Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:06, курсовая работа
На мой взгляд, тема правового положения иностранцев в России является сегодня одной из самых актуальных. И тому так много причин, что на пере-числение их всех не хватит объема работы. Но все же основные причины ее актуальности назову.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…….5
1.1 Общая характеристика закона………………………………………..5
1.2 Режимы пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации……………………..10
1.3 Ограничения, установленные для иностранных граждан в соответствии с Федеральным Законом……………………………...19
1.4 Условия участия иностранных граждан в трудовой деятельности…………………………………………………………….23
1.5 Порядок приглашения иностранных граждан в Российскую Федерацию……………………………………………..25
1.6 Регистрация иностранных граждан и учет временно пребывающих и проживающих в Российской Федерации иностранных граждан………………………………………………….30
1.7 Контроль за пребыванием и проживанием иностранных граждан. Ответственность за нарушение настоящего Закона…………………………………………………… 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………37
ССЫЛКИ……………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..40
1. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации.[5]
2. Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации.[6]
3. Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации.[7]
Наличие данных правовых режимов пребывания и проживания иностранных граждан на территории Российской Федерации вызвано, как уже говорилось, во Введении уникальной геополитической ситуацией, когда наша страна, оставшись без укрепленных рубежей и не имея адекватного сложившейся ситуации законодательства, подверглась мощному миграционному напору с территории, прежде всего, среднеазиатских и закавказских республик бывшего СССР. Во времена существования Советского Союза необходимости в столь детальной регламентации порядка пребывания и проживания иностранцев не было - поток мигрантов был весьма незначительным, иностранные граждане не стремились обосноваться в Советском Союзе, заниматься трудовой деятельностью. Советский Союз был, во многом закрытой страной и даже как некоторые считают, изолированной. Иная ситуация сложилась в России в середине 90-х годов. Несмотря на все трудности в нашей стране экономическая ситуация объективно лучше и выше уровень жизни, чем, скажем, в Таджикистане или Киргизии. Но в этих республиках населению надо как-то выживать и поэтому вот уже более 10 лет мы являемся свидетелями неконтролируемого потока нелегальной миграции из вышеперечисленных регионов. А так как эти граждане пребывают в Российскую Федерацию еще и в порядке безвизового въезда, то ситуация становится катастрофической. Поэтому закон ограничил срок временного пребывания таких граждан на территории России 90 сутками, за исключением случаев, предусмотренных Законом. [8] Таковыми закон признает заключение иностранным гражданином трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ или оказание услуг. В этом случае срок временного пребывания может быть продлен на срок действия договора (но не более чем до одного года, исчисляемого со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию).[9]
Временное проживание отлично от временного пребывания тем, что для этого иностранному гражданину надо получить разрешение на временное проживание в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации. Порядок выдачи иностранным гражданам разрешений на временное проживание установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года № 789 « Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание». Данное Постановление, принятое в соответствии с Законом регламентирует применение норм, содержащихся в статье 6-7 Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Срок действия такого разрешения составляет три года.[10]. Но не так просто получить разрешение. Так, 21.07.2003 года судья Крымского райсуда Пиронков К.И., рассмотрев поступившие из Крымского РОВД административные материалы в отношении А. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 КоАП РФ, прекратил производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. При этом в постановлении судья указал следующее: "Несмотря на то, что А. действительно является лицом без гражданства в том смысле, в котором это понятие определят Закон РФ N 115-ФЗ от 25.07.02 г. "О правовом положении иностранных граждан в РФ" - он не является гражданином РФ и не подтвердил иностранное гражданство, судья считает, что к нему преждевременно применять положения вышеуказанного Закона, как к лицу без гражданства, в частности, требовать получения миграционной карты. В настоящее время данный вопрос - о правовом статусе турок-месхетинцев - решается на федеральном и краевом уровнях и окончательно он не разрешен". Также в постановлении указано, что, по-скольку в судебном заседании доказано, что А. являлся в ПВС за получением регистрации по месту пребывания, т.е. выполнял свои обязанности, его вина в проживании без регистрации отсутствует. Судья даже рекомендовал ПВС Крымского РОВД продлить регистрацию по месту пребывания А. без возложения обязанности получить миграционную карту, до определения на федеральном уровне правового статуса турок-месхетинцев. Данное постановление обжаловано не было и вступило в законную силу.
