Право собственности в международном частном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 08:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении особенностей правового регулирования собственности в международном частном праве.
Для достижения поставленной цели определим основные задачи:
1) Прежде всего, необходимо определить сущность права собственности;
2) Рассмотреть коллизионно - правовое регулирование права собственности;
3) Проанализировать правовое регулировании иностранных инвестиций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общие положения о сущности и правовом регулировании права собственности…......................................................................................................4
2. Коллизии при решении вопросов права собственности………….…….11
3. Коллизионно-правовое регулирование вещных прав………………..…20
4. Правовое регулирование иностранных инвестиций……………………29
Заключение…………………………………………………………………….....52
Список использованных источников…………………………………………...54

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 68.33 Кб (Скачать документ)

Прямые инвестиции делятся на две группы: 

- трансконтинентальные  капитальные вложения, обусловленные  возможными лучшими условиями  рынка, то есть тогда, когда  существует возможность поставлять  товары с нового производственного  комплекса непосредственно на  рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую  роль, главное- нахождение на рынке.  Разница в издержках производства  по сравнению с материнской  компанией является меньшим фактором  влияния на размещение производства  на данном континенте. Издержки  производства являются решающим  для определения страны данного  континента, в которой необходимо  создать новые производственные  мощности; 

- транснациональные  вложения- прямые вложения, часто  в соседней стране. Цель- минимизация  издержек по сравнению с материнской  компанией. 

 Черты, характерные  для прямых инвестиций: 

- при прямых зарубежных  инвестициях инвесторы, как правило,  лишаются возможности быстрого  ухода с рынка; 

- большая степень  риска и большая сумма, чем  при портфельных инвестициях; 

- более высокий  срок капиталовложений, они более  предпочтительны для стран-импортеров  иностранного капитала. 

 Прямые зарубежные  инвестиции направляются в принимающие  страны двумя путями: 

- организация новых  предприятий; 

- скупка или поглощение  уже существующих компаний. 

 «Портфельные»  инвестиции- такие капитальные вложения, доля участия которых в капитале  фирм ниже предела, обозначенного  для прямых инвестиций. Портфельные  инвестиции не обеспечивают контроля  за заграничными компаниями, ограничивая  прерогативы инвестора получением  доли прибыли (дивидендов). 

В ряде случаев международные  корпорации реально контролируют иностранные  предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух причин: 

- из-за значительной  распыленности акций среди инвесторов; 

- по причине наличия  дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность  иностранной фирмы. Имеются в  виду лицензионные и соглашения, контракты на маркетинговые услуги  и техническое обслуживание. 

Повышение роли портфельных  инвестиций в последнее десятилетие  связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию  масштабов которых способствовал  ряд факторов: интернационализация  деятельности фондовых бирж, снятие ограничений  на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с  ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений. 

Прочие инвестиции- группа инвестиций, в которую в  основном входят международные займы  и банковские депозиты. 

Формы заграничных  капиталовложений в изложенной схеме  все равнозначны. Между тем не до конца ясно, какие формы инвестиций важнее с точки зрения управления реальным производством. В основе этих разночтений, которые выходят на уровень законодательных актов и правительственных постановлений, лежит, как правило, личный или групповой интерес соответствующих финансово-промышленных кругов. Но все более признается приоритетное значение прямых инвестиций как наиболее удачно объединяющих национальные (или государственные) интересы различных слоев общества. К тому же они преимущественно связаны с конкретными международно-оперирующими факторами, финансово-промышленными группами, поэтому они более управляемы, их «правила игры» более определенны, что особенно важно с позиций обеспечения реальных конкурентных стандартов для национальной экономики. 

Таким образом существуют различные формы иностранных  инвестиций. Прежде, чем выбрать  ту или иную форму вложения капитала, иностранные инвесторы должны быть уверены в том, что страна реципиент  имеет благоприятный инвестиционный климат, который определяется уровнем  политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой, устойчивостью  денежной единицы и прочими факторами.  

