Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:12, реферат
Соединенные Штаты Америки — крупнейшая мировая держава с развитой демократической государственностью и прочными правовыми традициями. Источником конституционного права этой страны на федеральном уровне выступают Конституция, законы и резолюции Конгресса, нормативные правовые акты Президента, решения Верховного суда, некоторые обычаи. Аналогичные источники образуют конституционные системы штатов.
1. Конституция США. Проблемы конституции. Конституционный контроль.
2. Высшие органы государственной власти.
3. Американский федерализм.
4. Местные органы власти и управления.
5. Вразрез с конституцией США
2. Высшие органы государственной власти.
Высший законодательный орган государственной власти - Конгресс состоит из двух палат: Палаты представителей Сената. Палата представителей, в состав которой входит 435 членов, избирается путем прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. Депутаты, представляющие интересы населения всей страны, избираются на два года. Сенат - палата, выражающая интересы штатов, избирается по той же системе на шесть лет с обновлением 1/3состава каждые два года. В ее составе 100 человек - по два от каждого штата, независимо от численности населения штата.
В Палате представителей председательствует спикер, избираемый из числа ее депутатов, в Сенате - вице-президент США. Спикер является представителем партии, располагающей большинством мест в парламенте. Компетенции центрального правительства перечислены в разд.8, ст.1 Конституции.
Глава исполнительной власти - Президент США избирается сроком на четыре года путем косвенных выборов: избиратели выбирают выборщиков, а они - президента (в отличии, например, от Франции, где выборы президента прямые и всеобщие).
Конституция предусматривает, что избранным считается тот кандидат, который получил абсолютное число голосов выборщиков. Палата представителей избирает президента из трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов. Никто не может занимать президентский пост более двух раз. Компетенция президента, который сосредоточивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства, чрезвычайно обширна. В настоящее время наблюдается тенденция к расширению фактического объема его полномочий.
В США функционируют параллельно единая система судов, возглавляемая Верховным судом США, и самостоятельные судебные системы каждого из 50 штатов, округа Колумбия и четырех федеральных территорий. В компетенцию федеральных судов входит прежде всего рассмотрение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных федеральным законодательством, и гражданских дел по искам к федеральным властям. Подавляющая часть уголовных и гражданских дел рассматривается судами штатов, и лишь относительно небольшая их часть (5-10%) оказывается предметом разбирательства федеральных судов.
Верховный суд США - единственное
судебное учреждение, упоминаемое в
Конституции США, - состоит из девяти
судей, одного из которых президент
США назначает председателем. Члены
Верховного суда, включая председателя,
назначаются президентом и
3. Американский федерализм.
Федерация в США не является и не может быть формой национально-государственного устройства, т.к. население США однонациинально по своему составу (индейцы, негры, чиканос - так называют граждан Америки мексиканского происхождения, - это не отдельные нации, а неотъемлемые части единой американской нации), и штаты не отличаются друг от друга по своему национальному составу.
Каждый штат имеет свою Конституцию, принятую независимо от федеральных властей.
Штаты имеют свое гражданство.
Конституции США записано, что "все лица, родившиеся или натурализованные в Соединенных Штатов и того штата, где они проживают".
Конституция США разграничивает
сферу исключительной компетенции
федерации и сферу
В процессе развития американской федерации непрерывно шла борьба двух тенденций : одна направлена на расширение компетенции федеральных органов, другая на сохранение и расширение прав штатов.
Давайте вспомним, когда
мы рассматривали тему "Муниципальные
системы зарубежных стран" и говорили
об органах местного самоуправления,
то отмечали, что правительство любыми
путями стремится расширить сферу
влияния над местными органами власти.
Так и здесь федеральное
Используя финансовую зависимость штатов от таких субсидий, федеральные власти получают возможность в какой-то степени контролировать деятельность властей штатов. Власти штатов иногда протестуют против расширения компетенций федеральных властей.
4. Местные органы власти и управления.
Главою исполнительной власти штата повсюду является губернатор, избираемый непосредственно населением штата на 2 или 4 года.