Однако в разрешении
может быть отказано по
Прежде не было в Законе и положения о таком основании отказа в разрешении, как заболевание наркоманией, не имение сертификата об отсутствии ВИЧ- инфекции, заболевание некоторыми инфекционными заболеваниями. О ВИЧ-инфекции, я думаю, говорить бессмысленно - всем и без того ясно, что и своих проблем с этим заболеванием у нас больше, чем достаточно и приток еще и извне такого рода переселенцев принес бы огромный вред. Более того, известны прецеденты, когда ВИЧ-инфицированные граждане государств СНГ пытались получить разрешение на проживание в РФ, получали его, а затем выдворялись (!) своими же странами в Россию. О том, какие другие инфекционные заболевания признаны опасными, еще не ясно, так как соответствующего Постановления Правительства РФ об утверждении их перечня еще не издано. В случае отказа через год иностранный гражданин может повторно обратиться за разрешением на временное проживание.[11]
Действительно, за границей оформить фиктивный брак, видимо, легче, чем в России. Осуществившие инвестиции в экономику России в размерах, установленных Правительством Российской Федерации, в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.
На мой взгляд, квотирование числа мигрантов, безусловно, позволит улучшить контроль за пребыванием иностранных граждан в нашей стране и позволит избежать неконтролируемой миграции. Более того, я считаю, что это шаг к новой ступени миграционного контроля. Было бы целесообразно определять не только в каком регионе России и в каком количестве позволить проживать иностранцам, но и из каких стран и регионов мира миграция в нашу страну нежелательна. Примеры такого временного ограничения на въезд из некоторых регионов мира уже есть.[14] Кроме того, можно определить, какие специалисты и в каком количестве нужны сегодня в Российской Федерации, а какие – нет. Для тех специалистов, которые необходимы в стране можно было бы установить льготный режим для получения ими разрешений на временное и постоянное проживание, ввести для них другие льготы и привилегии. Допустим, на рынке труда в одном из регионов России в результате начавшегося экономического роста и отсутствия в регионе собственных кадров нехватка инженеров. В тоже время в этом же самом регионе катастрофический наплыв неквалифицированных иностранных рабочих из стран СНГ. В этом случае необходимо привлечь из тех же стран СНГ квалифицированных инженеров, обеспечив им льготные условия получения права на проживание в России (а в перспективе и гражданства), а переизбыток неквалифицированных рабочих сократить путем запрещения физическому или юридическому лицу неправомерного использование иностранной рабочей силы и выдворения всех нелегалов. Определение же регионов мира, из которых миграция в Россию нежелательна (либо временно ограничена) позволит избежать миграции из стран, поддерживающих международный терроризм или стран с нестабильными режимами и наличием конфликтов, чтобы избежать потока беженцев. Необходимо отрегулировать и вопрос притока мигрантов в те регионы, где они не смогут нарушить доминирования коренного этнического состава, а значит, не будет дополнительного роста социальной напряженности в этих регионах в результате возможного доминирования мигрантов над коренным населением. Нежелательный для нас вариант – современная Великобритания, где число мигрантов из Азии и Африки приближается к половине населения. Да и в США знаменитый плавильный котел уже не работает. Он «взорвался» от колоссального притока мигрантов из Южной Америки и Китая и теперь они сами говорят о так называемом «лоскутном одеяле» - адаптации в принимающем обществе уже не получается и возникают районы компактного проживания мигрантов, плохо контролируемые органами власти. И если речь идет о нежелательных мигрантах, можно говорит и о том, что Россия сегодня сдерживает колоссальные миграционные потоки, следующие транзитом в страны Западной Европы. И деятельность Российской Федерации по дальнейшему их сдерживанию должна зависеть от того, насколько эффективной наши европейские партнеры хотят видеть эту работу и что они готовы для этого сделать.
