Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:47, доклад
Проблема прав человека, личности, гражданина настолько актуальна и важна, что не выделить эту тему в предмет особого разговора сегодня просто нельзя. И в особенности с позиции прокурорского надзора за соблюдением законов в этой чрезвычайно важной сфере правоотношений и в нашей жизни вообще.
участие в обсуждении проектов законов и других нормативных актов на заседаниях представительных и исполнительных органов;
принесение протестов об отмене незаконных актов;
участие прокурора в рассмотрении представительными и исполнительными органами внесенных им протестов на незаконные правовые акты;
внесение предложений Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству Республики Беларусь о принятии новых актов, об отмене действующих актов или о внесении в них дополнений и изменений (поправок).
Согласно Закону о прокуратуре Генеральный прокурор, его заместители имеют право принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, их комитетов и комиссий.
При обсуждении проектов нормативных правовых актов, в особенности актов, рассчитанных на длительное применение и распространяющих свое действие на всех или на многих граждан, прокурор имеет право высказать свое мнение о законности принимаемого акта.
Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры территориальных и специализированных прокуратур, их заместители, а также по их поручению помощники прокуроров вправе участвовать в заседаниях коллегиальных органов государственного управления и местных Советов.
Участие прокуроров в заседаниях представительных и исполнительных органов позволяет им быть в курсе законотворческой практики, обсуждаемых вопросов, оказывать правовую помощь депутатам.
При установлении нарушений закона в зависимости от их характера прокурор или его заместители в пределах своей компетенции опротестовывают незаконные акты.
Закон о прокуратуре наделил прокуроров, их заместителей и по их поручению других прокуроров правом участия в рассмотрении внесенных ими протестов и представлений органами представительной власти, которое широко используется прокурорами всех уровней. Участвуя в этой работе, прокуроры имеют возможность выступить в обоснование внесения акта прокурорского надзора (реагирования) со ссылками на соответствующие законы, убедить депутатов и других лиц в незаконности принятого ими акта или части его, напомнить о возможных последствиях, которые могут наступить при исполнении незаконных предписаний.
Прокуроры могли бы более весомо влиять на законотворческий процесс, если бы обладали правом законодательной инициативы. Но, к сожалению, Конституция Республики Беларусь не наделила Генерального прокурора таким правом. В связи с этим в ст. 99 Конституции следовало бы внести соответствующие дополнения, включив в перечень органов и должностных лиц, обладающих правом законодательной инициативы, Генерального прокурора Республики Беларусь.
В настоящее время Прокуратура Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством, принимает участие в подготовке проектов законов и иных нормативных актов.
Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур и их заместители вправе в установленном порядке в пределах своей компетенции направлять в правотворческие органы (должностному лицу) предложения о принятии (издании), изменении, дополнении, толковании и признании утратившими силу нормативных правовых актов.
Генеральный прокурор вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в форме приказов. На основании изучения рассмотренных судами уголовных, гражданских, хозяйственных (экономических) споров, дел об административных правонарушениях он вносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда предложения о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении дел и исполнении судебных решений.
Отношения прокуратуры и Конституционного суда.
В настоящее время в Республике Беларусь наблюдаются тенденции к расширению полномочий Конституционного суда и наделению прокуратуры рядом новых функций.
Так, предлагается наделить Конституционный суд правом официального толкования декретов и отдельных указов президента, а также активнее привлекать судей к разработке законопроектов и правовой экспертизе международных соглашений.
В то же время уже осуществляется прокурорский надзор за соответствием нормативных правовых актов, принимаемых органами госуправления и Нацбанком, Конституции, законам, декретам и указам президента.
Структурным подразделениям Генпрокуратуры в настоящее время поручено регулярно изучать опубликованные в Национальном реестре правовых актов нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления и Национального банка на предмет их соответствия Конституции. В случае установления несоответствия их законодательным актам в установленном порядке принимать меры к их опротестованию.
Одновременно прокурорам областей и Минска поручено проверить порядок принятия, опубликования и введения в действие нормативных актов советов депутатов областного и базового уровня, исполнительных и распорядительных органов. Принимаются исчерпывающие меры прокурорского реагирования по устранению выявляемых нарушений и обеспечивается постоянный и эффективный надзор за соответствием законодательству решений, принимаемых органами местного управления и самоуправления.
То есть, как видим, проверка законодательства на соответствие Конституции в данный момент постепенно становится функцией прокуратуры, а не Конституционного суда
Отношения прокуратуры и органов, имеющих право законодательной инициативы.
Взаимодействие прокуратуры с законодательной властью определено Конституцией Республики Беларусь, в соответствии со ст. 126 которой назначение Генерального прокурора на должность и освобождение от должности производятся Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Национального собрания и Президенту Республики Беларусь доклад о состоянии законности и правопорядка в стране. Взаимодействие между прокуратурой и законодательной властью осуществляется постоянно. Чем совершеннее будет законодательство в нашем государстве, тем, естественно, прокуратура будет лучше выполнять свое государственно-правовое предназначение — надзор за исполнением действующих на территории Республики Беларусь законов.
Укрепляя связи с законодательной властью, прокуратура способствует устранению возникающих в переходный период проблем, связанных с правотворчеством.