Объем его конституционных полномочий неодинаков в различных штатах, но везде та законодательная программа, которую он обещал реализовать, баллотируясь на выборах, составляет главное направление работы законодательного органа штата.
Какие же полномочия предоставлены губернатору : право относительного вето на законопроекты штата; издает распоряжения нормативного характера; назначает и смещает невыборных чиновников штата; помилование лиц, осужденных судами штата; руководит полицией и национальной гвардией штата.
Заместителем губернатора во многих штатах является лейтенант-губернатор. Являясь вторым должностным лицом штата, он не имеет ни каких полномочий по управлению штатом. Избирается одновременно с губернатором.
Имеются и другие выборные должностные лица: секретарь штата - является хранителем архивов, удостоверяет право собственности на землю, выдает различные лицензии, осуществляет контроль над проведением выборов. Казначей штата - ведает денежными средствами штата.
Законодательные органы штата официально называются по-разному (законодательная ассамблея, генеральная ассамблея и т.д.), но их называют просто легислатурами. Почти во всех штатах они двухпалатные. Формируются путем прямых выборов, но нижняя палата избирается на 2 года, а члены верхней - на 4 года.
В конце пролого 2011 года Конгресс США подписал закон о национальной обороне (NDAA – National Defense Authorization Act 2012), за который ещё 1 декабря проголосовал Сенат девяноста тремя голосами против семи. Речь идёт о бюджете министерства обороны, который принимается ежегодно.
682-страничный проект закона
содержит некоторые пассажи,
Речь идёт о разделах 1031 и 1032 данного закона. Согласно им иностранцы, а также граждане США могут быть задержаны на неограниченный срок армией США по законам военного времени без суда и предоставления защиты, если они подпадают под категорию "covered person", то есть подозреваются в связях с террористической организацией.
Как указано в разделе 1031, таковыми являются "персоны, спланировавшие теракт 11 сентября 2001 года, знавшие о нём заранее, помогавшие в его осуществлении или скрывавшие его виновников".
Такое определение появилось после теракта 11 сентября 2001 года, а теперь было обновлено. В данной формулировке это было описано так, что в круг подозреваемых попадает гораздо больше людей. В абзаце Б говорится: "Лицо, являющееся или бывшее членом Аль-Каиды, Талибана или поддерживающих их сил, враждебных Соединённым Штатам или их партнёрам по коалиции, в том числе лица, непосредственно проводившие враждебные акции либо помогавшие в их реализации".
Любой, кто попадает в эту категорию, может быть заключён в тюрьму на неограниченное время, до "окончания противостояния", без суда и следствия. Заключённые не имеют права на адвоката, а также лишаются возможности подавать апелляционные жалобы. Таким образом, заключённым отказывают во всех правах, гарантируемых им конституцией США. Принцип "habeas corpus", обязывающий предоставлять законные основания для заключения под стражу, тем самым был отодвинут в сторону. Таким образом, правосудие США вернулось в Средневековье.
Однако эти изменения
почти не освещались в немецких СМИ.
Хотя в США всё же шли жёсткие
дебаты между сенаторами. Но, тем
не менее, многие предложения о поправках,
например, о нераспространении этого
закона на граждан США, были отклонены.
К примеру, заявка на исключение одной
из формулировок, за которую проголосовало
большинство сенаторов-
Даже те сенаторы, которые
категорично высказывались
К тому же, некоторые тезисы документа сформулированы настолько запутанно, что эта путаница сознательно используется сторонниками закона в открытых дебатах. Например, они указывают на то, что о неограниченном сроке заключения речь вообще не идёт. Это действительно так, но формулировка "заключение под стражу по законам военного времени без передачи дела в суд до окончания конфликта с противником" говорит практически об этом. Ведь "война с террором" не имеет чётко обозначенных целей и, следовательно, никаких временных рамок. Авторы этого закона – бывший президент Джордж Буш-младший и Дик Чейни – напротив, говорили о том, что этот конфликт не угаснет на протяжении жизни нескольких поколений. К тому же то, что называют "связанные с Аль-Каидой силы", может быть чем угодно. И исходя из того, что один из судей США на процессе по делу жертв и родственников погибших при теракте 11 сентября обвинил аятоллу Али Хаменеи, а также всех иранцев в поддержке террористов, этот "неоспоримый" закон выглядит особенно забавно. Нужно ли теперь всем иранцам опасаться того, что они подпадают под определение "covered persons"?
