Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 08:59, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении особенностей правового регулирования собственности в международном частном праве.
Для достижения поставленной цели определим основные задачи:
1) Прежде всего, необходимо определить сущность права собственности;
2) Рассмотреть коллизионно - правовое регулирование права собственности;
3) Проанализировать правовое регулировании иностранных инвестиций.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общие положения о сущности и правовом регулировании права собственности…......................................................................................................4
2. Коллизии при решении вопросов права собственности………….…….11
3. Коллизионно-правовое регулирование вещных прав………………..…20
4. Правовое регулирование иностранных инвестиций……………………29
Заключение…………………………………………………………………….....52
Список использованных источников…………………………………………...54
Прямые инвестиции
делятся на две группы:
- трансконтинентальные
капитальные вложения, обусловленные
возможными лучшими условиями
рынка, то есть тогда, когда
существует возможность
- транснациональные
вложения- прямые вложения, часто
в соседней стране. Цель- минимизация
издержек по сравнению с
Черты, характерные
для прямых инвестиций:
- при прямых зарубежных
инвестициях инвесторы, как
- большая степень
риска и большая сумма, чем
при портфельных инвестициях;
- более высокий
срок капиталовложений, они более
предпочтительны для стран-
Прямые зарубежные
инвестиции направляются в
- организация новых
предприятий;
- скупка или поглощение
уже существующих компаний.
«Портфельные»
инвестиции- такие капитальные вложения,
доля участия которых в
В ряде случаев международные
корпорации реально контролируют иностранные
предприятия, обладая портфельными
инвестициями, из-за двух причин:
- из-за значительной
распыленности акций среди
- по причине наличия
дополнительных договорных
Повышение роли портфельных
инвестиций в последнее десятилетие
связано с возможностью проведения
спекулятивных операций, наращиванию
масштабов которых
Прочие инвестиции-
группа инвестиций, в которую в
основном входят международные займы
и банковские депозиты.
Формы заграничных
капиталовложений в изложенной схеме
все равнозначны. Между тем не
до конца ясно, какие формы инвестиций
важнее с точки зрения управления
реальным производством. В основе этих
разночтений, которые выходят на уровень
законодательных актов и правительственных
постановлений, лежит, как правило, личный
или групповой интерес соответствующих
финансово-промышленных кругов. Но все
более признается приоритетное значение
прямых инвестиций как наиболее удачно
объединяющих национальные (или государственные)
интересы различных слоев общества. К
тому же они преимущественно связаны с
конкретными международно-оперирующими
факторами, финансово-промышленными группами,
поэтому они более управляемы, их «правила
игры» более определенны, что особенно
важно с позиций обеспечения реальных
конкурентных стандартов для национальной
экономики.
Таким образом существуют
различные формы иностранных
инвестиций. Прежде, чем выбрать
ту или иную форму вложения капитала,
иностранные инвесторы должны быть
уверены в том, что страна реципиент
имеет благоприятный
Как уже было сказано
выше, наибольший интерес вызывают
развивающиеся страны. Так как
экономика большинства этих стран
находится в состоянии
В структуре правового
регулирования инвестиционных отношений
можно выделить два уровня: международно-правовой
(заключение международных соглашений)
и внутригосударственный (основа —
национальное законодательство принимающего
государства). Международно-правовое регулирование
инвестиций осуществляется на универсальном,
региональном и двустороннем уровнях.
Универсальное регулирование
В соответствии с
Вашингтонской конвенцией 1965 г. при
МБРР был учрежден МЦУИС — Международный
центр по урегулированию инвестиционных
споров между государствами и
частными иностранными инвесторами. Разрешение
инвестиционных споров производится путем
проведения примирительной процедуры
(гл. III Конвенции) либо путем арбитражного
производства (гл. IV). В целях избежания
споров принимающие государства
обязаны предоставлять
Более действенный
способ защиты иностранных инвестиций—это
страхование. Сеульская конвенция 1985
г. об учреждении Многостороннего агентства
по гарантиям инвестиций (МИГА) предоставляет
иностранным инвесторам финансовые
гарантии путем страхования инвестиций
от некоммерческих рисков. Функции
МИГА — заключение договоров страхования
и перестрахования иностранных инвесторов
от некоммерческих рисков. В Сеульской
конвенции закреплено понятие традиционных
некоммерческих рисков это риски, связанные
с переводом валют (кроме девальвации
местной валюты), экспроприацией или аналогичными
мерами, войной, революцией, государственными
переворотами в гражданскими беспорядками
(кроме террористических актов, направленных
непосредственно против владельца гарантий).
Кроме традиционных некоммерческих рисков,
Сеульская конвенция предусматривает
покрытие риска нарушения договора со
стороны принимающего государства.