В отличие от временного пребывания и проживания постоянное проживание иностранного гражданина на территории Российской Федерации в корне меняет его правовое положение - во многих вопросах его права тождественны правам Российских граждан. Это налагает на Российское Государство в том числе и ответственность за этого гражданина, возлагает обязанности по обеспечению ему социальных и иных гарантий. А если речь идет о лице без гражданства, то Россия и вовсе будет считаться единственным его прибежищем. Поэтому вопросы выдачи видов на жительство в Российской Федерации являются крайне важными. Законом устанавливается обязанность для иностранного гражданина прожить один год на основании разрешения на временное проживание, прежде чем обратиться за видом на жительство.[15]Причем, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона заявление о выдаче вида на жительство должно быть подано иностранным гражданином не позднее, чем за полгода до истечения срока разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается сроком на пять лет и по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет, причем количество продлений не ограничено. Порядок выдаче вида на жительство утверждается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года № 794 утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства видов на жительство. В разд. III п. 15 этого положения говорится о том, что порядок прохождения перерегистрации устанавливается Министерством Внутренних Дел Российской Федерации. Соответствующий нормативный акт еще не готов и поэтому нельзя судить об этой процедуре.
Такой жесткой регламентации прежнее законодательство не предусматривало и любой иностранец после месяца проживания мог относительно легко получить вид на жительство, и в этих условиях говорить о предотвращении проникновения в страну нежелательных и вредоносных элементов не приходилось. В прошлом не существовало надобности в четкой регламентации миграционных процессов – органам государственной безопасности не составляло труда избавить страну от нежелательных посетителей, да и такого притока мигрантов не было. Поэтому с распадом Советского Союза наше миграционное законодательство вдруг оказалось самым либеральным в мире – новые времена потребовали по-новому, законодательно урегулировать этот вопрос и однозначно распределить обязанности ответственных за этот участок деятельности государственных органов. И в этом бесспорный плюс данного закона. Хотя и новый Закон не дает надежных гарантий от подобного рода случаев, не принимая в расчет нежелательную трудовую миграцию. И вновь идет речь о национальных интересах России - как привлечь в страну того, кто ей необходим и не допустить закрепления в ней вредных и опасных элементов? Законом предусмотрены для обоснования отказа в выдаче вида на жительство те же основания, что и при выдаче разрешения на временное проживание. Но ведь в действительности временное проживание дает гарантии о выезде иностранца по истечении срока такого проживания, а при выдаче вида на жительство иностранец может и навсегда закрепиться в России. В этом не было бы ничего плохого, если бы все иностранцы относились к числу желательных мигрантов. Однако реальность сегодняшнего дня - экспансия переселенцев из республик Закавказья в регионы Южного Федерального Округа России, расселение турок-месхетинцев на юге Оренбургской области, заселение китайцами дальнего востока. Поэтому в отсутствие того, что предложено выше относительно определения регионов желательной и нежелательной миграции было бы целесообразно препятствовать дальнейшему ходу таких процессов. На первом месте, безусловно, должны быть меры экономического характера – надо создать все условия для того, чтобы излишнее использование иностранной рабочей силы было крайне невыгодно хозяйствующим субъектам нашей страны, что позволит избежать экономического закрепления таких иностранных граждан в России. На втором месте – жесткая последовательная государственная политика в отношении нелегальных мигрантов, которую можно сформулировать, как «только выдворение». Наконец, на третьем месте меры законодательного характера – запрещение, какого бы то ни было расселения иностранцев в приграничных, либо стратегически важных районах Российской Федерации.