Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 19:52, реферат
Мировая политика – это соединение конфликтов и компромиссов. Элементы теории международных отношений присутствуют во многих произведениях политической философии, ибо вопрос о том, как избавить человечество от войн, занимал мыслителей с древних времён. В Китае центральной в этико-политическом учении была идея «жэнь», т.е. гуманность, которая была призвана служить основой человеческих отношений.
Введение ……………………………………………………………………………………………….. 2
1. Понятие и виды международных споров ……………………………………………. 3
2. Понятие и виды мирных средств разрешения международных споров ……………………………………………………………………….. 5
3. Политико-дипломатические средства мирного урегулирования международных споров
3.1. Переговоры и консультации ………………………………………………………….. 6
3.2. Добрые услуги и посредничество …………………………………………………. 7
3.3. Следственная процедура ………………………………………………………………. 9
3.4. Согласительная процедура …………………………………………………………… 9
4. Судебные средства мирного урегулирования …………………………………….11
4.1. Международный арбитраж …………………………………………………………. 11
4.2. Международные суды …………………………………………………………………. 14
5. Механизмы мирного разрешения споров в международных организациях ………………………………………………………………………………………. 15
Литература
Выводы
Непосредственные дипломатические переговоры осуществляются с использованием привычных дипломатических средств: прямых переговоров, обмена дипломатическими нотами (письмами) и т.д. и завершаются принятием совместных деклараций или заключением соответствующих международных соглашений.
Часто непосредственные переговоры рассматриваются в договорах об урегулировании конфликтов как предварительное средство урегулирования перед передачей спора на рассмотрение судебных или арбитражных процедур. В этом случае перед переговорами стоит задача определить предмет спора и все сопутствующие обращению в судебный орган вопросы. Кроме того, ничто не препятствует сторонам использовать переговоры наряду с другими средствами для урегулирования одного и того же спора, как на это указал Международный суд ООН в своем решении по вопросу о консульском и дипломатическом персонале США в Тегеране в 1980 г.
Консультации
- это разновидность переговоров. Проведение
консультаций может быть предусмотрено
в международных договорах, кроме того,
стороны могут договориться о проведении
консультаций и вне рамок конкретных договоров
по инициативе одной из них или по взаимной
договоренности. Консультации позволяют
прояснить позиции сторон, чаще всего
они проходят в виде обмена мнениями о
складывающейся ситуации или причинах
обострения отношении. Консультации
помогают преодолеть возникшие недоразумения
или создать основу для проведения переговоров.
3.2. Добрые услуги и посредничество
Добрые услуги и посредничество характеризуются вмешательством третьей стороны (государства или ММПО, или группы государств, или государства и ММПО) в урегулирование спора между субъектами международного права. Задача третьей стороны в споре зависит от характера
используемого средства. Если речь идет о добрых услугах, то вмешательство третьей стороны ограничивается простым содействием в проведении переговоров или в налаживании контактов между спорящими сторонами без разработки каких-либо предложений по урегулированию спора. Предложение оказать добрые услуги рассматривается как дружественный акт со стороны третьего государства или международной организации, которые по своей инициативе содействуют договоренности сторон приступить к урегулированию спора. В качестве примера можно назвать добрые услуги Правительства СССР в споре между Индией и Пакистаном в 1965 г. по поводу Кашмира, урегулированного в Ташкентской декларации 1966 г. Другим примером может быть участие Франции в начале 70-х гг. XX в. в содействии урегулированию вьетнамского конфликта. Большую активность в предоставлении добрых услуг проявляют Генеральные секретари ООН, которые непосредственно или через своих представителей оказывают их в различных конфликтах (в споре о Восточном Тиморе, в ирано-иракской войне, конфликте из-за Фолклендских/Мальвинских островов, на Кипре и т.д.).
При посредничестве, напротив, задачей третьей стороны является не только установление прямых контактов между спорящими сторонами, но и выработка предложения по урегулированию проблемы. Стороны спора, разумеется, не обязаны принять в обязательном порядке предложенный вариант урегулирования, но направление им предложения об урегулировании не может с их стороны рассматриваться как недружественный акт. В частности, при посредничестве Алжира в споре между США и Ираном были заключены «алжирские соглашения». В 1986 г. Генеральный секретарь ООН предложил свое посредничество в споре между Францией и Новой Зеландией, касающемся инцидента с судном «Rainbor Warrior», что помогло урегулировать этот вопрос. Важную посредническую роль в урегулировании конфликта в Бурунди в 1999 г. сыграл бывший президент ЮАР Н. Мандела.
Гаагская конвенция о мирном разрешении международных споров 1907 г. в числе мирных средств разрешения споров предусматривает добрые услуги и посредничество. В ст. 3 Конвенции специально подчеркивается, что применение права предлагать оказание добрых услуг и посредничества «отнюдь не может быть почитаемо тою или другою из спорящих Сторон за действие недружелюбное». Таким образом, подобные предложения не должны рассматриваться как вмешательство во внутренние дела государств — сторон спора. В дополнение к этому, чтобы подчеркнуть действительно дружественный характер подобного предложения, в ст. 6 Конвенции устанавливается, что добрые услуги или посредничество «имеют исключительное значение совета и отнюдь не могут почитаться обязательными».
Добрые услуги и посредничество часто встречаются в практике международных отношений. В настоящее время нередко международные организации и прежде всего ООН оказывают посредничество путем направления своих служащих в зоны конфликтов (например, миссия графа Ф. Бернадота в Палестине и т.д.).