В соответствии с
Конвенцией создана система
В качестве примеров
региональных инвестиционных соглашений
можно привести договоры, заключенные
в рамках СНГ. Соглашение СНГ о
сотрудничестве в области инвестиционной
деятельности 1993 г. предусматривает
сотрудничество сторон в сфере инвестиционной
политики, пресечения недобросовестной
конкуренции на международном и
внутреннем рынках; предоставление иностранным
инвесторам права на приобретение национальных
цепных бумаг, аренду помещений, пользование
землей; заключение концессионных договоров
и создание свободных экономических
зон. Соглашение распространяется не только
на частное, но и на государственное
иностранное инвестирование.
Конвенция СНГ "О
защите прав инвестора" от 28 марта 1997
года определяет правовые основы осуществления
различных видов инвестиций, зарегистрированных
на территории Сторон, и гарантии прав
инвесторов на осуществление инвестиций
и получаемые от них доходы. Нормы
и правила применяются в
Функции координации
вопросов, связанных с действием
настоящей Конвенции, со стороны
органов Содружества
Согласно Конвенции,
инвестиции не подлежат национализации
и не могут быть подвергнуты реквизиции,
кроме исключительных случаев (стихийных
бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий
и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный
характер), предусмотренных национальным
законодательством Сторон, когда
эти меры принимаются в общественных
интересах, предусмотренных Основным
законом (Конституцией) страны - реципиента.
Национализация или реквизиция не могут
быть осуществлены без выплаты инвестору
адекватной компенсации.
16 апреля 2007 года
бывший президент России
Особенно интересен
выход из соглашения по защите прав
инвестора. Это соглашение, точнее «Конвенция
о защите прав инвестора», была подписана
28 марта 1997 года на основе Договора о
создании экономического союза от 24
сентября 1993 года. Эта конвенция
устанавливала правовые основы инвестирования
на территории подписавших ее стран,
в частности, устанавливала что
координацию вопросов, связанных
с этой конвенцией осуществляет Межгосударственный
экономический комитет
Однако практически
сразу же, Россия стала заключать
двухсторонние
По существу, уже
с конца 90-х годов существовало
две системы защиты прав инвесторов:
основанная на соглашении в рамках
СНГ, и основанная на двухсторонних
соглашениях. Для чего создавался такой
параллелизм, который подрывал основы
Содружества Независимых
В этом вопросе сильнее
всего внимание привлекает пункт
о запрещении национализации и реквизиции
инвестиций без адекватной компенсации,
отмена которого может сильнее всего
ударить по интересам инвесторов
в России. Но нужно обратить внимание
на два существенных момента. Во-первых,
только две страны из СНГ делали
масштабные инвестиции в России. Это
Казахстан (около 8 млрд долларов инвестиций),
и Беларусь (совместная программа
развития дизельного автомобилестроения,
стоимостью 35 млрд рублей, или 1,3 млрд долларов).
Казахстан имеет
крупный объект совместных инвестиций
– Оренбургский газоперерабатывающий
завод, в котором казахстанской
стороне принадлежит 50% акций. Потому
некоторые эксперты считали, что
выход России из соглашения в рамках
СНГ ударит по казахстанским интересам:
«Отказ от дополнительных обязательств
перед инвесторами из СНГ может
коснуться и Астаны», - заявил директор
Евразийского центра политических исследований
Рустем Лебеков.
С этим мнением нельзя
согласиться, поскольку подписанное
6 июля 1998 года соглашение между Россией
и Казахстаном о защите инвестиций,
было ратифицировано Россией и вступило
в силу 11 февраля 2000 года. Если мы сравним
статью 9 Конвенции о защите прав
инвесторов и статью 7 Соглашения о
поощрении и взаимной защите инвестиций,
то мы увидим, что двухстороннее
соглашение более четко определяет
механизм компенсации. Инвестору должна
быть выплачена рыночная стоимость
инвестиций без задержек, в свободно
конвертируемой валюте, с правом беспрепятственного
перевода средств. При задержке, соглашение
предусматривается начисление процентов
по ставке трехмесячных депозитов в
долларах США на Лондонском межбанковском
рынке.
Потому, интересам
казахстанских инвесторов в России
ничего не угрожает, и выход России
из конвенции никак не отразится
на их положении.
Но вот с Беларусью
положение намного сложнее. В
силу процессов создания Союзного государства,
между странами не было заключено
соглашений о взаимной защите инвестиций.
Договор о создании Союзного государства
(статья 20) предусматривал создание единого
законодательства, регулирующего хозяйственную
деятельность. Ничего особо об инвестициях
сказано не было.
Но с тех пор
российское и белорусское законодательство
не только не стали едиными, но и
даже не сблизились. Механизмы Союзного
государства, на которые возлагалось
столько надежд, так и не заработали.
После короткой «газовой войны» с
Беларусью, Россия повела фактический
курс экономического обособления от
своего союзника. В этой ситуации, выход
России из единственного соглашения
о защите инвестиций, которое регулировало
совместные российско-белорусские
проекты, ставит все сотрудничество
под угрозу, в особенности главный
проект – сотрудничество в области
дизельного автомобилестроения.
Информация о работе Право собственности в международном частном праве