Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:12, реферат
Соединенные Штаты Америки — крупнейшая мировая держава с развитой демократической государственностью и прочными правовыми традициями. Источником конституционного права этой страны на федеральном уровне выступают Конституция, законы и резолюции Конгресса, нормативные правовые акты Президента, решения Верховного суда, некоторые обычаи. Аналогичные источники образуют конституционные системы штатов.
1. Конституция США. Проблемы конституции. Конституционный контроль.
2. Высшие органы государственной власти.
3. Американский федерализм.
4. Местные органы власти и управления.
5. Вразрез с конституцией США
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Ивановский Государственный Университет
Кафедра уголовного права
РЕФЕРАТ
на тему:
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ США
Рецензент:
подпись___________________
Иваново 2012г
1. Конституция США
Соединенные Штаты Америки — крупнейшая мировая держава с развитой демократической государственностью и прочными правовыми традициями. Источником конституционного права этой страны на федеральном уровне выступают Конституция, законы и резолюции Конгресса, нормативные правовые акты Президента, решения Верховного суда, некоторые обычаи. Аналогичные источники образуют конституционные системы штатов.
Государственный строй США, его концепция и правовые институты, основанные на идеях демократии и защиты прав человека, оказали большое влияние на конституционное развитие многих стран мира.
Конституция США, принятая 17 сентября 1787 г. является "конституцией первого поколения" и по мнению большинства авторов является первой конституции, хотя данное положение в науке конституционного права не бесспорно. Конституция США - сравнительно краткий документ. Принята Конвентом 17 сентября 1787 года. В ней содержится приблизительно 7 тысяч слов. Она состоит из преамбулы, а также из семи довольно пространных статей, обозначенных римскими цифрами. Большинство статей делится на разделы.
Важнейшими конституционными
документами являются также Декларация
независимости 1776 года и поправки к
конституции, которые обозначаются
римскими цифрами. Они не включаются
в текст конституции, остающийся
неизменным, а прилагаются к ней.
К настоящему времени принято 27 поправок,
последняя из них - в 1992 году. Конституция
США - прогрессивный документ, который
оказал влияние на конституции многих
стран мира. Она закрепила образование
суверенного федеративного
В США существует двухпартийная система. Одной из главных партий является Республиканская партия, основанная в 1854 году. Республиканцы, которые с 1994 года имеют большинство в обеих палатах конгресса, выступают во внутренней политике за сокращение финансовых социальных программ (ассигнования, помощь безработным), а во внешней политике требуют решительно сократить финансовую помощь зарубежным странам.
Вторая Демократическая партия возникла в 1828 году. Демократы, которым принадлежит пост президента, занимают противоположные позиции. Они пользуются поддержкой довольно разнообразных слоев населения, но по характеру своей деятельности это тоже партия монополистической буржуазии.
В первоначальном своем виде Конституция США не закрепляла прав и свобод граждан, поскольку они содержались в конституциях штатов, а цель Конституции США ограничивалась созданием системы органов государственной власти. Но такое положение вызывало широкое недовольство народа, поставившее под угрозу процесс ратификации Конституции. Вследствие этого в 1791 г. были введены в действие первые десять поправок к Конституции, известные как Билль о правах. Эта важнейшая часть Конституции, дополненная впоследствии и другими поправками, исходит из признания за каждым человеком естественных и неотчуждаемых прав, и прежде всего — на равенство и свободу. Лишить человека жизни, свободы и собственности можно только через независимый суд, охрана прав является первостепенной обязанностью государства.
Поправка I закрепляет свободу слова, печати, мирных собраний и обращений к правительству с петициями, а также свободу совести. Поскольку эти права и свободы рассматривались как естественные, т. е. не нуждающиеся в правовом закреплении, поправка по форме представляла собой запрет на принятие Конгрессом США каких-либо законов, ограничивающих эти права и свободы. В последующие годы Верховный суд США распространил этот запрет и на органы власти штатов. Из текста поправки вытекает недопустимость создания государственной религии, веротерпимость и отделение церкви от государства. Верховный суд США сформулировал границы свободы выражения мнений, запретив призывы к мятежу и подрывной деятельности против государства, подстрекательство к нарушению общественного порядка и к совершению преступления, распространение порнографии, распространение заведомо клеветнических и порочащих сведений о государственных должностных лицах и частных лицах и др. В судебной практике утвердился принцип, согласно которому словесное выражение мнения утрачивает конституционную защиту, если оно совмещается с недопустимым действием. В США нет официальной цензуры, но признается возможность "предварительного ограничения", т. е. право Правительства обращаться в суд с ходатайством об издании судебного приказа о запрете готовящейся публикации в прессе. Гарантируется свобода политического инакомыслия, хотя в прошлом принимались ограничительные законы. Политические права и свободы не считаются абсолютными, злоупотребления ими и ненадлежащее использование влекут уголовное преследование.