Посредничество может оказываться по инициативе третьей стороны, которая предлагает конфликтующим сторонам свое содействие в урегулировании спора, при этом стороны должны принять подобное предложение. В ряде случаев сами спорящие страны могут прийти к согласию о приглашении третьей стороны в качестве посредника, как это произошло при заключении в 1979 г. Соглашения Монтевидео, при помощи которого Чили и Аргентина приняли метод урегулирования спора о порядке выполнения арбитражного решения 1977 г. о канале Бигль, предложенный кардиналом А. Саморе.
3.3. Следственная процедура
Предложение о создании следственных комиссий было принято по инициативе России в рамках Гаагской конференции 1899 г. На следующей Гаагской мирной конференции в 1907 г. также была проведена регламентация деятельности следственных комиссий.
Задачей
следственных комиссий является установление
подлинности случившихся
Обращение
к следственным комиссиям предусмотрено
в Декларации об определении фактов
Организацией Объединенных Наций в
сфере поддержания
3.4. Согласительная процедура
Международную согласительную процедуру можно определить как вмешательство в урегулирование международного спора со стороны международного органа, который, основываясь на доверии спорящих сторон, обязан изучить все аспекты спора и предложить его урегулирование, которое не будет рассматриваться ими как обязательное. Они могут с ним согласиться, а могут продолжить поиски урегулирования спора. Согласительные (примирительные) комиссии относятся к одному из самых современных средств урегулирования споров дипломатическими методами. Повод для учреждения примирительных комиссий на постоянной основе был создан Лигой Наций. На III заседании Ассамблеи Лиги, проведенном в 1922 г., была принята рекомендация создавать такие комиссии на основе двусторонних и многосторонних договоров об урегулировании разногласий и использовать их до того, как спор будет передан на рассмотрение Совета Лиги на основе ст. 15 ее Статута. Эта рекомендация была реализована в целом ряде многосторонних, в том числе региональных и двусторонних, соглашений, заключенных в период с 1924 по 1931 г. В 1928 г. порядок образования и функционирования согласительных комиссий был установлен в Общем акте о мирном разрешении международных споров.
В настоящее время согласительная процедура также получила широкое признание, например, она закреплена в Европейской конвенции 1957 г. о мирном урегулировании споров, а также в Валлеттском механизме ОБСЕ 1991 по урегулированию опоров и в Стокгольмской конвенции 1992 г. по примирению и арбитражу ОБСЕ 1992 г., в которой предусмотрено составление списка примирителей. Часто положения о применении согласительных процедур включаются в международные договоры, с помощью которых осуществлялась кодификация международного права (Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 Г. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.). В 2002 г. Административный совет Постоянной палаты третейского суда принял новый Факультативный регламент о примирении споров, касающихся природных ресурсов и (или) окружающей среды.
Международной практике известны различные примеры успешного применения данной процедуры, например, с помощью примирительной комиссии был урегулирован спор о делимитации континентального шельфа между Норвегией и Исландией в 1981 г. в секторе Ян Мейен, а также ее использование помогло прекратить территориальный спор между Гватемалой и Белизом в 2002 г.
Комиссии по примирению, как правило, решают тройственную задачу: а) определение наличия факта; б) установление вопросов права и в) составление доклада комиссии с предложением об урегулировании спора. Таким образом, в отличие от следственных комиссий примирительные не ограничиваются установлением фактов, а рассматривают вопросы права и формулируют предложения об урегулировании разногласий.
Основным
международно-правовым документом в
этой сфере до настоящего времени
является Общий акт о мирном разрешении
международных споров 1928 г., пересмотренный
Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 г. В нем
установлено: 1) на рассмотрение согласительной
процедуры могут представляться споры
любого характера; 2) комиссии, создаваемые
спорящими сторонами, будут иметь постоянный
или временный характер; 3) постоянные
комиссии создаются в течение шестимесячного
срока по просьбе одной из сторон; 4) они
будут состоять из пяти членов, назначаемых
на трехлетний срок с возможностью переизбрания;
5) комиссии функционируют на основе
просьбы, поступившей от спорящих сторон;
6) они собираются в штаб-квартире ООН или
другом месте, определяемом председателем;
7) комиссии заседают при закрытых дверях,
за исключением иного решения принятого
с согласия сторон; 8) процедура рассмотрения
вопросов в комиссии носит состязательный
характер; 9) задача комиссии состоит в
том, чтобы разъяснять спорные вопросы,
собирать в этих целях всю полезную информацию
посредством расследования или другой
процедуры и прилагать усилия для примирения
сторон; 10) работа комиссии завершается
посредством принятия акта, в котором
констатируется, пришли ли стороны к соглашению,
и устанавливаются его условия если субъекты
принимают это соглашение. Данный акт
передается сторонам, которые могут принять
решение о его публикации.
4. Судебные (юридические) средства мирного
урегулирования
Спор,
который возникает между
4.1. Международный арбитраж
Упоминания
об арбитраже можно найти в
различных исторических источниках,
относящихся к глубокой древности.
Например, к арбитражу прибегали
государства Древнего Китая, Древней
Индии, есть свидетельства его
На Первой Гаагской мирной конференции в 1899 г. была принята Конвенция о мирном разрешении международных столкновений, которая посвятила весь раздел IV арбитражному разбирательству. Этот раздел состоял из трех глав: глава I — «О третейском разбирательстве», глава II — «О Постоянной палате третейского суда» и глава III — «О порядке третейского разбирательства». На Второй Гаагской конференции в 1907 г. текст этой Конвенции был пересмотрен, и он действует в таком виде до настоящего времени.
Информация о работе Мирные средства разрешения международных споров