Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:47, доклад
Проблема прав человека, личности, гражданина настолько актуальна и важна, что не выделить эту тему в предмет особого разговора сегодня просто нельзя. И в особенности с позиции прокурорского надзора за соблюдением законов в этой чрезвычайно важной сфере правоотношений и в нашей жизни вообще.
При осуществлении надзора за соблюдением Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прокуроры призваны также постоянно иметь в виду и такое важное обстоятельство, что какой бы сильной, профессионально подготовленной и технически оснащенной ни была служба оперативно-розыскной деятельности (а она, в отличие от следственного аппарата, действительно неплохо оснащена), она никогда не может обойтись без содействия граждан, общественных организаций и должностных лиц. Но это содействие может быть только на добровольной основе, с их согласия. Поэтому любой случай, когда органы дознания, в особенности служба уголовного розыска, «вербуют помощников» из числа лиц, подозреваемых в совершении преступлений и даже обвиняемых, ценой их освобождения от уголовной ответственности, которая грозит им за содеянное (а такое, к сожалению, еще встречается), должен рассматриваться как грубое нарушение законности.
Согласно Закону, непосредственный надзор за законностью в этой сфере деятельности возлагается на Генерального прокурора республики, прокуроров областей и г. Минска (районные и городские прокуратуры к такому надзору не допускаются). В этих целях приказом Генерального прокурора как в центральном аппарате, так и в подчиненных ему прокуратурах персонально определяется узкий круг лиц из числа должностных лиц - прокуроров этого органа прокуратуры, на которых возлагается данная функция, что влечет за собой оформление им соответствующего допуска к работе с секретными и совершенно секретными документами сами задачи, стоящие перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, - не самоцель. Эта деятельность не носила, не носит и не может носить самостоятельный характер, а всегда была, есть и должна оставаться подчиненной общей цели, ради которой существует вся система правоохранительных органов: укреплять законность и правопорядок в стране, обеспечивать решительную и бескомпромиссную борьбу с правонарушениями и особенно с преступностью, а также причинами и условиями, ее порождающими, обеспечивать неотвратимость наказания за противоправные деяния и защиту честных людей от любого произвола и беззакония.
Следует отметить, что осуществление прокурорского надзора за законностью в этой сфере деятельности - дело для нас не только новое, но и очень непростое. Видимо, понадобится какое-то время для выработки наиболее эффективных и действенных форм и приемов этого надзора. Сегодня же многие следователи сетуют на то, что закон не разрешает им сполна использовать материалы этой деятельности, влиять на тактику и методику ее проведения. Но пока есть закон, и он действует, мы обязаны строго придерживаться его предписаний.
Да, Закон, равно как и ведомственные акты прокуратуры и органов внутренних дел, не определяет и не предопределяет порядка использования следователями материалов и выводов, к которым пришли оперативно-розыскные органы и службы, а потому, как и ко всяким иным материалам, надо иметь к ним определенное критическое отношение. Во всяком случае до тех пор, пока они не будут тщательно и всесторонне проверены процессуальным путем.
Да, ни Закон об оперативно-розыскной деятельности, ни ведомственные акты не предоставляют следователям права и возможности знакомиться с материалами оперативно-розыскной деятельности, это - прерогатива прокурора. Но когда следователю предоставляется такая возможность, ее нельзя не использовать. Однако прокурор обязан предостеречь следователей от безграничного доверия к выводам и результатам ОРД. И если у следователя при ознакомлении с этими материалами возникнет подозрение об использовании службой недозволенных приемов и методов, он обязан доложить об этом прокурору, чтобы тот доступными ему средствами и данными полномочиями смог проверить соблюдение законности при ее производстве.
В случаях нарушения органом или должностным лицом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц, прокуроры обязаны принять меры к восстановлению нарушенных прав и ущемленных законных интересов. Если при этом причинен материальный ущерб, эти органы обязаны принять меры к его возмещению.
Надзор за обеспечением права обвиняемого на защиту.
