Надзор за законностью соблюдения конституционных, гарантий, прав и свобод граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:47, доклад

Описание

Проблема прав человека, личности, гражданина настолько акту­альна и важна, что не выделить эту тему в предмет особого разгово­ра сегодня просто нельзя. И в особенности с позиции прокурорско­го надзора за соблюдением законов в этой чрезвычайно важной сфере правоотношений и в нашей жизни вообще.

Работа состоит из  1 файл

work.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)


16

 

1.(9). Надзор за законностью соблюдения конституционных, гарантий, прав и свобод граждан.

 

Проблема прав человека, личности, гражданина настолько акту­альна и важна, что не выделить эту тему в предмет особого разгово­ра сегодня просто нельзя. И в особенности с позиции прокурорско­го надзора за соблюдением законов в этой чрезвычайно важной сфере правоотношений и в нашей жизни вообще.

Надзор за законностью применения мер процессуального принуждения.

Чрезвычайная и особая важность деятельности органов проку­ратуры по надзору за органами дознания и предварительного след­ствия, а также органами, проводящими оперативно-розыскные ме­роприятия, предопределена уже самой значимостью этой очень от­ветственной и довольно сложной стадией судопроизводства.

Ведь следствие, проводимое органами прокуратуры, внутренних дел, госбезопасности и Государственного комитета финансовых расследо­ваний, хотя и носит наименование предварительного (окончательное решение по уголовному делу принимает суд), тем не менее, при его про­ведении в производстве предварительно определяются характер и объем обвинения, правовая оценка инкриминируемого действия (бездействия), т.е. преступления, что, в свою очередь, предопределяет вид и меру уго­ловного наказания, устанавливается круг доказательств по делу, в пре­делах которого, как правило, проводится судебное разбирательство.

Поэтому правильно организованное предварительное расследо­вание, а также осуществляемый при этом прокурорский надзор за законностью  применения мер процессуального принуждения представляет собой одну из существенных гарантий быстрого и полного раскрытия преступления, его объективного и всесторонне­го расследования, а в конечном итоге, и постановления, вынесения судом законного, обоснованного и справедливого приговора.

Особенно возрастает значение этого надзора сегодня, когда в Республике Беларусь идет формирование право­вого демократического государства. Ведь ни в какой иной сфере де­ятельности правоохранительных органов, органов государственной власти и управления не затрагиваются так остро права и законные интересы граждан, как в сфере уголовного судопроизводства. Ни­какие иные нарушения законов не причиняют людям таких нрав­ственных и физических страданий, как нарушения, связанные с неза­конными задержаниями и арестами, необоснованным привлечени­ем к ответственности и осуждением невиновных, тем более, что наше общество с этим в своей истории уже встречалось.

Главные задачи, стоящие перед органами прокуратуры при осу­ществлении надзора в этой сфере можно сформулировать так:

1.   Чтобы ни одно преступление не осталось не раскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности, т.е., чтобы был реализован принцип нео­твратимости наказания:

2.    Чтобы никто не подвергался незаконному и необоснованно­му привлечению к уголовной ответственности или иному незакон­ному ограничению в правах. Именно в этом состоит суть основных задач прокуратуры при осу­ществлении надзора за законностью на этой стадии судопроизводства. Надзор осуществляется на всех этапах возбуждения и расследования уголовного дела, начиная с поступления в орган дознания или следо­вателю заявления или иного сообщения о совершенном или подготав­ливаемом преступлении и до утверждения обвинительного заключе­ния и направления дела для предания обвиняемого суду.

Предметом надзора в этой области является исполнение всеми орга­нами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дозна­ние и предварительное следствие, требований законодательства с тем, чтобы обеспечивалась защита личности, государства и юридических лиц от преступных посягательств.

При этом важно подчеркнуть, что все задачи будет успешно вы­полнены лишь при условии, если сами прокуроры и следователи будут строго придерживаться требований закона и норм уголовного про­цесса. Принцип законности в уголовном судопроизводстве является од­ним из основополагающих, фундаментальных принципов в организации и деятельности органов дознания и предварительного следствия.

Статья 11 УПК Республики Бела­русь: «Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления либо заключен под стражу, домашний арест в каче­стве меры пресечения, а также помещен в медицинское учреждение для производства судебно-психиатрической или иной экспертизы при отсутствии на то законных оснований и в нарушение порядка, пре­дусмотренного настоящим кодексом».

Более того, этот принцип и его гарантии ныне закреплены у нас в Основном Законе государства - Конституции страны, статья 27 ко­торой гласит: «... никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких род­ственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы».

Установленный законом порядок возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, избрания меры пресечения, производства отдельных процессуальных действий вовсе не лишает дознавателей, следователей, да и самих прокуроров исполнительской инициативы, проявления творческого отношения к делу. Правильное применение закона обеспечивает успешное производство по делу и вместе с тем гарантирует и даже «страхует» от возможных ошибок, которые за­тем нередко оборачиваются грубыми нарушениями законности и при­водят к существенному лишению или ограничению прав, свобод и законных интересов участников процесса и других граждан.

Успех в работе абсолютного большинства дознавателей и следо­вателей как раз чаще всего заключается в том, что они каждый свой шаг, каждое процессуальное действие постоянно и неизменно сверяют с требованиями закона, указаниями Генерального прокурора, ко­торые содержатся в его приказах и других нормативных актах. Пони­мая при этом, что ни один закон, ни одна из норм уголовного процес­са не является препятствием для проявления следователем и прокуро­ром инициативы и творческого мастерства при раскрытии и рассле­довании преступления, а скорее, наоборот, только строгое соблюде­ние закона и норм процесса создают условия для действительно пол­ного, быстрого, всестороннего и объективного исследования обстоя­тельств совершенного преступления и привлечения виновных к закон­ной ответственности. Скажем больше: строгое следование курсу, обо­значенному в уголовно-процессуальном Кодексе, является самым вер­ным компасом для следователя при выполнении возложенных на него задач по раскрытию и расследованию преступлений.

Практика также подтверждает, что там, где укоренилось пренебре­жение к закону, нормам и правилам судопроизводства, где стало прави­лом добиваться любой ценой видимого благополучия в борьбе с преступностью, в раскрытии преступлений, где снижена личная ответственность следователя и проку­рора за порученное дело, там процветают произвол и беззаконие.

Есть, к сожалению, факты, когда некоторые ра­ботники органов внутренних дел и прокуратуры проявляют пренебре­жительное отношение к сбору, закреплению и проверке доказательств, к доводам подозреваемых, обвиняемых и потерпевших, игнорируют об­стоятельства, опровергающие или ставящие под сомнение обвинение, допускают нарушения конституционных гарантий неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных и иных переговоров. Все это, как и многое другое, с объективной необходимостью за­ставило наших законодателей заложить в Концепцию судебно-пра­вовой реформы в Республике Беларусь, которая пусть пока и мед­ленно, но все-таки началась и идет, дополнительные и достаточно серьезные меры по дальнейшему совершенствованию следственно­го аппарата республики и усилению, совершенствованию прокурор­ского надзора за этой очень важной и чрезвычайно ответственной стадией уголовного судопроизводства.

Речь идет в данном случае прежде всего, о том, чтобы руководители прокуратур всех уровней резко повысили качество и действенность, эф­фективность и принципиальность прокурорского надзора за соблюдени­ем требований закона и норм уголовного процесса в период всего хода расследования преступлений и проведения оперативно-розыскных мероп­риятий. Имеется в виду, прежде всего, обеспечение строжайшей законнос­ти начиная с момента возбуждения уголовного дела и заканчивая состав­лением и утверждением обвинительного заключения и направления дела в суд. Особо важное значение при этом имеет строжайшее и неукоснительное исполнение законов при выполнении таких процессуальных действий, как прием, регистрация, учет и проверка заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, возбуждение уголовного дела; задержание подозре­ваемого и избрание в отношении него меры пресечения, в особенности содер­жания под стражей, производство выемки, обыска и наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию; предъявление обвинения; отстранение об­виняемого от занимаемой должности; ознакомление обвиняемого с материала­ми уголовного дела: составление и утверждение обвинительного заключения.

