Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:47, доклад
Проблема прав человека, личности, гражданина настолько актуальна и важна, что не выделить эту тему в предмет особого разговора сегодня просто нельзя. И в особенности с позиции прокурорского надзора за соблюдением законов в этой чрезвычайно важной сфере правоотношений и в нашей жизни вообще.
16
1.(9). Надзор за законностью соблюдения конституционных, гарантий, прав и свобод граждан.
Проблема прав человека, личности, гражданина настолько актуальна и важна, что не выделить эту тему в предмет особого разговора сегодня просто нельзя. И в особенности с позиции прокурорского надзора за соблюдением законов в этой чрезвычайно важной сфере правоотношений и в нашей жизни вообще.
Надзор за законностью применения мер процессуального принуждения.
Чрезвычайная и особая важность деятельности органов прокуратуры по надзору за органами дознания и предварительного следствия, а также органами, проводящими оперативно-розыскные мероприятия, предопределена уже самой значимостью этой очень ответственной и довольно сложной стадией судопроизводства.
Ведь следствие, проводимое органами прокуратуры, внутренних дел, госбезопасности и Государственного комитета финансовых расследований, хотя и носит наименование предварительного (окончательное решение по уголовному делу принимает суд), тем не менее, при его проведении в производстве предварительно определяются характер и объем обвинения, правовая оценка инкриминируемого действия (бездействия), т.е. преступления, что, в свою очередь, предопределяет вид и меру уголовного наказания, устанавливается круг доказательств по делу, в пределах которого, как правило, проводится судебное разбирательство.
Поэтому правильно организованное предварительное расследование, а также осуществляемый при этом прокурорский надзор за законностью применения мер процессуального принуждения представляет собой одну из существенных гарантий быстрого и полного раскрытия преступления, его объективного и всестороннего расследования, а в конечном итоге, и постановления, вынесения судом законного, обоснованного и справедливого приговора.
Особенно возрастает значение этого надзора сегодня, когда в Республике Беларусь идет формирование правового демократического государства. Ведь ни в какой иной сфере деятельности правоохранительных органов, органов государственной власти и управления не затрагиваются так остро права и законные интересы граждан, как в сфере уголовного судопроизводства. Никакие иные нарушения законов не причиняют людям таких нравственных и физических страданий, как нарушения, связанные с незаконными задержаниями и арестами, необоснованным привлечением к ответственности и осуждением невиновных, тем более, что наше общество с этим в своей истории уже встречалось.
Главные задачи, стоящие перед органами прокуратуры при осуществлении надзора в этой сфере можно сформулировать так:
1. Чтобы ни одно преступление не осталось не раскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности, т.е., чтобы был реализован принцип неотвратимости наказания:
2. Чтобы никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах. Именно в этом состоит суть основных задач прокуратуры при осуществлении надзора за законностью на этой стадии судопроизводства. Надзор осуществляется на всех этапах возбуждения и расследования уголовного дела, начиная с поступления в орган дознания или следователю заявления или иного сообщения о совершенном или подготавливаемом преступлении и до утверждения обвинительного заключения и направления дела для предания обвиняемого суду.
Предметом надзора в этой области является исполнение всеми органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, требований законодательства с тем, чтобы обеспечивалась защита личности, государства и юридических лиц от преступных посягательств.
При этом важно подчеркнуть, что все задачи будет успешно выполнены лишь при условии, если сами прокуроры и следователи будут строго придерживаться требований закона и норм уголовного процесса. Принцип законности в уголовном судопроизводстве является одним из основополагающих, фундаментальных принципов в организации и деятельности органов дознания и предварительного следствия.
Статья 11 УПК Республики Беларусь: «Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления либо заключен под стражу, домашний арест в качестве меры пресечения, а также помещен в медицинское учреждение для производства судебно-психиатрической или иной экспертизы при отсутствии на то законных оснований и в нарушение порядка, предусмотренного настоящим кодексом».
Более того, этот принцип и его гарантии ныне закреплены у нас в Основном Законе государства - Конституции страны, статья 27 которой гласит: «... никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы».
Установленный законом порядок возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, избрания меры пресечения, производства отдельных процессуальных действий вовсе не лишает дознавателей, следователей, да и самих прокуроров исполнительской инициативы, проявления творческого отношения к делу. Правильное применение закона обеспечивает успешное производство по делу и вместе с тем гарантирует и даже «страхует» от возможных ошибок, которые затем нередко оборачиваются грубыми нарушениями законности и приводят к существенному лишению или ограничению прав, свобод и законных интересов участников процесса и других граждан.
Успех в работе абсолютного большинства дознавателей и следователей как раз чаще всего заключается в том, что они каждый свой шаг, каждое процессуальное действие постоянно и неизменно сверяют с требованиями закона, указаниями Генерального прокурора, которые содержатся в его приказах и других нормативных актах. Понимая при этом, что ни один закон, ни одна из норм уголовного процесса не является препятствием для проявления следователем и прокурором инициативы и творческого мастерства при раскрытии и расследовании преступления, а скорее, наоборот, только строгое соблюдение закона и норм процесса создают условия для действительно полного, быстрого, всестороннего и объективного исследования обстоятельств совершенного преступления и привлечения виновных к законной ответственности. Скажем больше: строгое следование курсу, обозначенному в уголовно-процессуальном Кодексе, является самым верным компасом для следователя при выполнении возложенных на него задач по раскрытию и расследованию преступлений.
Практика также подтверждает, что там, где укоренилось пренебрежение к закону, нормам и правилам судопроизводства, где стало правилом добиваться любой ценой видимого благополучия в борьбе с преступностью, в раскрытии преступлений, где снижена личная ответственность следователя и прокурора за порученное дело, там процветают произвол и беззаконие.