Как уже было сказано  выше, наибольший интерес вызывают развивающиеся страны. Так как  экономика большинства этих стран  находится в состоянии продолжающегося  быстрого роста, а многие рынки, например, фондовые, не являются высокоразвитыми, то инвестиции будут иметь высокую  доходность. 

В структуре правового  регулирования инвестиционных отношений  можно выделить два уровня: международно-правовой (заключение международных соглашений) и внутригосударственный (основа —  национальное законодательство принимающего государства). Международно-правовое регулирование  инвестиций осуществляется на универсальном, региональном и двустороннем уровнях. Универсальное регулирование предусмотрено  в Вашингтонской конвенции о  порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и  иностранными лицами 1965 г. и в Сеульской  конвенции 1985 г. об учреждении Многостороннего  агентства по гарантиям инвестиций. 

В соответствии с  Вашингтонской конвенцией 1965 г. при  МБРР был учрежден МЦУИС — Международный  центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и  частными иностранными инвесторами. Разрешение инвестиционных споров производится путем  проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем арбитражного производства (гл. IV). В целях избежания  споров принимающие государства  обязаны предоставлять национальные гарантии иностранных инвестиций. 

Более действенный  способ защиты иностранных инвестиций—это страхование. Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства  по гарантиям инвестиций (МИГА) предоставляет  иностранным инвесторам финансовые гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Функции  МИГА — заключение договоров страхования  и перестрахования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков. В Сеульской конвенции закреплено понятие традиционных некоммерческих рисков это риски, связанные с переводом валют (кроме девальвации местной валюты), экспроприацией или аналогичными мерами, войной, революцией, государственными переворотами в гражданскими беспорядками (кроме террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий). Кроме традиционных некоммерческих рисков, Сеульская конвенция предусматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства. 

В соответствии с  Конвенцией создана система государственного и частного страхования на национальном уровне, дополненная международной  многосторонней системой страхования  иностранных инвестиций. С 1993 г. на территории РФ действует Международное агентство  по Страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих рисков. 

В качестве примеров региональных инвестиционных соглашений можно привести договоры, заключенные  в рамках СНГ. Соглашение СНГ о  сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. предусматривает  сотрудничество сторон в сфере инвестиционной политики, пресечения недобросовестной конкуренции на международном и  внутреннем рынках; предоставление иностранным  инвесторам права на приобретение национальных цепных бумаг, аренду помещений, пользование  землей; заключение концессионных договоров  и создание свободных экономических  зон. Соглашение распространяется не только на частное, но и на государственное  иностранное инвестирование. 

Конвенция СНГ "О  защите прав инвестора" от 28 марта 1997 года определяет правовые основы осуществления  различных видов инвестиций, зарегистрированных на территории Сторон, и гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и получаемые от них доходы. Нормы  и правила применяются в случае, когда в процессе инвестирования участвуют субъекты правоотношений двух и более государств. Регулирование  вопросов, связанных с деятельностью  инвестора и защитой его прав, осуществляется уполномоченными государственными органами страны реципиента. 

Функции координации  вопросов, связанных с действием  настоящей Конвенции, со стороны  органов Содружества Независимых  Государств осуществляет Межгосударственный экономический комитет Экономического союза. 

Согласно Конвенции, инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных  бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий  и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством Сторон, когда  эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом (Конституцией) страны - реципиента. Национализация или реквизиция не могут  быть осуществлены без выплаты инвестору  адекватной компенсации. 

16 апреля 2007 года  бывший президент России Владимир  Путин подписал указ о неучастии  в ряде соглашений, принятых в  рамках СНГ: о межгосударственном  рынке ценных бумаг, в конвенции  о защите прав инвестора, в  протоколе к соглашению о помощи  беженцам и в соглашении об  обеспечении населения лекарствами  и медтехникой, производящихся  предприятиями стран СНГ.  