Не обладая правом законодательной инициативы, тем не менее, законопроектную деятельность прокуратура осуществляет довольно интенсивно. Прокуратура Республики Беларусь регулярно направляет в Палату представителей информацию о недостатках законодательного регулирования отдельных отраслей общественной жизни. В прокуратуре постоянно ведется серьезная законопроектная работа, отдельные проекты направляются субъектам законодательной инициативы для последующего их внесения в Палату представителей.
К формам взаимодействия прокуратуры с законодательными органами, органами местного самоуправления следует отнести следующие действия:
взаимное информирование о состоянии законности, борьбы с преступностью и правонарушениями, по предупреждению преступлений и иным вопросам правоохранительной деятельности;
совместная разработка и в последующем принятие соответствующим органом комплексных программ по борьбе с преступностью, а также выполнение этих программ;
совместная деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов борьбы с преступностью и правонарушениями;
совместное определение приоритетов в сфере борьбы с преступностью;
участие представителей соответствующих органов в координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов;
участие прокуроров в заседаниях органов представительной власти, местного самоуправления;
предварительное ознакомление прокуроров с проектами нормативных правовых актов, принимаемых органами власти.
Взаимодействие прокуратуры с органами, обладающими правом законодательной инициативы осуществляется разными путями.
Прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, районов, городов по решениям или поручениям законодательных органов привлекаются к подготовке проектов законов и других нормативных актов. Работники прокуратуры Республики Беларусь наряду с работниками других органов принимали участие в разработке проекта Закона о прокуратуре, в разработке проектов других законов, касающихся деятельности прокуратуры.
По просьбам (предложениям) Президента и Правительства Республики Беларусь, областных, районных распорядительных и исполнительных органов прокуроры совместно с другими правоохранительными и иными органами участвуют в разработке наиболее важных правовых актов, государственных и региональных программ, направленных на укрепление законности, правопорядка и борьбу с преступностью, в особенности организованной.
К разработке таких документов и экспертизе проектов нормативных правовых актов, как правило, привлекается значительное число прокуроров. В республиканской прокуратуре создана группа по законотворческой работе из числа наиболее опытных и грамотных работников.
Закон не запрещает прокурорам и по собственной инициативе разрабатывать проекты законов и других нормативных правовых актов, проектов программ, направленных на укрепление законности, правопорядка и борьбу с правонарушениями.
Сложилась многолетняя практика, когда по взаимной договоренности Палата представителей Национального собрания и Правительство Республики Беларусь направляют в республиканскую прокуратуру проекты наиболее важных законов и других нормативных правовых актов для изучения и дачи заключения на предмет их соответствия законодательству Республики Беларусь. Органы исполнительной власти также направляют проекты своих нормативных решений и постановлений в органы прокуратуры.
Тщательное изучение прокурорами проектов нормативных актов, оценка их с точки зрения соответствия актам более высокой юридической силы и подготовка письменных мотивированных заключений по каждому акту нередко предупреждают принятие актов, противоречащих действующему законодательству.
При этом прокуроры имеют возможность предложить более совершенную редакцию отдельных статей акта, внести соответствующее дополнение в виде новых статей или пунктов, указать на неполноту регулирования актами общественных отношений в регулируемой сфере и высказаться о возможных негативных последствиях в случае, если акт будет принят в представленном виде. Прокурор может выразить мнение о невозможности принятия акта ввиду его явного несоответствия актам более высокой юридической силы.
3. Задача 9.
Исполнительный комитет депутатов Минского района на заседании 15 октября 1996 года, заслушав сообщения нескольких директоров совхозов системы системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь о ходе подготовки к зимовке скота вынес решение по которому директору совхоза «Калинина» Иванову и директору совхоза «Белая Русь» Сидорову за неудовлетворительную подготовку скота к зимовке были объявлены выговоры (протокол исполкома № 36 от 15 октября 1996 года).
Считая такое решение незаконным наказанные обратились к прокурору района с жалобой на действия исполкома.
Допустил ли исполком нарушение действующего законодательства? Если да то какого конкретно? И каковы должны быть действия прокурора по реагированию на этот факт?
Решение:
Согласно ст.4 Закона Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. N 407-XIII «Об обращениях граждан», граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в государственные органы, иные организации (к должностным лицам).
Порядок рассмотрения заявлений и жалоб в органах прокуратуры установлен приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 1 июня 2001 г. № 23 «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах Прокуратуры Республики Беларусь»
В рассматриваемом случае нарушение исполкомом действующего законодательства не имело места. Так как совхозы в Республике Беларусь являются предприятиями государственной формы собственности, а Исполнительный комитет депутатов является законным представителем собственника этих предприятий, то объявление выговоров вышеназванным гражданам законно.
В случае же если бы выговоры были объявлены директорам сельскохозяйственных производственных кооперативов, то данное решение следовало бы признать незаконным, т.к. собственниками СПК считаются их работники.
В этом случае прокурору следовало бы отреагировать таким актом прокурорского надзора как протест с требование отмены незаконного решения.
Список использованных источников.
1.Конституция Республики Беларусь. Мн.,1997.
2.Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» //Ведомости Верховного Совета республики Беларусь.1993 №10.Ст.95
3.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
4.Образцы актов прокурорского надзора.М.1980.
6.Басков В.И. Курс прокурорского надзора: учебник.М., 1998.
7.Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.А. Чувилева.М., 1999.