Особая роль среди конституционных гарантий защиты прав и свобод личности, охраняемых законом ее интересов принадлежит конституционному принципу права обвиняемого на защиту и, естественно, прокурорскому надзору за соблюдением этого положения.
Эти гарантии регулируются целым рядом статей Основного Закона - ст. 22, 61, 62. Последняя прямо указывает, что «Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой (подчеркнем это) момент помощью адвоката и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами».
Кстати, эти широкие права адвоката, защитника нашли теперь свое полное законодательное подкрепление и отражение в новом Законе «Об адвокатуре Республики Беларусь», принятом в 1993 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Парламентом Республики Беларусь в июле 1998 г. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 29).
Это принципиальное положение полностью согласуется с международными нормами права и Декларацией ООН о правах человека.
Применительно к уголовному судопроизводству это означает, что лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд (судья) обязаны обеспечить подозреваемому, обвиняемому и подсудимому возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав.
Конституционное регулирование деятельности адвокатов, а также принятие Закона об адвокатуре, уже сами по себе свидетельствуют о важном значении ее деятельности в уголовном судопроизводстве, в вынесении судом законного, обоснованного и справедливого приговора.
Важно еще раз обратить внимание на то, что, согласно Конституции и Закону об адвокатуре, гражданин имеет право пользоваться помощью адвоката в любой момент и во взаимоотношениях с любыми органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Это принципиально важно, ибо с введением такого права уходит в прошлое «урезанность» этой помощи, когда она допускалась, согласно УПК, лишь с момента предъявления обвинения, а иногда и вообще обходились без нее.
Каковы же задачи прокурора в этой сфере надзора? Прежде всего, прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы защитник был привлечен к участию в производстве дознания или предварительного следствия с момента задержания или ареста подозреваемого. Он следит даже за тем, чтобы следователь с самого начала производства, как только появился подозреваемый, и на последующих стадиях разъяснил гражданину его право иметь защитника, при этом не чинил никаких препятствий в осуществлении этого права. Следователь не вправе навязывать подозреваемому, обвиняемому в качестве защитника определенное лицо. В то же время он должен знать, что член коллегии адвокатов не вправе уклониться от осуществления защиты как по соглашению, так и по назначению президиумом коллегии адвокатов.
И еще важно следить за тем, чтобы содержание обвиняемого под стражей не служило препятствием к реализации обвиняемым своего права на защиту, что бывало нередко и раньше.
Для того чтобы реально обеспечить право обвиняемого на защиту, следователь или прокурор обязаны предоставить ему свидание в близкими или родственниками, которые могут пригласить защитника для участия в процессе. Если у обвиняемого нет такой возможности, а защитник должен принять участие в процессе (по закону), выполнение этой функции, т. е. приглашение адвоката, следователь должен принять на себя. В этом случае он направляет свое предписание в юридическую консультацию района или города по месту производства предварительного расследования или в президиум коллегии адвокатов.
В тех случаях, когда защитник, избранный обвиняемым, не может явиться для участия в деле, следователь в соответствии со ст. 50 УПК Республики Беларусь должен предложить обвиняемому пригласить другого защитника, установив для этого пятидневный срок. Если обвиняемый в указанный срок не воспользуется своим правом, следователь через юридическую консультацию или коллегию адвокатов назначает ему другого защитника.
Следователь обязан принять меры к замене защитника, если его позиция по вопросам доказанности или недоказанности преступления, его юридической оценки и др. не отвечает позиции обвиняемого. Такое решение следователь может принять в случаях, когда по этому поводу есть обоснованное заявление (ходатайство) или самого обвиняемого, или его защитника.
Допуская защитника к участию в процессе, следователь должен создать защитнику необходимые условия для выполнения возложенных на него функций, т.е. предоставить свидание, наладить общение со своим подзащитным, дать ему возможность ознакомиться с материалами уголовного дела, заявить необходимые ходатайства, сделать заявления и пр При этом следует иметь в виду, что нередко еще следователи под разными предлогами мешают адвокатам-защитникам выполнять свой долг, свою функцию защиты. Это должно расцениваться прокурором, как грубейшее нарушение закона, несовместимое с работой в этой должности в любом правоохранительном органе.