Особенно интересен  выход из соглашения по защите прав инвестора. Это соглашение, точнее «Конвенция о защите прав инвестора», была подписана 28 марта 1997 года на основе Договора о  создании экономического союза от 24 сентября 1993 года. Эта конвенция  устанавливала правовые основы инвестирования на территории подписавших ее стран, в частности, устанавливала что  координацию вопросов, связанных  с этой конвенцией осуществляет Межгосударственный экономический комитет Экономического Союза. Документ подписали: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.  

Однако практически  сразу же, Россия стала заключать  двухсторонние межправительственные соглашения о защите прав инвесторов. Подписаны такие двухсторонние  соглашения с Узбекистаном, Казахстаном, Украиной, Таджикистаном, Арменией. Предполагается подписание аналогичного соглашения с  Кыргызстаном и Азербайджаном. Причем, это были независимые друг от друга  соглашения, и двухсторонние документы  не ссылались на соглашение в рамках СНГ.  

По существу, уже  с конца 90-х годов существовало две системы защиты прав инвесторов: основанная на соглашении в рамках СНГ, и основанная на двухсторонних  соглашениях. Для чего создавался такой  параллелизм, который подрывал основы Содружества Независимых Государств, трудно сказать. Но, к настоящему моменту  становится очевидно, что выжила система  двухсторонних отношений.  

В этом вопросе сильнее  всего внимание привлекает пункт  о запрещении национализации и реквизиции инвестиций без адекватной компенсации, отмена которого может сильнее всего  ударить по интересам инвесторов в России. Но нужно обратить внимание на два существенных момента. Во-первых, только две страны из СНГ делали масштабные инвестиции в России. Это  Казахстан (около 8 млрд долларов инвестиций), и Беларусь (совместная программа  развития дизельного автомобилестроения, стоимостью 35 млрд рублей, или 1,3 млрд долларов).  

Казахстан имеет  крупный объект совместных инвестиций – Оренбургский газоперерабатывающий завод, в котором казахстанской  стороне принадлежит 50% акций. Потому некоторые эксперты считали, что  выход России из соглашения в рамках СНГ ударит по казахстанским интересам: «Отказ от дополнительных обязательств перед инвесторами из СНГ может  коснуться и Астаны», - заявил директор Евразийского центра политических исследований Рустем Лебеков.  

С этим мнением нельзя согласиться, поскольку подписанное 6 июля 1998 года соглашение между Россией  и Казахстаном о защите инвестиций, было ратифицировано Россией и вступило в силу 11 февраля 2000 года. Если мы сравним  статью 9 Конвенции о защите прав инвесторов и статью 7 Соглашения о  поощрении и взаимной защите инвестиций, то мы увидим, что двухстороннее  соглашение более четко определяет механизм компенсации. Инвестору должна быть выплачена рыночная стоимость  инвестиций без задержек, в свободно конвертируемой валюте, с правом беспрепятственного перевода средств. При задержке, соглашение предусматривается начисление процентов  по ставке трехмесячных депозитов в  долларах США на Лондонском межбанковском  рынке.  

Потому, интересам  казахстанских инвесторов в России ничего не угрожает, и выход России из конвенции никак не отразится  на их положении.  

Но вот с Беларусью  положение намного сложнее. В  силу процессов создания Союзного государства, между странами не было заключено  соглашений о взаимной защите инвестиций. Договор о создании Союзного государства (статья 20) предусматривал создание единого  законодательства, регулирующего хозяйственную  деятельность. Ничего особо об инвестициях  сказано не было.  

Но с тех пор  российское и белорусское законодательство не только не стали едиными, но и  даже не сблизились. Механизмы Союзного государства, на которые возлагалось  столько надежд, так и не заработали. После короткой «газовой войны» с  Беларусью, Россия повела фактический  курс экономического обособления от своего союзника. В этой ситуации, выход  России из единственного соглашения о защите инвестиций, которое регулировало совместные российско-белорусские  проекты, ставит все сотрудничество под угрозу, в особенности главный  проект – сотрудничество в области  дизельного автомобилестроения.  

Информация о работе Право собственности в международном частном праве