европейских странах в среднем составляет 17% данного рынка.
Еще два сегмента с хорошим потенциалом, практически неразвитые сейчас, - это лизинг медицинского оборудования и оборудования для ЖКХ. Сдерживающим фактором для развития этих сегментов в России является ограничение в "Законе о лизинге", указывающее, что предмет лизинга может использоваться только в предпринимательских целях. Следовательно, государственные организации, которые могли бы стать основными реципиентами этих лизинговых инвестиций, не имеют права осуществлять такие сделки. Потенциально государственные организации представляют собой интересный сегмент для лизингодателей (по широкому спектру предметов лизинга), при том что эти организации имеют предсказуемые денежные потоки. Такая практика распространена в большинстве развитых стран. В Германии, например, на государственные организации приходится 5% всех лизинговых сделок (2,36 млрд евро).
Еще одно потенциально сильное направление - лизинг информационных технологий и программного обеспечения. В США этот сегмент занимает более 30% всего рынка.
В
России его развитие сдерживается во
многом тем, что программное обеспечение
не является материальным активом, а
поэтому в соответствии с законодательством
не может становиться объектом лизинга.
Кроме того, в нашей стране пока менее
развита культура приобретения лицензионного
программного обеспечения.
Заключение
К понятию лизинга существуют различные подходы, однако разумнее рассматривать лизинг с двух сторон:
- лизинг – способ реализации отношений собственности;
- лизинг
– вид инвестиционной
В условиях сложной российской экономической ситуации, а особенно в промышленности, оснащенность современным оборудованием в которой практически на нуле, лизинг мог бы стать одним из самых эффективных способов технического перевооружения производства. Преимущества лизинга очевидны: экономические выгоды за счет налоговых, амортизационных, таможенных и других льгот, снижение рисков арендодателей, инвесторов, защита их интересов, экономические выгоды для арендаторов в виде снижения налогооблагаемой прибыли за счет отнесения на себестоимость лизинговых платжей, снижение стартовой финансовой нагрузки, поскольку лизинг не требует немедленного и значительного объема платежей, отсутствие необходимости «замораживания» собственного капитала, сохранение ликвидности фирмы-арендатора в течение всего инвестиционного срока, гибкость расчетов за счет выбора способа, размеров, периодичности, способа уплаты лизинговых платежей, для лизингополучателя уменьшается риск морального или физического износа имущества. Таким образом лизинг для российских предприятий является более выгодным, а зачастую и единственным, источником обновления основных средств.
Для государства лизинг важен как средство для ускорения процесса воспроизводства, внедрения достижений научно-технического прогресса; создания новых рабочих мест; привлечения зарубежных государственных и частных инвестиций в страну; повышения технического уровня производства во всех отраслях экономики и ускорения технического и технологического перевооружения в них.
Необходимо сделать вывод о том, что особенностью договора лизинга является то, что лизингополучатель вправе предъявлять непосредственно продавцу имущества, переданного в лизинг, требования, вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и лизингодателем, в частности в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки, и в других случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом. При этом лизингополучатель имеет права и несёт обязанности, предусмотренные ГК РФ для покупателя, как если бы он был стороной договора купли-продажи указанного имущества, кроме обязанности оплатить приобретенное имущество. Лизингополучатель не вправе расторгнуть договор купли-продажи с продавцом без согласия лизингодателя. В отношениях с продавцом лизингодатель и лизингополучатель выступают как солидарные кредиторы.
Информация о работе Международный финансовый лизинг как сделка с коммерческим финансированием