Разумеется, каждое процессуальное действие, выполненное работни­ком органов дознания, следователем, относящееся к выявлению любого обстоятельства по делу, имеет существенное значение, но когда речь идет о процессуальных действиях, указанных выше, при их выполнении необходи­мо предъявлять повышенные требования к их исполнителям, так как здесь малейшее отступление от установленного порядка может привести и неред­ко приводит к грубым нарушениям законности в уголов­ном судопроизводстве.

Надзор за соблюдением Закона об оперативно-розыскной деятельности.

Проблемы, связанные с производством оперативно-розыскной де­ятельности, розыскных мероприятий и осуществлением прокурорс­кого надзора за этой деятельностью при их проведении, являются весьма сложными, особенно с точки зрения методики, пока еще не достаточно разработанной.

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Республики Беларусь, Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 9 июля 1999 г.,опубликование которого позволило легализовать такую деятельность, другие законы и иные правовые акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие организа­цию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Необходимость в принятии такого Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» обусловлена многими причинами: в первую очередь не6обходимостью укрепления гарантий защи­ты прав личности, конституционных свобод и других, охраняемых законом интересов человека, гражданина в демократическом правовом государстве, а также тем, что без помощи этих служб целый ряд сложных преступлений подчас просто невозможно раскрыть и довести до конца. Ведь дознаватель и следователь поставлены в очень жесткие рамки строго процессуальных, пре­дусмотренных законом действий, и они не могут в силу этого принять на себя выполнение таких функций. К тому же они не обучены приемам и не обладают тактикой проведения подобного рода мероприятий, лишены не­обходимого для этих целей аппарата, технических средств и т.п.

Поэтому уже при разработке, подготовке этого закона была по­ставлена задача - отделить деятельность оперативного характера от сугубо процессуальной, в особенности от розыска скрывающихся и не установленных преступников; легализовать ее в той мере, в ка­кой это возможно, не нанося ущерба национальным интересам го­сударства и интересам государственной безопасности, защите прав личности и ее интересов, охраняемых законом, поставить эту сферу деятельности под контроль и надзор, подчинить закону.

Принятый 9 июля 1999 г. Закон «Об оперативно-розыскной дея­тельности» отвечает в основном всем этим требованиям.

 

Закон строго разграничивает компетенцию следственных органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Он не только определяет содержание этой деятельности (ст. 1, 2), ее задачи (ст. 3), принципы (ст. 4), но и закрепляет систему гарантий законности ее осуществления (ст. 6). Эта деятельность, согласно Закону, осуществ­ляется, как гласными, так и негласными методами. Она имеет целью защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безо­пасности общества и государства от преступных посягательств.

Организация и тактика проведения оперативно-розыскных ме­роприятий составляют государственную тайну. Эти органы не вправе обнародовать, прежде всего, агентуру и лиц, осуществляющих внеш­нее наблюдение, виды криминалистическо-технических средств, при­менение которых позволило получить те или иные данные. И это понятно, ибо иначе надо ликвидировать весь сложившийся аппарат оперативно-розыскной деятельности, сам этот институт, чего не мо­жет позволить себе ни одно государство в мире.

Осуществляя надзор за соблюдением Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», прокуроры дол­жны внимательно следить за тем, чтобы строго соблюдались требо­вания закона, предусматривающие основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, четко определенные зако­нодательством.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции вправе также собирать данные, ха­рактеризующие личность граждан, необходимые для принятия ре­шений.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагиваю­щих тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграф­ных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи о лицах, подготавливающих или покушающихся на тяжкие пре­ступления, совершающих либо совершивших тяжкие преступления, и только с санкции прокурора по мотивированному постановлению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего орга­на, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. В слу­чае возникновения явной угрозы жизни отдельных лиц, а также по заявлению или с согласия граждан допускается проведение указан­ных оперативно-розыскных мероприятий на основании постанов­ления, утвержденного руководителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов.

Другие виды оперативно-розыскных мероприятий осуществля­ются по мотивированному постановлению, утвержденному руково­дителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего опе­ративно-розыскную деятельность.

Важно также отметить, что сведения, установленные оперативно-розыскной службой, могут быть использованы в качестве доказательств, имеющих юридическую силу, только после их проверки следственным путем в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Информация о работе Надзор за законностью соблюдения конституционных, гарантий, прав и свобод граждан