Причём Аль-Каида, со своей ваххабитской идеологией, считается откровенным врагом Ирана. Талибан также не числится в списке друзей этой персидской страны, потому-то Тегеран и сотрудничает с войсками НАТО в Афганистане.
Талибан – это детище пакистанской спецслужбы ISI, которая, в свою очередь, работает совместно с ЦРУ и получает финансовую и профессиональную поддержку от своего большого брата из США. Теоретически, в категорию "covered person" попадают и многие сотрудники из Лэнгли, хотя на практике им нечего бояться.
Подписанный на данный момент закон даёт армии США и Белому дому право по своему усмотрению, без всяких доказательств, заключать людей под стражу пожизненно. Поэтому критики называют NDAA "законом о предоставлении себе чрезвычайных полномочий".
Те, кто поддерживает NDAA, утверждают, что критики закона преувеличивают, ведь закон не распространяется на граждан США. Кроме того, в этом законе нет ничего нового – ведь США последние десять лет содержали без суда под стражей на своих военных базах людей, названных "врагами", теперь эта практика "просто" получила законные основания.
С одной стороны, правильно (что не оправдывает эту практику), но то, что граждане США не подпадают под этот закон, не соответствует фактам. Хотя в разделе 1032 о юрисдикции данного закона в отношении граждан США и легально пребывающих на территории США иностранцев написано, что он "на них не распространяется", но над данным разделом преобладает параграф 1031, где подчёркивается, что не исключено причисление этих граждан к категории "covered person". Здесь нужно читать внимательно. Ведь в том абзаце параграфа 1032, где говорится о том, что закон не распространяется на граждан США, ничего не написано о гражданах США, попадающих под определение "covered person". Закон даёт армии США право брать под стражу так же и граждан США.
В общем, это означает одно: например, афганец, поддерживающий бойцов Талибана, должен быть взят под стражу, а американец – может быть взят под стражу.
Законопроект также имеет так называемый "waiver", разрешающий президенту отпускать на свободу задержанного "в интересах национальной безопасности". Сторонники данного законопроекта заявляют о том, что в случае войны вражеский солдат может быть заключён под стражу до её окончания, чтобы он не совершил военных преступлений. Основным тезисом их аргументации является то, что в войне должны участвовать солдаты в форме (под действие Женевской конвенции подпадают солдаты в униформе – прим. ред.). Таким образом, скрывается тот факт, что "война с террором" – это асимметричная война против "террористов", а проще говоря, гражданских лиц, которая никогда не закончится. В результате этого мы получаем следующий итог: "военный арест" никак не ограничен временными рамками. И это также скрывается сторонниками этого закона.
Также они ссылаются на судебный приговор по делу Хосе Падильи. Летом 2002 года этот гражданин США был признан президентом Бушем "вражеским бойцом" и исчез в военной тюрьме. В сентябре 2005 года кассационный суд подтвердил президентское право содержать американского гражданина под стражей на американской земле без предъявления обвинений, так как авторитет президента США во время войны является важнейшим для выживания и защиты нации от террористических нападений.
Под давлением правозащитников Падилья всё же предстал перед гражданским судом – через три с половиной года с момента ареста. Он был приговорён к 17 годам и 4 месяцам тюрьмы, хотя в обвинении ничего не говорилось о том, что он, якобы, хотел создать "грязную бомбу". Прокуратура не предъявляла ему никаких конкретных обвинений и не инкриминировала ему прямые связи с Аль-Каидой, вместо этого он был обвинён в "заговоре с целью убийства людей за границей", а также в поддержке джихада за границей США.
Информация о работе Основные черты конституционного строя США