Поправка II закрепляет право народа хранить и носить оружие в целях сохранения хорошо организованной милиции, необходимой для безопасности государства. Но она рассматривается и как конституционное право частных лиц хранить и носить личное огнестрельное оружие, хотя порядок его приобретения и условий использования регулируется законами штатов. Федеральное законодательство требует идентификации личности, приобретающей пистолет или винтовку, ограничивая право для лиц, имеющих судимость, наркоманов и психически неполноценных. Судебная практика по толкованию этого права невелика.
Поправка III запрещает размещение солдат на постой в доме без согласия владельца. Данная норма была весьма актуальной в период борьбы за независимость, в последующее время она стала восприниматься как своеобразная гарантия неприкосновенности жилища.
Поправка IV гарантирует неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Соответствующий ордер может быть выдан только при достаточных основаниях, подтвержденных присягой или заявлением с подробным описанием места, подлежащего обыску, и лиц или предметов, подлежащих аресту. Судебная практика истолковала данные гарантии как защиту частной собственности, частной жизни граждан ("прайвеси"), свободу от полицейского произвола; наиболее детальной регламентации подверглось понятие "достаточных оснований" для подслушивания разговоров и электронного наблюдения.
Поправка V декларирует основные принципы судопроизводства и некоторые гражданские свободы: право на рассмотрение определенных уголовных дел судом присяжных (преступления, караемые смертью, или "позорящие преступления"), запрет повторного уголовного преследования за одно и то же правонарушение, запрет принуждения в уголовном деле свидетельствовать против самого себя, запрет лишать жизни, свободы или собственности без надлежащей судебной процедуры, запрет изъятия частной собственности для общественного пользования без справедливого возмещения. Сформулированная судами "привилегия против самообвинения" и связанное с ней право обвиняемого не отвечать на вопросы послужили укреплению презумпции невиновности, состязательности, обязанности обвинения нести "бремя доказывания" и других демократических принципов уголовного процесса. Еще более значительным оказалось требование "надлежащей судебной процедуры", которое стало важнейшим принципом всей правовой системы США.
Поправка VI содержит некоторые общие принципы судопроизводства: право обвиняемого на скорый суд присяжных того штата и округа, в котором совершено преступление, публичность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому основных процессуальных правил (знать, в чем он обвиняется, иметь очную ставку со свидетелями обвинения и возможность вызова своих свидетелей, пользоваться услугами адвоката). Эти конституционные принципы легли в основу уголовного процесса, подверглись детальной регламентации в решениях Верховного суда США.
Поправка VII распространяет право на суд присяжных также на производство по гражданским делам.
Поправка VIII запрещает чрезмерные залоги (денежная сумма, вносимая обвиняемым в обеспечение его явки в суд), чрезмерные штрафы, жестокие и необычные наказания. Поправка не означает отмены смертной казни.
Поправка IX устанавливает, что перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом. Тем самым подтверждается, что перечень прав и свобод не является исчерпывающим, и недопустимо ограничивать права граждан, не закрепленные Биллем о правах.
Поправка X закрепляет один из принципов государственного устройства: полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами или за народом. Поправка подчеркивает делегированный характер полномочий Союза и главный принцип разграничения полномочий между Союзом и штатами, а также незыблемость остаточных прав субъектов федерации. Содержательно к Биллю о правах примыкает ряд последующих поправок к Конституции США: запрет рабства (поправка XIII); невозможность судебного наказания без надлежащей правовой процедуры (поправка XIV, разд. 1); расширение избирательных прав (поправки XIX, XXIV, XXVI).
Конституционный контроль
Практически сразу же после принятия Конституции выяснилось, что Конгресс не в состоянии обеспечить принятие законов, которые бы при всех условиях и во всем соответствовали Конституции. Между тем Конституция прямо не предусматривала создание механизма, который помогал бы исправлять соответствующее положение в случае его возникновения. И тогда Верховный суд США (1803 г.) взял на себя (впервые в истории конституционного права) функцию проверки законов с точки зрения их соответствия Конституции США.