Следует также помнить, что как на предварительном следствии, так и в судебном разбирательстве уголовных дел, защитник выполняет важнейшую функцию, в особенности при утверждении в нашем судопроизводстве конституционного принципа состязательности процесса, и выступает в качестве представителя обвиняемого, выполняя тем самым закрепленную в Основном Законе нашего государства функцию защиты прав, свобод, достоинства и чести гражданина, а также другие, охраняемые законом интересы личности. И никто не вправе чинить препятствия при отправлении этой функции. Ведь не зря новый Закон об адвокатуре впервые в нашей практике ввел понятие «адвокатской тайны» и запретил, кому бы то ни было (следователю, прокурору, судье и др.) допрашивать адвоката-защитника о сведениях, которые он получил от своего подзащитного, клиента. Ведь обвиняемый, подсудимый может доверить защитнику как своему представителю, с которым у него связано столько надежд, сведения, которыми не располагают ни следователь, ни прокурор, ни суд.
По новому закону защитник допускается к участию в деле на более ранних этапах предварительного расследования: с момента задержания, возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица. УПК предусматривает обязательное участие защитника при ходатайстве подозреваемого или обвиняемого. Часть 2 статьи 45 предусматривает обязательное участие защитника с момента допуска к участию в деле.
Защитник в новом УПК получил следующие права:
1) беспрепятственно общаться со своим подзащитным наедине и конфиденциально;
2) знакомиться с процессуальными решениями и протоколами следственных действий, произведенных с участием подозреваемого или обвиняемого в отсутствии защитника;
3) получать копии итоговых процессуальных решений органов предварительного расследования и суда;
4) собирать по своей инициативе сведения, относящиеся к обстоятельствам совершенного преступления, и представлять их охрану, ведущему уголовный процесс (ст. 48 УПК).
Из нового УПК исчезли общественные защитники, общественные обвинители.
Реализация предоставленных адвокату новых возможностей по участию в собирании доказательств повысит эффективность его участия в уголовном процессе. В новом УПК защитникам посвяшены статьи 44,45 46,47,48, ч. 3. ст. 103,295 и т.д.
Следует иметь в виду, что новеллой Уголовно-процессуальноги кодекса является совершенно иная ценность иерархий задач уголовного процесса по сравнению с существующей ранее. На первом месте среди них стоит защита личности, ее свобод.
В первом разделе в главе 2 провозглашены и зафиксированы принципы уголовного процесса: законность (ст. 8), обеспечение защиты прав и свобод граждан (ст. 10), уважение чести и достоинства личности (ст. 12), публичность уголовного процесса (ст. 15), презумция невиновности (ст. 16), оценка доказательств по внутреннему убеждению (ст. 19), осуществление правосудия на основе состязательности о равенстве сторон (ст. 24).
Защита прав и свобод человека и гражданина является основной обязанностью государства. Конституционными нормами прямого действия, регулирующими гражданские права и свободы, являются статьи Конституции Республики Беларусь - 2, 7, 13, 21, 22, 23 и 25.
Эта та тема, где тесно смыкаются и переплетаются подчас такие понятия, как «закон» и «этика», «право» и «мораль», т.е. нравственные аспекты уголовного судопроизводства, которым пока, к сожалению, мало уделяется внимания, но роль которых по мере нашего продвижения к правовому демократическому государству будет все более возрастать.
2. (18). Участие прокурора в совершенствовании законодательства.
Правовые основы участия прокурора в совершенствовании законодательства.
Участие прокуратуры в правотворческой деятельности и совершенствовании законодательства осуществляется в следующих формах:
участие в подготовке проектов нормативных правовых актов;
проведение правовой экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов;