Мирные средства разрешения международных споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 19:52, реферат

Описание

Мировая политика – это соединение конфликтов и компромиссов. Элементы теории международных отношений присутствуют во многих произведениях политической философии, ибо вопрос о том, как избавить человечество от войн, занимал мыслителей с древних времён. В Китае центральной в этико-политическом учении была идея «жэнь», т.е. гуманность, которая была призвана служить основой человеческих отношений.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………….. 2
1. Понятие и виды международных споров ……………………………………………. 3
2. Понятие и виды мирных средств разрешения международных споров ……………………………………………………………………….. 5
3. Политико-дипломатические средства мирного урегулирования международных споров
3.1. Переговоры и консультации ………………………………………………………….. 6
3.2. Добрые услуги и посредничество …………………………………………………. 7
3.3. Следственная процедура ………………………………………………………………. 9
3.4. Согласительная процедура …………………………………………………………… 9
4. Судебные средства мирного урегулирования …………………………………….11
4.1. Международный арбитраж …………………………………………………………. 11
4.2. Международные суды …………………………………………………………………. 14
5. Механизмы мирного разрешения споров в международных организациях ………………………………………………………………………………………. 15
Литература
Выводы

Работа состоит из  1 файл

Мирные средства разрешения международных споров.docx

— 60.04 Кб (Скачать документ)

    Непосредственные  дипломатические переговоры осуществляются с использованием привычных дипломатических средств: прямых переговоров, обмена дипломатическими нотами (письмами) и т.д. и завершаются принятием совместных деклараций или заключением соответствующих международных соглашений.

    Часто непосредственные переговоры рассматриваются  в договорах об урегулировании конфликтов как предварительное средство урегулирования перед передачей спора на рассмотрение судебных или арбитражных процедур. В этом случае перед переговорами стоит задача определить предмет спора и все сопутствующие обращению в судебный орган вопросы. Кроме того, ничто не препятствует сторонам использовать переговоры наряду с другими средствами для урегулирования одного и того же спора, как на это указал Международный суд  ООН в своем решении по вопросу о консульском и дипломатическом персонале США в Тегеране в 1980 г.

    Консультации - это разновидность переговоров. Проведение консультаций может быть предусмотрено в международных договорах, кроме того, стороны могут договориться о проведении консультаций и вне рамок конкретных договоров по инициативе одной из них или по взаимной договоренности. Консультации позволяют прояснить позиции сторон, чаще всего они проходят в виде обмена мнениями о складывающейся ситуации или причинах обострения отношении.  Консультации помогают преодолеть возникшие недоразумения или создать основу для проведения переговоров. 

    3.2. Добрые услуги и посредничество

    Добрые услуги и посредничество характеризуются  вмешательством третьей стороны (государства или ММПО, или группы государств, или государства и ММПО) в урегулирование спора между  субъектами международного права. Задача третьей стороны в споре зависит от характера

 используемого средства. Если речь идет о добрых услугах, то вмешательство третьей стороны ограничивается  простым содействием в проведении переговоров или в налаживании контактов между спорящими сторонами без разработки каких-либо  предложений  по урегулированию  спора. Предложение оказать добрые услуги рассматривается  как дружественный акт со стороны третьего государства или международной организации, которые по своей инициативе содействуют договоренности сторон приступить к урегулированию спора. В качестве примера можно назвать добрые услуги Правительства СССР в споре между Индией и Пакистаном в 1965 г. по поводу Кашмира, урегулированного в Ташкентской декларации 1966 г. Другим примером может быть участие Франции в начале 70-х гг. XX в. в содействии урегулированию вьетнамского конфликта. Большую активность в предоставлении добрых услуг проявляют Генеральные секретари ООН, которые непосредственно или через своих представителей оказывают их в различных конфликтах (в споре о Восточном Тиморе, в ирано-иракской войне, конфликте из-за Фолклендских/Мальвинских островов, на Кипре и т.д.).

    При посредничестве, напротив, задачей третьей стороны является не только установление прямых контактов между спорящими сторонами, но и выработка предложения по урегулированию проблемы. Стороны спора, разумеется, не обязаны принять в обязательном порядке предложенный вариант урегулирования, но направление им предложения об урегулировании не может с их стороны рассматриваться как недружественный акт. В частности, при посредничестве Алжира в споре между США и Ираном были заключены «алжирские соглашения». В 1986 г. Генеральный секретарь ООН предложил свое посредничество в споре между Францией и Новой Зеландией, касающемся инцидента с судном «Rainbor Warrior», что помогло урегулировать этот вопрос. Важную посредническую роль в урегулировании конфликта в Бурунди в 1999 г. сыграл бывший президент ЮАР Н. Мандела.

    Гаагская  конвенция о мирном разрешении международных  споров 1907 г. в числе мирных средств  разрешения споров предусматривает  добрые услуги и посредничество. В ст. 3 Конвенции специально подчеркивается, что применение права предлагать оказание добрых услуг и посредничества «отнюдь не может быть почитаемо тою или другою из спорящих Сторон за действие недружелюбное». Таким образом, подобные предложения не должны рассматриваться как вмешательство во внутренние дела государств — сторон спора. В дополнение к этому, чтобы подчеркнуть действительно дружественный характер подобного предложения, в ст. 6 Конвенции устанавливается, что добрые услуги или посредничество «имеют исключительное значение совета и отнюдь не могут почитаться обязательными».

    Добрые  услуги и посредничество часто встречаются  в практике международных отношений. В настоящее время нередко международные организации и прежде всего ООН оказывают посредничество путем направления своих служащих в зоны конфликтов (например, миссия графа Ф. Бернадота в Палестине и т.д.).

    Посредничество  может оказываться по инициативе третьей стороны, которая предлагает конфликтующим сторонам свое содействие в урегулировании спора, при этом стороны должны принять подобное предложение. В ряде случаев сами спорящие страны могут прийти к согласию о приглашении третьей стороны в качестве посредника, как это произошло при заключении в 1979 г. Соглашения Монтевидео, при помощи которого Чили и Аргентина приняли метод урегулирования спора о порядке выполнения арбитражного решения 1977 г. о канале Бигль, предложенный кардиналом А. Саморе.

    3.3. Следственная процедура

    Предложение о создании следственных комиссий было принято по инициативе России в рамках Гаагской конференции 1899 г. На следующей  Гаагской мирной конференции в 1907 г. также была проведена регламентация  деятельности следственных комиссий.

    Задачей следственных комиссий является установление подлинности случившихся фактов, а также причин возникновения  разногласий между спорящими  сторонами. В ст. 9 Гаагской конвенции  о мирном разрешении международных  споров 1907 г. установлено, что Целью  таких комиссий является выяснение  «вопросов факта посредством  беспристрастного и добросовестного их расследования». Порядок деятельности таких комиссий, которые создаются путем заключения специального соглашения между спорящими сторонами, предусматривается в ст. 17-36 Гаагской конвенции 1907 г. Наиболее важные правила такого порядка: 1) следствие производится в состязательном порядке; 2) комиссия имеет право временно перенести свои заседания на место происшествия, если она считает полезным обратиться к этому средству осведомления; 3) комиссия имеет право просить у каждой из сторон тех объяснений или сведений, кои она признает полезными; 4) стороны обязываются предоставить следственной комиссии в самой широкой мере, признаваемой или возможной, все средства и способы, необходимые для полного выяснения и точной оценки спорных фактов; 5) совещания комиссии происходят при закрытых дверях и остаются секретными;              6) доклад подписывается всеми членами комиссии и оглашается на открытом заседаний в присутствии советников и служащих сторон и, наконец, 7) доклад комиссии, ограничиваясь лишь установлением фактов, отнюдь не имеет характера третейского решения. Создание следственных комиссий, согласно Гаагским конвенциям 1899 и 1907,гг., носит добровольный характер, хотя в практике международных отношений в XX в. были зафиксированы случаи договорного закрепления обязательного создания подобных комиссий.

    Обращение к следственным комиссиям предусмотрено  в Декларации об определении фактов Организацией Объединенных Наций в  сфере поддержания международного мира и безопасности, принятой Генеральной  Ассамблеей ООН в 1991 г. В настоящее  время создание следственных комиссий довольно часто практикуется международными организациями (ООН, Совет Европы, ОБСЕ) для проведения расследования фактов нарушения прав человека в отдельных  странах.

 

3.4. Согласительная процедура

    Международную согласительную процедуру можно  определить как вмешательство в  урегулирование международного спора  со стороны международного органа, который, основываясь на доверии спорящих сторон, обязан изучить все аспекты спора и предложить его урегулирование, которое не будет рассматриваться ими как обязательное. Они могут с ним согласиться, а могут продолжить поиски урегулирования спора. Согласительные (примирительные) комиссии относятся к одному из самых современных средств урегулирования споров дипломатическими методами. Повод для учреждения примирительных комиссий на постоянной основе был создан Лигой Наций. На III заседании Ассамблеи Лиги, проведенном в 1922 г., была принята рекомендация создавать такие комиссии на основе двусторонних и многосторонних договоров об урегулировании разногласий и использовать их до того, как спор будет передан на рассмотрение Совета Лиги на основе   ст. 15 ее Статута. Эта рекомендация была реализована в целом ряде многосторонних, в том числе региональных и двусторонних, соглашений, заключенных в период с 1924 по 1931 г. В 1928 г. порядок образования и функционирования согласительных комиссий был установлен в Общем акте о мирном разрешении международных споров.

    В настоящее время согласительная процедура также получила широкое признание, например, она закреплена в Европейской конвенции 1957 г. о мирном урегулировании споров, а также в Валлеттском механизме ОБСЕ 1991 по урегулированию опоров и в Стокгольмской конвенции 1992 г. по примирению и арбитражу ОБСЕ 1992 г., в которой предусмотрено составление списка примирителей. Часто положения о применении согласительных процедур включаются в международные договоры, с помощью которых осуществлялась кодификация международного права (Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 Г. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.). В 2002 г. Административный совет Постоянной палаты третейского суда принял новый Факультативный регламент о примирении споров, касающихся природных ресурсов и (или) окружающей среды.

    Международной практике известны различные примеры успешного применения данной процедуры, например, с помощью примирительной комиссии был урегулирован спор о делимитации континентального шельфа между Норвегией и Исландией в 1981 г. в секторе Ян Мейен, а также ее использование помогло прекратить территориальный спор между Гватемалой и Белизом в 2002 г.

    Комиссии  по примирению, как правило, решают тройственную задачу: а) определение  наличия факта; б) установление вопросов права и в) составление доклада комиссии с предложением об урегулировании спора. Таким образом, в отличие от следственных комиссий примирительные не ограничиваются установлением фактов, а рассматривают вопросы права и формулируют предложения об урегулировании разногласий.

    Основным  международно-правовым документом в  этой сфере до настоящего времени  является Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г., пересмотренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 г. В нем установлено: 1) на рассмотрение согласительной процедуры могут представляться споры любого характера; 2) комиссии, создаваемые спорящими сторонами, будут иметь постоянный или временный характер;   3) постоянные комиссии создаются в течение шестимесячного срока по просьбе одной из сторон; 4) они будут состоять из пяти членов, назначаемых на трехлетний срок с возможностью переизбрания; 5)  комиссии функционируют на основе просьбы, поступившей от спорящих сторон; 6) они собираются в штаб-квартире ООН или другом  месте, определяемом председателем; 7) комиссии заседают при закрытых дверях, за исключением иного решения принятого с согласия сторон; 8) процедура рассмотрения вопросов в комиссии носит состязательный характер; 9) задача комиссии состоит в том, чтобы разъяснять спорные вопросы, собирать в этих целях всю полезную информацию посредством расследования или другой процедуры и прилагать усилия для примирения сторон; 10) работа комиссии завершается посредством принятия акта, в котором констатируется, пришли ли стороны к соглашению, и устанавливаются его условия если субъекты принимают это соглашение. Данный акт передается сторонам, которые могут принять решение о его публикации. 

    4. Судебные (юридические) средства мирного

       урегулирования

    Спор, который возникает между субъектами международного права, может быть передан  с их обоюдного согласия на рассмотрение третьей, независимой стороны, которая, используя состязательную процедуру, будет иметь возможность вынести  основанное на международном праве  обязательное для спорящих сторон решение, и это положит конец спору  между ними. Международная практика выработала два основных юридических  средства урегулирования международных  споров: международный арбитраж и  международные судебные процедуры. 

    4.1. Международный арбитраж

    Упоминания  об арбитраже можно найти в  различных исторических источниках, относящихся к глубокой древности. Например, к арбитражу прибегали  государства Древнего Китая, Древней  Индии, есть свидетельства его использования  в Древней Греции. Немало примеров межгосударственных арбитражей относится  к Средневековью. Если же говорить об арбитраже в современном значении этого слова, то он впервые был включен в качестве средства мирного урегулирования межгосударственных споров в договор о дружбе, торговле и навигации между Великобританией и США в 1794 г., известный как договор Джея, посредством которого эти государства стремились урегулировать свои разногласия, появившиеся в результате провозглашения независимости США. Наиболее значимым примером, оказавшим влияние на становление современного арбитража, явился арбитраж, который рассмотрел в 1872 г. так называемое дело Алабамы между США и Великобританией, затрагивавший обязанности Великобритании как нейтральной державы в ходе Гражданской войны в США. Для рассмотрения этого вопроса был учрежден арбитражный суд в составе пяти членов, двое из которых были гражданами спорящих сторон, в то время как три остальных арбитра имели гражданство других государств. В течение последующих 30 лет любые другие субъекты стали гораздо чаще прибегать к арбитражному урегулированию своих разногласий, чем это было прежде.

    На Первой Гаагской мирной конференции в 1899 г. была принята Конвенция о мирном разрешении международных столкновений, которая посвятила весь раздел IV арбитражному разбирательству. Этот раздел состоял из трех глав: глава I — «О третейском разбирательстве», глава II — «О Постоянной палате третейского суда» и глава III — «О порядке третейского разбирательства». На Второй Гаагской конференции в 1907 г. текст этой Конвенции был пересмотрен, и он действует в таком виде до настоящего времени.

Информация о работе Мирные средства разрешения международных споров