Конституционный контроль в США, следовательно, основан на обычае, он не имеет законодательной основы, но тем не менее признается важнейшим принципом конституционной системы. Верховный суд США вправе проверять конституционность законов только при рассмотрении конкретного дела (это так называемый конкретный надзор, отличающийся от абстрактного надзора, осуществляемого в ряде стран вне связи с возникновением в суде конкретного спора). Проверка подчинена целям охраны конституционных прав и свобод того или иного человека (гражданина), если какое-то право затрагивается (ограничивается или умаляется) тем или иным законом. Верховный суд США не дает предварительных заключений на рассматриваемые Конгрессом законопроекты (такой институт, однако, существует в некоторых штатах).
Следовательно, конституционный контроль не отвергает исключительного права Конгресса принимать законы, и любой закон может долго действовать, пока какое-то лицо не поставит перед Судом вопроса о его неконституционности в связи с нарушением своих конституционных прав, а Суд не согласится с этим. Но если Верховный суд США признает закон или какую-то его часть неконституционными, то это означает прекращение действия данного закона или соответствующей его части, и ни один суд страны не примет больше иска, основанного на таком законе.
Верховный суд США за прошедшие почти два столетия признал неконституционными несколько десятков законов, хотя в целом он далеко не злоупотребляет этим своим правом. Для граждан добиться признания того или иного закона неконституционным совсем не просто. Но в целом можно констатировать, что конституционный контроль США остается эффективным средством защиты конституционных прав и свобод. Правящие круги, включая и судебные, полагают, что в условиях прецедентного права нет необходимости по образу и подобию европейских стран создавать специальный конституционный суд.
Проблемы
конституции
В тексте Конституции США ни разу не используется
слово «демократия». Конституция США была
не идеальным документом. Изначально в
нее были заложены положения, которые
ныне возможно признать двусмысленными.
«Отцы-основатели» США создавали не демократию
в современном смысле этого слова, а республику.
Они не вполне доверяли мудрости американского
народа и его способности принимать взвешенные
решения.
Конституция США достаточно давно вызывает
критику. Вероятно первым серьезным критическим
исследованием была опубликованная в
1913 году книга историка Чарльза Берда
(Charles Beard) «Экономическая Интерпретация
Конституции Соединенных Штатов» (An Economic
Interpretation of the Constitution of the United States). Берд пришел
к выводу, что Конституция была призвана
обеспечить защиту интересов лишь богатых
жителей США, она умаляла значение демократических
идей и пр.
Ларри Крамер (Larry Kramer), автор книги «Популярный
Конституционализм и Юридическое Ревю»
(The People Themselves: Popular Constitutionalism and Judicial Review)
приводит ряд примеров того, каким образом
Конституция США противоречит демократии.
В частности, фундаментальный демократический
принцип «один гражданин — один голос»
в Конституции не зафиксирован. Конституция
изначально не определяла, кто из граждан
США может обладать правом голоса. В результате,
долгое время в выборах принимала участие
лишь небольшая часть американцев. Изначально
это были белые мужчины, обладавшие определенной
собственностью. Все белые мужчины получили
право голоса лишь в середине 19-го века.
Чернокожие — в 1870 году (его предоставила
им 15-я Поправка к Конституции), женщины
— в 1920-м (19-я Поправка), индейцы — лишь
в 1924 году (именно в этом году они были
признаны гражданами США, до этого — считались
гражданами своих племен).
Глава США избирается не прямым голосованием,
его избирают члены Коллегии Выборщиков
(Electoral College). Это — представители штатов,
которые, в свою очередь, отдают свои голоса,
исходя из результатов голосования в их
родных штатах. То есть президент избирается
не на выборах в рамках всей страны, а на
выборах, проходящих в 50-ти штатах и одном
федеральном округе. Победитель определяется
в результате суммирования результатов
51-го голосования. Институт Коллегии Выборщиков
был придуман в 1787 году. Его создание было
обусловлено рядом тогдашних реалий: тогда
в стране не было политических партий,
не существовало общенациональных средств
массовой информации, отсутствовала система
коммуникаций. То есть, политики того времени
были известны на территории одного или
нескольких штатов, но не имели шансов
стать популярными в общенациональном
масштабе. Изначально предлагавшаяся
система прямого общенационального голосования
не встретила поддержки у многих малых
штатов: они опасались, что многолюдные
штаты (такие, как Нью-Йорк и Вирджиния)
будут раз за разом проводить своих кандидатов
в президенты США, что ущемит их интересы.
Поэтому и была создана Коллегия Выборщиков.
Подразумевалось, что уважаемые граждане,
представлявшие свои штаты, способны принять
взвешенное решение. Однако, в результате,
четыре раза новый президент США получал
на выборах меньше голосов избирателей,
чем его соперник. В последний раз этот
казус произошел в 2000 году, когда Джордж
Буш опередил Эла Гора (ранее аналогичные
коллизии происходили на выборах 1824, 1876
и 1888 годов).
Согласно Конституции, в Сенате США заседают
по два сенатора, представляющие каждый
штат. Этот принцип появился в 1787 году,
инициаторами его включения в основной
закон были небольшие штаты, которые опасались,
что штаты, обладающие большим населением,
смогут диктовать государству свою волю
(крупные штаты по этой же причине поддерживали
принцип, согласно которому количество
сенаторов должно зависеть от количества
избирателей, проживающих в каждом конкретном
штате). Кроме того, изначально Конституция
не предусматривала прямых выборов сенаторов
— их должны были назначать парламенты
штатов (этот принцип просуществовал до
1913 года, когда его отменила 17-я Поправка).
В Конституции также был заложен неконституционный
принцип осуществления судебной власти.
Судьи в США могут признать неконституционным
любое решение властей или любой закон,
принятый законодательным органом, даже
если решение подписано президентом США,
а закон был принят в результате голосования
Конгресса. Судьи в США назначаются пожизненно
и, таким образом, являются полностью независимыми.
Однако эта практика может обесценивать
легитимные решения исполнительной и
законодательной ветвей власти.
Эта практика, а также пробелы в положениях
Конституции, привели к тому, что Конгресс
США долгое время не мог влиять на формирование
экономической и налоговой политики. Эти
рычаги изначально были переданы отдельным
штатам, которые могли не подчиняться
решениям общенационального парламента.
Ситуация изменилась лишь в 1913 году, когда
власть Конгресса была усилена путем принятия
16-й Поправки к Конституции (Поправка была
принята в 1895 году, но ратифицирована штатами
только в 1913-м).
Кроме всего прочего, Конституция США
не запрещала рабства, хотя многие «отцы-основатели»
США были яростными противниками рабовладения.
Конституционный запрет рабовладения
был введен лишь в 1865 году (именно тогда
была принята 13 Поправка), после Гражданской
войны.
Профессор юриспруденции Ахил Рид АмарAkhil
Reed Amar (он преподает в Йельском Университете),
автор книги «Американская Конституция:
Биография» (America's Constitution: A Biography), доказывает,
что верно обратное. По его мнению, Конституция
пропитана духом демократии. В оправдание
ошибок ее создателей, Амар указывает,
что в 1787 году в мире не существовало демократических
государств, и даже полноценные республики
были редкостью. В этих условиях Конституция
США предоставляла значительные права
и свободы рекордному количеству жителей
страны.
Ларри Сабато (Larry Sabato), автор книги «Более
Безупречная Конституция» (A More Perfect Constitution:
23 Proposals to Revitalize Our Constitution and Make America a Fairer
Country), отмечает, что создатели Конституции
США никогда не рассчитывали на то, что
основной закон будет существовать вечно
в том виде, в котором он был принят. Он
приводит фразу Томаса Джефферсона: «Ни
одно общество не может создать вечную
конституцию и даже вечный закон». По мнению
Сабато, Конституция требует серьезных
реформ. Он, в частности, предлагает отказаться
от четырехлетнего президентского срока
и перейти к шестилетнему, с возможностью
пролонгации еще на два года путем референдума.
Сабато призывает отказаться от пожизненности
судей, значительно увеличить число конгрессменов
и пр.
Политолог Роберт Даль (Robert Dahl), автор книги
«Насколько Демократична Американская
Конституция?» (How Democratic is the American Constitution?),
сравнил Конституцию США с основными законами
21 индустриально развитых государств
мира, где демократия существует, как минимум,
с 1950 года. При оценке он использовал следующие
ключевые критерии: качество федерализма
(в частности, разделение полномочий между
федеральным центром и местными органами
власти), качество двухпалатного парламентаризма
(например, равные полномочия нижней и
верхней палат парламента), качество юридического
контроля (например, возможности судебной
власти влиять на решения исполнительной
и законодательной), электоральную систему,
партийную систему и пр.
Анализ показал, что федерализм присутствует
в конституционных системах 16-ти государств
(отсутствует в 6-ти), двухпалатный парламентаризм
— в 4-х (отсутствует, соответственно, в
18-ти), юридический контроль — в 3-х (отсутствует
в 19-ти). Только в трех странах (США, Новая
Зеландия и Австралия) существуют двухпартийные
системы (в Новой Зеландии она исчезла
в 2000 году). И только в одной стране — США
— существует президентская республика
(в остальных, она парламентская).
Роберт Даль пришел к выводу, что подобные
различия, как это ни парадоксально, не
оказывают особого влияния на «качество»
государств, например, на темпы развития
их экономик, защиту прав человека, уровень
жизни и пр.
Информация о работе Основные черты конституционного строя США