Есть, к сожалению, факты, когда некоторые работники органов внутренних дел и прокуратуры проявляют пренебрежительное отношение к сбору, закреплению и проверке доказательств, к доводам подозреваемых, обвиняемых и потерпевших, игнорируют обстоятельства, опровергающие или ставящие под сомнение обвинение, допускают нарушения конституционных гарантий неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных и иных переговоров. Все это, как и многое другое, с объективной необходимостью заставило наших законодателей заложить в Концепцию судебно-правовой реформы в Республике Беларусь, которая пусть пока и медленно, но все-таки началась и идет, дополнительные и достаточно серьезные меры по дальнейшему совершенствованию следственного аппарата республики и усилению, совершенствованию прокурорского надзора за этой очень важной и чрезвычайно ответственной стадией уголовного судопроизводства.
Речь идет в данном случае прежде всего, о том, чтобы руководители прокуратур всех уровней резко повысили качество и действенность, эффективность и принципиальность прокурорского надзора за соблюдением требований закона и норм уголовного процесса в период всего хода расследования преступлений и проведения оперативно-розыскных мероприятий. Имеется в виду, прежде всего, обеспечение строжайшей законности начиная с момента возбуждения уголовного дела и заканчивая составлением и утверждением обвинительного заключения и направления дела в суд. Особо важное значение при этом имеет строжайшее и неукоснительное исполнение законов при выполнении таких процессуальных действий, как прием, регистрация, учет и проверка заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, возбуждение уголовного дела; задержание подозреваемого и избрание в отношении него меры пресечения, в особенности содержания под стражей, производство выемки, обыска и наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию; предъявление обвинения; отстранение обвиняемого от занимаемой должности; ознакомление обвиняемого с материалами уголовного дела: составление и утверждение обвинительного заключения.
Разумеется, каждое процессуальное действие, выполненное работником органов дознания, следователем, относящееся к выявлению любого обстоятельства по делу, имеет существенное значение, но когда речь идет о процессуальных действиях, указанных выше, при их выполнении необходимо предъявлять повышенные требования к их исполнителям, так как здесь малейшее отступление от установленного порядка может привести и нередко приводит к грубым нарушениям законности в уголовном судопроизводстве.
Надзор за соблюдением Закона об оперативно-розыскной деятельности.
Проблемы, связанные с производством оперативно-розыскной деятельности, розыскных мероприятий и осуществлением прокурорского надзора за этой деятельностью при их проведении, являются весьма сложными, особенно с точки зрения методики, пока еще не достаточно разработанной.
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Республики Беларусь, Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 9 июля 1999 г.,опубликование которого позволило легализовать такую деятельность, другие законы и иные правовые акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Необходимость в принятии такого Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» обусловлена многими причинами: в первую очередь не6обходимостью укрепления гарантий защиты прав личности, конституционных свобод и других, охраняемых законом интересов человека, гражданина в демократическом правовом государстве, а также тем, что без помощи этих служб целый ряд сложных преступлений подчас просто невозможно раскрыть и довести до конца. Ведь дознаватель и следователь поставлены в очень жесткие рамки строго процессуальных, предусмотренных законом действий, и они не могут в силу этого принять на себя выполнение таких функций. К тому же они не обучены приемам и не обладают тактикой проведения подобного рода мероприятий, лишены необходимого для этих целей аппарата, технических средств и т.п.
Поэтому уже при разработке, подготовке этого закона была поставлена задача - отделить деятельность оперативного характера от сугубо процессуальной, в особенности от розыска скрывающихся и не установленных преступников; легализовать ее в той мере, в какой это возможно, не нанося ущерба национальным интересам государства и интересам государственной безопасности, защите прав личности и ее интересов, охраняемых законом, поставить эту сферу деятельности под контроль и надзор, подчинить закону.
Принятый 9 июля 1999 г. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» отвечает в основном всем этим требованиям.
Закон строго разграничивает компетенцию следственных органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Он не только определяет содержание этой деятельности (ст. 1, 2), ее задачи (ст. 3), принципы (ст. 4), но и закрепляет систему гарантий законности ее осуществления (ст. 6). Эта деятельность, согласно Закону, осуществляется, как гласными, так и негласными методами. Она имеет целью защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну. Эти органы не вправе обнародовать, прежде всего, агентуру и лиц, осуществляющих внешнее наблюдение, виды криминалистическо-технических средств, применение которых позволило получить те или иные данные. И это понятно, ибо иначе надо ликвидировать весь сложившийся аппарат оперативно-розыскной деятельности, сам этот институт, чего не может позволить себе ни одно государство в мире.
Осуществляя надзор за соблюдением Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», прокуроры должны внимательно следить за тем, чтобы строго соблюдались требования закона, предусматривающие основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, четко определенные законодательством.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции вправе также собирать данные, характеризующие личность граждан, необходимые для принятия решений.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи о лицах, подготавливающих или покушающихся на тяжкие преступления, совершающих либо совершивших тяжкие преступления, и только с санкции прокурора по мотивированному постановлению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. В случае возникновения явной угрозы жизни отдельных лиц, а также по заявлению или с согласия граждан допускается проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий на основании постановления, утвержденного руководителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов.
Другие виды оперативно-розыскных мероприятий осуществляются по мотивированному постановлению, утвержденному руководителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Важно также отметить, что сведения, установленные оперативно-розыскной службой, могут быть использованы в качестве доказательств, имеющих юридическую силу, только после их проверки следственным путем в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.